Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ?

Научно-популярный проект «Автомобили мира 1769-1903 годов». Выпуск 3. Часть 3. Автомобиль Benz Velo 1898 г. Устройство и управление. Окончание.

Начало Выпуск 1. Продолжение Выпуск 2.

Тормозная система

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Рычаг ручного тормоза (Р) прижимал к шине тормозной башмак (В). Рычаг имел фиксатор, т.е. тормоз был и стояночным.  Тормозная педаль (Т) приводила в действие ленточный тормоз.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Тяга (А) от тормозной педали тянула рычаг (С), крутящий момент передавался валом (О) к кронштейну (К), который натягивал кожаную ленту вокруг тормозного барабана.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Принцип действия ленточного тормоза.  При нажатии на педаль (I), прочная кожаная лента (F) охватывает барабан заднего колеса.

Система зажигания

Воспламенение рабочей смеси в бензиновом двигателе в конце 19 века иногда было калильное, т.е. осуществлялось горелкой (Леон Боллее, Даймлер), которая нагревала платиновую трубку до раскаленного состояния.  А иногда электрическое (Бенц, Де Дион-Бутон). Из чего же состояло зажигание Бенц Вело? Основные части, кроме проводов:

1. Аккумулятор;

2. Индукционная катушка;

3. Свечи зажигания;

4. Устройство на редукторе двигателя, которое позволяет току циркулировать только в нужный момент.

Аккумулятор на автомобиле не заряжался. Это была проблема шофера. Особенно, если вспомнить, что ранее (Часть 1) автомобиль рекомендовался для сельской местности, электрических сетей еще не было, то это была огромная головная боль. Как решали эту проблему Вы видели в ролике про трицикл Леона Боллее.

Я думаю, что мои читатели – нормальные люди, которые уже не помнят физику. Поэтому,  может  быть, будет слишком подробно. Вы можете пропустить и перейти к трансмиссии, но тогда Вы не узнаете, зачем одноцилиндровому двигателю был нужен трамблер. Для ЛЛ, если кто-то вдруг дочитал до этого места, катушка дает искру.

Индукционная катушка представляет собой тип электрического трансформатора, используемого для выработки высоковольтных импульсов от низковольтного источника постоянного тока.  Для создания изменений потока, необходимых для наведения напряжения во вторичной катушке, постоянный ток в первичной обмотке многократно прерывается вибрирующим механическим контактом, называемым прерывателем или на французском языке трамблером (trambleur). Т.е., тот трамблер, который олды знают по Жигулям, немного другой прерыватель.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Вот прекрасная картинка, и немного сокращенное мною описание из Википедии.  Индукционная катушка состоит из витков изолированного провода, намотанных вокруг общего железного сердечника (M). Одна катушка, называемая первичной обмоткой (P), изготовлена из относительно небольшого количества (десятков или сотен) витков толстой проволоки. Другая катушка - вторичная обмотка (S) обычно состоит из тысяч витков тонкой проволоки.

Для непрерывной работы катушки необходимо многократно подключать и отключать источник постоянного тока, чтобы создать изменения магнитного поля, необходимые для индукции.  Для этого в индукционных катушках используется вибрирующий рычаг с магнитной активацией, называемый прерывателем  (A) для быстрого подключения и отключения тока, протекающего в первичной обмотке.  Прерыватель установлен на конце катушки рядом с железным сердечником. При включении питания  ток в первичной обмотке создает магнитное поле, которое притягивает железный якорь прерывателя (A). При этом  пара контактов (K) в первичной цепи размыкается и отключает первичный ток. Отключение тока приводит к исчезновению  магнитного поля и возникновению искры на контактах вторичной обмотки (G). Кроме того, магнитное поле больше не притягивает якорь прерывателя (A), поэтому сила пружины возвращает якорь прерывателя в исходное положение, контакты (K) снова замыкаются, и ток в первичной обмотке снова начинает создавать магнитное поле. Весь процесс начинается сначала и повторяется много раз в секунду.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

А вот схема из описания Бенц Вело. Если аккумулятор подключить к контактам (РР), то будет все, как на предыдущей картинке. (Е) – это свеча зажигания.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

На картинке изображена низковольтная часть процесса

Нам надо, чтобы искра в цилиндре двигателя появлялась в нужное время (в конце такта сжатия). Поэтому ролик (S), изготовленный из «американской бумаги», видимо это был диэлектрик гетинакс, вращался в два раза медленнее коленвала и содержал в себе металлический контакт (R). Когда контакт ролика (R) и наружный контакт (К) замыкались, прерыватель (Т) начинал колебаться, и в высоковольтной обмотке появлялся ток для искры свечи зажигания. Выключатель (М) на приборной панели мог отключить все это дело.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Высоковольтная обмотка (BM) индукционной катушки и свеча зажигания (Е) в цилиндре двигателя.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Момент замыкания контакта ролика (R) и наружного  контакта (К)

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Позже провели модернизацию, чтобы водитель мог во время движения изменять угол опережения зажигания.  Перемещение тяги (Т) поворачивало механизм (М) вокруг оси (О), что позволяло изменить угол контакта ролика (R) и наружного  контакта (К).  Мы помним, что угол опережения зажигания необходимо менять в зависимости от  скорости вращения коленчатого вала двигателя, от температуры двигателя и топливо-воздушной смеси, от нагрузки на двигатель.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Рукоятка (4) устанавливала угол опережения зажигания

Трансмиссия

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Двухступенчатая ременная передача передает вращение с ведущих шкивов (А), установленных на главном  валу,  на ведомые шкивы (В), установленные на промежуточном  валу  с двумя маленькими шестернями на концах. Эти маленькие шестерни соединены цепью с двумя шестернями большего диаметра, закрепленными на ведущих колесах автомобиля. Дифференциал установлен  на промежуточном валу внутри ведомых шкивов (В). Справа и слева от ведомых шкивов (В) установлены шкивы нейтральной передачи (F), которые свободно вращаются на промежуточном  валу. Ремни перемещаются вправо-влево с помощью петель (С) и (D), которые управляются подрулевыми рычажками. Ведущие шкивы (А) в два раза шире, чем лежащие на них ремни, чтобы ремни могли перемещаются вправо-влево по ним. Сейчас на рисунке включена первая передача. Правый ремень смещен петлей (D) влево и передает вращение. Если этот ремень сместить в правое положение, то оба ремня будут вращать шкивы нейтральной передачи (F), и автомобиль будет стоять на месте. Таким образом, чтобы тронуться, водитель смещал правый ремень влево. Автомобиль разгонялся, затем правый ремень смещался вправо, т.е. включалась нейтраль. После этого, левый ремень перемещался вправо. Включалась вторая передача. А можно ли было одновременно включить обе передачи? Нет. На рисунке ниже видно, что петли (С) (D) перемещающие ремни закреплены на трубках. При перемещении одной петли ее трубка  упиралась в край трубки другой петли и смещала ее. Но, можно было получить положение, когда половина каждого ремня находится на ведомых шкивах. В этом случае двигатель глох.

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Подрулевые рычажки перемещают вправо-влево ремни с помощью петель (С) и (D)

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Ременная передача.  Вид со стороны промежуточного  вала.   Ведущие шкивы (А), Ведомые шкивы (В). Ремни находятся в положении нейтрали.

Ремни не просто перекрещены в форме восьмерок для лучшего охвата шкивов, но еще соединены в виде ленты Мёбиуса для уменьшения износа.

Вы помните рычаг трицикла Леона Боллее, чтобы смещать заднее колесо и натягивать приводной ремень?  У Бенца Вело не было никаких натяжных механизмов. Вы купили автомобиль, поездили пару дней. Утром надо на работу, а ваш Бенц не едет. Ремни растянулись и скользят, т.е. все передачи стали нейтральными.  Вот что писала инструкция по эксплуатации: «Ремни закреплены на концах замками, т.е. пластинами из мягкой стали, с четырьмя острыми зубьями. Если вы хотите снова натянуть ремень, который сильно растянулся, то надо снять замок ремня, отрезать соответствующий кусок кожаного ремня и снова прикрепить застежку с замком ремня, продев четыре зуба через кожу и соединив их с противоположной стороной с помощью зажима приклепанного молотком».

Рулевое управление

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Колеса поворачивались с помощью рулевой трапеции. (А) – шестерня рулевого вала.

Система смазки

Что такое ленточный тормоз? Зачем трамблер одноцилиндровому двигателю? И как укоротить кожаный ремень, когда Вам надо на работу ? Техника, Ретроавтомобиль, Изобретения, История автомобилей, Карл Бенц, Длиннопост

Перед началом движения надо убедиться, что в масленке над цилиндром двигателя (1) есть масло, и оно капает  примерно  2-3 капли в минуту. Две другие масленки (2,3) смазывают подшипники кривошипа, и коленвал (4).  «Еще две масленки смазывают  шкивы нейтральной передачи, которые свободно вращаются на промежуточном  валу. Промежуточный вал вращается на трех шарикоподшипниках.  Мы открываем их запорные пружины, защищающие от проникновения пыли,  и впрыскиваем внутрь соответствующее количество масла. Еще лучше, если вы растопите вазелин и вольете его в подшипник в жидком состоянии».  При каждой длительной стоянке необходимо перекрыть подачу масла в масленках, и не забыть, вновь открыть перед продолжением движения. «Наконец, несколько капель масла на правый подшипник главного вала и на шестерню, которая управляет выпускным клапаном, а также немного смазки на цепь, и мы закончили не совсем чистую работу по смазке нашего автомобиля».

Теперь можно ехать. Удачи на дорогах!

Вопрос для героев, дочитавших до конца. Почему смазывается правый подшипник главного вала, а левый нет?

Ваш автомобильный историк Василий Шишка.

Выражаю огромную благодарность за помощь в подготовке материала реставратору старинных автомобилей Jorrit Vincent, Нидерланды.

Выпуск 1. О проекте и трицикл Leon Bollee

Выпуск 2. Борьба с искажениями автоистории. Начало

Автомобильное сообщество

26.5K постов48.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.