Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями"

Айван Райтмэн (Родился 20.10.1946)


Айвану Райтмэну (или Ивану Рейтману, если угодно) повезло: он родился ровно через год после окончания Второй мировой войны.


Появившись на свет лет за пять-шесть до этой даты, он почти наверняка не дожил бы до победы союзников - иметь мать-еврейку в оккупированной нацистами Чехословакии было смертельно опасно.


Впрочем, его матери тоже повезло - брошенная в один из самых страшных лагерей смерти Аушвиц (Освенцим) она вполне могла попасть в число четырех миллионов узников, уничтоженных за пять лет его бесперебойной мясорубки, но чудом выжила и в 1946 родила будущего заокеанского продюсера и режиссера.


Возможно, в это время родители Райтмэна еще сохраняли какие-то иллюзии по поводу будущего Чехословакии, однако после свержения коммунистами коалиционного правительства в 1948 году стало ясно, что на смену одному лагерю приходит другой.


Легального пути покинуть страну у Райтмэнов уже не было, и они бежали, прячась в трюме буксира, взявшего курс к немецким берегам, входящим в американскую зону контроля.


Любопытная деталь: Райтмэн утверждает, что память четырехлетнего ребенка сохранила самое сильное переживание той драматической ночи - плач по поводу любимой игрушки, оставленной дома. Само собой, этой любимой игрушкой был не автомобильчик, а слайдопроектор, на котором родители показывали ему кадры из мультфильмов Уолта Диснея...


Но нет худа без добра - в отличие от своего земляка Милоша Формана, попавшего в Америку уже сложившейся личностью и автором нескольких фильмов, Райтмэну не пришлось испытывать психологических стрессов адаптации к заокеанскому образу жизни. С 1951 года семья Райтмэнов обосновалась в канадском городе Торонто, и английский язык стал для Айвэна родным еще до поступления в школу.


Неподалеку от Торонто располагались корпуса университета Мак-Мастер, славившегося своими театральными традициями (особенно в области комедии). Сюда Райтмэн и поступил, окончи в школу. Там он познакомился с будущим популярным комиком Мартином Шортом и будущим комедийным режиссером Юджином Ливаем. Все они с удовольствием сочиняли и разыгрывали разного рода веселые шоу, пробовали свои силы на телевидении.


В возрасте 24-х лет Айвэн Райтмэн решил дебютировать в режиссуре эротической лентой «Фокси леди». Однако достаточно строгая канадская цензура тут же ополчилась на эту ленту: посыпались грозные обвинения в непристойности. Похожая реакция последовала и после эпатажного фильма Райтмэна «Девушки-канибаллы».


- Я начинал как режиссер, но скоро пришлось отказаться от этого и на некоторое время стать продюсером, - уклончиво комментирует данный эпизод своей творческой биографии нынешний лидер американского коммерческого кино, за спиной у которого по крайней мере два суперхита – «Охотники за привидениями» и «Охотники за привидениями-2».


Подружившись с режиссером Дэвидом Кроненбергом («Видеодром», «Муха», «Обнаженный ланч» и др.), Райтмэн выступил продюсером его ранних фильмов ужасов «Дрожь»(1974) и «Бешеная» (1976).


- Моя продюсерская работа была удачной, но всякий раз я сомневался: смогу ли я вернуть деньги? И даже, когда я вернулся к режиссуре, я все время анализировал финансовую сторону проекта, - говорит Райтмэн в одном из интервью.


Коммерческий успех фильмов Кроненберга позволил Райтмэну получить приглашение на американское телевидение, где он стал одним из авторов «крейзи сериала» «Национальный пасквиль», в котором от души дурачились нынешние звезды Дэн Эйкройд и Билл Мюррей.

С телеэкрана сериал перенесся в кино: Райтмэн продюсировал пародийно-капустническую ленту Джона Лэндиса «Национальный пасквиль: зверинец» (1978). Вскоре он нашел деньги и для своих режиссерских постановок – «Американский колледж» и «Тефтели».


Потом была комедия «Нашивки». Собрав в кучу вечные анекдоты об избалованном новичке, впервые попавшем на армейскую службу, Айвэн Рэйтмэн успешно развил как пародийно-гэговые линии «Национального пасквиля», так и Мак-Мастеровские скетчевые «приколы». Собрав неплохую кассу, Райтмэн мог уже рассчитывать на постановку крупнобюджетного фильма.


Так появились знаменитые «Охотники за привидениями». Фантастическая комедия о том, как забавные герои пытаются поймать призраков с помощью новейших технических приспособлений, была напичкана эксцентрикой в духе немого кино, тщательно продуманными и исполненными спецэффектами и синематечными аллюзиями.


Талантливые актеры Билл Мюррей, Дэн Эйкройд и Сигурни Уивер сыграли взрослых героев, словно попавших в старую детскую сказку, по воле режиссера перенесенную в 1980-е. Сборы от картины составили 132 миллиона долларов, и она в течение многих лет входила в десятку самых кассовых американских фильмов.


«Куй железо, пока горячо!». Райтмэн, конечно же, хорошо помнил эту пословицу (вернее, ее английский аналог). Однако вместо того, чтобы по свежим следам порадовать зрителей планеты продолжением «Охотников...», он снял авантюрную историю «Орлов правосудия».


- Это один из самых больших моих провалов, - с отважной самокритикой (на мой взгляд, чрезмерной) вспоминает об этом сам режиссер. - В этот халтурный фильм я пригласил Роберта Редфорда и Дебру Уингер, которые в реальной жизни не выносили друг друга, но на экране пытались внушить зрителям, что они - парочка влюбленных. Я снимал людей, не способных находиться рядом в одной комнате!


Лично мне эта детективная комедия о расследовании таинственного пожара в доме художника, где кроме Редфорда и Уингер играли также Дэрил Ханна и Теренс Стэмп, кажется отнюдь не такой уж плохой. Скажу больше, могу без труда назвать десятки фамилий постановщиков, которым за всю их кинокарьеру даже близко не удалось приблизиться к уровню «Орлов правосудия» - средней, но профессионально сделанной картины и сегодня выделяющейся среди рядового развлекательного ширпотреба своей чуть старомодной тщательностью проработки каждой мизансцены, чередований средних и крупных планов и т.д.


Последовавшая за «Орлами...» комедия «Близнецы» впервые представила легендарного короля мускулов и фантастических боевиков о суперменах Арни Шварценеггера в качестве комика.

Бесспорно, Райтмэн рисковал, получая силачу-гиганту играть роль добродушного и наивного брата хитрого и верткого персонажа Денни Де Вито. Публика, привыкшая к кулачно-огнестрельному имиджу Шварценеггера, могла отвергнуть его новый образ. Да и окологолливудская элита перешептывалась по поводу сомнительных, с ее точки зрения, комедийных данных непобедимого Арнольда.


Думается, Райтмэн рисковал не зря: Шварценеггер доказал, что годы, проведенные перед камерой, превратили его из молчаливого статиста «Геркулеса в Нью-Йорке»(1969) во вполне профессионального актера, способного решать более сложные задачи, и к тому же наделенного чувством юмора.


Безусловно, «Близнецы», собравшие 57 миллионов долларов, не стали наивысшим коммерческим достижением Райтмэна (как, впрочем, и Шварценеггера), однако картина вошла в сотню американских лидеров кассовых сборов, и содружество Айвэна и Арни на ниве комедии продолжилось и в дальнейшем.


Решившись-таки сделать сиквел «Охотников за приведениями», Райтмэн, несомненно, рассчитывал повторить свой знаменательный кассовый успех, но, нашпигованные спецэффектами и трюками «Охотники за приведениями-2» не смогли собрать и половины денег, пришедшихся на первую серию. И сборы в итоге лишь на три миллиона превысили сборы «Близнецов» (хотя и это весьма приличный результат!). Трудно сказать, почему у американских зрителей не хватило энтузиазма, чтобы вновь до отказа заполнить кинозалы на рэйтмэновском сиквеле: на мой взгляд, он ничуть не хуже прежних «Охотников...». Вывод один - к пословицам надо прислушиваться вовремя!


В 1990 году Райтмэн снова встретился со Шварценеггером на съемочной площадке криминальной комедии «Детсадовский полицейский». Двухметровый громила, чтобы поймать преступника, вынужден выдавать себя за воспитателя детского сада. Из этой нехитрой ситуации Айвэн и Арни смогли извлечь максимум возможного развлечения. Правда, в одном они ошиблись, сделав некоторые сцены фильма слишком кровавыми, чем и оттолкнули часть пуритански настроенной аудитории, желавшей видеть мягкую, по-настоящему детскую комедию, где Зло, если и может появляться, то на минутку и без жестокости.


Один из авторов справочника «100 режиссеров американского кино» (М.,1991) Валентин Эшпай с легкостью причисляет Айвэна Райтмэна чуть ли не к постмодернистам. Что ж, пусть «Охотники...» (и то с большой долей условности) и содержат нечто постмодернистское. Однако «Близнецы», «Детсадовский полицейский» и «Джуниор» («Младший»), как мне видится, доказывают, что Рэйтмэн решил не искушать судьбу мудреными выкрутасами с формой и содержанием и сделал ставку на традиционный жанр.


- Теперь я отказался от историй, которыми я был занят до сих пор, - говорит Райтмэн. - Раньше романтические отношения в моих фильмах высмеивались. Сейчас я изменился...


Что ж, время меняет людей. Вот и Рэйтмэн, еще недавно слывший грубым и жестоким диктатором на съемочной площадке, сегодня внушает актерам, что они должны быть дружной семьей. Да и сам он не первый год как семейный человек - у него трое детей, он нежно заботится о старушке-матери (отец Райтмэна умер в 1984 году)...


Сценарий «Джуниора» принес Райтмэну Шварценеггер. До него история о беременном мужчине побывала в руках у многих продюсеров и режиссеров, но так и осталась на стадии проекта.

Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями"


- Я знал, что Арнольд не застесняется беременности, - рассказывает Райтмэн. - Но надо было, чтобы он ни за что не подражал беременной женщине. Он должен быть мужчиной, с которым случилась такая неожиданность...


В итоге Шварценегер, оказавшись в компании Денни Де Вито и Эммы Томпсон, неплохо справился с ролью, забавно реагируя на изменения в физиологии, постигшие его персонажа - ученого биолога, решившего поставить эксперимент на самом себе, но... Даже зрители, благосклонно воспринявшие Шварценеггера в роли няньки или наивного добряка-близнеца, по-видимому, не смогли принять «беременного Арни»: «Джуниор» сделал в Америке относительно скромные сборы (что-то около 30 миллионов долларов), и все продюсерские надежды оправдал так называемый «остальной мир». Что ж, арифметика показывает, что фильмы с участием Шварценеггера или Сталлоне по-прежнему делают сборы в Европе, Азии и Африке...


Не стал суперхитом и ремейк комедии Френсиса Вебера «Папаши», выпущенный Райтмэном в 1997 году под названием «День отца». Классический дуэт Депардье-Ришар переиграть, в самом деле, трудно, хотя Робин Уильямс и сделал все, что в его силах, изображая “отца”-неудачника...


Перевалив через полувековой юбилей, Айвэн Райтмэн поставил фильм «Шесть дней, семь ночей»...


А в XXI веке по большей части выступал как продюсер, только иногда возвращаясь в режиссуру ("Моя супер-бывшая").


Самое время подвести предварительные итоги.


Возможно, кому-то из европейцев кажется странным, что эмигрант из Чехословакии, семья которого пострадала от нацистов и коммунистов, ни в одном из своих фильмов не попытался затронуть политические темы, предпочитая оставить их Коста-Гаврасу или спилберговскому «Списку Шиндлера».


Но американцы и не думают задавать себе подобные вопросы. Они принимают Райтмэна таким, каким он предстает с экрана: беззаботным шоуменом, знающем толк в развлечениях.

Айвэн Райтмэн не оглядывается в прошлое, хотя ему до сих пор вспоминается темнота буксирного трюма и горькие слезы по поводу оставленных на берегу картинок из фильмов Диснея...


© Александр Федоров, 1999, 2021

Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями" Фильмы, Айван Райтман, Охотники за привидениями, Фантастика, Комедия, Голливуд, США, Арнольд Шварценеггер, Длиннопост
Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями" Фильмы, Айван Райтман, Охотники за привидениями, Фантастика, Комедия, Голливуд, США, Арнольд Шварценеггер, Длиннопост
Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями" Фильмы, Айван Райтман, Охотники за привидениями, Фантастика, Комедия, Голливуд, США, Арнольд Шварценеггер, Длиннопост
Айван Райтмэн: тот, кто снял "Охотников за привидениями" Фильмы, Айван Райтман, Охотники за привидениями, Фантастика, Комедия, Голливуд, США, Арнольд Шварценеггер, Длиннопост

Всё о кино

20.6K поста59K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.