Философия без границ (ответ на пост «Математика без границ»)

1 класс: есть добро и есть зло

2 класс: добро всегда побеждает зло

3 класс: добро не всегда побеждает зло

4 класс: ну вот у взрослых наверно побеждает, они умные, не то что мы

5 класс: и у взрослых тоже не всегда

6 класс: сами взрослые имеют разное мнение о том что есть добро а что зло, но наверно все таки они говорят об одном и том же  

7 класс: наконец-то нормальные уроки литературы, а не просто свой опыт... а ведь раньше, оказывается, было все точно так же...

8 класс: каждый писатель пытается навязать своё видение добра и зла, порой диаметрально противоположные, получается сами взрослые не знают что такое добро а что зло. А кто знает, в таком случае?

9 класс: раз никто этого не знает наверняка, надо самому творить добро, тогда и все вокруг, глядя на меня, станут добрыми

10 класс: ну почему все вокруг не становятся добрыми, а пытаются мной пользоваться, это же так просто быть добрым и всем помогать.

11 класс: а знаю ли я сам(а) что такое добро?

*Гуманитарный вуз*

1 курс: Ух ты, вот этого нам на уроках истории в школе не рассказывали... люди творят зло осознанно и умышленно, и вообще вся история человечества - это практически сплошное зло и насилие...

2 курс: В расписание поставили новые и более специализированные предметы.  Этика. История религии. Оказывается, сплошное зло и насилие часто творилось и творится во имя добра...

3 курс: Новый предмет.... Философия? Интересно. Оказывается рассказы о добре и зле во все времена - это просто один из инструментов управления людьми

4 курс: Запишусь-ка я на спецкурс по философии... оказывается многие люди сами хотят чтобы ими управляли, потому что не могут или не хотят жить иначе. И сами создают себе проблемы. Им так удобно.

5 курс: На спецкурс по политологии пожалуй тоже запишусь... интересно... оказывается, все кто людьми управляют и предлагают любые готовые модели добра и зла, просто зарабатывают на людях деньги...

Нужно искать что-то свое.

Аспирантура: так-так-так... Ницше был слишком радикален, Кант немного наивен... что у нас тут в 20 веке? Ясперс, Поппер, Фромм, Фуко, в целом весь постмодерн, объективизм, постпозитивизм.... Получается что даже те кто считают что они сами управляют своей жизнью и творят добро, просто находятся в рамках конкретной эпистемы (культурных взаимосвязей определенного временного отрезка), представляющей собой набор культурных кодов, различающихся не только в каждой социальной группе и культуре, но и в каждом столетии и даже десятилетии - причём с учетом всего вышеперечисленного. Избавление от воздействия дискурса (той среды превалирующего понятия добра и зла в которой субьект находится) просто переносит его в пространство множественности метадискурсов, образуемых множественностью понятий добра и зла, существующих, существовавших и способных когда-либо существовать.

В этом случае самостоятельным дискурсом может стать лишь субьект сам для себя и при желании для тех других, кто готовы разделить его личные ценности, сформированные из набора других ценностей, и с помощью принципов социальной инженерии образующих уже его собственную личность. И то эта хрупкая конструкция будет уместна и будет существовать впринципе лишь в рамках крайне недолговечной эпистемы, однако благодаря этому он может оставить после себя какой-то след в этом мире, не нанося вреда окружающим, позволяя им жить как им хочется. Наверно это и стоит считать добром, но мы не уверены, потому что уверенным быть вообще нельзя ни в чем. Понятий добра и зла не существует впринципе, как и любых иных утверждённых навсегда констант, точно так же как и в естественных науках, и по тем же самым причинам относительности и беспредельной множественности, применимым и в гуманитарных науках.