Что можно ответить на критику использования грубой речи в литературе

Адептам лиги писателей может сгодиться цитата классика Ярослава Гашека из его книги "Похождения бравого солдата Швейка"


"Люди, которых коробит от сильных выражений, просто трусы, пугающиеся настоящей жизни, и такие слабые люди наносят наибольший вред культуре и общественной морали. Они хотели бы превратить весь народ в сентиментальных людишек, онанистов псевдокультуры...

Такие типы на людях страшно негодуют, но с огромным удовольствием ходят по общественным уборным и читают непристойные надписи на стенках.

Употребив в своей книге несколько сильных выражений, я просто запечатлел то, как разговаривают между собой люди в действительности."

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

согласен. если в книге разговаривает пара гопников, то высокультурная речь без матюков будет выглядеть нелепо.

раскрыть ветку (21)
5
Автор поста оценил этот комментарий
если в книге разговаривает пара гопников, то высокультурная речь без матюков будет выглядеть нелепо.

Ничего подобного. Главное - передать экспрессию и обеспечить создание художественного образа, ради которого в книге (и в любом другом произведении искусства) и присутствует данный "гопник" или еще какой малоприятный персонаж. Чтобы было понятно, что я имею в виду, посмотрите советские фильмы, где отрицательные герои обходятся без мата, но от этого совершенно не теряют в омерзительности.

раскрыть ветку (20)
1
Автор поста оценил этот комментарий

мне нравится реализм, а не вот это

1
Автор поста оценил этот комментарий

Гашек предвидел ваш ответ, поэтому он продолжил свою мысль такими строчками:


Нельзя требовать от трактирщика Паливца, чтобы он выражался так же изысканно, как госпожа Лаудова, доктор Гут, госпожа Ольга Фастрова и ряд других лиц, которые охотно превратили бы всю Чехословацкую республику в большой салон, по паркету которого расхаживают люди во фраках и белых перчатках; разговаривают они на изысканном языке и культивируют утонченную салонную мораль, а за ширмой этой морали салонные львы предаются самому гадкому и противоестественному разврату.

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я не об этом говорил.

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот видите.  Смысл и так фиг донесешь, а если его ещё по пути облагородить и причесать, так вообще абракадабра может выйти.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дело не в "облагородить и причесать", а в поиске адекватных выразительных средств и художественных приёмов, отвечающих поставленной перед искусством задаче. Талантливый и толковый литератор/художник вполне справляется с этим.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

ну не правы вы


Старик суетливо выглянул в окно. Мимо него быстрым шагом прошла молоденькая фифа из самой дорогой квартиры всего жилого комплекса.

- Здравствуйте! - поздоровался с ней старик.

Фифа демонстративно проигнорировал его. Он не обиделся. Его это даже не задело. Уже после первого месяца работы на этом месте он отгородился своим стеклом от всякого негатива со стороны жильцов. Он как будто смотрел сериал, который шел на громадном экране его окна. Люди играли там роли плохих и хороших, добрых и злых персонажей. Без негодяев и злодеев сериал был бы пресным и скучным. Фифа играла роль высокомерной противной особы с мерзким характером.

Как и любой из зрителей сериала, он всегда старался предугадать события, которые произойдут. Он пытался разгадать каждого персонажа, как кроссворд или ребус. Ему было интересно. Со временем он начинал подмечать такие тонкости, которых не замечали окружающие. Допустим, он знал, что бизнесмен с четвертого этажа воспитывает не своего сына. Его жена согрешила с его же самым близким другом. Никто не знал, а старик знал, то есть догадывался. Мальчик был очень похож на мать, но нос. Нос был точной детской копией носа лучшего друга бизнесмена. Старик еще в молодости замети, что близкие родственники похожи носами. Человек худеет и толстеет, отращивает усы и бороду, но нос у него меняется незначительно.

Сейчас старик смотрел на спину фифы в яркой спортивной жилетке.

- Девушка, - он не помнил, как ее зовут, - там хулиган за дверью опасный. Я милицию вызвал.

Она смерила его презрительным взглядом высшего существа и пошла дальше.

- Он девушку чуть не убил. Преступник там, - успел крикнуть он ей в след.

Старик недолюбливал высокомерную особу, но не хотел, что бы с ней что-нибудь случилось.

Дамочка замерла прямо перед самой дверью. Она раздраженно развернулась на каблучках, кинула на него уже гневный уничтожающий взгляд, как будто это он притащил туда пьяного хулигана специально для нее.

- Так вот не сказал бы этой мандели про хулигана. Вот попрыгала бы она тогда, - пробурчал старик себе под нос. Слово 'мандель' он подобрал из лексикона завсегдатаев приподъездных скамеек его старого дома, которые в любую погоду сидели там как куры на насесте, перемывая кости соседям и родственникам. Сплетницы еще любили обсуждать сериалы и здоровье, но перемывание костей и наклейка ярлыков, стали для них неким высшим служением на этом свете.

Мандель опять молча процокала по плиткам пола мимо него в сторону второго выхода.

- Там тоже хулиганы, но их там человек пять. Наркоманы, по-моему.

- А вы чего тут сидите? Я опаздываю! Вам за что деньги платят? Будьте любезны выполнять свои обязанности. Боже мой! Проклятая Рашка! А еще говорят, что страна европейского уровня.

Фифа остановилась прямо перед ним.

- Делайте же что-нибудь! Я не собираюсь по вашей милости опаздывать. У меня запись. Понимаете?

Ответить он не успел. Запищал домофон, послышалась возня и ругань.

- Да чтоб тебя...!!! Отвяжись пи... сраный!!! Иди на х...!!!

В подъезд заскочил композитор Лернер. Франтоватое короткое пальто на нем было испачкано грязью и кровью. Очки слетели с головы и покатились по полу.

- Безобразие! Что тут творится?! От бомжей уже житья не стало. Скоро из своих помоек на кухню ко мне переберутся.

Он на ходу вытирал окровавленную руку. Плотный коренастый, весь заросший волосами, Лернер напоминал сейчас разозленного медведя, которого нарядили в дорогие шмотки и лакированные туфли. Он даже очки с пола не поднял от возмущения.

- Вы, почему такое допускаете? На меня напали прямо у дверей моего дома, - Лернер наскочил на деда с другой стороны.

- Я уже милицию вызвал, - старик оторопело попятился внутрь своего аквариума.

'Эх, плакала моя работа. Выпрут, как пить дать' - подумал старик. Зная склочный характер обидчивого деятеля искусств, он не сомневался, что его с шумом и помпой выпрут из штата консьержей ТСЖ, чтобы ублажить пылающего праведным гневом Лернера.

А работал старик здесь уже более пяти лет. В те далекие времена, разжалобив кадровичку, он убедил ее скинуть ему пять лет при устройстве на работу. Сейчас ему было уже семьдесят, но он всегда выглядел моложе своих лет. Его развеселило, когда его поздравили с 65-летием и вручили грамоту за безупречную службу на протяжении пяти лет. Три знаменательные даты, как-никак: 70-летие, 65-летие и 5-летие безупречной службы. Анекдот, одним словом. Кадровичка давным-давно уволилась, а карточка Т-1 у него в личном деле так и осталась прежней. Да на консьержей вообще мало внимания обращали.

- А если у меня заражение крови будет? Или этот сумасшедший пиз...к больным каким-нибудь окажется? Вы за это отвечать будете? - композитор махал своими толстыми волосатыми окровавленными пальцами перед лицом старика. - Да я вашу контору дяди Никанора по миру пущу. Руки - это мой инструмент. Они бесценны. Вы можете это понять?

- Да что они вообще понимать могут? Бездарный народ, элементарную охрану организовать не могут. Вот в Швейцарии ....- вторила композитору фифа.

Экзекуцию старика прервали выстрелы с обратной стороны дома. Все участники безобразной сцены переглянулись. Старик, сразу бросив своих 'собеседников', быстрым шагом прошел через лифтовой холл и тамбур лестничной клетки ко второму выходу из подъезда. Приложив болтавшуюся у него на шее карточку к белой коробочке, он открыл дверь.

На грязном газоне с мокрой прошлогодней травой валялись трое хулиганов. Четвертого ломали мордовороты из охраны парковки. Пятый хулиган беззвучно трепыхался на земле, скованный наручниками. Лоб у него был рассечен до кости. Двое охранников бросили связанного брючным ремнем хулигана рядом с его подельником. А вот затем они кинулись к третьему охраннику. Он лежал на спине практически вплотную к бетонному крыльцу черного хода, и старик его, поэтому сразу не заметил.

