3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
44
Автор поста оценил этот комментарий

Вероятно, трудно собрать кучу фанатиков дюны: режиссер, сценаристы, костюмеры и т.п., чтобы было как по книге, чтобы было со смыслом.

Плюс наверняка студия может чего то там диктовать.

Плюс если сделать слишком умно, отвалится значительная часть быдловатых зрителей. Фильм не соберёт кассу. Насколько я помню первая экранизация провалилась.


Спасибо, что хоть так снял.

раскрыть ветку (62)
7
Автор поста оценил этот комментарий

любой фильм это компромисс видения режиссера, продюсера и зрителей.

44
Автор поста оценил этот комментарий

Вероятно, трудно собрать кучу фанатиков дюны: режиссер, сценаристы, костюмеры и т.п., чтобы было как по книге, чтобы было со смыслом.

Но в первой части это удалось!

Достаточно было продолжить первую часть. Но увы

раскрыть ветку (46)
80
Автор поста оценил этот комментарий

Да в первой то ничего и не раскрывается. Вообще никаких глубоких мыслей. Прилетели на аракис, кровь, кишки, бегут спасаться, встретили синеглазых бомжей, конец.

раскрыть ветку (23)
17
Автор поста оценил этот комментарий

А какие там должны быть глубокие мысли? Во второй части глубоких мыслей по прежнему нет, но теперь и сюжет оказался потерян

раскрыть ветку (20)
38
Автор поста оценил этот комментарий

Обкурятся своими спайсами и навигаторов из экранизации выкидывают 🤦‍♀️.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не только навигаторов, но и главных потребителей, ментатов

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

За ментатов вообще обидно. И за харконенских и за атрейдесовских. Да и сам Пол фактически уже был ментатом.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну давайте быть реалистами: книги у нас читают мало. И, как правило, произведение по книге, очень часто, не читавшим книгу, непонятно.

Яркий пример из нефорсированного: Игра Эндера. Цикл просто охренительный, я первые три книги как брошюры прочитал, запоем. А потом увидел фильм. Снят просто головокружительно! Прям все мои воображалки ожили! Но если вы не читали книгу - просто посмотрите на пачку сиджиай. Смысла там нет.

На мой куцый взгляд, самая лучшая экранизация книги - многосерийный фильм Мастер и Маргарита от России. Пока лучше не встречал.

раскрыть ветку (16)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте быть реалистами. Книг у нас читают много, особенно после появления аудиокниг.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Будем. Судя по нику, ты из родившихся в СССР. Я помладше, но тоже. Это мы читаем книги. Мы выросли без интернета. Всю информацию о мире я знаю из книг. А ты спроси помоложе кого-нибудь, что они прочитали внешкольной программы. Удивишься.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется что лучшая экранизация это "Собачье сердце"
Автор поста оценил этот комментарий

Игра Энедера это цикл? Не знал.

Мне казалось, там одна книга, где вполне законченный сюжет.

раскрыть ветку (12)
5
Автор поста оценил этот комментарий

цикл, но, на мой взгляд, остальные книги послабее первой

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Там в остальных книгах как-такового сюжета то и нет. Движений особо так-же нет. Возможно я конечно как-то слабо понял, но все же.


Тупо Эндер в депрессухе сидит чилит

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Чилит и путешествует сквозь века и тысячелетия. Плюс политическая линия на Земле. Там серьёзная разборка была)
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Она видимо началась после 4 книги, так-как я его сычевание в колонии устал смотреть. Жена еще его, которая к компьютеру ревнует.
Вот, правда, на любителя.

Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю, мне остальные книги плохо зашли, последнюю вообще через силу дочитывал, чтоб цикл закончить. Не люблю, когда персонажа сначала выставляют гениальным, "единственной надеждой человечества", а потом внезапно оказывается что какой-то шибздик с геномодами (я про Боба) умнее, лучше и по факту вытащил всё пока герой бредил. Ну и потом Эндер из решительного человека превратился в какую-то соплю "кококо, я не могу без моей психованной жены, разбирайтесь без меня". Тьху.
Вощщем - дальше первой книги на любителя.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Именно цикл. Про самого Эндера еще 2 книги, одна книга - события первой от лица его друга и ещё книга от лица его брата.
раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Крч первая книга выстрелила и автор решил срубить бабла написав тоже самое, но от лица других персонажей. Прикольно)

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, кстати третья книга про Эндера, хоть и дичь дикая со всеми этими дереволюдьми и телепортами - читается довольно легко.
Я не осилил только Гегемона, брат у меня с первой книги отторжение вызывал.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Там вообще по сути первая книга писалась исключительно ради второй. Вот последующие там да.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А как вторая книга называется ?

Что-то не могу найти, если честно

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Говорящий от имени мёртвых/Голостех кого нет. Ну или английское название Speaker for the dead.


Но я бы не советовал читать, если вам нравится первая часть. Эндер во второй книге, в общем-то не главный герой, да и в целом, эта книга больше философская, чем приключенческая. Как впрочем и всё остальное у Скотта.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Там штук 15 книг, если не больше.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот так ещё 3-4 раза и будет отличная серия фильмов.

Уделить время на описание вселенной, а не пытаться упихнуть всё в один фильм.


В первой части довольно многое показали про эту вселенную. Как бы сюжет в целом не такой уж запутанный и долгий, всё решают детали.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Ну зато виды красивые.
11
Автор поста оценил этот комментарий

Вы заметили, что изначально один фильм разделили на два?

А то что Чани не рожала и не беременела вообще?

И сестра Пола не рождалась и не убивала деда?

Почему на это нет претензий.

раскрыть ветку (8)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Вот то что они выкинули сцену с Алией это вообще пздц! А ведь шикарная концовка бы получилась: "Это гом-джаббар Атрейдесов, дедушка"
раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Яростно плюсую. Это реально эпичный момент, который надо было железобетонно реализовывать.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как вы его реализовать собрались? Алии по хронологии два года. Два. Вы этот кринж на экране представляте?

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Сделать ее чуть старше. Ткнуть ядовитой иглой может и ребенок

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Кринжатина, хотя я уже понял. что цель докопаться до фильма

3
Автор поста оценил этот комментарий
Маленькая Алия шикарна у Линча. А взрослая хороша в мини-сериале. Вот у Вильнева в этом смысле полный мискаст вышел.
Предпросмотр
Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

По хронологии книги, Алие не 2 года. А 6, емнип.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Для справки:

Википедия Алия Атрейдес

Во время битвы Муад'Диба за власть над Арракисом, в возрасте трёх лет, убила барона Владимира Харконнена гом джаббаром Атрейдесов.


По теме: Ровно также как и весь остальной кринж реализованный в фильме.

От себя: и первая и вторая Дюна Вильнева мне очень понравилась, не смотря косяки.

35
Автор поста оценил этот комментарий

Первая часть зато была совершенно непонятна не читающим книгу. Что-то очередное про избранного подростка, который хер знает почему он избранный - ну он не такой как все, именно поэтому.

Но во второй части исправились, и теперь там и фанаты книги тоже плюются.

Мастерство!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал книгу. Первая часть - на троечку, в основном из-за визуала. И каст шикарный.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, космическую гильдию выкинули ещё и в первом фильме. И не просто она оказалась за кадром, а именно именно низведена до чего-то не значимого. Когда Атрейдисы летят на Арракис, они просто пролетают какую-то трубу в космосе - с одного конца один участок космоса, с другого - другой. То есть, изменён сам принцип космического полета из книг. А, если сделали изменение на таком фундаментальном уровне, то и гильдия должна быть фундаментально другой. То, что её в итоге полностью вычеркнули после этого - не удивиьельно

3
Автор поста оценил этот комментарий

Да ничего там не удалось.

Самое яркое - это то, что арбитр смены оказался тупорылой пиздой. Вот какого хера она пошла вообще помогать Атрейдесам? А ведь она пошла и попросту самоубилась практически.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен полностью с постом. оооочень много перетяжек, и таймскипов(без логики)

Даже человеку, что читал книгу почти 20 лет назад, мне показалось многое упущенным. Целые ветви сюжета с ментатами, как минимум, были бесчестно вырезаны. ну и черви некрасиво нарисованы,

1
Автор поста оценил этот комментарий
Всё очень просто на самом деле. Есть интервью где Вильнев говорит о том что он мог снять по книге. Но это была бы слишком большая критики религии в целом и ислама в частности. Фильм бы просто никто не выпустил. И ему пришлось снимать так
0
Автор поста оценил этот комментарий

Первая часть полная копия предыдущей версии(начало 2к)

0
Автор поста оценил этот комментарий
Первая провалилась, поэтому режиссера взяли за яйца и сказали переделать чтоб под попкорн зашло.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Не понятно только как летали между звёзд до открытия дюны, мы же понимаем что дюна не материнская планета
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Летали с помощью компьютеров. Потом компьютеры восстали, после чего любая вычислительная техника строжайше запрещена

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Так и придется почитать, чей перевод лучше искать?
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь есть спор - одни считают, что лучше перевод Вязникова, другие предпочитают перевод Соколова

https://www.mirf.ru/book/dyuna-luchshij-perevod-kakoj/

Автор поста оценил этот комментарий

в любом случае никто вас насильно не заставляет кино смотреть под страхом смерти. не нравиться не смотрим. прекрасную книгу у нас никто не отбирает, которую каждый может экранизировать в своей голове как хочет.

