Если вам нужен репетитор. Инструкция по применению.

Здравствуйте, уважаемые ученики, родители и просто интересующиеся! Этот пост о том, что делать, если вы пришли к решению обратиться за услугами к репетитору при подготовке к экзаменам. Речь пойдёт о ЕГЭ и ОГЭ. Немного о себе: я репетитор по математике и физике, специализируюсь именно на подготовке к экзаменам. Но речь пойдёт не только о моих предметах, а о всех в целом.
Я очень часто встречаю ошибки, при которых теряется время, зря тратятся деньги, нервы. Хочу предостеречь, помочь. Сразу предупреждаю, текста много:) Цены привожу лишь для примера, во всех городах они разнятся.

А сначала зададим себе вопрос:

Вам точно нужен репетитор? Это не необходимость, это "предмет роскоши".
- если ученик самостоятелен, мотивирован, и имеет способность к самоконтролю и неплохой начальный уровень знаний, он подготовится к экзаменам на удовлетворительный балл сам. В помощь книги, пособия, видео, коих в интернетах полно.

- если знания имеют брешь, но не катастрофичную (недопонял тригонометрию в 10-м классе - это не страшно, страшно, если в 11-м не может сложить дроби и решить линейное уравнение), и вы не уверены, что закроете эту брешь сами, вполне подойдут курсы, группы, мини-группы. Конечно, надо быть готовым делать д/з и исправно посещать занятия.
- если пробел в знаниях значительный, а желания устранять это нет - вообще не стоит начинать подготовку. Вы зря потратите деньги и время, а без вклада ученика, результат обучения будет нулевым. (Зеркальный совет репетиторам: бегите, если к вам обращается родитель 11-классника с начальным уровнем с двойки на тройку и запросом "заинтересовать предметом" и  "быть строже")
Когда вам может быть нужен репетитор:

а) вам необходимо сдать предмет на высокий балл (в математике и физике это 65+, что выходит за рамки школьного курса, в остальных предметах примерно 80+, 85+. Да, с физикой и математикой вышло несправедливо, увы.)

б) у вас серьёзные пробелы в знаниях (и вы конечно же готовы трудиться)
в) вы родитель и вам важно быть спокойным, что всё под контролем, что чадо успеет залатать все свои дыры в знаниях, а не просто пройдёт универсальную программу подготовительных курсов.
г) вам важно быть спокойным, что успеваемость вашего ребенка под контролем и вас будут держать в курсе успехов/проблем. Обратите внимание, просто сложить всю ответственность на преподавателя - плохой вариант. Будьте на связи сами. Вот пример неудачного взаимодействия: https://pikabu.ru/story/kak_ot_menya_segodnya_klient_otkazal...
д) барабанная дробь... у вас есть средства. Индивидуальный преподаватель - это самый дорогой вариант подготовки. Есть способы немного сэкономить, но о них чуть позже. Так что сразу оцените свои возможности.
Если среди условий а) - г) вы выбрали один или несколько, а условие д) не нагнало жути, значит тема про репетитора - для вас.

Когда искать? Сейчас. Два аргумента: потом мест не будет и потом будет дороже. Если первый очевиден, что у хорошего преподавателя запись на сентябрь может идти ещё с декабря, то по второму аргументу поясню. У некоторых (не у всех) репетиторов есть понятие "динамическое ценообразование". Набирая необходимый минимум учеников, они повышают цену.  Так что записавшись на занятия в августе, вы можете 9 месяцев с сентября по май заниматься по цене, допустим, 1200 за урок (1 занятие в неделю, например, умножаем на количество занятий в месяц и на количество месяцев 1200*4*9 = 43 200), а с октября вы можете прозаниматься 8 месяцев по 1500 (1500*4*8= 48 000). Вывод: откладывать начало занятий не всегда значит сэкономить.
Важно! Если вы в 10-м классе, лучше начать готовиться к ЕГЭ сейчас. Частота занятий будет реже (например, 1 р/нед в 10-11 классах, против 2 р/нед в 11 классе), стресса меньше, оценки на уроках, как "побочный эффект", уже сейчас станут лучше, а денег и времени потрачено столько же.
Если вы в 8-м классе и серьезных проблем с успеваемостью нет, то к ОГЭ можно начать готовиться только в 9-м классе, сильно не парьтесь.


Кто может быть вашим репетитором?

1) Студент. Берет дешево, подготовить к экзаменам может. Но это не точно) Как правило, опыт мал, своей программы еще не разработал. Но если человек ответственный и сам отлично сдал экзамены в свое время, то почему бы и нет. Бывает одно "Но": мне часто звонят в мае ученики, с просьбой взять их в расписание на любое время, потому что их репетитор-студент отказался от занятий в виду своей важной причины: "сессия, не до вас стало". Не хочу обидеть ответственных студентов, конечно "кидают" учеников далеко не все.
2) Школьный/ВУЗовский преподаватель. Смотрите отзывы, слушайте рекомендации о конкретных людях. Не всегда школьный учитель = хороший репетитор. Программу экзаменов школьный учитель знает наверняка, но может быть "заточен" под работу с большим классом и плохо налаживать контакт при индивидуальных занятиях. Его программа может быть негибкой, шаблонной и не выходить за пределы того, что преподают в средней школе (а если вам нужен очень высокий балл - это важно). Преподаватель ВУЗа - тоже вовсе гарант успеха, он может преподавать в институте экономику, но плохо понимать тонкости ЕГЭ по обществознанию, к примеру. Ищите отзывы, не доверяйтесь только статусу потенциального репетитора. Звание "доктор наук" и прочие могут ничего не значить для решения вашей задачи.
Преподаватели институтов и учителя школ однозначно опытнее студентов, а цены за занятия с ними, ожидаемо, выше.
3) Частный преподаватель, репетитор. Это может являться его основной профессией. Обращайте внимание на то, что является его специализацией. Если вы услышали от знакомых рекомендацию, что Иван Иванович хорошо подготовил их сына к олимпиаде в 5 классе, это еще не значит, что он хорошо подготовит к ЕГЭ или ОГЭ. Спросите знакомых выпускников, кто сдал экзамены хорошо, они могут поделиться контактами того, кто им помог. Читайте отзывы на сайтах репетиторов внимательно, там вы должны увидеть информацию о репетиторе от выпускников, с результатами (или общими впечатлениями хотя бы)  сдачи ЕГЭ/ОГЭ. Если преподаватель имеет большой опыт работы в подготовке к нужному вам экзамену, у него наверняка наработана своя программа и методика.
Стоимость занятий примерно такая же, как и у предыдущей категории.

Обобщу: кого бы вы ни выбирали, всегда читайте отзывы и прислушивайтесь к рекомендациям. Обращайте внимание на то, с какой категорией учеников работает данный человек (младшие школьники, 5-8 класс, 9-11 класс, студенты, олимпиадники, взрослые и т.д.)

За что платите?
Очевидно, стоимость занятия складывается из его продолжительности, транспортных расходов репетитора (если он приезжает к вам) и его времени на подготовку к занятию. Однако, бывают неочевидные плюшки. Кто-то проверяет домашку на уроке, а у кого-то в стоимость включена проверка д/з до занятия, по почте, соцсетям, мессенджерам и т.д. Какие-то репетиторы готовы оказывать поддержку 24/7, хотя ... не в ночное время точно) У кого-то в стоимость включена онлайн-консультация ~10-30 минут между занятиями, например, обратиться по домашней работе, задать вопросы. Кто-то устраивает бесплатные пробные экзамены свои ученикам.
Но не стоит требовать уделить вам время вне расписания и помочь с домашним заданием, если такой "бонус" не предложил сам преподаватель. Разрывать телефон преподавателя и соцсети с вопросами по д/з или контрольной тоже не стоит, всё-таки по умолчанию вы платите за время урока. А остальное - ваши договоренности и лояльность конкретного репетитора.

Как сэкономить? Даже если вы не выбрали занятия со студентом, а нашли опытного преподавателя, есть варианты сберечь семейный бюджет:
- если ученик ответственен и способен учиться сам, но ему нужен тот, кто направил бы его в нужное русло и проконтролировал, можно договориться о редких консультациях с преподавателем. Один раз в две недели или ежемесячно. Зависит от того, сколько нужно пройти по программе и что вам порекомендует конкретный репетитор. Такой формат не очень популярен, но имеет место быть.
- спросите, возможно ли заниматься в паре или мини-группе? Такая возможность часто есть, репетитор вас объединит с учеником, у которого схожий уровень знаний, или даже с двумя-тремя учениками. При таком раскладе индивидуальный подход не будет до конца потерян, а вы можете сэкономить от 30% (за занятия в паре)  до 70% (мини-группа). У репетитора должно быть своё помещения для занятий, если с парой можно работать и в квартире, то для мини-группы потребуется аудитория/офис/класс.
- у некоторых репетиторов есть абонементная система. Как в фитнес-клубе:) Если вы планируете заниматься 2 или 3 раза в неделю на регулярной основе, вам могут предложить скидку при оплате занятий на месяц со "сгоранием" пропусков. Примерно 10-20% можно сэкономить.
- скидка за предоплату. Платите за месяц вперед, экономите 5-10%. Некоторые репетиторы такое предлагают.
- "не ходовое" время. Старшеклассники в будни ходят на дополнительные занятия примерно в промежутке с 14 до 22 часов. Вдруг у вас есть возможность приходить к репетитору в первую смену? Может, в школе введен день самоподготовки, "окна" в расписании, или вы учитесь в старших классах в непопулярную вторую смену. Бывает, у репетиторов есть скидка на занятия в первой половине дня.
- ах да... самое очевидное - поднять мягкое место с дивана и прийти к репетитору самому:) Стоимость занятий дома у ученика, как правило, выше, чем на территории учителя. Навскидку, разница бывает в 1,5 раза.
- к преподавателю будут ходить двое или более детей из вашей семьи) Часто за "опт" тоже снижают цену)

Величина скидок во всех примерах взята ориентировочная, из опыта своего, коллег, из статистики с сайтов по подбору репетиторов.
Вероятнее всего, если у преподавателя и есть какая-то система скидок, то он вам про нее расскажет сам. Но также будьте готовы к тому, что у многих репетиторов скидки не предусмотрены.

Антисовет: настойчиво требовать снизить цену за какое-то из перечисленных условий, потому что "у другого репетитора такая скидка есть" . Просить преподавателя сделать скидку просто так, потому что мы хотим платить дешевле, потому что нам дорого, нам жалко, потому что вы стоите меньше и т.д. Понятно, наверное, почему так делать не стоит?:) Примеры тут: https://pikabu.ru/story/est_takaya_professiya__repetitor_2_5... . Как еще не стоит делать: https://pikabu.ru/story/est_takaya_professiya__repetitor_538...

В завершении поста, хочу сказать, что волшебников не существует, никто не загрузит вам знания в голову, как на жёсткий диск компьютера. Вы должны трудиться сами, делать д/з (хорошие преподаватели обязательно их задают), регулярно посещать занятия.
Хочу верить, что мой пост был полезен и кому-то помог определиться. Готова ответить на вопросы учеников/родителей, послушать критику и опыт коллег.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Отличный пост! Единственное, с чем хочется не согласиться по поводу сложности остальных ЕГЭ, математика с физикой не сильно-то вырываются вперед по сравнению с другими. Когда мне довелось сдавать ЕГЭ, история была гораздо сложнее математики. И сейчас тоже в остальных предметах столько специфики и особенностей критериев, что выделять отдельно математику с физикой просто несправедливо.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
В ЕГЭ по истории все задания по программе средней школы. В математике 62 балла - это программа СОШ, часть С - это уже повышенный уровень, кроме 13 задания, это не проходят в обычных классах. Такое решают ученики физмата и олимпиадники. Это не моё субъективное мнение, я лишь сравниваю программу учебников и ЕГЭ.
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу согласиться. Например, в досрочном ЕГЭ в качестве анализа документа надо было прочитать и ответить на вопросы по Воинскому уставу Дмитрия Милютина. Само название документа не приводилось. В школьной программе его нет, более того, в вузовской тоже. В ЕГЭ по истории достаточно олимпиадных заданий, выходящих за рамки школьной программы. Одно задание на аргументацию за и против чего стоит, при условии, что не существует школьного учебника, где были бы расписаны все точки зрения на все дискуссионные вопросы, которые спрашивается в ЕГЭ по истории. Более того, вузовских учебников опять же не всегда хватает.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Так в итоге какой максимальный балл можно набрать чисто по школьной программе в ЕГЭ по истории?
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говоря, меня немного смущает этот вопрос, боюсь, что не смогу на него корректно ответить. Неужели где-то есть прямо такие формулировки? Дело в том, что программа в каждой школе разная. И в зависимости от программы, конкретных учебных пособий итоговый результат сдачи ЕГЭ будет совершенно разным. Потому что в одних учебниках, например, уделено большое внимание решению заданий повышенный сложности типа бывших С1-С3, а в других - нет. В одних учебниках дается много примеров дискуссионных вопросов, а в других значительно меньше. И это все фгосовские учебники. Контурные карты сейчас вообще мало где в школах задают (вот если честно, на опыте из 20 учеников из разных школ одного города нигде никому не задавали контурные карты по истории), а на ЕГЭ спрашивают. Считать ли это школьной программой? Еще между математикой и историей большая пропасть в плане специфики экзамена. Нет конкретных правил или моделей, которые один раз понял и уже можешь ими оперировать в различных примерах. Среднестатистический ученик, который в школе по истории учился на 5 и все добросовестно выполнял, по моему опыту, на пробном егэ (без подготовки к ЕГЭ)в лучшем случае набирает 30 баллов из 100. Если взять спецификации, то по ним в ЕГЭ по истории заданий базового уровня - 16, повышенного - 8, высокого - 7. Если сравнить с профильной математикой, то б .- 8, п. - 9 и в.- 2.