- Старый, ху... ли встал? Скорую, милицию вызывай! - крикнул ему высокий охранник, кажется, Володя его звали.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий
ну не правы вы

В чем я не прав? И при чем здесь отрывок из Иванина? Это что, величайший писатель всех времен и народов? Эталон литературного языка? Нет и еще раз нет.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

В том что мат окрашивает историю в реальные цвета. Иванин умеет это делать. А вы ратуете за неуместный «блюр» 

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В том что мат окрашивает историю в реальные цвета. Иванин умеет это делать. А вы ратуете за неуместный «блюр» 

Ну и что, что он там чего-то окрашивает? Какой-то формальный подход. Какие задачи преследует автор, вставляя в литературный текст нецензурщину? Познакомить читателя с матерной лексикой? Ну так её и так все знают.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

в том что быдло не будет разговаривать культурно и читатель должен это увидеть как оно есть на самом деле


или, например, если идет рассказ о беспредельщиках, то они тоже не будут мямлить и поддаваться высокоморальным дилеммам, а просто убьют родителей двух несовершеннолетних девочек у них на глазах, вывезут их в лес, нажруться водки, выебут их и убьют. у нормального человека после такого волосы дыбом встанут, чего собственно автор и добивался

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

вам - нет, кому-то да. Еще раз повторюсь, о каких задач общества вы можете говорить, если общество это сборище разномастных персонажей, преследующий каждый свою цель и имеющий свою персональную точку зрения по каждому вопросу?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
о каких задач общества вы можете говорить, если общество это сборище разномастных персонажей, преследующий каждый свою цель и имеющий свою персональную точку зрения по каждому вопросу?

Общество не сумма индивидуумов. А точно наоборот: индивидуальное есть момент общественного. Именно поэтому персональная точка зрения, в глазах общества, превращается в анальную точку зрения, по месту, куда, с точки зрения общества, следует персональную точку зрения поместить.

Автор поста оценил этот комментарий

Именно, что облагородить и причесать. Адекватность? Что это вообще за хрень такая?

Посмотрите даже в комментарии к этому посту. Кто-то демонстрирует позицию схожую с вашей, кто-то наоборот. У нас уже нет между собой единой точки зрения исходя из которой можно простроить удобоваримую адекватность, которая бы удовлетворяла нас всех.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Адекватность? Что это вообще за хрень такая?
У нас уже нет между собой единой точки зрения исходя из которой можно простроить удобоваримую адекватность, которая бы удовлетворяла нас всех.

Адекватность - это не удовлетворение всех. Это соответственность, соразмерность и согласованность. А высшая форма соответствия, это соответствие понятия объекту, сиречь истина. То есть, говоря об адекватности выразительных средств, имеется в виду истинность в искусстве, что как раз противоположно попытке "облагородить и причесать", в смысле "скрыть, замаскировать".

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Противоположно попытке "облагородить и причесать", но давать своим героям тот текст, которым они говорят в жизни нельзя, потому что "фу-фу-фу".

Противоречие на противоречии.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Противоречие на противоречии.

Искусство, как и жизнь, противоречиво, никуда не денешься.

но давать своим героям тот текст, которым они говорят в жизни нельзя, потому что "фу-фу-фу"

При чем здесь "фу-фу-фу"? Ну вот, предположим, герои (или, скорее, антигерои) произведения какие-нибудь урки-блатари и говорят они на таком ядрёном арго, что понять их нормальному человеку нет никакой возможности. И что теперь? Мужественно и героически откажемся от "облагораживания и причёсывания" и выложим всё это читателю в "жизненном" виде? Или, например, герои разговаривают по-французски. Будем непременно давать все диалоги на французском языке, а то, понимаешь, не жизненно? Ну смешно же. Искусство условно, слышали про такое?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

«У меня всегда бывает чувство некой роли, когда я говорю на литературном немецком, и меньше, стало быть, затруднений. Английский мой слишком беден; его хватает всегда лишь на столько, чтобы согласиться в общем и целом. А французский подходит и того меньше; я чувствую превосходство над собой любого француза, покуда он понимает лишь собственный свой язык.)»

1
Автор поста оценил этот комментарий

Онанисты псевдокультуры подъехали)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку