3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
114
Автор поста оценил этот комментарий

Очень странно, я как будто другой фильм смотрел. Да, не всю книгу на пленку перенесли, но это абсолютно нормально, иначе бы на 4 фильма растягивать пришлось. Вырезанные сюжетные линии именно что второстепенные, на вроде многострадального Тома из Властелина Колец. А фильм, как законченное произведение, от этого только выиграл.


Чани осовременили, как это сделал Ричи с Жасмин в Алладине - у героинь появилась субъективность, и это хорошо. И в юношеском максимализме Чани нет ничего странного - у нее нет никакого научного атеизма, исключительно бытовой шовинизм, что чужак не может стать лидером их народа.


У автора много тезисов, с большинством я не согласен, и, более того, я считаю, что фильм получился близким к идеалу, точно лучше первого. Вильнев со своей командой попали в самую точку, показав Арракис каким он представлялся в моей голове во время чтения книги. Фильм отлично передает дух пустыни, настроения нищих, но верящих фрименов, отвратительных и страшных Харконненов. А звук это просто музыка - сочный, шуршащий словно пески дюны, с глухими басами.


Очень жду третью часть. А автору все равно спасибо за обзор, каждое мнение ценно. Жаль, что вам не понравилось.

раскрыть ветку (43)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так кому как про Чани, вы не ответили ни на одну претензию автора к экранизации.

А претензии эти вполне обоснованы. Сюжет фильма странный.

раскрыть ветку (18)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Сюжет книги тоже весьма странный. И комментатор и не спорит с ТС, просто говорит, что это фильм не портит, и я согласен.

Из всех претензий ТС, кстати, только претензии к Чани полностью деланые. Во-первых фильм объясняет, что в тяжелых условиях без веры никуда. На юге условия тяжелее и там все фанатики. На севере получше и там 50/50, Стилгар с его верой - южанин, а Чани из других 50%. Ну и как бы Чани - дочь императорского планетолога с научной степенью университета.

Все остальное там по мелочи, кроме одного: Алию вырезали, это жалко. Ну и критиковать режиссера, что он не углубился в дебри экологии Дюны у меня рука не поднимается, это ж кино все-таки.

раскрыть ветку (16)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько помню книгу, там не столько про "в тяжелых условиях без веры никуда", а в течение долгих лет Бене Гессерит кукловодили и насаждали на разных планетах верования, чтобы потом ими воспользоваться. Часть их программы по засовыванию носа в каждую бочку галактики


Что отчасти и помогло Джессике завоевать доверие - она знала обычаи фрименов и могла действовать так, чтобы сложился образ сверхлюдей вокруг них с Полом.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

она знала обычаи фрименов

Меня от фильмапорвало, когда Джессика сказала "да хрен его знает, какие там у них обычаи". Боже...

3
Автор поста оценил этот комментарий

Так точно, но в книге и фильме указывается, что тяжесть условий это катализатор, почему так хорошо прижились верования.

3
Автор поста оценил этот комментарий

А в книге наоборот - на юге оазисы были. Самое относительно нормальное для жизни место на Арракисе, куда фримены отправляли женщин с маленькими детьми.


И в фильме, емнип, про родителей Чани ни слова не было.

А в книге Чани не только дочь планетолога, но и племянница Стилгара.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и как бы Чани - дочь императорского планетолога с научной степенью университета.

Это в книге.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Я подзабыл первый фильм... Что по фильму Чани и Кинес не родня? Ну то есть кинес конечно черная женщина теперь, но..

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо не лесбиянка-трансгендер в придачу..

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и как бы Чани - дочь императорского планетолога с научной степенью университета.

В том то и беда, что фильме она дикая и темная. И это показано - то что на других моря, для неесенсация. То есть образование у нее 0, но твердая вера, что Гагарин летал в космос и увидел, что Махди там нет. Одно с другим не согласуется

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Чани просто нравилось слушать про моря. Это и в книгах есть - она часто просит об этом Пола. Не потому что это новость, а потому что это приятно. И кстати, вроде бы когда они возвращаются в Сиетч упоминается потеря Чани.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Чани просто нравилось слушать про моря

Чани в фильме узнает про моря от Пола. До этого она не знала, что они вообще существуют. То есть она совершенно темная и необразованная

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Она и в книге не может себе представить, просто вообразить не может столько воды.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну например, атака в стиле Марвел на императорскую армию в конце фильма - разве вы не согласны, что это глупое клеше?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Претензия к Герберту, не к Вилневу. Герберт хотел фантастику но без танков и бластеров и придумал щиты в своем мире. Ок, допустим, классная идея, я готов принять это.

Но блядь в любом мире рукопашные бои армия на армию будут проходить в строю. Там должны быть фаланги, черепахи и т.д. Сука ненавижу когда битвы показывают в стиле толпа на толпу бегут со всех ног и смешиваются в кашу.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
У тех щит на когорту, у этих тоже. Уткнулись друг в друга щитами. А дальше? Ну типа медленно его проткнуть можно. И стоят, медленно друг в друга палками тычут.
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Придумают что нибудь. Ну если выбор между этим и с улюлюканьем бросится на стену щитов и помереть, то выбор очевиден.

Вот взять первую мировую:

"У тех окопы доты пулеметы и у этих окопы доты пулеметы, и что, будут по очереди бегать в атаку и умирать?"

Да, будут.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ну вот как бы... будем сидеть в окопе ждать пока дрон с бонбой прилетит... Будем. И сидят и там, и тут.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Говорят там звук чуть ли лучший в фильмах, жду в качестве, чтоб у себя дома запустить прям копец как
8
Автор поста оценил этот комментарий

Чани осовременили, как это сделал Ричи с Жасмин в Алладине - у героинь появилась субъективность, и это хорошо. И в юношеском максимализме Чани нет ничего странного - у нее нет никакого научного атеизма, исключительно бытовой шовинизм, что чужак не может стать лидером их народа.

Я еще считаю, что Вильнев попытался усложнить и осовременить сюжет про избранного. В 60х это было очень свежо читать про того, кто круче тучи, избран богами и может любого размотать своими суперсилами. В 2024 этот сюжет уже давно всем надоел, он кажется плоским и убогим. Так уже не снимают и не пишут книги, по крайней мере хорошие. Поэтому идея с мессией, который не очень-то и мессия, а больше избран на эту должность из-за стечения обстоятельств и конкретных интриг - это более интересная идея, чем реальный избранный.

Но да, у некоторых фанатов от этого бомбит.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому идея с мессией, который не очень-то и мессия

В том то и дело, что Пол совершенно точно мессия. Настоящий. И то что обещано (что на Дюне будут ручьи и деревья) он выполнит.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Сам Пол не готов мириться с этой мыслью, и Вильнев показывает все стадии: депрессия ("я не хочу им быть!"), торг ("я вас поведу в бой, но я не мессия"), и, наконец, принятие.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Истинный лидер не ищет власти. Его призывают. Он отвечает на зов.
5
Автор поста оценил этот комментарий

В том то и дело, что Пол совершенно точно мессия.

В книге да. Но повторюсь, сейчас это уже всем надоевший троп про избранного и великого нагибатора. Вариант с парнем, который хоть и крутой, но никакой не мессия звучит в разы интереснее. Не для вас, вы зациклены на точном соответствии книгам. Но если бы вы смогли отойти от этой зацикленности, то поняли бы, что это намного более объемный вариант истории.

И то что обещано (что на Дюне будут ручьи и деревья) он выполнит.

Занятно то, что это мог бы выполнить не только мессия.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут скорее не про избранного история. Книга вообще была написана про неукротимого белого человека. Эта концепция устарела давным-давно.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Книга вообще была написана про неукротимого белого человека.

!!!!!

Вы верно книгу не читали. Это история как бедуины с бронзовой кожей завоевали галактику

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы про Лоуренса Аравийского слышали? Вы когда книгу читаете вы там только буквы видите?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А вы "7 столпов мудрости" (мемуары Лоуренса Аравийского ) читали? Если читали, то зачем пишете ерунду?

17
Автор поста оценил этот комментарий
конечно странные люди, Зендая им некрасивая. Ваще просто лучший каст фильма
раскрыть ветку (14)
25
Автор поста оценил этот комментарий

Не вы что, бледная девица из старого фильма больше подходит на роль арабки из пустыни, кек. Синдром утёнка.


раскрыть ветку (13)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Эта дочь пустыни из книги, дочь Льета Кайнса, и имеет "лицо эльфа". У Зендаи цвет кожи хорошо подходит под пустыню, но черты лица совсем не такие как у Чани из книги

раскрыть ветку (8)
7
Автор поста оценил этот комментарий

У Герберта мб тоже свои секс-фантазии были и от этого допущения в книге, ну камон, какая эльфийка в пустыне.

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

А как пустыня влияет на черты лица?

Вот Изабелла Аджани, происхождение в точности как у Чани (помесь немцев и аборигенов Сахары)


Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ах Аджани, прелестная.


Вернёмся. Вот Зендая с рыжими волосами прямо как в книге, шах и мат)

Очевидно вам просто нравится определенный типаж, вы будете топить за него. В новом фильме Зендая выглядит уместно и естественно, в пару к Шаломе монтируется, к чему этот спор вообще. Про бледность Чани в книге не помню такого, а эльфами ранее много кого называли, вплоть до тёмных подземных гномов. Считаю, в книге это нужно для указания необычности персонажа.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вернёмся. Вот Зендая с рыжими волосами прямо как в книге, шах и мат

У Зендаи с любыми волосами черты лица не такие как у Чани из книги. Кроме того мы обсуждаем не Зендаю вообще, а Зендаю в конкретном фильме

раскрыть ветку (2)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Ебать ЧЕРТЫ лица не такие как в книге, всё, провал года. Это просто смешно.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А где это написано в исходном посте? Написано только, что другие черты лица и все. А претензии к киношной Чани иные - она ведет себя как попаданец

3
Автор поста оценил этот комментарий

Сухая, без налитых водой щечек. Исключить углеводы, пару недель посидеть на диуретиках.


Но согласен, что это придирка. Не гуманно доводить живых людей до такого состояния. Можно согласиться на кинематографическую условность.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, а Кристиан Бэйл бы смог!

2
Автор поста оценил этот комментарий
До Ракиса эти люди жили на обычной планете типа Келладана, кхе. В пустыне они никогда не снимают стилсьюта, кхе. С чего бы им быть похожими на арабов?
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

С того, что автор быт фрименов с арабов и прочих этносов списывал. И как бы в фильме это выглядит естественно, чем объяснять дополнительно, почему в пустыне живут «скандинавы».


Она ваще рыжая была в книге, так что ой фсё. Каст удачный. Единственное что, маловато химии между ней и избранным, но это тоже вкусовщина.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

С того, что автор быт фрименов с арабов и прочих этносов списывал. И как бы в фильме это выглядит естественн

Она выглядит естественно, в том что касается цвета кожи. В остальном она совершенно не вписывается в повествование .Фримены тощие с тонкими чертами лица (по крайней мере у Чани точно тонкие черты лица)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Это Зендая-то не тощая? Вы шутите? Ну скулы у неё широкие, хуй с этим

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку