Чай горячий? — дуй, дураче! F-35 Lightning II получит усиленную систему охлаждения

В мае 2023 года в газете министерства обороны США Stars and Stripes вышла заметка, в которой сообщалось о проблемах с охлаждением двигателей и авионики истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Было сказано, что «система охлаждения перегружена, требуя, чтобы двигатель работал сверх проектных параметров». Позже стало известно, что в проекте самолёта система охлаждения изначально закладывалась мощностью 14 кВт. После запуска самолётов в серию внезапно выяснилось, что от бортовых систем нужно отводить до 32 кВт тепла. Но для полного счастья эту цифру нужно было почти утроить!

Чай горячий? — дуй, дураче! F-35 Lightning II получит усиленную систему охлаждения Технологии, Система охлаждения, Авиация, Военная техника, Электроника, Длиннопост

F-35 Lightning II (источник изображения: Википедия)

Согласно майскому рапорту Управления государственной отчетности, пятнадцать лет назад компания Lockheed обнаружила, что система охлаждения поколения Block 3F F-35 оказалось недостаточной для отвода тепла в штатном режиме работы. От электронного оборудования самолёта понадобилось отводить до 32 кВт тепловой мощности вместо заложенных в проекте 14 кВт. Вопрос решили просто — увеличили отбор воздуха от двигателя самолёта, который нагнетал воздух в систему воздушно-жидкостного охлаждения бортовых систем. Двигателю такое не понравилось и он начал быстрее изнашиваться, а также чаще требовать техобслуживания. А ведь к этому моменту были произведены сотни самолётов.

По самым скромным подсчётам дополнительный нагрев увеличивал износ двигателя, сокращал его ресурс и увеличивал расходы на техническое обслуживание на $38 млрд. Вероятно, в год. Но настаивать не буду.

Производитель системы контроля питания и охлаждения (PTMS) — компания Honeywell — разработала новый вариант системы охлаждения примерно вдвое большей мощности. На какое-то время это спасло бы положение. Однако программа перевооружения F-35 со временем потребовала бы снова увеличить мощность системы охлаждения. В перспективе от нового нагромождения электроники потребовалось бы отводить свыше 60 кВт тепла. Нужно было что-то кардинально новое. Honeywell сопротивлялась этому как могла, утверждая, что система обслуживания штатных PTMS и комплекса отвода тепла на её основе отработана, знакома обслуге и поддержана запчастями. Как говорили в таких случаях в СА: «Не трогай технику, и она не подведёт!»

И всё же, от работы с Honeywell в этом направлении, похоже, будут отказываться. Свою систему PTMS, совместимую с F-35, предложила компания Collins Aerospace. В конце января 2024 года стало известно, что она успешно протестировала свою систему охлаждения F-35 мощностью 80 кВт.

Чай горячий? — дуй, дураче! F-35 Lightning II получит усиленную систему охлаждения Технологии, Система охлаждения, Авиация, Военная техника, Электроника, Длиннопост

Рендер EPACS Collins Aerospace

Трудно сказать, почему систему отвода тепла от электроники новейшего истребителя не сделали с запасом. Его бортовые системы получают всё новые и новые модули, и это было известно заранее. В рамках текущей программы модернизации Block 4 потребность в системе охлаждения увеличилась до 47 кВт. Более того, секретные обновления, запланированные на 2030-е годы, могут повысить потребность в охлаждении как минимум до 62 кВт, возможно, даже до 80 кВт.

Мой канал в Телеграмме с ежедневными свежими короткими новостями науки, ИИ и технологий.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу