10405

Будни дефектолога (1)

Всём знакомо ощущение, будто мозг переполнен информацией, и ею необходимо поделиться. Попробую описать случаи из практики. Все имена сейчас и в дальнейшем будут изменены.

В конце 2015 фейсбук принёс сообщение от девушки, сообщившей, что её дочь-третьеклассница не умеет читать, перепугана строгой бабушкой-логопедом из поликлиники и очень боится новых учителей.
На пороге меня встретила мама с выглядывающими из-за её спины огромными голубыми глазами. Анне 9 лет, и у неё стоит такой неврологический диагноз, при котором часто дети получают умственную отсталость и тотальную неспособность самостоятельно жить. Анна перенесла длительный недостаток кислорода во время родов, а также по неосторожности врача почти сразу прививку. Детям с гипоксией стандартные прививки назначаются после обследований, если нет серьёзных нарушений; некоторые получают рекомендацию отложить вакцинацию до определённого возраста. В ином случае вакцина может сработать как спусковой механизм для нарушения работы травмированного мозга. Тут уж как повезёт - может выстрелить и сейчас, и позже. В итоге в возрасте 2 лет девочка утратила начальные навыки речи, перестала понимать, где находится, ходить на горшок, много кричала от головной боли и переносила большие эпилептические припадки. Невролог назначил сильные препараты, но предупредил, что она, вероятнее всего, станет [овощем под слюнями по-психиатрически] (цитата отсюда https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/mozhno-ya-vysk...). И мама на свой страх и риск давать их Анне не стала, дождалась, когда стало чуть лучше, и отдала девочку в садик.
К поступлению в школу припадки почти исчезли, появилось понимание происходящего и обращенной речи, более того - проявились хорошие способности к математике и рисованию. В 1 класс Анна пришла в памперсе.

Итак, за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. Несмотря на наличие тяжёлого диагноза, её интеллект совершенно не пострадал, вот только разговаривала она, как иностранка: ломаный язык с маленьким словарным запасом и горой ошибок, например, "я и мама ели пицца", "я вчера делал домашняя работа". Самоё сложное для меня- её реакция на ошибки: как только не получалось назвать букву правильно, следом лилось море горьких слез и слова "я глупая, я очень глупая!"
Перед нами стояли чёткие задачи:
1. Выучить буквы, связать звучание с написанием и запомнить их вместе - в ушах и на бумаге.
2. Научиться соединять их в слоги.
3. Научиться соединять слоги в слова.
4. Захотеть читать и практиковаться.
На деле оказалось не так просто: чтобы добиться слухового различия речевых звуков, пришлось вернуться к обычным шумам, распознавание которых она в период острой невро-болезни пропустила: мы пели под гитару, определяли, грустно или весело это звучит, тоненько, как птички, или грубо, как голос у папы. Этого было мало: после песенок я просила Анну закрывать глаза и угадывать, чем я шумела (шуршала бумагой, пакетами и фольгой, стучала по столу ручкой и пальцами, скрипела дверью, щелкала по дереву и металлу - в ход шло все, что было под рукой). Мы придумали сказку о злых буквах, которые обманывают учеников и никак не хотят лезть к ним в головы: это не Анна глупая, это буквы вредничают. Позже я догадалась сделать упор на рисование, ведь у неё это получалось прекрасно: чтобы не путать И и Н, Анна их разделила по половому признаку :) и нарисовала букву Н девочкой в платье, а букву И - мальчиком, потому что эта буква в штанах :))
Постепенно буквы поддались, и мы попытались складывать их вместе. Это получилось легче, но тут Анна нашла для меня новую головоломку: прочитанное слово не слышалось ей цельным, она читала знакомые названия предметов и спрашивала - а что это? Удалось понять, когда записывали на диктофон её чтение и прослушивали. Так было удобнее узнавать слова.

Анна не влезала в рамки ни одного подходящего педагогического диагноза: она не была педагогически запущена, у неё не было многих признаков дислексии, общее недоразвитие речи компенсировалось прекрасными результатами на английском в школе.

Не могу забыть комментарий Анны в конце первой встречи: "я думал, ты страшный, а оказалось - нет".

Потихоньку мы догоняли школьную программу. Тут нам преградила путь грамматика :) об этом сражении в следующем посте.

Пожалуйста, критикуйте, я больше читатель, но буду стараться расти.

Дубликаты не найдены

+350
Интересный пост! Пишите еще! Побед вам и вашим маленьким пациентам!!!
раскрыть ветку 133
+231
Спасибо! Воюем потихоньку :)
раскрыть ветку 130
+139
Такой вопрос можно. Может и не в тему маленько. Мальчик, 2 года, физически здоров, но абсолютно не реагирует на своё имя. Его можно звать как угодно, но подойдёт он только если чем то его привлечь. Осознанно не говорит совсем. Часто повторяет звуки ( к примеру "ня", "уа", "бдя") в любой ситуации в разных формах, т.е. то громко, то тихо, то заходя в комнату, то выходя. На вопросы не реагирует, только смотрит внимательно. Игрушки только чтобы ими кидаться, построенный сюжет с представлением из игрушек не увлекает, он схватит что нибудь, и идёт на кухню к примеру. Книжки и песни тоже как в пустоту уходят. Мультфильмы не смотрит, увлекает только реклама, да и то секунд на 5. Ну про то что не говорит я уже молчу, хотя может повторить как попугайчик к примеру слово "пока", не применяя его к уходящему человеку. Его мать говорит, что он еще маленький, и не понимает ничего. Но мне кажется, что уже должен быть какой-то уровень общения и взаимодействия между родителем и ребенком. Я опасаюсь таких же проблем, описанных в посте.
раскрыть ветку 78
+29

Добрый день! Как с вами можно связаться? У моей дочери боюсь аналогичная проблема, но не в столь сильной форме. Причина аналогична, обвитие, гипоксия, первая прививка в первые сутки, выписка на третий день. Мой номер +79240191056, модератор, очень прошу не удалять, уже долго не могу найти хорошего специалиста.

раскрыть ветку 25
+1

Как же охуенно

Надеюсь без морфологических и синтаксических ошибок изложил всю суть нахлынувших на меня эмоций. Сразу вспомнился фильм :"Планета Ка-Пэкс"

+1
Я ваш тысячный подписчик. Подписалась и сразу у вас значок вылез. Поздравляю! Пишите, очень интересно. У меня старшему 10 лет и глубокий инвалид. Не говорит совсем, развитие очень медленно идёт. Но ходит в школу 8 типа, постоянно наблюдаемся у многих врачей. Специально переехали в Питер для этого. Младшему всего год. Вроде, здоровый, ттт. Поражаюсь тому, как обычные дети растут, как многое учатся делать сами! Для меня это волшебство!!! Но с другой стороны боюсь пропустить какое-либо отклонение. Может, подскажете, есть ли "методики" определения нормы психоэмоционального, интеллектуального развития ребёнка по возрасту? Спасибо !
раскрыть ветку 4
+1
Вы делаете очень важное и нужное дело, вы спасаете жизнь человека, кто-то должен это уметь делать, выражаю вам глубокое уважение
+1
Слушайте,какая Вы молодец!!! Вам интересно то чем Вы занимаетесь. Побольше бы таких врачей!!!!
0

Так получается она инглиш прекрасно знает ?  Может в этом суть?  

___Я с детства начал рисовать буквы латиницей, а только потом Кириллицей, в 5-ом классе мне уже автоматом ставили 5 на уроках нем.языка, а учительница Елена Гавриловна, долго жившая в ФРГ, а потом ГДР разговаривала со мной по-немецки. Но он мне никогда не нравился, распределили половину класса на нем., половину на инглиш - я пошёл на нем.(был выбор) из-за первой любви к девочке Елене, но стал самостоятельно изучать англ. из-за того, что он созвучен моей сущности\душе - выучил, когда пришли песни на англ популярные\молодость () переводил друзьям, почему-то всегда просили не АББУ перевести, а Pink Floyd, Boney M, Rolling,ов и Кисс...

___Ну и совсем дикая мысль - может мы , случайно , не там родились\ не туда попали....но иногда приходила в голову и другие говорили.

___Вы/или коллеги не пробовали с ней на инглиш разговаривать ?

раскрыть ветку 1
0

Жестовый язык не пробовали изучать с Анной? Сам по себе он может быть ей и не нужен, но в нем каждый жест означает целое слово, что может способствовать усвоению целых предложений без оглядки на правильные окончания. А еще это задействует в речи участки мозга отвечающие за моторику, помимо участков отвечающих за мышление и собственно речь.

раскрыть ветку 1
0
Поддерживаю! Крепитесь!
0

Война войной, а писАть не забывайте. Ждём.

-61
На аутизм похоже
раскрыть ветку 10
ещё комментарии
0
Хз. По мне так Н мальчик, а И девочка. Хорошим делом занимаетесь, не то что я.
0
Читая такое, понимаешь, как щедро нам природа дарит то, что мы не замечаем каждый день, разговаривая и читая.
+1321
Тебя на руках носить надо, а не критиковать.
раскрыть ветку 87
+600
Что Вы меня смущаете)
раскрыть ветку 85
+712
Ну вообще. Вы ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. Мало спасти жизнь человека, научить его жить - вот это проблема, с которой обычные родители справиться не в состоянии. А у Вас такой сложный случай. Вы можете гордиться собой.
P.S. Вот про кого нужно в новостях рассказывать и кому медали вручать.
раскрыть ветку 43
+95
У моего сына очень похожие проблемы, вы в каком городе практикуете ?
раскрыть ветку 23
+62
Чтоб жила ты долго, счастливо и справлялась со всеми трудностями! И можешь даже посты тут не писать, если не захочешь больше. Главное, пожалуйста, твори чудеса дальше!
+12

Смущайся-не смущайся! А он прав.

+11

Поддерживаю, ваш чтец подписался и будет ждать продолжения и других рассказов!

+8

Все правильно) ЧЕЛОВЕЧИЩЕ) Сам работаю в частном ребилитационном центре (педагогическая реабилитация), случаев разных очень много, так что пожимаю руку, коллега!

+5
Не нужно смущаться) это правда)
доводилось общаться с логопедом - мы встали и ушли, потому что человек отсиживал своё рабочее время, а вы деток лечите и это здорово)
+5

Ещё пишите-интересно очень.

+4
Подскажите пожалуйста какие нибудь занятия для ребенка 5 лет, чтобы избавиться от повторения окончания слов в разговоре. И чтобы научить рассказывать по картинке связанные фразы, а не просто перечислением предметов?
+3
Автор, спасибо Вам за то, что стараетесь помочь ребенку. Удачи в работе и жизни.
+2
Ну реально, красота ж
+1
Вы чертовски молодец
А если не секрет, а что мне делать?
Совершеннолетний, начинаю забывать слова, начинаю заикаться, шипилявлю, или же произношение не очень.
На письме начинаю сьедать некоторые буквы в словах
Живу вв РФ, логопедов каких-то не знаю
раскрыть ветку 1
+1
пишите ещё. подписался
+1
Ты молоток! Давай не отступай!)
0
Здраствуйте, а есть возможность с вами связаться для консультации? У меня у сына теже проблемы. Думаем к кому обратиться.
0
Очень жду следующих постов!!!
-8
"я думал ты страшный"
это опечатка или речь девочки с ошибками?
Или копипаста истории?
раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+115
Я вот на балконе перед работой листаю пикабу в 6 утра под кофе и после таких постов становится ясно одно - герои среди нас - за окном, в соседней маршрутке, в школе, на улице, на работе - да где угодно! Не в Тв и газетах, о настоящих героях фильмы редко снимают, можно пройти мимо и не узнать, что конкретный человек делает реально героические поступки каждый день (и при этом ещё и не считает их таковыми) - во это настоящие герои. Спасибо автору поста! Кто-то много говорит, а кто-то просто берёт и делает, меняя жизнь и окружающих людей в лучшую сторону! Очень мотивируют такие посты! Спасибо, ЧЕЛОВЕК!
+397
Подписалась. Я тоже дефектолог, но ещё маленький и неопытный, работаю всего полгода. У меня проблемы больше с родителями. Сейчас занимаюсь с мальчиком, 9 лет, считаем в пределах трёх, читать пока не получается, фонематический слух очень плох, хорошая механическая память, но нет понимания того, что запоминает. В речи часто употребляет вычурные фразы, поэтому мама с бабушкой уверены, что он охренительно умный и страшно обижаются на меня. Ну вот они думают, что он считает до 10, хотя ребенок может повторить названия цифр по порядку, а посчитать предметы не может. Какое ни дай домашнее задание, на все один ответ: "а он у нас это знает, а он у нас это умеет". И все переживают, что учатся в коррекционной школе, а не в общеобразовательной. Они там учились, но не поперло, потому что учителя плохие, не смогли научить. Я так поняла, что я тоже хреновый учитель, как и все, кто с этим ребенком работал. Подгорает от каждого визита.
раскрыть ветку 24
+240

если они убеждены, что он дофига умный, то дома скорее всего и не занимаются с ним. потому что "а зачем, я плачу деньги, это работа дефектолога\учителя" =\ вы тут бессильны

+53
Тоже малоопытный дефектолог, тоже полгода вроде бы как работаю (2 частных центра), ищу работу и это отдельная печальная история 30 собеседований без конца и начала. Сейчас вообще думаю последовать совету Медведьева и уйти в бизнес...
а про мальчика: реальных рычагов управления родителями НЕТ. Мне в одной школе задали вопрос,типа, а что вы сделаете, если родители пьют. У меня был логичный вопрос о том что а куда же смотрят органы опеки, если ребёнок инвалид (устраивалась в ресурсную школу), находится на попечении алкашей. Мне сказали, ну,бывает, делать чё будешь? Я говорю, а что я могу? Учить ребенка по мере возможности 🤷
+80

Все проблемы детей надо начинать с родителей. Почему он такой? да потому что он итак все знает, он умный, не хотят они видеть реального ребенка, хотят видеть сказочного.

Как пример, в книге "Цветы для Элджернона" умственно отсталый парень, всегда считавший родителей идеальными (в силу своей "недалекости" и слабой памяти) после операции начинает вспоминать истории с матерью. Она постоянно пыталась его лечить, не мола принять таким, какой он есть, в итоге, бросилась с ножом. А все потому, что хотела быть хорошей матерью. А когда родила здоровую девочку, то все поменялось. История долгая, так не перескажешь, но всегда болезни детей - это отражение проблем у их родителей.

раскрыть ветку 12
+46
Не надо всех родителей под одну гребёнку, дети реально бывают очень разные и не всегда вина родителей что дитё плохо развивается.
раскрыть ветку 11
+22

Это печаль с домашними заданиями( стишок фиг заставишь учить.

раскрыть ветку 5
+18
Я понимаю, что мой опыт- капля в море. Но когда мы учим стих, я прям само переигрывание и актер из лицедеев. Стих читаю с сильным выражением. И, за каждую повторенную за мной строку, радуюсь и улыбаюсь во всю. А если весь стих прочтет, то прям авации и на камеру. Стихи идут от этого просто и весело. Ну и перед сном каждый день из детских веселых стихов читаю что-то.
раскрыть ветку 1
+1

Так же было. Математика хорошо, а вот стихи это попа полная. Помогло подключать ритмику ( стихи то ритмичные) - разучивали под барабан или хлопки выходило типа рэпа. Зато все хорошо запоминал, когда чувствовал ритм было ему проще.

Еще помогает как в театр играть, как бы вдохнуть жизнь в персонажей, ребенок увлекается, включается и так проще.

раскрыть ветку 2
+37
Не все родители готовы работать, и их трудно в этом винить. Не так просто признать и привыкнуть к новому в своём ребёнке, если это новое - не хорошее. Не берите в голову, делайте свою работу)) хорошо, хоть школа коррекционная.
+9

"9 лет, считаем в пределах трёх"
Моему 11 стукнуло, пишет плохо, встал вопрос есть ли дасграфия или просто неуч.
Так дефектолог, когда записывал на прием, сказала, что это уже поздно и никто вас таких взрослых исправлять не возьмется. А тут вот даже считать норм не может и занимаетесь =)
Правда я все же надеюсь, что диагноз на подтвердится =)

раскрыть ветку 1
+4

Никогда не поздно, работайте с ребенком сами или ищите специалиста. Нет такого что вот в 9 не поздно, а в 11 поздно. Да чем старше, тем сложнее исправлять, но не поздно.

+63
"проявились хорошие способности к математике"

"прекрасными результатами на английском в школе."


А как понимание задач по математике? Согласование слов и понятий в английском? Чтение на английском?

Родители, конечно, смелые люди - в школе могли ребенка затравить.

Пишите, очень интересно.

раскрыть ветку 32
+179
Задачи, прочитанные учителем вслух, решались сразу же. Насчет английского - Анна нашла себе друзей на фб и ютубе и бодренько с ними переписывалась. И читала, и понимала, и с понятиями ок. Это феноменально) потому и решила описать.

В школе повезло с учителем, он быстренько выставил рамки, никто не травил.
раскрыть ветку 30
+66

Действительно, феномен. Ждем продолжения.

+48

Простите, а как она переписывалась, если:

"за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. "?


Я правильно понял, что русские буквы она срисовывала без понимания смысла, а на английском переписывалась в фейсбуке? Это вообще как?

раскрыть ветку 18