15
Автор поста оценил этот комментарий

Не нужно ни фанатиков "Дюны", ни "кучи". Нужен один профессиональный сценарист, который прочитает романы и напишет по их логике и структуре профессиональный сценарий. Все. Почему раз от раза никто не может с этим справиться - не понятно.

Более того, все чаще говорят, что плохо знакомы с первоисточником, не уважают его и не имеют понятия о темах, которые в сценарии рассматриваются.

раскрыть ветку (7)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вот, Лукьяненко тоже не справился по Вашему мнению со сценарием дозора? Он видимо с первоисточником не был знаком? Все гораздо проще, если снимать точно по книге, то фильм будет абсолютно непривлекательным.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

С дозором можно было три фильма снять по первой книге, всего бы там хватило и было бы круто. И любовные линии существующие можно было развить, а не придумывать жену Антона и прочие удары о борт. Поэтому нахуя было делать то, что сделали - я решительно не понимаю

1
Автор поста оценил этот комментарий

Прям флешбеки словил, я честно пытался несколько раз понять что за бред вообще на экране происходит в этих дозорах, но так, к сожалению, и не смог. Ну т.е. я не помню ни одного настолько непонятного фильма для людей, которые до этого книгу не читали, есть фильмы где просто сюжет херовый, но это из разряда фильмов, где его просто нет, есть набор несвязанных между собой сцен, хоть и красиво снятых для того времени

0
Автор поста оценил этот комментарий

Знаешь, вот все Прекрасные фильмы по книгам выходили почти в точности по книгам. Исключение разве что побег из шоушенка, но он достаточно близок к книге.
А не по мотивам.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Властелин Колец передает привет. Раз уж заговорили про Кинга, то Мгла

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Властелин колец достаточно близок к книгам, хотя, конечно, не во всем, согласен.
И, он как раз подтверждение моих слов. Да, там не побуквенно, но очень близко к тексту, без особой отсебятины.

Автор поста оценил этот комментарий

так это классика: мне книга не понравилась, непонятно всё, предыдущие экранизации я вообще не смотрел, но сейчас сам сделаю такой фильм, что все обалдеют от восторга

0
Автор поста оценил этот комментарий

Дело мне кажется не в этом, снимать дюну за дёшего - бред, выглядеть будет как параша из 90, зато всё по книге, и фанаты будут рады и на на фанатах дешёвое кино отобьётся. Если снимать за дорого, и по книге - массовый зритель пошлёт нахуй такое кино, и оно закончится одной частью, зато красиво всё будет и по книге. Даже в первой части где многое упрощенно, массово зритель не всё понял, получив ответы во 2ой части. Значит и 3ья будет, потому что нужная касса будет собрана.

раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Дело мне кажется не в этом, снимать дюну за дёшего - бред, выглядеть будет как параша из 90, зато всё по книг

Непостижимый логический скачок. Почему снимать по книге - дешево? Первая часть (которая снята по книге) разве дешевая?

Если снимать за дорого, и по книге - массовый зритель пошлёт нахуй такое кино


Джекксоновское ВК вышло из чата. Как и фильм Хранители. Как и Город Грехов

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Первая часть (которая снята по книге) разве дешевая?

Её большинство не поняли, и не собирались понимать, не упрости бы они втору часть чтобы любой кто не знаком со вселенной сказали "А, вот почему" а сняли по книге, были бы хуёвые сборы, и о 3 части можно забыть.

Джекксоновское ВК вышло из чата. Как и фильм Хранители. Как и Город Грехов

ВК не Сильмариллион, прикинь Сильмариллион по книге, было бы столько фанатов из числа не знакомых со вселенной, сколько появилось фанатов ВК. ВК весьма простая для понимания история, с клишированными персонажами, хоть и с фэнтезийными расами. Хранители провалились, и оказались никому кроме критиков и фанатов нахуй не нужны. Город грехов изначально весьма лёгонькое для восприятия чтиво, без сложно устроенного сеттинга.

3
Автор поста оценил этот комментарий
в ВК от книги один скелет остался, это уровень где-то между первой частью новой Дюны и Дюной Линча
1
Автор поста оценил этот комментарий

Джекксоновское ВК вышло из чата.

По вашему Джексон строго по книге снял? Значит вы книг не читали.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, первая часть сейчас выглядит очень дешево, которая из начала двухтысячных.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку