Алкоголь и авиация: занимательная история спиртолётов
Здравствуйте, мои дорогие любители альтернативных решений. Сегодня мы поговорим о действительно важных вещах, о том, что волнует каждого, без чего не случилось бы масса историй и чудес. А именно о спирте! Если кто вдруг не в курсе, то этанол это такой одноатомный спирт (так в вики написано), который хорошо испаряется в жару, замерзает при -114, горит и обеззараживает, а также еще много чего. Крайне полезная жидкость оказалась. Ну ещё его пьют, если бухнуть хочется, но врачи не рекомендуют. Во-первых в водке спирт с водой смешан, а во вторых — это депрессант, угнетающий нервную систему (это тоже из вики).Но у нас тут все-таки авиация, поэтому подумаем, куда можно спирт применить
Сумрачный тевтонский гений пить спирт не любил, поэтому заливал в ракеты и запускал это все под название Фау-2. Советские разработки, которые сначала делали с оглядкой на вундерваффе, тоже летали на спирту, до 5 модели. Потом видимо спирта стало не хватать и перешли на более ядовитые жидкости, всякий диметилгидразин или банальный керосин, на худой конец.
Но спустимся обратно в атмосферу и начнем с классики. Во время ВОВ самолеты не только летали, но и взлетали-садились, а для этого нужны шасси. В шасси есть такие амортизирующие штуки, которые называются амортизаторы. Вот эти самые амортизаторы надо было чем-то наполнять, и этим чем-то была смесь глицерина со спиртом.
Так вот, если замешать эту самую смесь с малиновым сиропом, получится некая бормотуха под названием ликер «Шасси», сладенькая, тягучая и алкогольная. Жизнь делает веселее и на вкус не совсем отвратна. Кто именно придумал рецепт — неизвестно, но широкую известность ликер «Шасси» получил после фильма «Хроники пикирующего бамбардировщика».
Султыга
Неожиданно, но благодаря своим незамерзательным свойствам спирт использовали как противообледенитель, правда разводили его водой примерно 70/30. Такие системы были на самолетах Антонова, МиГ-21 и Ил-12. Еще например на Ми-8 есть специальный бак емкостью 8 литров, как раз для этанола. И казалось бы, ЦЕЛЫХ 8 ЛИТРОВ, но если посчитать всех, кто обеспечивает полет одного Ми-8, получается не так уж и много. Еще и выдают не каждый раз, опасность обледенения не в каждом полете же. А если выдали, он таки тратиться на противообледенение, так что гешефта трохи и тильки для сэбэ. Сей коктейльчик назывался Султыга, что некоторыми расшифровывается как «Сухой Уважил Лётчиков, Техников и Гражданскую Авиацию». Если кто вдруг подумал «можно ж просто метанол использовать, я вот в омывайку лью и норм» — не думайте так. Метанол нехорошо действует на люминий, а люминия в самолетах немного больше чем дохрена. Так что облом, приходится использовать этанол на радость техникам и пилотам.
Источник маленьких радостей
Охлаждайка
Авиационный мир ждал более масштабных поставок. И они случились! В какой-то момент времени технологии шагнули вперед, энергопотребление выросло, самолеты стали греться от трения об воздух, а вот куда девать излишки тепла — было не очень понятно. Спирт часто использовался в системах кондиционирования воздуха кабины, но не для угарного алкотумана, как вы подумали, а для банального охлаждения воздуха. Или оборудования. В частности на Су-15 был радар, и во время работы он неслабо так грелся. Радиаторы городить на сверхвуковом перехватчике сложно, поэтому туда зафигачили испарительную систему охлаждения. По сути то что грелось поливали спиртом, спирт испарялся — штука охлаждалась! Элементарная физика короче. Ну и раз уж охлаждение, то почему бы и тормоза спиртом не охлаждать. Такую упоротую идею реализовали на Су-15 и Су-7. Естественно во время учений летчики включали радар попозже, а выключали пораньше, чтобы драгоценная влага оставалась на борту. Тонкости армейского складского учета не позволяли принимать спирт обратно (к тому же вдруг туда техник плюнет), поэтому выдавали навсегда. По инструкции конечно надо было слить «технические жидкости» и утилизировать под специально отведенный кустик, но персонал аэродрома заботился о природе и всякой дрянью кустики не травил, а все бережно забирал себе.
Гастроном с крылышками
Следующим по крепости, но не по количеству были «летающие гастрономы» или как их еще называли спиртолеты МиГ-25 и МиГ-31. Эти уберлитаки имели не только стальной корпус, но и до 250 литров спирто-водяной смеси в пропорции 1 к 1. Настоящий праздник авиатехника, этой смесью были обеспечены не только причастные к самолету, но и командование, родственники до 7го колена и даже животные в радиусе 3 километров. Причем смесь была настолько популярна, что даже получила собственное наименование МАС(С)АНДРА, которое переводится как «Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем, Народ Доволен Работой Авиаконструктора» или «Микоян Артем Славный Сын Армянского Народа Дал Радость Авиаторам».
Гастроном-25 улетает.
Есть байка, что однажды «на верха» даже ушло письмо от жён военнослужащих, которые просили заменить спирт на что-то другое. Когда из правительства обратились к Микояну с просьбой о замене, тот ответил, что если для достижения заданных лётно-технических характеристик самолета ему потребуется заправлять самолет армянским коньяком – это будет армянский коньяк. А за моральным обликом армии пусть командиры следят, для того и нужны.
Доставка мира, счастья и бухла.
А еще есть истории про то, как идейные трезвенники и борцы с пьянством попадали в строевые части с МиГ-25. Ну и так как они были идейные, они портили драгоценые запасы спирта добавкой керосина в исчезающе малых количествах. На эксплуатацию не влияло, а вот пить уже было невозможно. После того как высокое начальство получило в подарок канистры со спиртокеросином, идейного борца со всеми почестями перевели к черту на кулички, а местный персонал вернулся к заготовке стратегических запасов масандры.
Шпага
Каналья!
Но не только Микоян переживал за лётно-технические характеристики. Широко известный Туполев не только загубил «Сотку», но и придумал самолет, которому требовалось до 500 литров спирта на полет. И совсем не в двигатель, а просто для охлаждения воздуха в кабине. Летчики потели, но берегли жидкий ресурс как могли. Использовался не чистый спирт конечно, а смесь 30% воды — 70% спирта. И вот этот вот авиационный абсент называли «Шпага», или еще называли «Шило» (привет от всратых флотостроителей). Отдельное приключение было добыча этой самой шпаги. После полета 2 техника залезали в самолет, один снизу подавал канистры, а второй запихивал шланг в бак и с помощью закона сообщающихся сосудов переливал спирт. Ну тоесть высасывал немного, чтобы дальше само текло. Так вот, сколько там попадало в техника - сложно сказать, но обычно после окончания процедуры техник выпадал на руки товарища, который уже транспортировал жидкие сокровища и бездушное тело куда-нибудь.
Ниша переднего шасси, вон за той пластилиновой печатью верху — тот самый бак
Кто-то из толпы спросит, а почему «Шпага»-то? А я отвечу: потому что. Уровень спиртоводяной смеси измерялся специальной обрезиненной линейкой, которая еще и рукоятку имела в виде гарды, как на шпаге. Внешне натуральная шпага, вот и напиток так же прозвали. Про шпагу тоже есть байка: госкомиссия, принимавшая у КБ Туполева этот самолет, задала вопрос: «Чем можно заменить жидкость, ее же будет пить весь личный состав?» Ответ великого авиаконструктора был воистину гениальным: «Коньяком, если это будет дешевле». Возможно, личный состав таки мечтал о приличном конъяке, несмотря на все похвалы в адрес авиакоктейлей.
Чистоган
Ну а самый шик были разведчики на базе Су-24. Разведка дело важное и опасное, поэтому экономить на таких вещах нельзя! Вот и контейнер с разведоборудованием охлаждался чистым спиртом, 80 литров абсолютного счастья. Плюс протирка оптики, плюс охлаждение радиоборудования, но эти жалкие 4 литра уже не в счет.
Тот самый Су-24МР
Для мажоров, кому приелись эти ваши естественные коктейли, существовал рецепт «Огни Кабула». 1 литр уже знакомой МАССАНДРы смешивали с 1 литром светлого пива и доводили до кипения. После добавляли 5-6 столовых ложек индийского кофе, корицу и сахар. Пили в горячем виде... Что там про вкус и качество — неизвестно, возможно никто не пережил этот опыт. Ну или язык отнялся от божественного вкуса.
Вместо заключения
Ну в общем все известные коктейли мы тут рассмотрели, но фантазия авиаконструкторов не стоит на месте (я надеюсь), и кто-нибудь еще придумает новый крылатый шейкер для получения новых рецептов. Ну а пока что берегите себя, спирт и авиацию!
автор Дон Франческо (Денис Франчук)
Авиация и Техника
9.9K пост17.7K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу