Дизайн, который делает нас и наш мир. Перевод статьи Стивена Бэйли

Дизайн это больше, чем красивые товары, его особая сила формирует нас и тот мир, который у нас есть.

Дизайн, который делает нас и наш мир. Перевод статьи Стивена Бэйли Научпоп, Дизайн, Просвещение, Авто, История (наука), Изобретения, Культура, Технологии, Техника, Длиннопост, Перевод

Дизайн — это деятельность, определяющая всю современную жизнь.

Так же, как кинематограф и рок, он уникален для современной цивилизации.

На самом деле, ещё Карл Маркс знал, что самая грандиозная и важная составляющая этого мира связана не с оружием, а с галантереей.

Хотя, если вспомнить, то и для любого вооружения есть свой дизайн.

Тем не менее, большинство из нас больше заботятся о своей кухне, а не о Сталинградской битве.

И самые лучшие дизайны меняют мир навсегда.

Но как это происходит, и что это даёт?

Дизайн важен всегда, но он также и запутан в хитросплетениях жизни.

Тридцать лет назад кто-то решил, что газированная Н²О дорогих марок — это «дизайнерская вода», но сама суть понятия «дизайн» в этом случае, была предана семантическому ( смысловому ) забвению, став таким же навязчивым, даже токсичным, как и «селебрити», «вип-персона».

Проблема в том, что дизайн — это не какая-то одна вещь, предмет, а несколько, целая совокупность множества, из которого складывается единое целое.

Из-за расхожего, частого употребления, неправильного использования и навязывания в речи и рекламе это слово было низведено до состояния, близкого к бессмыслице. Например, люди часто говорят, что «всё это было дизайнерски спроектировано». Разумеется, это может быть правдой : стулья, машины и здания не возникают случайно, их проектируют, но если это «дизайн», то это лишает понятие любого следа смысла. Это значит, что быть дизайнером может быть каждый, но это совсем не так.

Как говорит Джонатан Айв из Apple, который сегодня является самым ценным дизайнером в мире : дизайн — это та особая забота и внимание, которые вложены в успешные продукты.

Дизайн, который делает нас и наш мир. Перевод статьи Стивена Бэйли Научпоп, Дизайн, Просвещение, Авто, История (наука), Изобретения, Культура, Технологии, Техника, Длиннопост, Перевод

Английское слово происходит от итальянского disegno что означает рисунок, но в обоих языках оно также означает «намерение». Дизайн это создание изображения с какой-либо целью. Речь идет о том, чтобы сделать обычные вещи не только практичными, но и более красивыми, привлекательными.

И хотя эта идея может восходить к эпохе Возрождения, наше современное представление о дизайне является результатом промышленной революции, когда массовое производство дало возможность распространить в массы множество идей, а культура массового потребления заменила высокую культуру единичных шедевров или элитных вещей в качестве доминирующей силы в человеческих делах.

Масскульт стал лидером сознания всех цивилизованных народов мира, и это привело к повышению эстетических требований к производству любых предметов.

Дизайн занимает своё важное место в истории других великих инноваций в сфере человеческих возможностей.

Во-первых, это систематическая организация мысли, начавшаяся с наборного рассыпного шрифта Гутенберга 1450 года, которым легко набирать любой текст. Это привело в 1948 году к тому, что Клод Шеннон развил свою теорию информации, заложив основы практической информатики, и это стало началом новой компьютерной эпохи.

Во-вторых, индустриальное производство энергии, начавшееся с самого первого парового «двигателя» Томаса Ньюкомена в 1712 году и эволюционировавшее в переменный ток Николы Теслы в 1888 году, где впервые энергия могла распределяться вдали от её источника.

В-третьих, потребительское желание. Как только экономика переходит к более высокому уровню, как это произошло на Западе в девятнадцатом веке, люди начинают покупать вещи не только для того, чтобы выжить, а и для самовыражения : желание берет верх над потребностью.

Часть задачи дизайнера состоит в том, чтобы иметь дело с потребностями и предвосхищать желания.

Дизайн должен быть практичным, но также должны быть некая поэзия и видение вещи как желаемого объекта.

Глядя на чудо, которым был Citroen DS на Салоне автомобилей 1955 года в Париже, философ Ролан Барт написал, что это был «лучший посланник того мира [индустриального], который превзошёл саму природу».

Дизайн, который делает нас и наш мир. Перевод статьи Стивена Бэйли Научпоп, Дизайн, Просвещение, Авто, История (наука), Изобретения, Культура, Технологии, Техника, Длиннопост, Перевод

Можно сказать, что дизайн — это просто искусственная культура, восполняющая недостаки природного мира, ведь Природа никогда не создавала чемодан, который так нужен миллионам людей в современном мире.

Но дизайн это не то же самое, что технологические инновации : когда в 1903 году взлетели братья Райт — это была авиация.

Дизайн также не следует путать с вдохновением при изобретении : шариковая ручка Ласло Биро была результатом неустанного поиска функциональности и пользы, и веры в то, что чернила на маслянистой густой основе имеют смысл.

Но дизайнеры интерпретируют, переосмысливают технологии и изобретения, делая их полезными и привлекательными для потребителей.

И таким образом, знаменитый ярко розовый Cadillac 1959 года хоть и мог быть сомнительным как технологический объект, и, конечно же, не был технологическим прорывом, но как упражнение в потребительском дизайне это был высшей степенью привлекательности.

Дизайн, который делает нас и наш мир. Перевод статьи Стивена Бэйли Научпоп, Дизайн, Просвещение, Авто, История (наука), Изобретения, Культура, Технологии, Техника, Длиннопост, Перевод

В конечном счете, дизайн заставляет нас чувствовать себя более счастливыми в отношении самих себя и нашего мира, которым мы живём.

Великие замыслы придают нашему существованию некое осознание красивого и достойного, и подтверждают, если это подтверждение необходимо, что наша жизнь — это нечто большее, чем временное соединение углеводородов в релятивистском хаосе ужасающей Вселенной с этими её отвратительными Черными Дырами.

Ле Корбюзье заявил, что дизайн — это «воочию видимый интеллект».

Это, разумеется, правда, и как мы видим — интеллект может принимать столь разные формы ...