Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Битва при Вене 1683 года: причины поражения Османской империи

С 14 июля по начало сентября 1683 года, Вена была осаждена Османской империей в течение примерно двух месяцев. Великий визирь Кара "Черный" Мустафа, верховный главнокомандующий турецких войск, требовал капитуляции, но граф Эрнст Рюдигер фон Штархемберг, командующий венским гарнизоном, отказался и заявил, что будет драться до конца. Городские стены были разрушены турецкими минами и бомбардировками, а улицы были засорены сточными водами, щебнем и трупами, что привело к распространению болезней. После 18 крупных турецких атак только треть из первоначального гарнизона размером в 11 500 человек оставалась боеспособной, а их запасы боеприпасов были уже на исходе. Стархемберг понимал, что оборона Вены приближается к концу, и единственной надеждой было своевременное прибытие ожидаемой христианской армии, без которой турки захватили бы город и убивали его жителей. Битва за Вену 1683 года стояла на пороге.

Битва при Вене 1683 года: причины поражения Османской империи Политика, История (наука), Османская империя, Римская империя, Христианство, Европа, Вена, 17 век, Военная история, Осада, Длиннопост

Стархемберг мог найти утешение в том, что условия для врага были не лучше. Турки столкнулись с проблемой неадекватных санитарных условий, из-за которых болезни вышли из-под контроля, потери были огромными, а боевой дух падал. Более того, были слухи о приближающейся христианской армии из Венского леса. Однако Мустафа был уверен в своей победе, поскольку его тревожила возможность наказания со стороны султана в случае неудачи. Осаждая Вену, он нарушил указ султана Мехмеда IV (1648–1687), который ожидал, что Мустафа ограничится захватом имперских пограничных крепостей. Но такие скромные цели не удовлетворяли Мустафу.

Мустафа был внешне образцовым и набожным мусульманином, но в действительности он был высокомерным торговцем властью с явной ненавистью к христианам. Единственным его искупительным качеством была личная храбрость, но даже она была подчеркнута жестокостью - он однажды содрал кожу с пленных поляков, чтобы отправить их чучелами султану в качестве трофеев. Мустафа заботился только о своей карьере и свободно использовал обман и шантаж, чтобы компенсировать отсутствие настоящего таланта. Он был полон решимости продолжить дело великих исламских завоевателей древности и преодолеть барьер, который когда-то блокировал продвижение турок-османов на запад: Вену, столицу Священной Римской империи и Императорской династии, Дом Габсбургов в 1529 году.

Император Священной Римской империи Леопольд I (1658-1705) был книжным червем и композитором, а не воином, поэтому бежал из своей столицы в безопасный Пассау, в отличие от наступательного духа Мустафы. Но он все же не собирался отдавать свою столицу туркам и умолял немецкую и польскую знать прийти на помощь Вене. Его крики о помощи были услышаны, и к 7 сентября мощная армия собралась в долине Туллн. Армию возглавляли выдающиеся дворяне: Иоанн III Собеский, король Польши и князь литовский, курфюрст Макс Эммануэль из Баварии, принц Георг Фридрих фон Вальдек с немцами из Франконии и Швабии, принц Георг Ганноверский и курфюрст Саксонии Иоанн Георг III фон Веттин. Всего вместе с австрийцами их было более 66 600 человек, их сопровождали множество княжеских добровольцев, включая принца Евгения Савойского.

Несмотря на такое большое количество выдающихся дворян, ссоры из-за командования были неизбежны, но благодаря самоотверженности герцога Лотарингии они были разрешены. Герцог Лотарингии имел проверенную историю боев против турок и французов, его личное мужество, смирение и обаяние завоевали всеобщую привязанность и восхищение. По его рекомендации верховное командование было передано королю Польши Иоанну III Собескому, который продемонстрировал свою доблесть и мастерство, разгромив турок при Хочизме в 1673 году и всегда проявлял острый ум. Одетый в роскошную одежду и доспехи, он все еще выглядел как харизматичный главнокомандующий.

Иоанн III Собеский возглавил поляков, в то время как Лотарингия номинально командовала австро-германскими войсками. Каждый командир придерживался тактического плана Лоррейн, который заключался в марше армии из Тульна через Венский лес к высотам Каленберг, чтобы зажать туроков между спуском с горы и реками. Этот подход лишил туроков естественной защиты, и союзники надеялись застать своего врага врасплох. Позже того же дня король, князья и генералы встретились на гребне, чтобы созерцать осаду. Однако Собески оказался разочарован картами, которые он получил от имперских командиров, и предложил объезд на юг или медленное продвижение. Однако эти идеи были отвергнуты другими генералами, которые продолжили первоначальную идею Лотарингии о полномасштабной атаке с гребня Венского леса. Несмотря на трудности, боевой дух оставался высоким. В ту ночь Лоррейн приказала разместить батарею по краям Каленберга для обеспечения огневой поддержки основного наступления, а христиане страдали от непрекращающихся криков и артиллерийского обстрела со стороны туроков, которые лишили их заслуженного сна.

Битва при Вене 1683 года: причины поражения Османской империи Политика, История (наука), Османская империя, Римская империя, Христианство, Европа, Вена, 17 век, Военная история, Осада, Длиннопост

В 5 часов утра начался бой, когда авангард Кара Мехмеда напал на артиллерию Лесли, которая готовилась к развертыванию. Лотарингия решила поддержать своих войск и отправила подкрепление к Лесли, одновременно приказав австро-немецкому левому крылу наступать. В это время Вальдек и Макс Эммануэль получили приказ начать спуск. Польский король посетил мессу в часовне св. Леопольда перед битвой.

Турки начали наступление на всем своем правом фланге, вызвав ощущение "потока черной смолы", который двигался со склона горы. Лотарингия стремилась сохранить единую линию фронта, что было трудно из-за неровной местности.

Подкрепленные пехотой герцога Евгения де Кроя, австрийцы разбили турок, стрелявших по артиллерии Лесли, и установили линию вместе с саксами Джона Джорджа, обращенную к Нуссбергу-Карпфенвальду. При поддержке легкой артиллерийской поддержки австрийцы медленно, но неуклонно продвигались вверх по Нуссбергу. Турки успешно использовали укрытие местности и представляли серьезную угрозу для правого фланга Австрии.

Лотарингия приказала графу Капраре штурмовать Каленбергердорф с плеча Леопольдсберга. Драгуны Гейсслера столкнулись с сильным сопротивлением турок, но при поддержке тяжелой кавалерии принца Жерома Любомирского захватили Каленбергердорф. Турки сумели отбросить христиан обратно в деревню, а на его подступах они нападали на раненых и умирающих.

Немецкое левое крыло заняло край Нуссберга к 10 часам. Вальдек и Макс Эммануэль не успели угнаться за наступлением Лоррейн, что обнажило правый фланг саксов. Лотарингия призвала остановиться и наверстать упущенное, чтобы восстановить прочный фронт. Вместе с Джоном Джорджем Лоррейн поспешила на передовую, чтобы взять на себя ответственность за немецких солдат. Собеский покинул Капеллу, чтобы ускорить продвижение поляков, которые еще не прибыли на позиции к югу от Вальдека.

Великий визирь и Ибрагим-паша предприняли яростную контратаку, но были отброшены на более плоскую местность вокруг Гринцига. Вторая атака оказалась более успешной, так что имперская пехота начала колебаться, но была спасена прибытием драгун и тяжелой кавалерии. Джон Джордж и его кавалерия-телохранитель также активно участвовали в битве. Саксы двинулись вниз по Мукенталю в направлении Хайлигенштадта, а австрийцы продвигались в сторону Нуссдорфа.

Вынужденная остановка правого фланга саксов дала возможность туркам наступить на левый фланг Австрии. Однако Лотарингия приказала остановиться и наверстать пропущенное, чтобы восстановить единую линию фронта. Вместе с Джоном Джорджем Лоррейн взяла на себя ответственность за немецких солдат и поспешила на передовую, чтобы поддержать своих войск.

Польский король Собеский ускорил продвижение поляков, которые еще не прибыли на позиции к югу от Вальдека. Великий визирь и Ибрагим-паша предприняли еще одну атаку, которая оказалась успешной. Однако имперская пехота сумела устоять и отбросить турок.

Битва продолжалась до вечера, когда турки были вынуждены отступить. Лотарингия сумела поддержать единую линию фронта и обеспечить победу союзных войск. Польский король Собеский сыграл важную роль в битве, ускорив продвижение поляков на передовую.

Битва при Нуссдорфе стала одной из самых значимых войн в Европе XVII века, и она оставила глубокий след в истории региона.

При поддержке артиллерии Лесли, развернутой на Нуссберге, и наступления Капрары из Каленбергердорфа, саксонские и имперские драгуны под командованием маркграфа Людвига Вильгельма Баденского и Хейсслера начали атаку на Нуссдорф. Турки оказали яростное сопротивление, засевши в деревенских подвалах, рвах и разрушенных стенах, и были побеждены только прибытием фельдмаршала Германа Баденского, возглавлявшего австрийскую пехоту.

На юге саксонские войска фельдмаршала фон Гольца успешно вытеснили турок из Хайлигенштадта и Гринцига. В полдень Лотарингия приказала своим войскам сделать еще одну остановку, чтобы восстановить силы. Утренние действия привели к полному успеху: все правое крыло турков было захвачено или уничтожено.

Вальдек и Макс Эммануэль не встретили особого сопротивления и достигли фланга Ибрагима через Кроттенбах, в то время как Капрара и Любомирский рассеяли румын вдоль Дуная. Австро-саксонские войска столкнулись с Ибрагимом-пашой через Дёблингербах, продолжая наступление. После яростной битвы при Нуссдорфе союзные войска получили победу, которая оказала большое влияние на ход Европейских войн XVII века.

Поляки, наконец, достигли высот после долгого марша по пересеченной местности долины Вейдлинга. Собески вместе с генералом артиллерии Мартином Катски спустились с Грэнберга в центре, а слева фельдгетман Николай Сенявский спустился с Драймаркштайна, а справа кронгетман Станислав Яблоновский спустился с Росскопфа. Польская пехота и заимствованные батальоны Габсбургов прикрыли спуск, чтобы создать непрерывный кавалерийский фронт на равнинах внизу.

Хотя терновники, виноградные лозы, канавы, живые изгороди и отдельные обвинения в самоубийстве генюллю замедлили продвижение поляков, они неуклонно продвигались вперед под поддержкой артиллерийского огня. Несмотря на энергичную оборону абазин Сари Хусейна, поляки достигли Михаэлерберга к 14:00. Появление своих польских союзников издалека было встречено немцами в поле аплодисментами.

Поляки на мгновение остановились на склонах Шафберга, когда 1000 янычар проникли на виноградники за Плётцляйнсдорфом, нарушив соединение между Сенявским и правым крылом Вальдека. Янычары крепко оборонялись, но были вытеснены с прибытием имперских кирасиров.

Около 4 часов дня Собеский и Сенявский прошли на ровную местность к востоку от Шафберга, а Яблоновский отразил слабую атаку татар у Мариабрунна справа от них. Теперь Собеский объявил остановку, чтобы построить более организованный и прочный фронт. Кара Мустафа, зная о новой угрозе со стороны поляков, вывел войска из Ибрагима в поддержку Хусейн-паши.

Битва при Вене 1683 года: причины поражения Османской империи Политика, История (наука), Османская империя, Римская империя, Христианство, Европа, Вена, 17 век, Военная история, Осада, Длиннопост

Сенявский возобновил битву, отправив королевских гусар вторым хорагевом. Хотя поляки прорвали две вражеские линии, около 150 всадников не справились с задачей и потеряли треть своего числа. Станислав Потоцкий из Галича возглавил следующую атаку, но заплатил за свою храбрость жизнью, когда турок отрезал ему макушку. Дальнейшие части польской кавалерии атаковали турок, который открыл свои ряды и обрушился на поляков со всех сторон, нанеся тяжелые потери и убив несколько польских лордов, включая великого казначея короны Анджея Моджевского. После этого последовало турецкое преследование, которое было остановлено прибытием подкреплений из центра Собеского и драгун и кирасиров с правого фланга.

После ослабления турецкого наступления и занятия Галиценберга справа от поляков Яблоновским, Собеский установил непрерывную линию для следующего наступления. Несмотря на жару и напряженность утреннего боя, десантники так рвались вперед, что офицеры были вынуждены сдерживать их плоскостью лезвия. Турецкая позиция на гребнях над Кроттенбах-Дёблингербах была самой сильной на всем фронте, но была ослаблена депешами, направленными против поляков, которые стояли напротив них на севере от полюсов.

В критический момент битвы Лоррейн колебался, и после совещания с саксонскими командирами не мог определить, нужно ли созвать еще один военный совет для принятия решения о продолжении атаки или достаточно дневного прогресса. Однако Фон Гольц поднял дух Лотарингии, сказав: "Бог указывает путь к победе... куйте железо, пока горячо". Это вдохновило Лотарингию закричать "Allons marchons!" и начать атаку.

Атака началась с ужасающего шквала мушкетного огня с христианских площадей, который деморализовал и ослабил турецкую оборону. Франконцы и баварцы начали штурм Тюркеншанца, где находилось Святое знамя, и вскоре весь фронт Ибрагима-паши рухнул, открыв путь на Вену. Лотарингия увидела возможность нанести удар по правому флангу Хусейн-паши, который готовился противостоять тотальному наступлению Собески. Хотя Собеский был доволен дневными достижениями, агрессивный дух Сенявского и немцев убедил его продолжить битву.

Польская кавалерия двинулась на турок с криком "Jezus Maria ratuj" («Иисус Мария помоги»). Передовые отряды гусар были закованы в сверкающую сталь, закрывающую с головы до бедер, и представляли почти неземное зрелище. За ними шли панцерные и кварчанские кавалеристы, также состоявшие из польских аристократов, а кварцианская легкая кавалерия состояла из бедных польских шляхтичей и иностранцев. Вся атака возглавлял сам Собеский, а за ним последовали его гусары.

Польская кавалерия замедлялась виноградниками и пересеченной местностью, но не останавливалась под огнем турецких стрелков и артиллерии. Грохот польских копий раздавался над полем боя, когда кавалерия сокрушила турецкий боевой порядок. Собеский последовал за своими гусарами и захватил турецкие орудия, а турки сплотились напротив Яблоновского, деморализованные наступлением Лотарингии на своем правом фланге.

В центре Османской армии Кара Мустафа встал на защиту Священного знамени от наступающей франко-баварской армии под командованием Вальдека. В окружении кавалерии он сражался против немецких ополченцев, которые использовали свои орудия и мушкеты для того, чтобы остановить османскую атаку. Несмотря на то, что Мустафа удалось схватить знамя, турецкая атака провалилась, а его люди бежали к реке Вена. В это же время, левое крыло Османской армии полностью распалось, поскольку Собески возглавил объединенные силы против турок, которые сконцентрировались в районе Брайтензее.

Мустафа был полон желания отомстить и приказал своим войскам прекратить обстрел города, а также уничтожить технику и расправиться с пленными. Он знал, что битва проиграна, но его воля к борьбе не ослабла. Он взял свое копье и направился в героическое, но обреченное на провал нападение на христиан. Его личные вассалы, секретарь, пажи и его албанская охрана пали от огня и мечей противника, когда он вел свой последний бой. Только аргумент, что его смерть приведет к уничтожению оставшихся османских войск, заставил Мустафу прекратить бой. Он схватил Священное знамя Пророка и свои личные сокровища и бежал с поля боя около 6 часов вечера, чтобы возглавить отступление обратно в Дьёр.

В это время силы Лотарингии связались со Стархембергом, который вышел из Шоттентора, чтобы присоединиться к битве. Драгуны под командованием Людвига Вильгельма Баденского получили честь освободить город и присоединились к защитникам в зачистке оставшихся турок. К концу битвы, около 22:00, было перебито еще 600 мусульман. В лагере турок оставались только младенцы и дети-христиане среди сотен убитых пленников. Гарнизон Стархемберга отомстил, сжег заживо 3000 брошенных османов, больных и раненых. Общее число погибших у турков составило 15 000 человек, у союзников - 1 500.

Собески приказал немецким войскам оставаться на страже всю ночь вокруг Тюркеншанца и крыла Яблоновского на берегу Венской реки. Несколько польских эскадронов выследили отставших османов за рекой Вена. Однако, поляки начали грабить мусульманскую добычу, нарушив порядок и дисциплину, и вместо того, чтобы наказать своих войск, Собески присвоил себе большую часть добычи. В павильоне великого визиря король нашел кучу золотых и украшенных драгоценностями сокровищ.

13-го Собеский провел триумфальный марш в римском стиле в Вену под аплодисменты населения. Его эгоизм и тщеславие оскорбили австро-германцев. Лотарингия была особенно возмущена, так как Собеский не смог своевременно преследовать деморализованных врагов и Мустафа смог увести в плен тысячи христианских детей. Кроме того, въезд Собеского в Вену до императора был нарушением протокола.

Битва при Вене 1683 года: причины поражения Османской империи Политика, История (наука), Османская империя, Римская империя, Христианство, Европа, Вена, 17 век, Военная история, Осада, Длиннопост

Кара Мустафа не потерял представление о масштабах своего поражения и старался избежать мести султана, виня в неудаче своих подчиненных командиров. Он даже убивал тех, кто мог сообщить султану об его ошибке в обращении с османской армией.

Однако Мехмед IV не был наивным и понимал, что христианские командиры и солдаты действовали умело и мужественно в битве. Их тактика, проходившая через Венский лес, позволила им избежать естественных укреплений Дуная и Венских рек. Но победа не была обусловлена только блеском христианской армии, а скорее небрежностью и высокомерием Мустафы, который не укрепил свою армию и оставил многих из своих янычарских отрядов в окопах вокруг Вены.

В конце концов, Мустафа заплатил за свою неудачу: 25 декабря 1683 года, султанские эмиссары казнили его удушением в Белграде и отправили его голову в Константинополь.

Победа христиан не означала окончание борьбы с мечом ислама, так как Франция тогда была оплотом для дальнейшей османской экспансии. Однако победа спасла Австрию и переломила инициативу в пользу Священной Римской империи. Благодаря умелому руководству Макса Эммануэля, Людвига Вильгельма «Тюркен Луи» Баденского, Лотарингии и принца Евгения Савойского, Священная Римская империя медленно, но верно отступала от османской власти в Восточной Европе после столетий войн.