Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников.

Как уже я писал ранее, немецкий подводный флот избрал тактику потопления торгового тоннажа Великобритании. Если бы ему удалось топить больше кораблей, чем могла строить английская судостроительная промышленность, поставки необходимого сырья и продовольствия для островного государства бы прекратились, что поставило бы Великобританию на грань катастрофы. Однако, корабли различались по тоннажу, и на первый план выходило не кол-во потопленных кораблей, а суммарный тоннаж, отправленный на дно. Исходя из этого и подсчитывались успехи того или иного командира.

Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии, а все фотографии с нацистской символикой носят исключительно ознакомительный характер.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Что же такое оверклейм? Если по простому - начисление себе несуществующих успехов.

В начале войны оверклейм немецких командиров практически отсутствовал. В 1939 году призовое право (процедура остановки торгового суда, его досмотра, а после, если груз признавался запрещенным, судно топилось) позволяло узнать название и тоннаж судна прямо у команды. Позднее, во времена "Счастливого времени", когда ПЛО Союзников была слаба, командиры подходили к шлюпкам с потопленных судов и, опять же, выясняли нужную информацию у выжившего экипажа.

Помимо этого, на помощь в определении тоннажа подводникам приходил справочник страховой компании Ллойда. Поскольку все корабли торгового флота были застрахованы, они были занесены в справочник. Зачастую, при торпедировании, купец сразу же отправлял в эфир сообщение, содержащие свои координаты и свое название. По имени судна и устанавливался потопленный тоннаж.

Страховые компании косвенно помогали и разведке Кригсмарине. Ведь каждое потерянное судно - это выплаты владельцам, и компания очень скрупулезно отслеживала все случаи потопления торговых судов. Поэтому, если командир лодки ошибся, или намеренно приписал себе тоннаж, то можно было проверить.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Матросы U-49 в кормовом люке.

Так например случилось с "Королем тоннажа" немецкого подплава Отто Кречмером. Он торпедировал судно, и заявил о его потоплении, хотя не видел, как оно ушло под воду, поскольку в тот же момент начал охоту за другим кораблем. Тем не менее, это судно смогло дойти до порта, о чем стало известно К. Деницу по каналам разведки. Другой вопрос, что Дениц засчитал этот тоннаж, который был необходим для награждения Рыцарским крестом (выдавался за достижение 100000 т.).

Тем не менее, тоннаж, числившийся за командирами в период 1939-1941 г.г., конечно же, не был точен. Ведь если не удавалось узнать название судна, его тоннаж определяли на глаз. Однако, уже после войны, историки подсчитали, что истинные цифры расходились с существующими не сильно. Ведь оверклейм может быть не только в плюс, но и в минус. Оценки "на глаз", как раз и уравновешивали статистические данные.

Однако все изменилось в 1941-1942 г.г.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Значительное усиление ПЛО Союзников, вступление США в войну, и, особенно, расширение воздушного патрулирование над Атлантикой превращало жизнь немецких подводников в кошмар. В 1941 г. за одну ночь были потеряны сразу три аса (Шепке (U-101) и Прин (U-45) погибли, Кречмер (U-99) попал в плен), успехи подлодок стали снижаться, в то время как потери стали расти. Отслеживать успехи стало все трудней и трудней, и тут оверклейм проявился во всей красе. Одиночные суда практически перестали появляться в Атлантике, а атака конвоя почти всегда оборачивалась серьезной и долгой охотой на подлодку. Необходимость сразу же нырять после торпедного залпа, делала невозможной ситуацию подтверждения своего успеха. Принцип "слышал взрыв - значит потопил" стал брать вверх, и после атак выжившие командиры (а в 1942-43 г.г., если лодка возвращалась на базу из Атлантики, это уже было успехом) заявляли о потоплении. В то время, когда любые успехи были нужны для пропаганды, на оверклейм, само собой, закрывали глаза. Только в относительно спокойных районах, такие как Индийский океан, Южная Атлантика и, не долгое время, Карибское море, немцам удалось повторить свое "Счастливое время", и засчитать свои успехи без значительного оверклейма. Так, например, Вольфганг Лют, который воевал до 1943 года, после был переведен на берег, стал вторым по потопленному тоннажу, без значительного расхождения с истинными цифрами.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

U-178 типа IXD2. Большая океанская лодка, способная действовать на коммуникациях в Южной Атлантике и Индийском океане.

Появление акустических торпед в 1943 году, которые запускались с глубины "в слепую" на шум двигателей еще больше "усугубил" ситуацию. Рассчитанная как средство для борьбы с эскортом, англичане быстро определили принцип ее действия (все корабли эскорта были поражены в кормовую часть) и стали применять шумовые буи. "Слышал взрыв, значить потопил" позволил заявлять о больших успехах в деле борьбы с военными кораблями. В действительности же это могло быть попадание в буй, взрывы глубинных бомб, просто повреждение и т.д.

Особо показателен случай с командиром U-617 Альбрехтом Бранди. Только он и Вольфганг Лют смогли получить самую высокую награду Третьего рейха среди моряков Кригсмарине - Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Причем, если Лют получил награду вполне заслужено, случай с Бранди был явным следствием оверклейма и нуждами пропаганды.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Альбрехт Бранди

Воюя с конца 1942 года до мая 1944-го, он заявил о потоплении 20 торговых судов общим водоизмещением около 115000 т., 3 крейсеров, 12 эсминцев и 1 тральщика. И это в период, когда Битва за Атлантику была уже фактически проиграна. Однако, после детального рассмотрения его успехов после войны, было установлено, что его успех составляет всего 12 судов общим тоннажем 31689 т., в том числе 4 эсминца.

Но стоит добавить, что для признанных асов, которые возглавляют список самых успешных командиров подплава Кригсмарине, оверклейм не оказал значительного влияния, и после подтверждений историками, список практически не изменился.

Битва за Атлантику. "Оверклейм" немецких подводников. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Лига историков

14.3K постов51.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как всегда, хорошо! Спасибо! И с окончанием Вуза!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку