«Армада» - Эрнест Клайн. Все, как в том фильме

«Армада» - Эрнест Клайн. Все, как в том фильме Что почитать?, Тег, Текст, Длиннопост, Мнение, Книги, Эрнест Клайн, Первому игроку приготовиться

«Первому игроку приготовиться» - потрясающая книга. Не потому, что она хорошая — это дубовое мери-сью с подленьким героем, его картонной свитой, проработкой мира на уровне современной российской кинофантастики и бесконечными «пасхалочками» в духе «Помнишь эту хрень? Охрененная была хрень».


Потрясающая она потому, что каким-то непонятным образом заслуживает похвалы людей, претендующих на вкус, презрительно плюющихся в сторону попаданцев, ЛитРПГ и «Сталкера», хотя не отличается от большинства подобных книг практически ничем (а то и в худшую сторону). «Это правильная книга» (с) — говорят они. Вон там — плохие: в них криворукие графоманы воплощают свои задротские фантазии. А это — правильная. В ней, криворукий графоман успешный писатель воплощает наши задротские ностальгические фантазии. Так почему? Ностальгия? Как-то верится с трудом.  Этого я не понимаю, хоть и не критикую, в принципе, тех кому нравятся и "низкие жанры" и творчество Клайна.


Но это пост не о «ПИП». Точнее, не только о ней.

Клайн написал вторую книгу, и превзошел себя. От «Армады» плюются даже фанаты дебютного шедевра, пока я удивляюсь, как можно было умудриться сделать хуже.


Зак Лайтман — обычный японский американский школьник. Как и прошлый ГГ (будучи аватаром самого Клайна) он помешан на восьмидесятых, эгоистичен, и веден себя как человек, которого в комментариях принято обозначать вот этой картинкой.

«Армада» - Эрнест Клайн. Все, как в том фильме Что почитать?, Тег, Текст, Длиннопост, Мнение, Книги, Эрнест Клайн, Первому игроку приготовиться

Естественно, он не обладает никакими полезными для общества навыками, зато, божественно играет в космический симулятор (т.е. «Армаду»). Само собой, это самый важный в мире книги скилл.


За успехи в игре, Зака приглашает в свои ряды сверхсекретная организация. Теперь он будет воевать со сверхсекретными инопланетянами, станет великим героем, завоюет всех хороших девушек (которые не встречаются с хулиганами и любят «Полет Навигатора»), а плохих (которые встречаются и не любят) навеки пристыдит. Ну и сами хулиганы поклонятся ему в ножки. Чуешь, куда дует ветер? Даже персонажи «Теории большого взрыва» кажутся изящнее и живее, что вот вообще не комплимент.


Хотя, это только часть проблемы.


«Армада» - фанфик на «Игру Эндера», «Последнего звездного бойца» и вышеупомянутый «Полет». Фанфик топорный, полный каких-то школьных обид и взмахов полами авторского белого пальто. Все, кто не восхищается героем и не разделяет его интересов показаны собакоголовыми варварами и будут обязаны покаяться в конце. Этого хватало и в первой книге, где над Уэйдом издевались в школе за грязную одежду и любовь к «гик-культуре». Хотя, они были точно такими же полубеспризорными детьми, одевавшимися на помойке и игравшими в «ОАЗИС». Но он им показал! Зак тоже покажет, и это едва ли не важнее самого спасения мира.


Тех кто пережил поток комплексов в лицо, добьют «пасхалочки». Давайте на чистоту: «Гик-икона» не может ограничиваться одной декадой. Если Клайн в девяностом году выкинул телевизор и сжег все свои книги и комиксы, решив что лучше уже ничего не будет — это его проблемы. Сама идея того, что за последующие полвека не придумали ничего, кроме самой онлайн-оболочки - лютая дичь. Фильм в этом плане гораздо лучше, ведь там есть хоть что-то за пределами «величайшей эпохи».


Ладно, допустим умирающий мир «ПИП» просто угорает по восьмидесятым. Есть ли объяснение почему в «Армаде» медиакультура застыла навсегда? Ну, кроме всепоглощающей любви самого автора ко всему, на чем он вырос. И успеха «ПИП», заставившего еще сильнее надавить на педальку ностальгии. Ностальгии, за которой нет никакой субстанции.


Примерно шесть раз за страницу Зак упоминает фильм, игру или комикс, отдаленно напоминающий ему происходящие события. Текст на половину (а то и больше) состоит из «Ух ты, прямо как в том фильме, где тот чувак *длинное описание известной сцены*»! Это авторская фишка, но она утомила еще в первой главе «ПИП». А еще очевидно, что сначала были пасхалки, а уже потом он придумывал похожие на них сюжетные сцены.


Вывод: «Армада» - попытка повторить успех, но с акцентом на все самые сомнительные стороны «Первого игрока». Спилберг точно не снимет по ней фильм. Разве что после «Пердящего великана 2: Электропердеж».


Зачем же я тогда ее читал? Хотел понять, в чем же там дело. В принципе, понял. Но вот сиквел "ПИП", что наверняка клепается прямо сейчас и готовится на полном ходу проникнуть в анналы мировой культуры, ни читать ни смотреть не буду.


К слову, есть книга - ностальгический оммаж к телевизионной фантастике и времени, в котором она процветала, что гораздо больше заслуживает экранизации. Это «Люди в красном» Джона Скальцы. Умная и тонкая деконструкция, в основном, «Звездного пути». Но туда нельзя запихнуть Трейсер на две секунды, так что...

Книжная лига

22.3K поста78.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.