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, вопррс реально обширный, тут и в математике надо учитывать разницу между " в усебнике это было" и " фактически этому на уроке время уделено". Поскольку тригонометрию-то, например, в школе проходят все, но вот именно решение С13 мне выдавали только ученики физмата почему-то. Хотя нет. Прекрасно знаю почему. На примере всё этого же 13го задания могу сказать, что каждое отдельное действие в нем разбирается в классе: формулы приведения проходят, всякие превращения тригонометрических функций, формулы, даже неравенства тригонометрические затрагивают. Но вот чтобы взять и всё это собрать в единое целое и еще в идеале рассказать отдельно про способы сведения хитромудрых тригонометрических уравнений к простым - до этого этапа могут дойти только на элективах, доп занятиях всяких. А казалось бы, 80% работы сделано, так доведи же до конца, научи решать вполне шаблонные ЕГЭшные тригонометрические задания - нет, в учебниках такой параграф уже отсутствует. Так что с компиляцией знаний и адаптацией к формату экзамена в школах, как правило, печаль.
С физикой история похожая. В средних школах решают коротенькие задачки с применением 1-2 формул, я уж не говорю о том, что задачи, относящиеся сразу к нескольким разделам физики (допустим, механика+электродинамика или механика+термодинамика) вообще ввергают в ступор выпускников. Не хватает учебных часов на решение задач, которые займут 40 минут каждая.
Вот так мы и теряем задания выского уровня сложности и имеем 62-65 баллов при школьной пятерке с плюсом.
Если сравнивать, допустим, с русским языком ( я с ЕГЭ по истори не сталкивалась, знаю лишь по опыту коллег), то школьная программа + навык писать хорошие сочинения + знание школьной программы литературы уже могут дать 90 баллов.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, к сожалению, не все регламентировано, и с учебниками беда. Кстати, как обстоят дела с учебниками по математике? Тоже нет нормальных качественных пособий и приходится скрести по сусекам в различных школьных учебниках, множестве вузовских, не говоря уже о спец.пособиях конкретно для подготовки к ЕГЭ (которые, честно говоря, в большинстве своем годятся только для тренировки уже изученного материала, но по ним материал не изучишь, не говоря уже о том, что в них куча ошибок)?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Всё так. Если с физикой немного полегче, там программу можно собрать из 2-3 пособий (не путать со школьными учебниками :) )вполне сносную + надергать задачек с решуЕГЭ, то с математикой печаль.
Я до сих пор наивно разыскиваю "то самое идеально пособие" по обоим предметам, но, думаю, проще найти святой Грааль. Так что моя математическая программа - это мешанина примерно 10 книг, среди которых и различные школьные учебники и пособия по подготовке к ЕГЭ и вузовские учебники, короче всё то, что вы тоже перечислили. К тому же я понимала, что нет задачек на отработку конкретных навыков, задолбавшись их искать, я составила такие задачи сама. Да и частенько бывает, что в процессе урока что-то генерирую. А если еще вспомнить, что каждому нужна своя программа с учетом его пробелов и стремлений, то вообще жесть.
Особенно бомбит с того, что в пособиях встречаются ошибки. Бомбит трижды, когда пособие год за годом переиздаётся с теми же ошибками. Иногда закрываю глаза, учу по этому пособию, потому что там подборка задач неплохая, но в ответах и в тексте задач что-то ручкой перечеркиваю, поправляю. ААААААА

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, у меня также. Половину тем даю по разным учебникам, половину приходится писать самостоятельно. Фгосовские учебники совсем не радуют. Упражнения для тренировки заданий, введенных в ЕГЭ недавно, приходится придумывать самостоятельно, т.к. даже в специальных пособиях их крайне мало. Плюс для отработки ряда заданий приходится также самостоятельно придумывать форму подачи, особенно расстраивает культура, на нее угрохано наверно  пара месяцев жизни и это только на составление презентаций и сбор всего того, что может встретиться в ЕГЭ. Вот кстати еще любопытный пример, в учебниках школьных перечисляются все памятники, картины, здания, которые надо знать на экзамене, но часто нет их изображения, а также бывают пропущены существенные моменты, которые спрашиваются на ЕГЭ: то есть вроде, они в школьной программе есть, но в то же время для ЕГЭ этого не достаточно. И таких проблем множество. И да, к каждому ученику нужен свой подход, да и хочется подготовить качественно, а сроки сжаты, и приходится тратить часов по 7-8 на подготовку к одному уроку, чтобы в этот урок впихнуть максимум информации, в понятной форме, и еще успеть ее закрепить так, чтобы все не забылось сразу же после его окончания.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы сейчас идеально описали ответ на вопрос: "почему час занятия стоит так дорого?". Да потому что это не час :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку