Будни дефектолога (1)

Всём знакомо ощущение, будто мозг переполнен информацией, и ею необходимо поделиться. Попробую описать случаи из практики. Все имена сейчас и в дальнейшем будут изменены.

В конце 2015 фейсбук принёс сообщение от девушки, сообщившей, что её дочь-третьеклассница не умеет читать, перепугана строгой бабушкой-логопедом из поликлиники и очень боится новых учителей.
На пороге меня встретила мама с выглядывающими из-за её спины огромными голубыми глазами. Анне 9 лет, и у неё стоит такой неврологический диагноз, при котором часто дети получают умственную отсталость и тотальную неспособность самостоятельно жить. Анна перенесла длительный недостаток кислорода во время родов, а также по неосторожности врача почти сразу прививку. Детям с гипоксией стандартные прививки назначаются после обследований, если нет серьёзных нарушений; некоторые получают рекомендацию отложить вакцинацию до определённого возраста. В ином случае вакцина может сработать как спусковой механизм для нарушения работы травмированного мозга. Тут уж как повезёт - может выстрелить и сейчас, и позже. В итоге в возрасте 2 лет девочка утратила начальные навыки речи, перестала понимать, где находится, ходить на горшок, много кричала от головной боли и переносила большие эпилептические припадки. Невролог назначил сильные препараты, но предупредил, что она, вероятнее всего, станет [овощем под слюнями по-психиатрически] (цитата отсюда https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/mozhno-ya-vysk...). И мама на свой страх и риск давать их Анне не стала, дождалась, когда стало чуть лучше, и отдала девочку в садик.
К поступлению в школу припадки почти исчезли, появилось понимание происходящего и обращенной речи, более того - проявились хорошие способности к математике и рисованию. В 1 класс Анна пришла в памперсе.

Итак, за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. Несмотря на наличие тяжёлого диагноза, её интеллект совершенно не пострадал, вот только разговаривала она, как иностранка: ломаный язык с маленьким словарным запасом и горой ошибок, например, "я и мама ели пицца", "я вчера делал домашняя работа". Самоё сложное для меня- её реакция на ошибки: как только не получалось назвать букву правильно, следом лилось море горьких слез и слова "я глупая, я очень глупая!"
Перед нами стояли чёткие задачи:
1. Выучить буквы, связать звучание с написанием и запомнить их вместе - в ушах и на бумаге.
2. Научиться соединять их в слоги.
3. Научиться соединять слоги в слова.
4. Захотеть читать и практиковаться.
На деле оказалось не так просто: чтобы добиться слухового различия речевых звуков, пришлось вернуться к обычным шумам, распознавание которых она в период острой невро-болезни пропустила: мы пели под гитару, определяли, грустно или весело это звучит, тоненько, как птички, или грубо, как голос у папы. Этого было мало: после песенок я просила Анну закрывать глаза и угадывать, чем я шумела (шуршала бумагой, пакетами и фольгой, стучала по столу ручкой и пальцами, скрипела дверью, щелкала по дереву и металлу - в ход шло все, что было под рукой). Мы придумали сказку о злых буквах, которые обманывают учеников и никак не хотят лезть к ним в головы: это не Анна глупая, это буквы вредничают. Позже я догадалась сделать упор на рисование, ведь у неё это получалось прекрасно: чтобы не путать И и Н, Анна их разделила по половому признаку :) и нарисовала букву Н девочкой в платье, а букву И - мальчиком, потому что эта буква в штанах :))
Постепенно буквы поддались, и мы попытались складывать их вместе. Это получилось легче, но тут Анна нашла для меня новую головоломку: прочитанное слово не слышалось ей цельным, она читала знакомые названия предметов и спрашивала - а что это? Удалось понять, когда записывали на диктофон её чтение и прослушивали. Так было удобнее узнавать слова.

Анна не влезала в рамки ни одного подходящего педагогического диагноза: она не была педагогически запущена, у неё не было многих признаков дислексии, общее недоразвитие речи компенсировалось прекрасными результатами на английском в школе.

Не могу забыть комментарий Анны в конце первой встречи: "я думал, ты страшный, а оказалось - нет".

Потихоньку мы догоняли школьную программу. Тут нам преградила путь грамматика :) об этом сражении в следующем посте.

Пожалуйста, критикуйте, я больше читатель, но буду стараться расти.

Лига Педагогов

2K постов5.9K подписчиков

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
403
Автор поста оценил этот комментарий
Подписалась. Я тоже дефектолог, но ещё маленький и неопытный, работаю всего полгода. У меня проблемы больше с родителями. Сейчас занимаюсь с мальчиком, 9 лет, считаем в пределах трёх, читать пока не получается, фонематический слух очень плох, хорошая механическая память, но нет понимания того, что запоминает. В речи часто употребляет вычурные фразы, поэтому мама с бабушкой уверены, что он охренительно умный и страшно обижаются на меня. Ну вот они думают, что он считает до 10, хотя ребенок может повторить названия цифр по порядку, а посчитать предметы не может. Какое ни дай домашнее задание, на все один ответ: "а он у нас это знает, а он у нас это умеет". И все переживают, что учатся в коррекционной школе, а не в общеобразовательной. Они там учились, но не поперло, потому что учителя плохие, не смогли научить. Я так поняла, что я тоже хреновый учитель, как и все, кто с этим ребенком работал. Подгорает от каждого визита.
раскрыть ветку (24)
244
Автор поста оценил этот комментарий

если они убеждены, что он дофига умный, то дома скорее всего и не занимаются с ним. потому что "а зачем, я плачу деньги, это работа дефектолога\учителя" =\ вы тут бессильны

54
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже малоопытный дефектолог, тоже полгода вроде бы как работаю (2 частных центра), ищу работу и это отдельная печальная история 30 собеседований без конца и начала. Сейчас вообще думаю последовать совету Медведьева и уйти в бизнес...
а про мальчика: реальных рычагов управления родителями НЕТ. Мне в одной школе задали вопрос,типа, а что вы сделаете, если родители пьют. У меня был логичный вопрос о том что а куда же смотрят органы опеки, если ребёнок инвалид (устраивалась в ресурсную школу), находится на попечении алкашей. Мне сказали, ну,бывает, делать чё будешь? Я говорю, а что я могу? Учить ребенка по мере возможности 🤷
89
Автор поста оценил этот комментарий

Все проблемы детей надо начинать с родителей. Почему он такой? да потому что он итак все знает, он умный, не хотят они видеть реального ребенка, хотят видеть сказочного.

Как пример, в книге "Цветы для Элджернона" умственно отсталый парень, всегда считавший родителей идеальными (в силу своей "недалекости" и слабой памяти) после операции начинает вспоминать истории с матерью. Она постоянно пыталась его лечить, не мола принять таким, какой он есть, в итоге, бросилась с ножом. А все потому, что хотела быть хорошей матерью. А когда родила здоровую девочку, то все поменялось. История долгая, так не перескажешь, но всегда болезни детей - это отражение проблем у их родителей.

раскрыть ветку (12)
53
Автор поста оценил этот комментарий
Не надо всех родителей под одну гребёнку, дети реально бывают очень разные и не всегда вина родителей что дитё плохо развивается.
раскрыть ветку (11)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Безусловно, не вина родителей. Но у родителей умственно отсталого ребенка часто бывают проблемы с принятием этого факта. Велик соблазн занять позицию "у меня умный ребенок, учителя и врачи придурки, ставят нам левые диагнозы". Неуравновешенность выдают за независимость, истерики - за лидерские черты характера и т.д. В результате ребенок сидит в общеобразовательной школе, а то и в модной гимназии и ковыряет в носу. Если бы он учился в коррекционной школе по адаптированной, а то и индивидуальной программе, больше толку было бы. Но нет, это ж позор и клеймо, а что ребенок не развивается, так это тупые училки не могут найти к нему подход.
24
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут спорно, дети просто по сути губки, впитывают то, что видят, сами мало что могут из себя представлять без окружения (отсюда все эти дети Маугли). Контролируют их окружения - родители, учителя, воспитатели и т.д.

Не берем в учет детей с отклонениями пока.

Т.е. получается, что первоначально родители определяют окружение ребенка, так или иначе, выбирают школы, сады, друзей и т.д. Занимаются воспитанием сами, не государство и не кто то другой, ведь это их ребенок.

Т.е. все факторы влияния в руках родителей.

Можно наложить сюда влияние ограничителей от государства, места жительства, самого образования и развития родителей и т.д., но практически все сводится опять же к родителям.

У детей с отклонениями сложнее, там внимания, понимания и знаний нужно в разы больше, просто быть родителем не получится.

Ну и в конце концов, воспитать идеального человека нельзя, обязательно где нибудь да проебешься, мозг человека не способен просчитывать все возможные вероятности (Ну кроме Доктора Стренжа) того, что может произойти, как это повлияет на развитие и т.д., все что мы можем учится на своем опыте, опыте предыдущих поколений и тому, что видим перед глазами.

Воспитание пиздец какая тяжелая штука на самом деле и я считаю, что надо понимать, что идеально воспитать нельзя, можно корректировать свои проебы со временем, не более того.

раскрыть ветку (9)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Стремление к идеальному воспитанию - это невроз какой то тоже. Ни к чему хорошему не приведёт. Как писала Петрановская, нужно стремиться быть  "достаточно хорошим родителем"

10
Автор поста оценил этот комментарий
У меня 2 детей. Один сад, одно воспитание. Только одна к знаниям тянется и учит все до чего дотягивается. А вторая так скажем знания считает не очень нужными. Обе звезды сада конечно, но только со старшей даже сидеть домашнюю работу делать не нужно, а младшую надо уговорявать и объяснять до бесконечности. Так что от ребенка тоже многое зависит.
раскрыть ветку (7)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так вы не понимаете просто того, что вы оказывали влияние непосредственно на первого и второго ребёнка и оно было неидентичное, а если дети с малым разбросом по возрасту, то тем более, одна могла получить какие то знания и понимание важности того или иного действия, а вторая нет и наоборот.
Безусловно в человеке на уровне генов заложены какие то поведенческие реакции, но куда больше влияет то, что они воспринимают от окружающего мира.
Вы просто подразумеваете, что оба ребенка у вас идентично воспитываются, но это абсолютно не так.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Разница 2 года. При этом все книжки, развивашки, кружки да и педагоги одни и теже. Воспитание возможно и разное, но отличия просто минимальные. Потому что с 1 года младшей режим дня у них даже одинаковый. Но характеры очень разные.
раскрыть ветку (4)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вопрос не только в книжках, первая росла одна, вторая растет с сестрой, это уже существенная разница, которую вы почему то исключаете)
Возможно, как вариант, второй не хватает внимания и через такие манипуляции "я не могу сделать сама" она перетягивает одеяло внимания на свою сторону. Как один из вариантов)

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вот да этот вариант к обучаемости я не относила как то. Но благо психолог говорит, что все в рамках нормы! И это очень радует, цель то моя не выучить гениев, а просто дать хорошую базу не отбив желание учится.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и это правильно) главное дать базу и научить учиться и помочь найти свое место в мире, а там уже взрослые будут, сами разберутся)

Автор поста оценил этот комментарий
Согласна! Они разные, но в пределах нормы. Если воспитание и развите норм.
3
Автор поста оценил этот комментарий
У меня трое. Они изначально разные. Умные, беспроблемные, развитые. Но разные!
40
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Не все родители готовы работать, и их трудно в этом винить. Не так просто признать и привыкнуть к новому в своём ребёнке, если это новое - не хорошее. Не берите в голову, делайте свою работу)) хорошо, хоть школа коррекционная.
23
Автор поста оценил этот комментарий

Это печаль с домашними заданиями( стишок фиг заставишь учить.

раскрыть ветку (5)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Я понимаю, что мой опыт- капля в море. Но когда мы учим стих, я прям само переигрывание и актер из лицедеев. Стих читаю с сильным выражением. И, за каждую повторенную за мной строку, радуюсь и улыбаюсь во всю. А если весь стих прочтет, то прям авации и на камеру. Стихи идут от этого просто и весело. Ну и перед сном каждый день из детских веселых стихов читаю что-то.
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Точно. Главное - пробудить интерес. Любым способом. Я ещё использую соревнование между детьми из разряда "кто первый руки мыть? (придя с прогулки)". Дети обожают такое, бегут толпой, сея хаос и разрушения. Потом, становясь старше, у детей уже просто остаётся привычка мыть руки. Как-то так.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Так же было. Математика хорошо, а вот стихи это попа полная. Помогло подключать ритмику ( стихи то ритмичные) - разучивали под барабан или хлопки выходило типа рэпа. Зато все хорошо запоминал, когда чувствовал ритм было ему проще.

Еще помогает как в театр играть, как бы вдохнуть жизнь в персонажей, ребенок увлекается, включается и так проще.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

С математикой иногда тоже затык бывает. Учила с ребенком цифры. На "2" застряли. Вот никак! Что только не делали, и выкладывали, и сушки, и по всякому лебедушкой выгибалась. А потом как бабка отшептала, идеально пошло, до 10 без проблем.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Бывает что просто должно что-то дозреть в голове и опа - прорыв и все идет и понимает. Мы на фруктах и печеньках когда совсем мал счет учили, как наглядно то одна печенька или две)))

9
Автор поста оценил этот комментарий

"9 лет, считаем в пределах трёх"
Моему 11 стукнуло, пишет плохо, встал вопрос есть ли дасграфия или просто неуч.
Так дефектолог, когда записывал на прием, сказала, что это уже поздно и никто вас таких взрослых исправлять не возьмется. А тут вот даже считать норм не может и занимаетесь =)
Правда я все же надеюсь, что диагноз на подтвердится =)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Никогда не поздно, работайте с ребенком сами или ищите специалиста. Нет такого что вот в 9 не поздно, а в 11 поздно. Да чем старше, тем сложнее исправлять, но не поздно.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку