Что в голове у маньяка? Интервью с психиатром Василием Шуровым

Почему у серийного убийцы после первого преступления убийства идут "как по накатанной"? Правда ли что у маньяков высокий уровень интеллекта? Почему одних серийников быстро ловят, а других не могут поймать долгие годы? Стоит ли "пугать" детей страшилками про маньяков?

18+ (обсуждаются сцены насилия)


Стас Бендиченко, автор:


После выхода спецрепортажа про маньяка Александра Спесивцева нам неоднократно писали: хотелось бы узнать подробнее об этой теме. О теме серийных убийц. Поэтому пока мы снимаем другой специальный репортаж, предлагаем вам посмотреть полную версию интервью с известным психиатром Василием Шуровым. Жуткая тема – серийные убийцы.


Автор:

- Зачем убийца хранит вещи своих жертв. Делает алтарь. Тот же Спесивцев. При обысках было найдено больше 80 комплектов одежды. Все это со следами крови. Почему убийца хранит эти вещи?


Василий Шуров, психиатр:

- Тут несколько моментов. Часто это меркантильный момент. Золотые украшения. Вещи. Трофей. Вот победитель. Он убил. Он должен забрать трофей. Это первый момент. А второй это определенный якорь. Он часто это хранит около кровати. Организует так называемый алтарь. Перебирает эти вещи, испытывает снова эти эмоции. Потому что все равно для серийников характерна вот эта стадия охлаждения. Когда они начинают страдать, и им эмоций не хватает. Они опять хотят пережить эти ощущения. Некоторые даже кусочки тела отрезают на память. Кто-то пытается спиртовать.


Вот он как Горлум перебирает эти вещи все: "Моя прелесть". Снова эмоционально включается и опять получает некоторые удовольствия.


Поэтому мотивов несколько – трофей и эмоциональный якорь, чтобы заново пережить эти ощущения. Причем это очень хорошо позволяет их потом раскрыть. Они могут даже не признаваться сколько они убили. Но, по личным вещам уже раскручивают – сколько там на самом деле было жертв.


Автор:

- Этот найденный алтарь позволяет их потом раскрыть. И у нас есть навязанный сериалами и кинофильмами стереотип, что у маньяков высокий уровень интеллекта. Это стереотип?


Василий Шуров, психиатр:

- Их же существует несколько классификаций. Если взять того же Роберта Реслера (ред. Роберт Ресслер ввел понятие "серийный преступник"), выведя эту четкую классификацию. Организованные (серийные убийцы) отличаются действительно высоким уровнем интеллекта и планированием. Они часто жертву выслеживают и у них есть момент обучения. Если первые убийства на грани: вот-вот поймают. То с каждым убийством у них мастерство растет. Они учатся прятать тело, заметать улики, что-то уничтожать. Они умные. А которые неорганизованные, асоциальные, это часто психиатрия с паранойей. Это психопаты взрывные. Они и легко попадаются и интеллект низкий. Их достаточно быстро раскалывают. Он не поедет куда - то далеко. Он может убить у соседнего дома. Где он живет. Таких очень любят следователи. Их легко ловить.


Автор:

- На ваш взгляд Александр Спесивцев, он к какому типу относился? Высокоинтеллектуальных, согласно его убийствам? Или мать все - таки роль играла?


Василий Шуров, психиатр:

- Никакой не интеллектуал и он не организованный. Просто это был семейный подряд. И мама там властная. Она же одно время работала помощником адвоката. Такая тираническая опекающая мамочка все обеспечивала.


Автор:

- Есть стереотип, что жертва маньяка – виновата сама. Она ощущает себя жертвой, а маньяк, якобы, это чувствует на каких то животных инстинктах и выбирает ее. Или это стереотип? Это неправда?


Василий Шуров, психиатр

- Жертва никогда не виновата. Стяжание жертв, "виктим блейминг", это последнее дело. Никто не хочет, чтобы тебя пытали, убили. Было в Германии исключение, когда списались по сети с каннибалом. Вечер провели вместе. Потом он его убил и съел. Человек приехал добровольно. Каннибал в интернете ему пообещал, что он с ним сделает и сделал. Но, в общем, жертва никогда не виновата.


У организованных маньяков, всегда есть какой -то стереотип. Во - первых она должна быть существенно слабее. Чтобы с ней справится, часто выбирают детей, хрупких девушек. Потому что если не планирует сразу убить, он же должен ее куда - то заманить, фиксировать (удержать). Какое-то время держать. Жертва элементарно не должна быть сильнее его. Иначе у маньяка уже возникнут какие-то проблемы со здоровьем. А дальше уже есть определенная модель.


Взять того же Теда Банди (американский убийца и каннибал), который около 300 женщин убил в Америке. Ему первая девушка – брюнетка с красивой фигурой - отказала и он таких и уничтожал. Чикатило страдал тяжелой импотенцией. В детском интернате насмотрелся как у других с 15 лет активный секс. Его взяла злость, и он начал истреблять подростков, проституток привокзальных. Тех, кто этот секс может иметь, а он ни разу ничего не может сделать. У него какая-то модель формируется, какое-то предпочтение по жертве есть. Потому-что кто-то убивает детей. Тот же Василий Кулик (советский серийный убийца) убивал старух. У них есть предпочтения по жертве. Но, основное, на мой взгляд, жертва должна выглядеть более слабой. Чтобы с ней можно было справиться.


Автор:

- Мне кажется, история Василия Кулика была экранизирована в российском сериале «Метод».


Василий Шуров, психиатр:

- Он очень известный. Он потом и на детей переключился. Его, собственно, и поймали на стройке, когда он туда ребенка затащил. Это опять вопрос случая. В том, что большинство этих маньяков ловят наши граждане.


В Америке сразу сделали «по уму». Два похожих убийства и ФБР берет под свой контроль. Специальный отдел, рисуют психологический профиль. У нас же, чтобы это объединить в серию требуются какие-то безумные усилия. У нас до сих пор нет специальных отделов, которые бы моментально реагировали. Часто понимают, что это серия, когда этого маньяка уже поймают и он расскажет о себе.


С тем же Чикатило, например. Он по памяти показывал места, где находили скелеты и сразу даже все трупы не обнаружили. Лесополоса 50 метров и он умудрялся так прятать, что только с его слов там кого-то находили.


Автор:

- Лос-Анджелес Таймс в 1997 году обратили внимание на такую вещь: Спесивцев предлагал свою голову на исследование. Это бравада или завышенная самооценка?


Василий Шуров, психиатр:

- Они себя считают очень ценными. Тот же Чикатило, когда его вели на расстрел, он же что орал? «Не стреляйте мне в голову! За нее японцы дадут большие деньги!» У них сверхценная идея, что они какими-то необыкновенными мозгами обладают. Или что на основе исследований их мозга можно предположить, что человек может быть маньяком. Это их предубеждение.


Я думаю, что все - таки в комплексе определенная предрасположенность есть. Недоразвиты социальные инстинкты, никакой эмпатии нет, нет сочувствия, жалости. Да мы эти дефекты можем вычислить. Но, вряд ли эти мозги какую-то ценность представляют. Как раз надо такого маньяка брать и в центр лба ему стрелять и все. Заканчивать. Потому что мы понимаем, что вылечить их не можем и перевоспитать их не можем.


Есть два варианта: пожизненно сажать и превращать их жизнь в ад или истреблять. Поэтому согласитесь, в большинстве случаев их признают вменяемыми, чтобы они несли полную ответственность. И чтобы не было истории: полечили и выпустили. Хотя понятно, что они такие вещи творят, что признать их вменяемыми… Вот этот каннибализм, поедание, отрезание половых органов, все прочее. Признавать вот это вот вменяемым… Спорный вопрос.


Автор:

- Александра Спесивцева (российский серийный убийца; каннибал), после того как он поиздевался над первой девушкой, Евгенией Гусельниковой (первая жертва Александра Спесивцева), как раз полечили (в психиатрической клинике г. Орел) и выпустили. При этом там была бюрократическая ошибка…


Василий Шуров, психиатр:

- Там была ошибка. Документы не передали по месту жительства. (о том, что Александр Спесивцев выписан из психиатрической клиники). Его потеряли. Он выпал из поля зрения... И не такие вещи бывают, к сожалению. Там очень большой «косяк» был тех, кто его лечил. Всего этого можно было избежать…


Автор:

- Это, наверное, пресловутые «девяностые» наложились? Развал системы, все «полетело»…


Василий Шуров, психиатр:

- Я понимаю. Мы все жили в это время. И тема маньяков там «бухнула». И в лес детей не отпускали. Я сам был ребенком в том возрасте. Если раньше пугали Бабой-ягой, то уже в мое детство уже пугали маньяками. Туда не ходи, сюда не ходи. Это витало в воздухе.


Автор:

- В Новокузнецке была страшилка ,что в городе живет маньяк, для которого его мама заманивает детей.


Василий Шуров, психиатр:

- Я не считаю, что это плохо. Если дети будут держать это в голове и поэтому не пойдут никуда с незнакомым. Заманивают же на что? На котенка, на какие - то приключения.


Во-первых они (серийные убийцы) чувствуют подростков обделенных вниманием. Во-вторых всегда предлагают какие-то приключения. Надо честно признать, положа руку на сердце, что в большей части случаев жертва идет сама с маньяком. Она сопротивления не оказывает. Она сама себя отдает во власть. Они («серийники») неплохие психологи и вычленяют неблагополучных детей и очень хорошо «присаживаются» им на уши. Особенно по мере роста опыта.


Тот же Чикатило когда убил первую девочку восьми лет. Там и подружка это видела и дала на него показания, но его жена «отмазывала». И сам он в крови, его трясло. И три года он никого не убивал. Но, потом потихонечку в голове все разложил, успокоился. А как узнал, что за его «подвиг» другого расстреляли, так вообще поверил в свою неуязвимость и начал...


Автор:

- «Ангарский маньяк» (российский серийный убийца Михаил Попков), на счету которого много убийств и Спесивцев. Спесивцев, находясь в психиатрической лечебнице, очень внимательно следит за своим здоровьем, говорят местные журналисты. И «Ангарский маньяк» тоже щепетильно относится к своему здоровью. Это что-то общее для маньяков?


Василий Шуров, психиатр:

- Это абсолютно нормально. Все психопаты страдают нарциссизмом. Они себя видят во главе системы и отличаются полным презрением к остальным. Считают, что с остальными можно, что угодно делать и как угодно манипулировать. Это же не обязательно маньяки. У нас полно абьюзивных отношений. Когда втягивают женщину в эти отношения и потихоньку уничтожают.


Это особенность – быть нарциссом: «я лучше всех, я выше всех, мое здоровье абсолютный приоритет». Но, при этом иметь в анамнезе 85 убитых женщин. Он же тоже, считал, что он «миссионер». Он же проституток истреблял, "падших женщин". "Делал мир лучше".


Автор:

- Когда допрашивали Спесивцева, то он на допросе начал говорить своей матери (их допрашивали в том числе и вместе): «Ты же сама выносила тела, сама участвовала». И второй эпизод – когда ему начали говорить (следователи): «Саша, зачем ты столько убил?» Он отвечал: А сколько ваша демократия убила? Это перекладывание вины?


Василий Шуров, психиатр

- Это определенное инфантильное поведение. Валить все на мамочку. Они смелые только наедине с той девочкой, которую они будут мучить и пытать. Как только они попадают в руки правосудия, то очень мало кто из них сохраняет свою смелость. В Америке много эпизодов: «Давайте я пойду тренажером в ФБР, давайте научу вас других маньяков разоблачать только сохраните мне жизнь».


Как только их нарциссическая личность может подвергнуться расправе, то они начинают валить все на окружающих. И, естественно, на систему: «А посмотрите в какой стране мы живем, сколько народу погибло в лихие 90-е? Чего вы от меня хотите, ведь я на этом фоне еще и не такое чудовище».


Это нормальное трусливое поведение – специфика всех «серийников». Когда приходит время расплаты, то они ничем героическим не отличаются.


Автор:

- Я прочитав ваши статьи взял себе книгу Чезаре Ломброзо «Человек преступный» (Чезаре Ломброзо - автор теории о прирожденном преступнике)...


Василий Шуров, психиатр:

- Ломброзо от своей теории отказался еще при жизни. Он признал, что нет таких черт лица, чтобы можно было предположить, что человек так себя поведет. Мы знаем много примеров, где симпатичные люди делали вещи, что "волосы дыбом" вставали. А очень страшные внешне люди делали много добра и благотворительности. Поэтому связи никакой нет.


Это либо повреждения мозга – приобретенные, врожденные. Либо дефекты областей мозга, отвечающих за эмпатию и сострадание. А дальше – негативный опыт. Мы знаем, что у этих ребят было какое-то «травмированное детство». Дисфункциональные семьи, какие-то убийства. Например, биография Чикатило. Мать его все время пугала, била за энурез, рассказывала, что его старшего брата съели в голодные годы. Отец изменник Родины. Андрея Чикатило в школе травили и унижали. Почитаешь биографию – сплошная травма.


Автор:

- Дисфункциональные семьи – что это?


Василий Шуров, психиатр:

- Это неполные семьи. Либо где кто-то пьющий или уголовник. Либо там запрещено выражать свои чувства, где к ребенку все время цепляются. Где нет родительского тепла и абсолютного принятия. Где если ребенка и любят, то только за «что-то». За хорошее поведение, например. Ребенка все время «пинают». Это называется дисфункциональная семья и ребенок вырастает закрытый. Ему сложно выстраивать нормальные отношения с людьми, вступать в брак, честно общаться. Происходит расщепление. Внешне он вежливый и правильный, а что у него внутри и в какой момент рванет – это большой вопрос.


Если страха хватит не переступить и не почувствовать первую кровь, то он всю жизнь так и живет в мире грез. В мире, где он всех убивает в своих фантазиях. Ну, сейчас у нас кино позволяет это сделать. Компьютерные игры позволяют это реализовать практически как в натуральную.


А если он переступает этот порог первой крови и совершает убийство… Тогда это уже как «по накатанной» и его не остановить. Это как волк, попробовавший человечину. Или медведь.


Автор:

- А если человек, каннибал, попробовал человеческого мяса, то он больше не остановится?


Василий Шуров, психиатр:

- Это правда. Такая закономерность есть. И есть целый раздел маньяков, которые убивают именно ради человечины. Это правда.


Автор:

- То есть, они человека воспринимают только как «мясо»?


Василий Шуров, психиатр:

- Они человека как личность не воспринимают, а воспринимают как источник питания. Как животное на убой. Заманить, убить и сожрать. Ведь для многих каннибалов это абсолютная власть. Не только убить, но и сожрать. Это вот то, выше чего не может ничего быть.


Стас Бендиченко, видеоблог "Репортер".