Без права на ошибку. С 1 мая 2024 года изменятся правила приема на целевое обучение

Без права на ошибку. С 1 мая 2024 года изменятся правила приема на целевое обучение Молодежь, Студенты, Общество, Образование, Работа, Трудовые отношения, Истории из жизни, Закон, Длиннопост

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Хотя год от года растут квоты приема на целевое обучение, эти места не всегда заполняются. Новые правила приема абитуриентов призваны сделать процесс более конкурентным, открытым и ответственным для всех сторон. Студенты-целевики поделились с “Солидарностью” своими планами, сомнениями и надеждами.

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

Страна испытывает кадровый голод во многих отраслях, а в некоторых регионах и местностях, особенно удаленных и сельских, буквально некому учить и лечить людей. В таких условиях целевое обучение с последующей обязательной отработкой - одна из мер, призванных решить проблему с нехваткой специалистов. Поэтому квоты на целевые места в вузах растут. Так, в 2024 году целевых мест почти по 900 направлениям подготовки стало больше на 6%, если сравнивать с показателями за прошлый год.

Традиционно большие доли бюджетных мест выделены под целевое обучение по оборонным, медицинским и инженерным специальностям, а также по направлениям, связанным со строительством и эксплуатацией железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (от 70 до 100%). На педагогических направлениях бакалавриата в 2024 году квота целевиков составила 30%.

“А”-СПРАВКА

Сколько всего целевиков

В 2022 году по целевому набору в вузы (бакалавриат, специалитет, магистратура, ординатура, аспирантура) принято 53 814 человек (9,6% бюджетных мест). Из них 18 230 (75% бюджетных мест) идут в область медицины - данная квота заполнена на 77,75%. Еще 4774 человек (20% бюджетных мест) будут заниматься педагогикой, эта квота заполнена на 43%.

Средний балл ЕГЭ целевиков - 66,98. Всех бюджетников - 71,1.

Выпустились 34,2 тыс. целевиков, из них по договору трудоустроились 70%. (Из доклада правительства РФ Федеральному собранию “О реализации госполитики в сфере образования”)

УСТАМИ СТУДЕНТОВ

Хотя поступить на целевое направление проще, так как конкурс на места отдельный и проходные баллы ЕГЭ у абитуриентов ниже, - места заполняются не все. Возможно, из-за опасений не найти заказчиков или обнаружить, что условия на рабочих местах не соответствуют ожиданиям. Мы поговорили со студентами, принявшими решение учиться по целевому направлению, о причинах их выбора и дальнейших планах.

Даниил Мерецких окончил институт математики и информационных технологий Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ), выбрав целевое направление, чтобы подстраховаться на случай нехватки баллов ЕГЭ, но по направлению не работает. В данном случае - по вине заказчика: “На момент окончания моего обучения в организации, выдавшей целевое направление, не было свободных мест по моей специальности, в условиях договора это оговаривалось”. Сейчас Даниил работает в IT-компании и считает, что “для большего желания абитуриента заключать целевой договор организациям нужно быть более открытыми для только что выпустившихся, не имеющих опыта студентов - принять их на работу и обучить”.

Хотя первым мотивом пойти на целевое обучение было гарантированное поступление в тот или иной вуз, для большинства студентов, с которыми мы поговорили, выбор дальнейшего места работы был неслучайным и осознанным.

Так, Алексей Ладункин, который учится на 3-м курсе Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) по направлению “перевод и переводоведение”, собирается вернуться на свою малую родину в Адыгею и поработать учителем английского языка в сельской школе в поселке Тульский: “Сомнений нет. С условиями будущей работы знаком, и они меня полностью устраивают, жилье предоставляется”.

Не понаслышке знает, чего ждать на предстоящем месте работы, и первокурсник ПетрГУ Дмитрий Колтаков, ведь он будет преподавать историю в школе, которую сам недавно окончил: “Учебную практику буду проходить в своей же школе. В любом случае надо отработать весь контракт, а дальше посмотрим. Но пока что не планирую в другом месте работать”.

Еще один будущий историк, студент 3-го курса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Илья Иванов выбрал целевое обучение, так как хотел переехать в город Старая Русса.

- Искал самостоятельно, делал запросы в комитеты образования районов Новгородской области и получил положительный ответ - целевое мне готовы предоставить в местной школе № 8. Это обычная городская школа, недавно она была капитально отремонтирована, поэтому условия там отличные, да и руководство понравилось, - рассказывает Илья. - Сомнений особо нет. Разве что думаю насчет следующей ступени обучения - магистратуры, но надеюсь, что проблем не возникнет.

Кроме того, в планах у Ильи получить единовременную выплату по программе “Земский учитель”, а значит, по крайней мере пять лет он точно отработает в Старой Руссе. Дальше все будет зависеть от уровня оплаты труда.

- С будущими условиями труда и его оплатой знаком, знаю, что в Новгородской области сейчас выплачивают хорошие подъемные молодым специалистам, есть программа “Земский учитель”, на которую я смогу податься. Ожидаю достойный уровень оплаты труда, возможность продолжать саморазвитие, как в студенческие годы. По поводу условий, которые должны быть, чтобы остаться надолго, - достойный уровень оплаты труда. Это, пожалуй, одна из ключевых проблем в работе педагогов, - считает Иванов.

Именно уровень оплаты труда и возможность самореализации сыграли решающую роль при выборе будущего работодателя у студента 3-го курса факультета “Радиоэлектронные системы передачи информации” ГУАП Вадима Винокурова:

- Решение пойти на целевое обучение было обусловлено моим стремлением получить образование по выбранной специальности и не тратить время на поиск места работы. Во время обучения в школе к нам приходили представители компаний, тогда и заинтересовался выбором предприятия для целевого обучения. В итоге выбрал “Техприбор”. Планирую ли я остаться работать там? Решение будет принято после более глубокого знакомства с организацией. Прошлым летом проходил там практику в качестве инженера-конструктора. Коллектив дружный и приветливый. По словам работников, уровень зарплаты выше среднего. Для меня важно, чтобы условия работы соответствовали моим целям и потребностям. Также важны возможности для профессионального и личностного развития и поддержка со стороны коллег и руководства, - подчеркнул Вадим, добавив, что работодатель кроме оплаты обучения в вузе предоставляет еще и стипендию.

Илье Ефименко, студенту 5-го курса Института математики и информационных технологий ПетрГУ, совсем скоро предстоит защита диплома.

- Я давно хотел быть педагогом. Администрация Сортавальского муниципального района, где я жил и учился в школе, предложила договор на целевое обучение, который помог мне поступить в вуз. Я должен буду вернуться в город и отработать минимум три года, в свою очередь администрация обязуется предоставить мне место работы. За хорошую учебу возможны дополнительные выплаты к стипендии из средств администрации Сортавальского района, но только за отметки “4” и “5”, - рассказывает Илья.

В отличие от студентов, которые заключили договоры напрямую с работодателями и уже знают конкретные места работы и условия, Илья Ефименко пока не может ничего сказать об этом, поэтому немного тревожится.

- Условия работы мне не до конца известны, так как я пока не знаю, куда конкретно меня отправят работать: договор заключен не с определенной школой, а с администрацией. И жилье, насколько мне известно, не предоставляется. Большинство молодежи стремится работать и жить в более перспективных населенных пунктах, поэтому у меня есть сомнения в правильности выбора. Но решающее значение будет иметь зарплата и перспективы карьерного роста. У меня есть желание развиваться и самосовершенствоваться, хотелось бы, чтобы в том месте, где я буду работать, мне дали такую возможность, - поделился мыслями будущий выпускник.

Большая часть бюджетных мест в медицинских вузах в приемную кампанию 2024 года будет целевой (76% на “Лечебное дело” и “Педиатрию”), а некоторые программы ординатуры и вовсе на 100% предназначены под целевой набор. Студентка 6-го курса педиатрического факультета Ростовского государственного медуниверситета Елизавета Веслаух точно знает, куда пойдет работать по окончании вуза, ведь ее ждут в одном из лучших медицинских центров Ростова-на-Дону - Областном консультативно-диагностическом центре (ОКДЦ).

- Данный медицинский центр многопрофильный, обладающий возможностями качественной диагностики и лечениея в различных областях медицины. Высококлассный ремонт, новейшее оборудование и компетентность персонала позволяют создать комфортную атмосферу, - сказала будущая выпускница.

Она говорит с уверенностью, так как ежегодно, с 1-го курса, проходит в ОКДЦ производственную практику и уже многому научилась. Кроме оплаты обучения медцентр выплачивает студентке ежемесячную стипендию.

Олеся Сусляева учится на 2-м курсе Самарского государственного медицинского университета и при выборе будущего работодателя опиралась на такие факторы, как условия труда, уровень зарплаты и удобное местоположение:

- Я планирую вернуться в свой город, Тольятти, работать и набираться опыта в моей целевой организации для прохождения в будущем ординатуры по специальности. Условия договора ясно отражают мои интересы как будущего молодого специалиста. Ежемесячно мой работодатель предоставляет материальную помощь, а также дополнительные выплаты за отличную учебу и успешно сданную сессию, - говорит Олеся. - Я считаю, что молодому специалисту очень важно, чтобы его стремление расти в профессии поддерживалось руководством через обучение, наставничество и стажировки.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ

По данным Минздрава, в 2022 году не исполнили свои обязательства по договору почти 16% выпускников медвузов, из них только 0,34% не были трудоустроены по вине заказчика. Главной причиной в ведомстве называют несовершенство нормативно-правовых актов 2015 - 2016 годов, в которых не предусматривалось жестких мер финансовой ответственности за неисполнение обязательств по договору. Студент мог выплатить неустойку или же не платить вовсе и расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников считает, что надо совершенствовать трехсторонние договоры между целевиком, лечебным учреждением и региональным Минздравом. –

Совершенствование договоров идет с незапамятных времен. Я еще лет 20 назад работал главным врачом, и мы уже тогда начинали их дорабатывать. Если раньше у нас вообще почти все уходили и не отрабатывали, несмотря на эти договоры, то потом стало все больше задерживаться, сейчас лишь 16% уходят, - говорит Домников.

Но бывают ситуации, по мнению профлидера, когда самим работодателям сложно прогнозировать ситуацию на годы вперед.

- Например, я руководитель. Сделал заказ на обучение, а получу этого специалиста только через шесть лет. И что через шесть лет будет - никому неизвестно. За шесть лет могут смениться шесть руководителей, - отметил Домников.

Мы поинтересовались, как обстоят дела с трудоустройством выпускников, у заместителя председателя профорганизации Ростовского медуниверситета Марины Губарь. Из целевого выпуска 2023 года трудоустроились 83,3% ординаторов и лишь 23% выпускников специалитета, а 22% окончивших специалитет решили вместо отработки продолжить учебу в ординатуре.

Можно сказать, что если студент понимает, где именно он хочет работать, знает, какие условия труда ожидают его на конкретном месте работы, проходит там производственную практику - у него остается все меньше сомнений в своем выборе. И с большей долей вероятности он не просто отработает положенные три года, но и задержится там. А вот для этого необходима, в первую очередь, конкурентоспособная зарплата, уверен Анатолий Домников:

- В противном случае наши выпускники с медицинским образованием могут уйти в другие отрасли. Многие и находят себя там, потому что сумасшедшая дифференциация зарплат в здравоохранении в регионах как была, так и остается. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, нам нужно воплотить в жизнь новую систему оплаты труда, которую мы разработали в 2021 году, но которая до настоящего времени не применяется. К модернизации новой системы оплаты труда всех бюджетников мы приступим в 2025 году, а в 2026-м будем реализовывать. Без этого люди на местах закрепляться не будут, - считает глава профсоюза работников здравоохранения РФ.

Плохие условия труда, желание переехать в другой регион, низкая зарплата - все это, по мнению министра высшего образования и науки Валерия Фалькова, главные причины отказа выпускников работать по договору. Так, в 2022 году зарплата у целевиков была в среднем на 22,4% ниже, чем у других выпускников.

Виктор Шабельник, председатель Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования, считает, что сейчас очень сильно изменилась конъюнктура рынка.

- Люди в 18 лет хотят одного, по окончании университета - другого. Очень сложно предугадать, как поведет себя человек, который из маленького региона приехал в столицу учиться и потом вернулся обратно. Он уже привык к другому образу и уровню жизни, у него, возможно, появились там друзья, семья и так далее. Что с этим делать? Наверное, предлагать хорошие условия труда, предоставлять доступные ипотечные кредиты. Ну и все должны понимать уровень ответственности. Как в бизнесе, где существует такая практика: если предприятие платит за обучение сотрудника, он не может в течение нескольких лет уходить в другую компанию, - отметил Шабельник.

Профлидеры считают, что новые правила целевого приема частично могут помочь исправить ситуацию.

“А”-СПРАВКА

В чем суть изменений

Новая редакция закона “Об образовании”, вступающая в силу с 1 мая 2024 года, сильно меняет подход к целевому обучению в принципе.

Пожалуй, главное - то, что этап выбора заказчика и заключения договора станет прозрачным и доступным. Если раньше абитуриент сам находил заказчика обучения, то теперь все предложения будут размещаться на единой цифровой платформе “Работа в России”, а список тех, с кем можно заключить целевой договор, значительно расширят.

По окончании вуза студент должен был отработать минимум три года, максимальный срок не указывался, сейчас время отработки будет ограничено пятью годами.

Кроме того, в договорах будет четко прописана ответственность всех сторон - как заказчика и работодателя, так и выпускника. И в случае неисполнения договора по неуважительным причинам любой из сторон придется выплатить штраф.

Теперь заказчик сможет оговорить требования, предъявляемые к успеваемости студента. И тогда вуз становится третьей стороной договора и следит за тем, чтобы студент добросовестно и без долгов осваивал программу, о чем информирует заказчика.

Еще одно важное изменение: стороны смогут подписать бумаги только после зачисления абитуриента, а раньше целевой договор заключали заранее. Кроме того, уже обучающийся студент также сможет найти заказчика и заключить целевой договор, чего раньше предусмотрено также не было.

Абитуриент должен будет остановиться лишь на одном заказчике. Соответственно, по целевой квоте документы удастся подать только в один вуз и на одну специальность. Так что выбирать придется заранее и с умом: если ошибиться, то на бюджет перевестись не получится, только на платное.

Способен ли исправить ситуацию новый порядок приема на целевое обучение, покажет ближайшая приемная кампания.

Елена Мелик-Шахназарова, корреспондент "Солидарности"