Дискурс

Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова


© Формула сравнительного дискурса

Дискурс о «А» и «Б».

«Если кто-нибудь скажет нам: I just jumped from the Eiffel Tower „Я только что прыгнул с Эйфелевой башни“, — мы вряд ли воспримем это заявление всерьез. Или, если я поздравляю кого-либо, я обязательно должен знать, что у моего адресата произошло что-то хорошее, но что является хорошим, для кого и в каких обстоятельствах — все это может быть определено только на основе наших общих знаний о мире».

Т.А.ван Дейк Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. С. 19.
Дискурс Конфликт, Конфликтология, Дискурс, Словарь, Термины, Видео, YouTube, Длиннопост

В дискурсе интерпретируются речевые акты в зависимости от имеющихся знаний. Потому что дискурс (от позднелат. «discursus» — рассуждение, довод) — это контент во взаимосвязи с ситуативным контекстом.


Перевод термина на английский язык — discourse


Пример дискурса — лекция.

Пример тематики дискурса: предупредительное воздействие норм права на различные гендерные группы.


Дискурс — один из методов исследования контента, в том числе устной речи.

Включает участников коммуникации, ситуацию общения, текст.


Предполагает определение конечного смысла текста через взаимосвязанный анализ его структуры.


В дискурсе коммуникация понимается в самом широком смысле.

Пример. «Пол, например, спрашивает Линду о том, как она себя чувствует, она вместо вербального ответа показывает ему коробку с аспирином».

Макаров М. Основы теории дискурса [Электронный ресурс]. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/makarov-osnovu_teorii_disku.... Дата доступа: 04.03.2022.

Синонимы: речь, высказывание, рассуждение, диалог.


Антонимы: молчание, рассогласованность.


Понятие «дискурс» наиболее активно используется с середины 1970-х гг. Прежде всего в западноевропейской лингвистике.


Составляющие элементы дискурса

Субъект(ы).

Деятельность.

Контент (документ, совокупность текстов, устная речь).

Среда.


Пример. Минимальный перечень материалов, необходимый для дискурса о защите потерпевших:

— акты законодательства;

— статистические данные;

— правоприменительная практика;

— процессуальные документы.


Типы дискурса

«Выделяются серьезный и юмористический, торжественно-ритуальный и обыденный, информативный и фасцинативный, содержательный и фатический и другие типы дискурса».

Карасик В.И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3-4. С. 147.

Дискурс Конфликт, Конфликтология, Дискурс, Словарь, Термины, Видео, YouTube, Длиннопост

Пространственные направления дискурса

По вертикали, т.е. по порядку соподчиненности, иерархии и т.п.

По горизонтали, т.е. по интересам, специализации, сферам деятельности.


Перформативный подход к дискурсу

«Перформативное измерение дискурса разворачивается в координатах действия: „реальное — возможное“, „прямое — непрямое“, „простое — магическое“, или иного явления, события, факта, поведения и проч.».


Карасик В.И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3-4. С. 147-148.


Алгоритм презентационной функции дискурса

«Увидеть» / «услышать» / «попробовать на вкус или запах или получить тактильные ощущения» → «сопоставить» → «понять» → «сформулировать свои ощущения» → «составить цельное представление о...» → «дать наименование» → «объяснить / передать по каналам информации себе подобным» → «получить оценку феномена себе подобными».


Карасик В.И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3-4. С. 148.


Один из методов дискурса — наблюдение, которое «можно использовать для исследования невербального поведения, но только поведения, которое можно наблюдать или записать на пленку».


С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. С. 20.


Метод вопросов

Анализ контента может производиться на основе ответа на типовые вопросы.

«Что говорит каждый участник? Почему он говорит это? Как он это говорит? Как это влияет на другого участника? Когда, как и кто привнес новый материал в общую картину? О чем неосознанно идет коммуникации? Почему? Как меняется ориентация каждого участника при продолжении коммуникации? И как мы об этом узнаем? И если это знает участник, то благодаря какому событию?».


С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. С. 134.


Вопросы для анализа текста, в т.ч. содержащегося в документах, имеют свою специфику: «Как написаны документы? Как их читают? Кто их пишет? Кто их читает? Для какой цели? По какому случаю? С какими результатами? Что записывают? Что пропускают? Что о читателях автор подразумевает как само собой разумеющееся? Что читателям необходимо знать, чтобы извлечь смысл из текстов?».


С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. С. 135.


Метод деконструкции при проведении дискурса

Шаг-1. Формулируются компоненты дискурса.


Шаг-2. В каждом компоненте выделяются элементы.


Шаг-3. Их элементов выбираются доминанты.


Шаг-4. На основе анализа доминант проводится дискурс.


Например, анализируя деятельность, доминантами могут быть:


— время и место совершения действий;


— последовательность действий.


Смежный термин — «discourse analysis», представляющий собой теорию разговорной речи.


Основная функция «discourse analysis» — анализ «живой» устной речи.

Дискурс Конфликт, Конфликтология, Дискурс, Словарь, Термины, Видео, YouTube, Длиннопост

Одна из целей дискурс-анализа — выявление скрытого смысла изучаемого контента, а также прогноз последствий его реализации.


Методика проведения дискурс-анализа

1. Определить объект дискурса: письменный и/или устной контент.

2. Проанализировать сопутствующие материалы.

3. Установить ситуационный контекст.

4. Выявить субъектов коммуникации (граждане, предприниматели, должностные лица, служащие, работники, лица без гражданства).

5. Проанализировать коммуникацию.

6. Учесть контекст анализируемого контента и его авторов.

7. Изучить «feedback» (обратную связь) обсуждаемого контента.

8. Установить аутентичный смысл изучаемого контента.

9. Проанализировать условия, причины, обстоятельства, мотивы создания контента.

10. Сделать инструментальные (имеющие практическое значение) выводы.


ЗАДАНИЕ на усвоение термина

Сформулировать актуальную для Вас тему дискурса по разрешению конфликтов.


+ Ваши дополнительные возможности:

Видео: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / СЛОВАРЬ ТВОРЧЕСТВА VIKENT.RU: Стратегии личности

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов148 подписчиков

Добавить пост