Анализ демо-версии ЕГЭ по информатике 2019

Чтобы не было вопросов - пруф с подписями и печатями. Согласно Спецификации экзамен проверяет (стр 4):

1. Информация и ее кодирование - 11 баллов

2. Моделирование и компьютерный эксперимент - 6 баллов

3. Системы счисления - 6 баллов

4. Логика и алгоритмы - 23 балла

5. Элементы теории алгоритмов - 17 баллов

6. Программирование - 25 баллов

7. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей - 3 балла

8. Обработка числовой информации - 3 балла

9. Технологии поиска и хранения информации - 6 баллов.


Уже здесь можно много вопросов задавать... Например, почему школьный предмет - информатика, а не программирование... Но мы к ней ещё вернёмся.


Точной информации сколько баллов дается за конкретное задание нет, ст. 7 Спецификации даёт только информацию, что:


Задания 1-12 в сумме 34 балла.

Задания 13-24 в сумме 37 баллов.

Задания 24-27 в сумме 29 баллов.


Выводы - в конце, обозначены капсом и полужирным шрифтом.


Поехали. Сразу оговорюсь, что:

1. Задания будут решаться "как надо", разбирать идиотские алгоритмы решения у меня нет желания. Кроме этого ИМХО сперва учить неправильно, а потом переучивать - это маразм.

2. В 1 пост попадут только 12 заданий. Как-нибудь потом решу остальные. Не потому что не могу, просто пока нет на это времени.


Задание 1


Табличное значение 16-ричной системы счисления. 0xE - 0x4 = 0xA = 10

Применение 16-ричной системы счисления в ИТ - IPv6/MAC/коды цветов, в общем 16-ричная система используется в ИТ довольно широко, НО! задание решается простой математикой, а потому бесполезно.

Кому лень учить таблицы надо просто знать английский алфавит, которым обозначают цифры 10-15 и посчитать какая E в алфавите.

Постановка задания - четкое грамотное.


Задание 2


Таблицы истинности, это именно таблицы + последовательность действий четко прописана. Путём простых подстановок делается заполнение.


Кстати, простые правила, чтобы понимать, а не учить всё:

И истинно, если А и В истинны.

Или ложно, если А и В ложно

Не меняет истину и ложь

Следование ложно когда А истинно, а И ложно.


Далее идёт долгое и нудное заполнение таблицы, нахождение строк соответствующих шаблону, работа требующая аккуратности, но не интеллекта.

Задание абсолютно бесполезно как для дальнейшей учёбы, так и для работы.

Постановка задачи - бред наркомана. Это экзаменационное задание, поэтому ситуативность здесь не имеет смысла. Выделение, что строки различны так же бессмысленно. Эта беда встречается во многих задачах - текст задания пишется для как для слабоумного (интересно только для тех кто будет сдавать, или утверждать), расплывчато. А чтобы понять уровень своего "ситуационного таланта" автору заданию посоветую порешать ТИ без заголовков...


Задание 3


Это уже готовый граф. Смотрим просто на схему, анализируем. Искомые B и C (а так же F и G) имеют по 3 дороги, особенность B и C - они связаны общей точкой, но это не существенно, F и G в прямой видимости друг от друга.

Смотрим таблицу: по 3 дороги имеют 2 3 5 6.

2=3-4-7

3=2-5-7

5=1-3-6

6=1-4-5

Определяем боковые треугольники, это 2-3-7 с выходами 4 и 5 и 5-6-1 с выходами 3 и 4, следовательно искомые B и С можно прикинуть аж 2 способами:

1. Исключением по связи - F и G связаны друг с другом, треугольники связаны парой 3 - 5, при этом 1 и 7 вершины, следовательно ответ 2 и 6

2. Общей точкой - исключив вершины 1 и 7 по схеме видим, что 2 и 6 имеют общую точку 4


Ответ 26


Задание, кстати, по сравнению с прошлым годом упрощено (это заметка любителям статистики). До 2019 года было немного более сложно задание с вычислением наиболее короткого пути. Здесь математику убрали, но она к нам ещё вернётся!


Знания необходимые для выполнения задания имеют крайне ограниченное применение (это чтение и анализ графа), по факту на уровне "выучить тему ради 1 задания ЕГЭ".

Постановка задачи - задание не четко выражено. "Звездочка - есть дорога, нет звёздочки - нет дороги"…. Доставляет так же использование в части заданий латинского алфавита, в части - русского.


Задание 4


Решается через граф (как и 3), или списком. Правильнее графом, но для поста на Пикабу проще решить списком.

Родная сестра - это 2 записи женского пола имеющих общего родителя. Женский пол, это 66,68,69,72,81,82,88,89. Смотрим в ID ребенка, получаем список:


66-86

68-

69-81

72-70-88

81-75-89

82-70-88

88-86

89-


68 и 89 отсекаем, ИД родителей нет. Общих родителей имеют 72 и 82, а так же 66 и 88. Разница по возрастам, это уже чистая математика пара 1995 1989 и 1964 1968, ответ - 6 лет.


Задание по сути на чтение таблиц. В дальнейшем обучении и работе - бесполезно.

Постановка задания - идиотская. В задание де-факто включена подсказка механизма решения, что делает задание просто тайм-стопом на нахождение значений. Это задание ничего, кроме умения внимательно читать не проверяет и к информатике де-факто не относится.


Задание 5


Опять граф. Условие Фано - это граф, где каждое ветвление, это 1 и 0, значение прекращает ветвление. Правильное решение - рисуем граф, вычеркиваем ветви. Хотя для решения достаточно увидеть, что А = 0, Б = 10, минимальное решение для В = 110, следовательно Г = 1110, Д - 11110, Е = 11111. Ответ - 17


Практика - ограничено применяется в криптографии, архиваторах. Для дальнейшей учёбы и работы (за крайне редкими исключениями) бесполезно.

Постановка задания - идиотская. "Примечание" во-первых - очень существенная подсказка, во-вторых подсказка прячется под некорректным оформлением и безграмотной формулировкой.

Условие Фано (в оригинале) - Никакое кодовое слово не может быть началом другого кодового слова.


Задание 6


Давайте возьмём 102 и прогоним через алгоритм наоборот:

102 = 0b1100110, отбрасываем 2 разряда, получаем 0b11001 (25), поскольку последняя цифра - 1, это нечетное число. Читаем и видим, что чётному дописывается 01, нечетному дописывается 10. Поскольку 10 это именно то, что мы убрали, то нужно прибавить к "обрезку" 1, получаем 0b11010 (26). В качестве проверки прогоняем через алгоритм и видим, что 0b11001 (25) даёт в ответе 102, а 0b1101001 (26) даёт (105). Тем кто учил перевод систем счисления сравнением можно решить в уме.


Двоичная система счисления на "пользовательском" уровне уже вышла из употребления, если учащийся не идёт на факультет ИТ-некрофилии, то задание для учёбы и работы бесполезно.

Постановка задания - идиотская:

1. Это задание на алгоритмы, следовательно по примеру заданий 8, 11 и т.п. должно оформляться в виде кода. Практически полная уверенность в том, что составители просто не знают как написать на ЯП эту задачу, либо полностью уверены в том, что никто этот код не прочитает.

2. Опять формулировки для слабоумных. Где вход у алгоритма? Из чего запись числа строится? Мозгов не хватает написать просто:

"Функция принимает аргументом число. Число преобразуется в двоичную систему счисления, после чего если число четное, то к строковому формату справа дописывается 01, если нечетное то 10. Укажите минимально возможное число, двоичная запись которого после работы функции будет больше 102". Нахера там простыня на пол-страницы?


Задание 7


Задание - лажа. Для решения задания нужно иметь только небольшой опыт работы с формулами Excel.

Копирование из C3 в D4, обозначается +1 +1 (столбец строка), формула =$B$3+D2, значение после $ переписываем неизменным =$B$3+D(+1)2(+1) =$B$3+E3 подставляем =400 + 700 ответ 1100


Задание для дальнейшего обучения бесполезно, для работы так же. Экзаменуемый работает вместо Excel, при этом конкретно данный навык абсолютно бесполезен и на практике не применяется.

Формулировка задания - ясная, четкая и понятная.


Задание 8


Самое сложное в этом задании - читать код программы. Если ученик это умеет делать, то есть 2 пути решения:

1. Для работы спинным мозгом - просто делаем табличку S и N и записываем туда последовательно значения.

2. Для работы головным мозгом - анализируем код. За итерацию получается прирост 15 - 5 = 10, сейчас на счётчике 75, чтобы с приростом 10 достичь 150 нужно (150 - 75) / 10 = 7,5 = 8 итераций (тут закладка задания, куда округлить 7,5).

75 - (5*8) = 35


Короче, решается в уме.

Навык для учёбы и работы необходим, но если ученик уже правильно читает программный код, то ему этот ЕГЭ уже не слишком-то и нужен...

Формулировка задания - ясная, четкая и понятная.


Задание 9


Матрица камеры 200*256 т.е. 51200 пикселей, файл 65 килоБайт это 65*8 = 280 килобит. Для ленивых 280 * 1024 / 51200, для умных - 51200, это табличное значение - 50. Делим 280 на 50, получаем 5,6, поскольку 6 это перебор, то ответ - 5. По сути решается в уме.


Задание для дальнейшего обучения практически бесполезно, для работы так же. Сфера задания крайне ограничено нужна в IoT, шанс на то, что данный навык пригодится в работе и обучении - менее 10 %.

Формулировка задания - для слабоумных, с подсказкой и тупой ситуационностью.

В простой и понятной форме задание: "Разрешение камеры 200*256px, объём изображения не должен превышать 65 кБ, какова глубина цвета допустима для данной камеры?"


Задание 10


Задача целиком и полностью на комбинаторику (которая является разделом математики), информатики здесь просто нет. Решать лень.

Возникает вопрос - нахера это задание здесь?


Задание 11


Опять 8. Те же приёмы, но код немного другой. Визуально всё очень разное, но решать спинным мозгом на листочке ничего не мешает.

На практике рекурсия имеет крайне ограниченное применение, в основном из-за своей сложности. Большинство программистов в полной мере не работают с рекурсией (что не мешает им быть хорошими специалистами). Данный навык может быть кому-нибудь когда-то и понадобиться.


Правильное решение - на листике рисуем граф и потом переписываем в ответ ветви слева направо.

Спинномозговое решение - пишем строго по алгоритму варианты:

F(4) => F(4 - 1) + out + F(4 - 2) => F(3) + out + F(2), вывод 4, вызов F(3) и F(2)

F(3) => F(3 - 1) + out + F(3 - 2) => F(2) + out + F(1), вывод 3, вызов F(2) и F(1)

F(2) => F(2 - 1) + out + F(2 - 2) => F(1) + out + F(0), вывод 2, вызов F(1)

F(1) => F(1 - 1) + out + F(1 - 2) => F(0) + out + F(-1), вывод 1


Итак идём по вызовам:

F(4)

F(3)

F(2)

F(1)

вывод 1

вывод 2

вывод 3

F(2)

F(1)

вывод 1

вывод 4

F(2) - тут уже помним 1 2


Ответ - 1231412

Задание, как и любое другое в данной категории - чтение кода.


Задание 12


Наконец-то первое задание, которое может пригодиться сетевому администратору (нет). Решается, правда без особых напрягов, переводим последний байт в двоичную форму:

01010100 (84, помним, что байт всегда 8 значный)

01010000 (80) Сравниваем попарно верх и низ, если совпадают и 1 пишем 1, если 0 и 0 то пишем х, если отличаются - 0

х1х1х0хх

Маска - непрерывная, значит слева от последней 1 будут 1, справа от 0 будут 0

1111х000

Читаем задание, если нужна минимальное значение ставим 0, максимальное - 1. В задании наименьшее, значит 11110000, табличное значение маски - 240 (2 значение - 0b11110000 - 248).

Формулировка задания - мечта идиота. Потому что 1 абзац это теория + шпаргалка, 2 абзац - задача. Не решить могут только дебилы не понимающие, что написано в 1 абзаце.


Времени особо нет, поэтому коротко пробегусь по остальным заданиям:


Задание 13


Задание описывает хранение информации в компьютере при дефиците памяти.

Актуальность задания отсутствует уже лет 10-15, повторить описанный алгоритм почти ни на одном современном ЯП невозможно (это если считать С++ современным) из-за того, что минимальная единица информации для работы - байт. Операции с битами пока ещё остались в HiLoad и IoT, но это не те области куда стоит лезть школьнику.

Формулировка - традиционно расплывчатая, тонна воды.


Задание 14


Полный аналог задания 6. Со всеми его косяками.


Задание 15


Теория графов. Задача - перерисовать тот же граф в древовидный вид и посчитать нужную букву в окончаниях.

Задание для последующего обучения скорее всего пригодиться, в работе - крайне маловероятно.

Формулировка - ясная и понятная.


Задание 16


Задача, хоть формально и отнесена к информатике, но это чистая математика. Потому что задача легко преобразуется сперва в форму 3**14 + 3**21 - 3**2, потом для лучшего понимания 3 можно заменить на 10, а 2 на 9 и решать.

Формулировка - ясная и понятная, но само задание к информатике не имеет отношения.


Задание 17


Пересекающиеся множества, визуально отображаются диаграммами Эйлера.

Задание по настоящему актуально для работы и обучения, особенно для аналитики.

Формулировка - 1 и последний абзац, это подсказка. Причём 1 абзац - это подсказка уровень "читать не умеют", задание поставлено четко и точно.


Задание 18


Внутри скобок - пределы функций, снаружи - логическая функция.

Задание немного актуальное, но не слишком.

Формулировка - ясная и понятная.


Задание 19


Привет 8, 11... Практически то же самое.

Формулировка - подсказка по массиву, его индексам.


Задание 20


Копия задания 19, но без подсказки. Формулировка с водичкой, но ровно столько, сколько нужно.


Задание 21


А тут опять с подсказками...


Задание 22


Опять косячное задание по образу и подобию 6,14


Задание 23


Усложненный вариант задания 18, но суть та же.


А теперь моё любимое...


Задание 24, 25, 27


Эти 3 задания, пожалуй единственные "к месту". Хотя, ИМХО, они не совсем школьного уровня.


Задание 26


Задание вроде бы хорошее, но опять же это не информатика, а математика (теория игр).


ВЫВОДЫ


Давайте обобщим:

1. Ответы на задания являются четкими и однозначными. Проверить выучил ли учащийся алгоритм решения +/- 50 задач (т.к. не все задания однотипные, есть варианты заданий) или действительно знает предмет - невозможно в принципе.

2. Девять заданий 4, 5, 7, 12, 14, 17, 19, 21, 22 содержат ключевую подсказку, по сути - шпаргалку. Дополнительных знаний для их решения практически не требуется. Это означает, что имея немного мозгов можно решить каждое 3 задание, просто прочитав шпаргалку как оно решается.

3. Задания 2, 3, 9, 13, 14 содержат "воду" т.е. бесполезные для решения данные, что заставляет помимо работы над заданием извлекать из мусора ключевые значения, что может повлечь ошибку не связанную с отсутствием знаний. По сути задания содержат элемент внимательности чтения (школа 1-2 класс). На это, кстати, больше всего жалоб среди готовящихся и уже сдавших ЕГЭ.

4. Задания 6, 14, 22 не форматированы т.е. содержат информацию аналогичную другим заданиям, но выраженную в другой форме. Кроме навыков чтения псевдокода (точнее - языка РАЯ, который нигде, кроме обучения не применяется;-) ) практического смысла не имеют.

5. Задания 10, 16, 26 чисто из области математики, что они делают в информатике?

6. Задания 1, 2, 12 построены на табличных значениях. Тупо зазубрить отдельные таблицы и можно вообще не понимать что там нужно делать.


Ну и самое эпичное:


Открываем раздел 6 профессиональных стандартов (там в т.ч. ИТ-специальности). Видим что специальностей много, но условно можно выделить:

1. Программистов.

2. Системных администраторов.

3. Сетевых администраторов.

4. Специалистов баз данных.

5. Операторов ЭВМ.


Вот по программированию задач дофига... Поэтому образовательные заведения по 06.001 и 06.028 получат хоть какой-то качественный материал. А для остальных? Для остальных результат ЕГЭ несущественный. Для понимания почему так происходит давайте посмотрим на основные обязанности т.е. чему надо учить выпускников:


Администрирование информационно-коммуникационных (инфокоммуникационных) систем (06.026)

1. Администрирование сетей

2. Настройка прикладного ПО

3. Управление аппаратными и программными средствами

4. Администрирование ИКС

5. Администрирование баз данных

6. Администрирование операционных систем

7. Управление развитием ИКС


Ни одна из тем, затронутых в ЕГЭ скорее всего не пригодится для данной специальности.


Специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем (06.027)

1. Устанавливает сетевые устройства

2. Настраивает сетевые устройства

3. Контролирует производительность сетевых устройств

4. Управляет безопасностью сетевых устройств

5. Проводит обслуживание устройств

6. Диагностика


Можно с натяжкой приплести вопрос с маской сети, но фактически ни одна из затронутых в ЕГЭ скорее всего не пригодится для данной специальности.


По базам данных и операторам писать особо не буду, там много пунктов, но ни одна тема, затронутая в ЕГЭ...


Вернёмся к спецификации.

1. Информация и ее кодирование (11 баллов) - напишем спорно*.

2. Моделирование и компьютерный эксперимент (6 баллов) - отсутствует.

3. Системы счисления (6 баллов) - напишем спорно*.

4. Логика и алгоритмы (23 балла) - логические операции - спорно*, алгоритмы - есть.

5. Элементы теории алгоритмов (17 баллов) - есть. Тут, кстати, нас пытаются обмануть т.к. алгоритмы указаны так же в п. 4.

6. Программирование (25 баллов) - есть, и гораздо больше...

7. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей (3 балла) - фактически отсутствует.

8. Обработка числовой информации (3 балла) - есть, но нахрена?

9. Технологии поиска и хранения информации (6 баллов) - спорно*.


*спорно - задания вроде бы и есть, но в то же время эти задания тематику не раскрывают, как например задание 1 - вроде и есть системы счисления, но задача решается чистой математикой, без привлечения систем счисления. Задачи на системы счисления - это переводы. Например, напишите сколько будет 23(8) + 43(10) в 16-ричной системе счисления.


Какими знаниями в информатике обязан обладать школьник (а в наше время ИМХО любой человек т.к. ИТ сейчас внедрено повсеместно) поступающий в ССУЗ/ВУЗ?


1. Классификация вычислительной техники (отсутствует в ЕГЭ). Указанную часть нужно знать для общего развития, а именно понимания какие есть устройства, какие у них задачи.

2. Архитектура компьютера, обязательные компоненты (отсутствует в ЕГЭ). Общее понимание как работает СВТ.

3. Классификация программного обеспечения (отсутствует в ЕГЭ). Понимание какие программы для каких целей служат, чем отличается системный софт от прикладного.

4. Физические основы работы ЭВМ (отсутствует в ЕГЭ). В целом тема для общего развития, но она дает понимание, что техника может, а что нет.

5. Основные принципы построения сетей, хотя бы на уровне модели OSI (отсутствует в ЕГЭ). Понимание сетей, основ передачи информации.

6. Принципы ввода-вывода информации из компьютера (частично есть в ЕГЭ). Кодирование и декодирование информации.

7. Основные АЦП-ЦАП ввода-вывода информации (отсутствует в ЕГЭ). Даёт понимание физических ограничений на использования средств ввода-вывода вычислительной техники.

8. Системы счисления и логические операции (частично есть в ЕГЭ). Компьютер - это большой калькулятор, который производит вычисления в этих рамках.

9. Графы и алгоритмы (есть в ЕГЭ). Основы программирования, с ними +/- всё в порядке.

10. Основы работы с прикладными программами (несущественно есть в ЕГЭ). Какие программы для каких целей использовать.


Смотрим на вопросы... Ну да, классное покрытие предмета... Не, если бы переименовали информатику в основы программирования, то да в какой-то мере ЕГЭ соответствовал бы тематике предмета.

Лига образования

4.5K пост21.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)