Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Памятник былинному богатырю.

Вы знаете, что в последнее время я почти не путешествую один. Компанию мне составляют либо Яна, либо Миша и Вова, либо все скопом. Так вот парни - оба родом из древнего Мурома, поэтому следует сделать короткую преамбулу на этот счет.

За последние 10 лет Муром упоминался чаще, чем любой другой город в наших дружеских беседах. Из-за этого к Мурому уже по определению какое-то ангажированное, предвзятое отношение. Получилось так, что я познавал город сильно раньше, чем приехал в него. Познавал через рассказы моих друзей, которые провели детство и юность на берегу Оки.

В целом - не сильно лучше, чем в родном Кирове. Если абстрагироваться от рассказов моих друзей-аборигенов, то город выбивается разве что возрастом: первое упоминание в 862 году и в десятку древнейших в России точно входит. В остальном - специализация на обрабатывающей промышленности в виде машиностроения и текстиля, транспортный узел, депопуляция в пользу Нижнего Новгорода, Владимира и Москвы, скромные зарплаты и тихая провинциальная жизнь.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Когда окна с наличниками сильнее стен и крыши.

Записавшись на экскурсию в цеха Выксунского металлургического завода, решил составить компанию и посмотреть Муром своими глазами. Обещали памятник Илье Муромцу и красивый вантовый мост!

День первый. Муром.

Дополнительные поезда - отдельный вид транспортного насилия, который выдается за благо. Отправление в 2:35, в дороге 5 часов. В результате мы с Вовкой вываливаемся на легкий морозец с сильным недосыпом и чугунными головами.

Впрочем, не все так печально: погода радует и будет радовать весь день. Периодически в чувство приводит злой ветер, который порывами хлещет по носу. В остальном - солнце и скрип снега под ногами.

За полчаса добираемся до обители Вовки. По дороге вели диалог “что вижу - то и обсуждаю”, касательно газификации, чересполосицы многоэтажных и частных домов, состояния автопарка жителей. Заходим в приземистый автовокзал, который несколько нелепо выглядит в своем одиночестве вокруг огромного пустого пространства, огороженного забором. Билет на завтра до Выксы стоит 259 рублей. 60 км за такие деньги - весьма кусачий прайс.

Мама Володи организует плотный завтрак: впереди нас ждет достаточно много ходьбы, поэтому подкрепиться будет не лишним. В случае Мурома я маршрут не планировал, даже дестинации упомянул как-то вскользь, доверившись своему товарищу. В конце концов, он здесь местный и знает, что можно презентовать путешественнику.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Водонапорная башня - в XIX веке самое высокое здание Мурома.

Первым делом осматриваем центр. Фотографирую водонапорную башню прямоугольной формы. Я привык видеть в основном цилиндрические, хотя в Минске стоит совсем особая, не похожая ни на цилиндр, ни на параллелепипед, 

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Петр и Феврония - одни из штрихов к бренду города.

Затем отправляемся к храмам. На туристических агрегаторах основные локации к посещению - именно религиозные учреждения. В Центральной России сложно найти какие-то уникальные церковные сооружения, которые могут подкупить своей архитектурой. Вот во Владимире соборы поражали своей древностью. Муром, хоть и древний город, но все-таки храмы относительно молодые, ведь их приходилось восстанавливать и реконструировать.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Советская улица. Теперь вроде как пешеходная.

С другой стороны, прогуливаясь по историческому центру, хочется поблагодарить, что хотя бы религиозные сооружения восстановили. Многие дома и особняки, которые потенциально могли бы стать важной составляющей портрета города, находятся в плачевном состоянии. Мало того, что они, как я понимаю, не особо интересуют местную администрацию, так они еще и создают пустоты в ткани города, растягивая и без того размашистый Муром.

Выходим на набережную. Памятник Илье Муромцу и смотровая площадка пусты, якобы идет ремонт. История гласит, что в этом месте находился Муромский кремль. Будучи деревянным, до наших дней он не дожил.

Параллельно Володя рассказывает воспоминания из юности о летнем пляже и, казавшейся тогда бескрайней, Оке. Главная река города сильно больше моей родной Вятки (что не удивительно).

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Самым впечатляющим мне показался Спасо-Преображенский монастырь. Несмотря на то, что он похож на Трифоновский монастырь в Кирове здесь есть за что зацепиться. Володя сразу повел меня в сторону часовни-костницы, где хранятся останки монахов и попросил ничего не фотографировать.

Впрочем, кадры в Инете есть и без меня. А вот надпись пробирает.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Набережная Оки.

Надо отметить, что с коренного берега пейзажи скрадываются порослью  американского клена. Диалектика: власти кронируют тополя вдоль главных улиц, зато на таком месте, как набережная, наоборот, пускают все на самотек.

Таким образом, историческую часть города удалось осмотреть за пару часов. Из свежих дестинаций - красивый вантовый мост, располагающийся в нескольких км от города. Поскольку погода и время позволяют, то потихоньку отправляемся туда, преодолевая участки заброшенных промзон и частный сектор.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Специализация Мурома на одном баннере.

Как и Киров, Муром специализируется на машиностроении, которое тряхнуло посильнее остальных отраслей в 90-ые. Хлынувшие иностранные аналоги, которые были либо дешевле, либо качественнее (зачастую - одновременно и то, и другое), мазали черной краской будущее любого машиностроительного завода Центральной России, который не специализировался на чем-то, что аналогов не имеет. При собеседовании в Институт проблем естественных монополий эксперты скептически относились к крупному заводу “Муромтепловоз”, который был чуть ли не самым убыточным среди предприятий своего профиля.

Хотя Мишка всегда спорил, говоря, что Муром - это купеческий город, который выезжал за счет своей торговли и именно эту карту надо разыгрывать. Сейчас надежды на ревитализацию города связывают со строительством скоростного шоссе М-12. Приезжают строители, чиновники, снимают жилье, тратят деньги в местных магазинах, так или иначе, вносят лепту в бюджет города. Отдельно Мишка и Вовка любят дискутировать на счет влияния религиозных паломников (тут обычно дискуссии касательно масштабов этого паломничества). В конце концов, Петр и Феврония - местные уроженцы, которые прочно заняли свое место в брендировании города, наряду с Ильей Муромцем, Николаем Гастелло и Владимиром Зворыкиным - пионером телевидения.

В районе затонов забирает сильный ветер, поэтому максимально утепляемся. Вовка рассказывает про рыбалку в этих местах, видимо наблюдая рыбаков сейчас.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Муромский мост - один из самых красивых вантовых мостов.

Чем ближе мост, тем захватывающее он выглядит. Эстетика огромных конструкций.

Где-то в этот момент начинают побаливать ноги. Перед этим я прошелся по ночной Москве (13 км), пока добирался до вокзала, поэтому была причина подустать.

Вообще мост появился только в 2009 году, до этого намораживали зимник, либо использовали понтонный мост, ходили паромы. Дорога от Навашино до сих пор хорошо проглядывается на противоположном берегу Оки, напротив памятнику Илье Муромцу.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Раньше это был въезд в город со стороны Нижегородской области.

С возведением моста транспортная связность между Нижегородской и Владимирской областью улучшилась, однако мост находится на значительном удалении от городской черты. Тем контрастнее виды: огромная железная махина полностью в окружении природы. Здесь организуется несколько другое взаимодействие между антропогенным и природным. Те же вантовые мосты в Череповце и Владивостоке в рамках городской застройки выглядят совершенно иначе.

Поодаль возводится ВТОРОЙ МОСТ через Оку. Вот уж счастье для местных: то ни одного постоянного моста, то сразу два! Володя даже несколько опешил, когда узнал, что строят второй, притом очень похожий на первый - тоже вантовый. Новострой будет частью платной М-12.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Муромский калач - тоже местный бренд.

Разворачиваемся. Теперь ветер дует в спину и идти уже гораздо приятнее. Возвращаемся через район со смешным названием Штап с частной одноэтажной застройкой. Поскольку мама Володи живет практически в географическом (и историческом) центре города, удобно анализировать территориальную структуру города, которая дает богатую пищу для размышлений и множество “выводов на коленке”.

Первое, что мне бросилось в глаза, когда я еще давно рассматривал карту города - это железнодорожный аппендикс между улицами Куликова и Дзержинского. Район справа, ближе к Оке, я буду называть Центром, а район слева, и без меня зовется Казанкой. Аппендикс обрывается в районе автовокзала, далее продолжается небольшим участком Владимирского шоссе, которое потом делает небольшой поворот. По траектории аппендикса-Владимирского шоссе идет Березовый проезд, а затем… Что затем? Снова железная дорога, которая с западной периферии города делает поворот и продолжает траекторию.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

Карта Мурома. Аппендикс жд хорошо виден посередине.

Спрашивается, это что за трехступенчатая однонаправленная система “аппендикс-Владимирское шоссе-Березовый проезд”? Я так понял, что это - наследие железнодорожной ветки Ковров-Муром северо-южной направленности. Исторически она предшествовала Транссибу, который проходит в западно-восточной экспозиции. Таким образом, город имел два вокзала - один на Ковров, другой - на Транссибе. Вики пишет, что в 80-ые вокзал на Ковров был разрушен. Железная дорога, судя по всему, севернее ул. Московская отсутствует (пересечения я не помню), поэтому все поезда ходят исключительно через Муром-1.

Эта территория вдоль “трехступенчатой системы” разуплотненная - либо жилая застройка присутствует лишь с одной стороны дороги, либо отсутствует в принципе. Пространство занято гаражами, складами, на карте отмечен хлебозавод. Вдоль Владимирского шоссе разбит парк 50-летия Советской власти (“полтинник”), а на Березовом проезде, не поверите, березовая роща. Правда, рощу эту подпирают с одной стороны склады, промзона “Агропрома” и автозаправки.

Ядро городского округа - Казанка, Центр и Южный. Как и Казанка, Южный отделен от Центра железной дорогой, а также заводами - Машиностроительным и радиоизмерительных приборов. Все три района выполнены преимущественно многоквартирными домами и опоясаны частной периферией.

Казанка - в честь Казанской железной дороги. Здесь сконцентрирована не только соответствующая инфраструктура, но и железнодорожное машиностроение - “Муромтепловоз”, стрелочный завод, Транспутьмаш и т.д.

Дуплет Муром-Выкса: один богатырь и миллион колес. Часть 1 Путешествия, Туризм, Россия, Муром, Ока, Илья муромец, Длиннопост, Фотография

На фоне Муромского моста.

Можно Мурому поставить 2 балла: вроде и есть историческое наследие, только за ним никто не следит. Вроде есть много пустого пространства в черте плотной городской застройки, но предпочитают строить на окраинах (привет Новой Слободке). Здесь соседствуют кронированные тополя на Московской и густые непроходимые заросли на спуске к реке. ВУЗы и колледжи в городе присутствуют, но молодежь стремиться уехать. Судя по выборке среди друзей моих друзей, те, кто остались в Муроме состоялись по жизни не лучшим образом (кто умер, кто уже “сидит”, кто словил зависимость).

Наконец, мое любимое: приезжать в гости следует ехать либо зимой, либо летом. Сколько не путешествую по России, а большинство городов в демисезон неприветливы. Ну хорошо, заглянем и летом, а причина тому - летний фест в соседнем городе, в Выксе.

Зато с погодой повезло. К концу дня мой браслет показывал почти 40 км, из них 27 было пройдено по городу и его окрестностям.

Лига путешественников

22.3K постов52K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.