Что почитать 6. Лермонтов. Кавказские поэмы.

Вступление


Этот пост посвящен кавказским поэмам Лермонтова (“Аул Бастунджи”, “Черкесы”, “Измаил-Бей”, “Каллы”, “Беглец”, “Хаджи Абрек”). Особо чувствительным к национальной теме пост лучше не читать. Для лучшего понимания же следует учитывать время создания поэм – начало 19 вв. Во-вторых, текст поста относится именно к впечатлениям от поэм, отдельно от прочих историй, произведений и современной политики, как будто автор поста вообще с другой планеты, и о Кавказе и России знает только по этим поэмам. В-третьих – автору поста глубоко похер на толерантность по отношению к кавказцам и к русским.


Кавказские поэмы Лермонтова


Посвященное Кавказу творчество стоит отдельным пунктом у Лермонтова – сюда можно отнести множество стихотворений, очерки, “Герой нашего времени”. Даже если место действа произведения Москва и Петербург, все равно могут встречаться элементы кавказского антуража (предметы быта, награды за войну и т.д.).


Сюжеты кавказских поэм происходят на территории Северного Кавказа, по большей части входящего в современную Россию (т.н. северокавказские республики).


Основные мотивы и содержание в кавказских поэмах – природа Кавказа, борьба кавказцев с завоевателями (русскими), быт и нравы кавказских народов, и воздействие пришедшего русского человека на этот мир - противопоставление русской цивилизации и местной самобытности.


Совершенно точно можно сказать, что Лермонтов симпатизирует кавказцам и их культуре, обычаям, укладу жизни.


Он явно показывает их такие вызывающие восхищение качества, как свободолюбие, ратное мастерство, презрение к смерти, силу, выдержку, мужество, семейственность и клановость (пресловутое “брат за брата”), общественное равенство (в противовес рабству и подчинению чинам в России). Герои кавказских поэм способны на глубочайшие и искренние чувства и эмоции – любовь, радость, ненависть - и не стараются контролировать их. Но не надо думать, что Лермонтов идеализирует кавказцев. Вместе с тем изображена их, порой звериная и доведенная до абсурда, жестокость, как к внешним врагам, так и к другу-другу, хищничество, суровые нравы, импульсивность и излишняя горячность, эгоизм – как они ставят свои желания и мотивы выше всего остального. Их свобода может быть привлекательна, но не стоит её превозносить – их мир, это мир хищников, где человеку, выросшему в среде “циливизованной” морали не место. Основополагающий принцип личной свободы приводит к попранию всех остальных правил – они обманывают, лицемерят, убивают, грабят без зазрения совести и малейшего раскаяния. В одиночку они представляются могучими воинами, но в массе своей проигрывают. С точки зрения “цивилизованной” морали – они жестокие варвары, но нужно отметить, что сами кавказцы же считают варварами русских завоевателей, вторгшихся в их земли и стремящихся поработить их.


Ты понимаешь, что они враги, с которыми борются русские, но в изображении Лермонтова они перестают быть чуждыми и однозначно воспринимающимися. Да, они другие, и ты начинаешь понимать их убеждения, радоваться их победам и сожалеть об их поражениях, переживать им даже больше, чем русским персонажам других поэм.


В начале у меня даже была мысль, не предатель ли Лермонтов, выставляющий врагов в таком свете? Но потом пришел к выводу, что раз “чужая слабость не делает тебя сильней”, то верно и обратное – чужая сила не делает тебя слабым. Русские не показаны однозначно положительно, но и их противники же тоже. Русские в поэмах – доблестные воины, завоеватели и покорители, одерживающие победы, покоряющие Кавказ. Как ни доблестны и ни храбры кавказцы, русские все равно берут верх. И кстати, больше жестокостей в этом противостоянии как раз творят “героические” кавказцы. И еще, чуть ли не самая важная, по-моему, черта русских – они тоже любят Кавказ, как и его жители. Русские (прежде всего сам автор поэм) восхищаются природой и величием этого края, открыто признают силу своего врага, уважают его, дают право ему на самобытность. Мало того, они даже восхищаются врагом и готовы в чем-то подражать ему, перенимая часть культуры и мыслей у покоренных народов. Русские готовы воспринимать кавказцев как равных, и потому мне кажутся хоть и менее интересными, но более достойными.


Ниже краткое описание трех поэм, для примера.

Осторожно, спойлеры!


***


“Черкесы” – вообще первая поэма Лермонтова, прочитанная мною. В ней рассказывается о князе горцев, собравшем войско для нападения на русский город, чтобы освободить из заточения своего брата – о котором у князя было видение, что если его как можно скорее не спасти, то тот умрет. Разведчик-гонец успевает предупредить русских о приближении врага, и те готовятся к битве. После кровопролитного сражения перед городом русские побеждают, князь черкесов погибает, горцы отступают. Снова воцаряется неспокойный мир.


В поэме автор не поддерживает ни одну из сторон. Обе  описаны достаточно хорошо, и мотивы обеих понятны – у кавказцев это спасения брата своего князя из рук врага, у русских – защита города от нападающих. Порой болеешь за две стороны одновременно


Отдельно стоит упомянуть о сцене битвы - в ней одинаково достойными воинами представлены и горцы и русские, а описана она весьма талантливо – в голове прям возникала движущаяся картинка, как в фильме.


***


“Кавказский пленник” – одна из моих любимых кавказских поэм Лермонтова. Краткий сюжет – кавказцы держат у себя в селении русских пленников, используя  в качестве рабов. Причем пленники захватываются не только в ходе боев – горцы специально “выходят на охоту” на русских, отлавливая  поодиночке, когда есть возможность. Единственный способ сбежать – переплыть Терек. Чтобы пленники не убежали, их сковывают цепями, а ночью держат на привязи либо у забора, либо в пещерах.


Черкешенка из селения влюбляется в одного из молодых пленников. Каждую ночь она приносит ему еду и общается с ним. Однако пленник не может ответить взаимностью – сердце его полно тоской о Родине и об оставленной любимой, о чем он прямо говорит девушке. В одну из ночей девушка освобождает пленного, и бежит с ним. Однако при побеге один из горцев, отец девушки, убивает беглеца выстрелом из ружья. Девушка падает в обморок, и отец ее не замечает. Очнувшись после, девушка видит труп любимого, и топиться в Тереке – наутро местные жители находят ее труп.


В поэме глубоко показаны переживания пленных, и в частности погибшего юноши, его тоска в заключении по родине, не позволяющие ему ответить на любовь черкешенки, а также эмоции и чувства молодой девушки, влюбившейся в пленного чужеземца, и согласного его отпустить, несмотря на отсутствие взаимности. Их обоих было жаль – её за неразделенную любовь, его за тоску и невозможность вернуться на Родину.


***


“Каллы” – короткая поэма, рассказывающая о кровной мести среди горцев. Родственники главного героя (Аджи) были убиты другим горцем (Акбузат). Главный герой отправляется к мулле, который благословляет кровную месть, говоря, что это дело богоугодное. Аджи отправляется в дом Акбузата, убивая исподтишка его брата (пока тот спит) и отца (пока тот молится). Последней остается дочь врага, спящая и не подозревающая об опасности. Однако перед её убийством Акбузат колеблется, не силах лишить жизни это невинное и красивое создание. В итоге в конце поэмы даже не говориться прямо, убил он её или нет.


В порыве эмоций он возвращается к мулле и убивает священнослужителя, после чего отправляется в горы жить жизнью изгнанника.


Мне  поэма очень понравилось. Опять же, как почти всегда у Лермонтова, делается упор на внутренние переживания главного героя. При всей  жестокости - его чувства понятны, и он не просто машина для убийства -  показано сожаление и внутренняя борьба при совершении  кровной мести. Само действо искусно завернуто Лермонтовым. С одной стороны ты понимаешь неправильность идеи  подобной мести, с другой все же согласен, что у героя есть отчасти право на такой поступок – око за око, зуб за зуб. А потом опять внутренне становишься против идеи мести, ибо как убийство юной семнадцатилетней девушки может быть справедливым и угодным богу.


Конец с убийством муллы по мне органичен. Именно мулла представляется мне главным злодеем – ни Акбузат, ни Аджи. Человек Бога, толкователь законов и обычаев, ответственный за моральные устои общества – и потакает такой жестокости. Нет, я не строю иллюзий насчет религий, и вообще атеист, но если ислам так открыто признает право именно на такую кровную месть и кровопролитие, то это общество, по сравнению с христианским, fucked up по-моему. Если подумать, то быть может также Акбузату другой мулла сказал, что смерть родственников Аджи есть богоугодное дело, как наказание за оскорбление мамки, кражу козы, коровы и т.д.? Аджи убивает родичей Акбузата, Акбузат убивает родичей Аджи и муллу, к мести подключаются родственники муллы и Аджи и т.д.