Безвыигрышная лотерея под названием «секс»
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
А я продолжаю осмыслять и обобщать опыт психологической практики с людьми «от головы», а также их запросы и основные трудности, с которыми они сталкиваются в своей жизни. И сегодня мы рассмотрим одну из самых чувственных тем, на которую наложила отпечаток рациональная модель мышления, вытесняющая эмоции.
Дисклеймер №1: Я пишу про айтишников, так как статья изначально предназначена на Хабр.
Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы "через голову". Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
По моим наблюдениям (которые могут отличаться от нормального распределения Гаусса и объективной реальности) с таким запросом чаще обращаются мужчины в возрасте 28-35 лет, находящиеся более 4-5 лет в одних отношениях. Среди «отягчающих» обстоятельств можно назвать наличие маленького ребенка, ипотеку, высокоинтенсивную работу.
Если обобщать, то впервые с такой проблемой сталкивается мужчина тридцати с небольшим лет, который уже несколько лет живет в браке с супругой, с которой до этого пару лет просто встречался, у них недавно родился ребенок, с которым сидит супруга и есть кредитные обязательства. Мужчина в это время повышает интенсивность труда – идет на более высокооплачиваемую (но и более ресурсозатратную работу) или же набирает переработок, чтобы перекрыть возросшие финансовые затраты и снижение доходов.
Супруге в этот момент не легче – на неё в полном объеме ложится не только обеспечение жизни/здоровья/развития ребенка, но и вся работа по дому, которая может включать еще и «обслуживание» мужчины. Всё это сопровождается колоссальной ответственностью и большим количеством внутренних переживаний.
Кризис рождения ребенка – это всегда про изменение приоритетов. И как вы думаете, на каких позициях находятся пункты «отдых» и «удовольствие»? А какая атмосфера в семье? Замечу, что всё это мы говорим про ситуацию, когда нет никаких ненормативных кризисов: никто не умирает, не требует ухода по причине тяжелой болезни, не имеет явных зависимостей, отсутствует абьюз, насилие и иные «еще более отягчающие» факторы.
И в один момент, когда супруги сидят на кухне, а время близится к полуночи, начинаются задушевные разговоры двух замученных жизнью людей. Рано или поздно они начинают вспоминать ту легкую жизнь, которая была до рождения ребенка. Разговор заходит и про секс. В этот момент оба супруга пытаются вспомнить, когда они в последний раз самозабвенно отдавались этому процессу и во что превратился он сейчас, в те редкие моменты, когда он есть. И как быстро «занятие любовью» превратилось в «исполнение супружеского долга».
И с этого момента данная тема начинает звучать всё чаще, постоянно притягивая внимание и фигурируя не только в бытовых разговорах, но и в ссорах. Секс становится их причиной, а также способом уколоть или задеть партнера. Занятие сексом из способа получить удовольствие становится возможностью избежать конфликта. И один из супругов становится заложником такой ситуации. После чего оказывается на консультации и обрисовывает свою уникальную ситуацию, до боли похожую на аналогичные истории других клиентов.
Когда установлен контакт и в общих чертах понятна ситуация, звучит откровенный вопрос: «А зачем вы занимаетесь сексом?». Особую пикантность он приобретает на парных консультациях, когда супруги впервые за долгое время (или вообще впервые) обсуждают сексуальную жизнь как общую проблему и пытаются взглянуть на неё системно, без агрессии и взаимных обвинений. Далее я опишу топ-3 ответов, которые я слышал:
Ответ №3: Чтобы не было конфликтов. В этом случае основным мотивом (и надеждой) является идея, что формальное наличие секса (в данном случае, механистического полового акта) заберет у партнера аргумент в ссорах и их станет меньше. Стоит ли говорить, что это заблуждение, которое приводит к разочарованию, так как вместо обвинения «нет секса» будет звучать «да это разве можно назвать сексом?». Подобная стратегия избегания лишь усугубляет проблему, оттягивая решение и повышая вероятность неконтролируемого конфликта или резкой его эскалации с последующим кризисом (например, измена);
Ответ №2: Чтобы тебе было хорошо. В этом случае наш асексуальный Ланселот совершает плотский подвиг, одарив партнера своим расположением. После чего искренне считает себя страдальцем и героем одновременно, будучи убежденным, что он сохраняет брак и отношения. Но в этой стройной теории есть один нюанс – нежелание заниматься сексом достаточно сложно скрыть, так что партнер, вероятно, догадается о неискренности. А теперь давайте подумаем, к чему это приведет: к ощущение нежеланности, сомнению в отношениях, снижению самооценки, повышению уровня стресса и обиде на партнера. А всё это выльется в новые конфликты и отдаление партнеров.
Ответ №1: Чтобы ты не изменял/-а. Квинтэссенция предыдущих вариантов, в которую добавляется эгоистичная манипуляция, за которой кроется игнорирование проблемы и пренебрежительное отношение к желаниям и чувствам партнера.
Здесь мне хочется привести кусок диалога с одним старым клиентом, который запал мне в душу. Темой консультации как раз является охлаждение постельных отношений:
- Вы сказали, что хотите видеть свою жену чуть лучше, чем она есть. А в чем?
- Поймите правильно, я не хочу другую жену или девушку. И изменять тоже не хочу, но я хочу, чтобы она стала лучше: чуть умнее, чуть спокойнее, чуть стройнее, чуть сексуальнее.
- Давайте представим, что она такой стала: умной, спокойной, стройной и сексуальной. Утро, вы просыпаетесь рядом с идеальной версией своей жены. Что вы будете делать?
- Встану и пойду работать.
- 0_о А в чем же разница? Что изменилось от того, что она стала идеальной?
- А теперь она мне мозги не трахает и не отвлекает от работы.
Поэтому вопрос «А зачем вы занимаетесь сексом?» очень важен, чтобы понять мотив клиента, а также его индивидуальное восприятие секса. Если мотив как-то отличается от желания получить удовольствие/расслабиться/кайфануть/снять стресс и в целом не лежит в области положительных эмоций, то работать первоочередно нужно над этим. Поэтому, если отношения все реже переходят в горизонтальную плоскость, сперва задайтесь этим вопросом.
Если же вы искренне хотите партнера и физического сближения с ним, но этого не происходит, то пытаемся найти ответ на следующий вопрос: «А что я потеряю/чем рискую, если займусь сексом?». И здесь поле ответов еще шире, чем на первом вопросе. В топе ответов, которые слышал я, находятся: «могу облажаться», «ощущение, что меня «продавили», «если я не смогу сделать своему партнеру хорошо, то мне будет плохо». Одна из самых оригинальных: «Если у меня не встанет, то жена сочтет, что я считаю ее некрасивой».
Обычно через пару-тройку наводящих вопросов мы выходим на установку «Я всегда должен быть молодцом» или «Если я не хорош в сексе, то я *какой-то негативный эпитет*». Иногда это усугубляется предыдущими неудачными попытками, растет «цена ошибки» и новые попытки предпринимаются всё реже, а ставки постоянно растут, вместе с неудовлетворенностью партнера.
И что же делать в этой патовой, казалось бы, ситуации? Банальный ответ – разговаривать. Ведь ощущение, что у клиента нет «права на ошибку» рождается из его восприятия ситуаций, его убеждений и предыдущего опыта. Но спросите партнера, как он отнесется к вашей «неудаче», замените неопределенность и догадки четким ответом. Подтвердите этот ответ, спросив себя: «А если мой партнер в этом конкретном сексе будет не очень, изменится ли моё восприятие и отношение к нему?». Главный месседж – драматизация данного события редко имеет отношение к объективной реальности и мыслям партнера. Просто табуированность темы не позволяет обсуждать её открыто и без купюр.
Последний вопрос: «Зачем мне выбирать секс вместо мастурбации?». Пора резюмировать данные рассуждения и поставить их на весы, то есть, сопоставить выгоды и риски от секса и мастурбации. Так как здесь мы говорим про «интеллектуалов, то логично составить табличку с плюсами и минусами (она будет в конце статьи), а потом посмотреть на неё и постараться разумно обосновать ту стратегию поведения, которой вы придерживаетесь, увидеть в этом логику и последовательность.
На этом моменте формируется уже конкретный запрос, на основании которого можно определить дальнейшие шаги: поговорить с партнером (если причина в неопределенности), сделать конкретное действие (например, взять отпуск и бутылку вина), пойти к психологу (если вопрос в установках), пойти к сексологу (если вопрос касается влечения/совместимости/сексуального поведения), пойти к врачу (если вопрос в физиологии). И проблема превращается в задачу.
Наверное, у вас, дочитавших до конца, возникает вопрос – а на кой ляд эту статью я на Хабр отправил? Ответ простой, «интеллектуалы» зачастую склонны к рефлексии и мысленной жвачке, которая и приводит к концентрации на «голове», а не «головке». И вот для работы с этой головой, которую никуда не денешь, обращаются к психологу. Выжимка обращений схожей ЦА может иметь ценность для человека, который сталкивается с этой ситуацией.
Перефразируя высказывание какого-то психолога, закончить хочу такими словами: «Чтобы хорошо работать, программист должен быть сыт, напоен и сексуально удовлетворен». Работайте хорошо, заботьтесь о себе.
С уважением Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Психология | Psychology
23.3K поста60.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.