АУТИЗМ VS МЕДИЦИНСКИЙ
Что ж..
Всем привет, у меня РАС и.. я учусь в медицинском! Уже 5 лет моя рутина состоит из получения знаний о работе человеческого тела, болезнях, свойственных ему, диагностике и лечении этих самых болезней.
Дисклеймер: это только мой опыт, и возможно он в чём-то похож на опыт других аутичных людей, но он также имеет полное право абсолютно отличаться от него.
И вот, чем отличается мой опыт учёбы в медицинском от моих внеспектральных коллег:
1️⃣ Анатомичка и лекционные залы.
У многих людей с РАС снижена способность распознавать человеческую речь в потоке посторонних звуков и фонового шума. Из-за этого при разговоре в условиях фонового шума такие люди могут часто переспрашивать, и всё равно не понимать. Иногда мне приходилось переспрашивать 2-3 раз, и это очень неловко, что я так и не понимала, что мне говорят.
В анатомичке и лекционных залах одновременно 150-200 человек(8-12 групп по 18-20 человек), слышать и понимать преподавателя в таких условиях было невозможным, и я сразу выпала из образовательного процесса.
Иронично, но переход на онлайн-лекции решил эту проблему.
2️⃣ Трупные материалы и сверхчувствительность
Многие люди с РАС имеют те или иные особенности сенсорики, усиливающие восприятие. Иногда сигналы кажутся настолько интенсивными, что происходит «сенсорная перегрузка». Мозг воспринимает это как опасность, хотя ничего такого не происходит.
Я не могу трогать многие текстуры, не испытывая крайне высокой степени отвращения. Одна из таких текстур – сырое мясо. А трупные материалы – это сырое мясо. Холодное, склизкое, очень мерзкое. Работать с таким материалом я могла только пинцетом, поэтому заваливала зачет по мышцам каждый раз, когда нужно было перевернуть тело🥲
И да, предвосхищая возможные вопросы: у меня нет отвращения к тому, что это человеческое тело. Отвращение именно из-за сенсорных ощущений, примерно как слизняка в руки взять, что-то подобное.
И да, я изначально собиралась идти в терапевтическую специальность, я не рассматриваю для себя хирургию или патанатомию/судмедэкспертизу.
3️⃣ Еда
Большинство людей с РАС имеет те или иные сложности с едой, и степень тяжести в таком случае значительно варьирует от «не ем незнакомую еду» до «ем только 2-5 безопасных продукта». Чаще в таком случае питание описывается как «бежевая диета» и соответствует критериям ARFID.
Именно ARFID – самое тяжелое проявление РАС в моем случае. Поэтому с началом учёбы начался ад, ведь имея крайне узкий список «безопасных» продуктов, я не могла поесть в наших прекрасных столовках, и всё, на что меня хватило – картошка фри. Классический представитель «бежевой диеты». Всегда однородна, одинаковая на вкус/запах/цвет/текстура, и термически обрабатывается на твоих глазах, а значит риск отравлений весьма невысокий.
4️⃣ Группы по 18-20 человек
Так как у меня есть СДВГ, есть и проблемы с концентрацией внимания. Мне удается их преодолевать, если я постоянно навиду у преподавателя и активно вовлечена в пару (например, происходит приглашение поучаствовать в дискуссии не на оценку). Соответственно, если пара превращена в лекцию – спустя 5-10 минут я отвлекаюсь и теряю нить.
В группах по 18-20 человек всегда шумно, мало места, борьба за внимание преподавателя. Это одна из основных причин, почему после 3 курса я перевелась на другой факультет. Сейчас наша группа 10 человек, и в дни, когда нас не объединяют с другими – это просто супер комфортно.
5️⃣ Дистанционное обучение
Ад, который рушит весь прогресс в социализации студентов с РАС. На практически 2 года студенты оказались в изоляции.
Дистанционные пары тоже то ещё удовольствие, потому что держать свое внимание дольше 15-20 минут не получается. Особенно в 8 утра или в 9 вечера🗿
А количество задаваемых домашних заданий и их дедлайны явно крайне плохо коррелируют с человеческими возможностями.
6️⃣ Замены преподавателей/каждый раз новый преподаватель
Люди с РАС могут иметь потребность в стабильности, постоянстве, ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ. Любые изменения в этой рутине воспринимаются остро, уходит много времени и ресурса на привыкание
Часто, когда происходили замены преподавателей, я выпадала из образовательного процесса, потому что все силы уходили на адаптацию к изменениям.
Но когда на госпитальной терапии я столкнулась с тем, что каждую пару ведет новый преподаватель.. я была в ужасе😱 крайняя непредсказуемость, идешь на пару и понятия не имеешь, что на ней будет. Каким голосом, в каком темпе говорит? Как жестикулирует? Как взаимодействует со студентами? К таким деталям невозможно подготовиться заранее.
7️⃣ Нейротипичные коллеги считают тебя менее способным/профессиональным/успешным только из-за твоего РАС, поддерживают стигматизацию людей с нейроотличиями.
Правда состоит в том, что среди врачей, медсестер и младшего медперсонала людей с РАС столько же, сколько и по популяции, а иногда даже больше! Ведь для некоторых медицина становится «специальным интересом». Но об этом уже в других постах.
Зачем я об этом рассказываю? На самом деле, самое тяжелое – не знать, почему так происходит, и не мочь из-за этого объяснить людям, почему вне дома ты можешь съесть только картошку фри, и почему ты не можешь переворачивать трупные материалы руками даже в перчатках.
И, конечно же, это борьба со стигматизацией нейроотличных (имеющих РАС и/или СДВГ) людей, в первую очередь, студентов-медиков.
Спасибо всем, кто дочитал пост до конца!
Подписывайтесь здесь и в инстаграм http://instagram.com/medidichka
Там я рассказываю об опыте жизни с РАС и СДВГ, получении высшего медицинского образования и работе тренером по навыкам коммуникации в медицине.
P.S. Сегодня я начала проходить тренинг в группе для РАС в московской клинике Mental Health Center, о чем тоже рассказываю в блоге
О чём написать следующий пост?
Аутистические расстройства
702 поста2.5K подписчика
Правила сообщества
Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.