Дроби и шоколад.

Свой первый настоящий урок я провела в шестом классе немецкой школы. Я тогда уже отучилась три семестра, но с детьми общалась только на ориентировочной практике, где была по большей части наблюдателем. А тут в рамках семинара выясняется, что мне придется провести два дня в школе — один день наблюдать, а второй — вести урок. На уроке кроме школьников было трое взрослых: мой однокурсник, который должен был вести следующий урок, молодая учительница и я. Шестой класс, математика, сложение простых дробей. Я готовилась неделю: читала методички, штудировала учебники шестого класса на предмет типовых задач, смотрела видео в интернете и советовалась со всеми, кто мог помочь. Я готовила материалы, писала речь и репетировала перед плюшевым слоном основные части урока. Да, я очень волновалась. В итоге решила использовать на занятии принцип, который называется EIS – enaktiv, ikonisch, symbolisch. На практике это означает, что сначала дети делают что-то руками, потом это что-то рисуют и лишь затем переходят к математической записи. Мне всегда казалось, что это какая-то дичь. Впрочем, многие теоретические сведения кажутся какой-то унылой ерундой, которую надо учить на скучных лекциях. Зато на практике все абстрактные знания наконец-то укладываются в голове, становятся ясными и логичными.


Свой первый урок я решила провести в рамках истории про двух подружек. Я придумала историю для детей, по которой эти подружки делили шоколадку. Одна съела 3/8 плитки шоколада, другая 2/8. И детям давалось задание выяснить, сколько же они съели вместе. Я поделила класс на группы, выдала по плитке шоколада и попросила с его помощью выяснить, сколько же они съели. Шоколад вызвал бурю эмоций, особенно когда выяснилось, что после урока его можно будет съесть. Надо сказать, что в конце занятия этот шоколад потерял былой аппетитный вид, но дети слопали его с большим энтузиазмом. Итак, хорошая мотивация была обеспечена в самом начале. Быстро посчитав на шоколадках, что девочки умяли вдвоем целых 5/8 плитки, мы перешли к рисункам. Дети получили листки  расчерченной как шоколадка бумаги. Там они отметили каждый кусочек как 1/8 и заштриховали съеденные части. В принципе, я ожидала, что дети справятся с этим без проблем, и так оно и вышло. А вот от следующей части я не ждала ничего хорошего. Довольно сложно оценить то, насколько хорошо незнакомый класс справится с той или иной задачей. Позже я узнала, что для некоторых детей в шестом классе по-прежнему является проблемой просто понять задание, написанное на доске. Я не говорю уже о том, чтобы внятно сформулировать математическое правило. Но я рискнула и задала вопрос: «Так как же надо складывать дроби с общим знаменателем?» И неожиданно дети быстро и легко вывели правило: складываются числители, а знаменатель остается прежним. Мы записали правило на доске и под ним общими усилиями написали пример с нашим шоколадом. Для закрепления успеха решили пару аналогичных задачек.


Весь урок я бегала по классу, помогая детям: где-то решала спор, кому же ломать шоколад, где-то помогала определиться с цветом карандаша для заштриховки, отвечала на вопросы, уточняла задание и подбадривала тех, кто не мог решить задачу. Тут и там на меня сыпались вопросы, не относящиеся к уроку: сколько мне лет, откуда я, останусь ли я подольше и как называется мой лак для ногтей. А после урока мой однокурсник подвел меня к большому листу ватмана на стене, где дети писали свои небольшие заметки об уроках, какие-то шутки и просто пожелания. Там появилась новая надпись: «Фрау ХХХ клевая, пусть она приходит еще». Выходила я со школы, не чуя ног под собой. Напряжение последних дней сменилось эйфорией, и я поняла, что все у меня получилось. Что я сделала правильный выбор и смогу быть самым настоящим учителем.


Спустя несколько месяцев началась моя настоящая большая практика в другой школе, где я успела провести еще много занятий. И там снова была математика и дроби. На этот раз мы решали задачи с пиццами, но это уже другая история.


Небольшая справка.

Для многих, наверное, удивительно, что где-то дети изучают сложение простых дробей в шестом классе. Дело в том, что это шестой класс немецкой Хауптшуле. Это такая специальная школа, где дети учатся по упрощенной программе. Для некоторых даже эти дроби оказались непосильной задачей.