56 детей в яслях, или Как воспитателю заработать нервный тик

Когда я училась в университете (по профилю Дошкольное образование), в моей группе были женщины, уже работающие воспитателями, которым просто нужно было получить высшее. К слову, училась я на заочном, поэтому моими одногруппницами были не девочки после школы, а взрослые женщины, у некоторых дети параллельно учились в вузе.

Одна из одногруппниц (назовем ее Наталья), приехала на очередную сессию с измученным, но счастливым видом.

- Наташ, тебя прям не узнать, - осторожно начала одна из одногруппниц. Прямо говорить о том, что выглядит Наталья не очень, никто не хотел.

- Ой, девчонки, вы бы знали! Я на сессию такая радостная ушла, хоть отдохну наконец-то. Учиться и то легче, чем работать. Меня в этом году на ясли поставили, по списку в группе 56 детей!

Мы дружно ахнули. 56 детей, да еще и ясельного возраста (до 3-х лет).

К слову, название «детские ясли» происходит из Евангельского рассказа, согласно которому Богородица после рождения Христа спеленала младенца и положила в кормушку для скота, они имели название «ясли». Именно в память о младенце Христе в детских садах яслями называют группы для самых маленьких.

Наталья продолжила:

- Я сперва не хотела идти, пыталась отказаться. Это ж с ума сойти - 56 малышей! Заведующая меня уговорила, мол, это по списку 56, а в действительно больше 15 не будет: одни будут болеть в адаптационный период, другие просто дома с бабушками.

К слову, когда дети начинают ходить в детский сад, они действительно часто болеют. Это обычная практика, когда неделю ребенок ходит в сад, две недели сидит на больничном. Поэтому в первый год посещения садика многие дети из группы не ходят.

-...вот я и согласилась. А получилось так, что меньше 50 ребятишек никогда не бывает. Все ходят! Второго воспитателя найти не могут - никто не соглашается. Нянечки тоже практически нет - приходят, поработают пару недель и сбегают. Из других групп прибегают нянечки помочь, а так все самой приходится - и с детьми, и на стол накрыть, деток докормить с ложечки, на горшки всех рассадить, кто описался - переодеть, а как мы собираемся на прогулку... Всех одеть же надо, а когда няни нет, то вообще беда. Работаю в таком сумасшедшем темпе с 7 утра до 7 вечера, прихожу домой - с ног валюсь. А еще ж надо планы писать. А потом еще по дому что-то сделать, со своими детьми время провести... На мужа вообще времени не остается, хоть бы поспать успеть.

Если честно, то я до сих пор поражаюсь, как стойко Наталья все вынесла. Но вот вопрос - как можно было создать такие условия труда? Если раньше количество детей определялось по возрасту (чем дети младше, тем их меньше в группе), то сейчас по количеству квадратных метров. Если площадь позволяет, то можно и 56 детей записать в группу. Вот только воспитатель все также один, ладно если хоть сменщик есть, а ведь многие работают в две смены.

У людей разное мнение на такие ситуации, как я описала выше. Самые популярные рассмотрим ниже.

"Можно же просто уйти с работы, раз не устраивает"

Казалось бы, вот он выход, но... Группа, в которой 56 малышей не останется же без воспитателя, верно? Один уйдет, второй уйдет. Но всегда будет педагог, который на этой группе работает. Нужно не доводить работников до стадии, когда он уходит, а создать такие условия, чтобы и мысли об этом не было.

"Воспитатель - это призвание! Пусть работает и не плачется, сама выбрала"

Быть педагогом действительно призвание. Ведь можно хорошо выучить теорию, но на практике не каждый сможет работать с детьми. Но разве это не должно хорошо оплачиваться? Разве у педагога не должно быть хороших условий труда? Почему педагог должен терпеть и работать за копейки? Педагоги тоже люди, которые пришли работать не из-за своего альтруизма. А вот отношение к ним, почему-то, такое, будто они еще и доплачивать должны за то, что работают с чужими детьми.

"Ее никто не держит, всегда найдутся желающие работать на ее месте"

Такое мнение обычно у заведующих. Есть и хорошие заведующие, а есть те, кто не ценит своих сотрудников. Чуть что, сразу предлагают сотруднику уволиться, ведь "очередь желающих на это место". Вот только говорят они эти слова, а у самих висит куча вакансий, потому что, оказывается, нет той очереди, которая хочет работать воспитателем или помощником воспитателя (нянечкой).

"Какая разница, сколько детей? Работа от этого не меняется"

Такое может сказать только тот человек, который никогда не сидел с несколькими маленькими детьми одновременно. Да, педагог дошкольного образования может работать с большим количеством детей, но это количество не безгранично. Уследить одновременно за полусотней маленьких детей очень непросто. Физически сложно одному человеку работать с таким количеством детей. Попробуйте сами - выйдите на оживленную детскую площадку и попробуйте одновременно присмотреть за всеми детьми, кто там бегает. Не успеете оглянуться, как один упал, второй плачет, третий отобрал лопатку у кого-то, а еще одни поссорились. И все это нужно решить моментально и, желательно, одновременно.

Лично я очень надеюсь, что когда-нибудь сферу дошкольного образования коснутся изменения. Если нельзя сократить количество детей в группах, тогда нужно снижать сумасшедшую нагрузку с воспитателей добавлением еще одного педагога. Чтобы на группе одновременно работали двое, а то и трое педагогов (в зависимости от количества детей). Даже это уже значительно облегчит работу воспитателей, а также будет полезно и для самих детей. Ведь тогда педагог сможет уделять время каждому ребенку, учитывать индивидуальные особенности и находить к каждому ребенку свой подход. В нынешних условиях это практически невозможно, ведь когда в группе настолько много детей, главное для воспитателя - чтобы все были живы, здоровы, целы, умыты, накормлены и в сухих штанишках.