РИМ. ОПОРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Признанное наследие античного Рима в области территориального развития – это последовательная активная урбанизация покорённых и присоединённых территорий, обеспечившая их романизацию, и строительство стратегических дорог, объединивших пространство интерконтинентального государственного образования в единое целое. Но главное его достижение – образование и развитие первой в истории структуры сетей расселения, интегрировавших крупные города и знаменитые римские дороги в единое, целостное и обособленное в географическом пространстве трёх континентов территориально-пространственное образование – остаётся без внимания.
Воспроизвести в подробностях территориальную структуру расселения Римской империи спустя две с лишним тысячи лет невозможно, но восстановить конфигурацию её опорного каркаса, реально. Во-первых, сохранились, за малым исключением, его главные узлы – города-центры систем расселения Европы, Юго-Западной Азии и Северной Африки. Во-вторых, современные трансрегиональные дороги зачастую повторяют трассировку римских, более того, уцелели их крупные фрагменты, используемые в настоящее время различным образом. В-третьих, существует множество исследований, включая картографические материалы, реконструирующих отдельные аспекты территориальной организации античного Рима в разные исторические периоды.
Обзор пространственного процесса расселения Римской империи, содержащийся в настоящем тексте, не преследует цель всестороннего анализа и ограничивается рассмотрением ключевых аспектов, связанных с развитием опорного каркаса расселения. Исторический контекст пространственного процесса расселения не выходит за пределы периодов правления тех принцепсов, которых в историографии принято считать акторами создания территориально-государственной формы локальной римской цивилизации. Периоды правления принцепсов, в которые не осуществлялось значимого пространственного развития, в том числе экспансии, в контексте развития расселенческих структур не рассматриваются. Общеизвестные события и факты римской античной истории, приводимые в тексте, не подвергаются оценке и излагаются в объеме, не претендующем на полноту, но достаточном для анализа происхождения и развития территориальных структур расселения. Данная работа является предварительной постановкой проблемы исследования процесса становления и развития территориально-расселенческих структур Римской империи.
Структура опорного каркаса расселения Римской империи рассматривается
в эпоху ее расцвета – периода Принципата, когда окончательно определились рубежи Pax Romana и было создано территориальное государство с устойчивой структурой расселения и эффективной административно-территориальной системой расселения.
ДЕФИНИЦИИ РАССЕЛЕНИЯ
Современные дефиниции расселения применительно к пространственной организации Римской империи могут быть использованы без каких-либо существенных оговорок, несмотря на отсутствие такого понятия в античности. Подобным образом термин урбанизация, появившийся в 19 веке в Испании, давно используется в исторических исследованиях, посвященных проблемам возникновения и развития древнейших городов. Ключевые понятия расселения применительно к Римской империи раскрываются следующим образом.
Сеть расселения – это совокупность всех городских и иных населенных пунктов, локализованных в пределах определенной территории. Сеть чрезвычайно инертна, что принципиально отличает её от достаточно динамичной структуры расселения, выражающей через транспортные сообщения связное сочетание поселений, образованное их отношениями.
Структура расселения, рассматриваемая как территориально-пространственного образование, представляет собой в общем виде сочетание узлов (городов) и связывающих их транспортных коммуникаций (транспортных линий): территориальных (дорог имперского значения) и пространственных (морских транспортных линий). Фундаментальными свойствами структуры расселения являются: динамичность – изменчивость ее звеньев во времени и пространстве в процессе развития, детерминированного территориальной экспансией античного Рима и усложнением отношений поступательно урбанизируемых частей территории; устойчивость и инерционность – способность сохранять свою конфигурацию, направленность и свойства в течение длительного периода времени.
Главным компонентом структуры, сохраняющим её ключевые свойства при преобразованиях в процессе развития, является опорный каркас расселения – предельно инерционная, устойчивая, относительно неизменная (в течение столетий) во времени и пространстве часть, представляющая сочетание узловых и линейных элементов. Дефиниции устанавливающие признаки элементов ОКР Римской империи формулируются следующим образом.
Узел ОКР – город, относящйся к определенной группе городов по численности населения, представляющий собой центр притяжения контактной групповой системы расселения разного пространственного порядка. Город является ключевым незаменимым звеном расселения, интегрирующим различные территориально-пространственные расселенческие образования: территориальную структуру и опорный каркас расселения, контактные (групповые), а также административно-территориальные системы расселения. В этом качестве узел ОКР определяется термином центр расселения.
Транспортные линии ОКР – линейные элементы ОКР, образованные дорогами имперского значения и морскими транспортными линиями. Дороги имперского значения, они же имперские, представляют собой дороги общего пользования viae publicae, которые, согласно юридической римской классификации, состояли из общественных, преторианских, военных и консульских. Морские транспортные линии – географические направления (линии) регулярного судоходства, которые в процессе развития римской цивилизациипо существу оставались неизменными.
Линейные элементы ОКР, представляющие территориальное сочетание сочленённых имперских дорог или территориально-пространственное сочетание имперских дорог и морских транспортных линий образуют пути сообщения. Пути сообщения атрибутируются как в качестве единого элемента по начальной и конечной точке маршрута, так и по его составным элементам – отдельным дорогам.
Направленно сформированный в ходе экспансии ОКР запустил процесс создания территориальной структуры расселения, а ее последующее развитие детерминировало образование систем расселения. В процессе внутренней структурной самоорганизации сложившихся устойчивых групп поселений сформировались локальные системы расселения. Отдельные поселения развивались не изолированно друг от друга, через дорожную сеть они сформировали разнообразные внешние экономические и социально-культурные связи между собой, образовав относительно автономные группы взаимосвязанных и взаимодействующих городов и населенных пунктов. Структура расселения последовательно трансформировалась из отдельных линейно-узловых образований в сочетание относительно автономных звеньев, образуемых ближними территориально-пространственными связями групп городов и населенных пунктов, которые являлись локальными контактными или групповыми системами расселения.
Следует различать контактную (групповую) систему расселения и административно-территориальную. Структура, опорный каркас и контактные системы расселения – целостные территориально-расселенческие образования, которые имеют объективную пространственную выраженность и корректное географическое положение. Административно-территориальная система расселения, в отличие от структуры объективно не является территориальным образованием. По существу, это совокупность всех поселений в установленных границах административно-территориального образования, сформированная в иерархическую структуру в порядке, определяемом государственным устройством, высший ранг в которой занимает административный центр этого образования.
Остальные дефиниции расселения римской цивилизации раскрываются в последующих разделах в контексте анализа частных составляющих его процесса.
ГЕНЕЗИС ОПОРНОГО КАРКАСА РАССЕЛЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ДВИЖУЩАЯ СИЛА ГЕНЕЗИСА ОПОРНОГО КАРКАСА РАССЕЛЕНИЯ
Уникальность генезиса ОКР Римской империи заключается в том, что он формировался не в процессе эволюционного пространственно-временного изменения и структурной самоорганизации исторически сложившихся сетей расселения, что является паттерном для урбанизированных территорий. В географическом или фрагментарно заселенном пространстве, каким оно являлось в начале становления будущего государственно-территориального образования римской цивилизации, первичным было целенаправленное формирование ОКР.
Генезис структуры ОКР инициирован исторически неизбежным разрушением полисного строя городов-государств в процессе географической экспансии Рима в прибрежные регионы Средиземноморья, что изменило форму расселения античной цивилизации на этапе становления её новой территориально-государственной формы – империи. Полисы в аннексированных и завоеванных Римом регионах теряли государственный и политический суверенитет, территориальную замкнутость. Переход от уровня локальных территориальных связей внутри городских общин (полисов и цивитас) к качественно новому уровню связности существующих и созданных в процессе военной экспансии городов детерминировал возникновение территориальной структуры расселения. Очаговая форма расселения античной цивилизации предыдущего периода, представляющая собой совокупность разобщенных в географическом пространстве побережья Средиземного моря автономных городов, трансформировалась в групповые формы. Фрагментированное (дискретное) урбанизированное пространство античной цивилизации последовательно преобразовывалось в континуальное, образуя звенья территориально-пространственной структуры ОКР огромной империи, расположенной на трех континентах. Главной движущей силой образования, становления и развития ОКР стала территориальная экспансия римской цивилизации, осуществляемая с применением военной силы.
СТАНОВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КАРКАСА РАССЕЛЕНИЯ
ОКР Римской империи складывался в процессе строительства имперских дорог, основания новых городов в стратегически важных районах покорённых государств и завоеванных территориях племенных обществ, а также дальнейшего развития крупных торгово-ремесленных и культурных центров античности – городов, основанных задолго до римского завоевания и обладавших благоприятным ЭГП относительно Рима или экономических центров регионов. Развитие узлов ОКР и их связей – взаимозависимые процессы, но в Римской империи, формировавшей территориальную структуру расселения во фрагментарно заселенном пространстве, опережающим стало строительство военных дорог viae militaris, по римской классификации входивших в состав дорог общего пользования, но строившихся и эксплуатируемых за счет военных бюджетов.
Строительство римских дорог viae militaris имело стратегическое значение. В первую очередь, они должны были создать условия для обеспечения мобильности римских армий, стабильного доступа к ресурсам и товарам на оккупированных и аннексированных территориях, сбора налогов в учреждаемых новых провинциях, а также для государственного управления, осуществляемого императорской курьерской службой Cursus publicus. Задачи, решаемые с использованием дорог, изменили отношение к их устройству: дороги, из относительно обустроенных путей сообщения, перешли в категорию сооружений транспортной инфраструктуры, став объектами капитального строительства, подлежащими обслуживанию в процессе эксплуатации. Ключевое качество имперских дорог – исключительная долговечность, обеспечиваемая многослойной дорожной одеждой и твердым покрытием. Стратегические дороги в провинциях, первоначально представлявших собой, по существу, военные округа на оккупированных территориях под управлением командующего, в ходе их преобразования в административно-территориальные единицы унитарного государства стали задействоваться для обеспечения связности главных городов империи – устойчивых торговых и иных социально-экономических отношений провинций с Римом и между собой. В процессе расширения рубежей империи в романизированных провинциях, утративших пограничное положение, дороги viae militaris стали использоваться в качестве дорогобщего пользования, приобретая характеристики полноценных элементов ОКР.
Городские поселения существовали и до римской цивилизации, как естественно образовавшиеся в процессе развития древних обществ, так и целенаправленно созданные по решению правителей государств или основанные в ходе колонизации предшествующих античных цивилизаций. Однако урбанизация, как всемирный исторический процесс повышения роли городов в развитии цивилизации, возникла в Римской империи. Урбанизация стала основой становления и последовательного совершенствования на протяжении всей многовековой экспансии, государственно-территориальной формы римской цивилизации – империи, объединившей регионы трех континентов в единое пространство, включающее Средиземное море.
Расширяющаяся в процессе экспансии территория империи последовательно урбанизировалась. Города образовались в результате: выведения колоний, заселяемых ветеранами и италийскими иммигрантами, которые эволюционировали в города-центры расселения; развития древних ремесленно-торговых, портовых и культурных городов регионов Средиземноморья; преобразования поселений, соседствующих с постоянными лагерями легионеров в города, в том числе административные центры провинций; и основания городов по инициативе принцепсов или в их честь командующими армиями.
Стратегические военно-торговые дороги, связывающие существующие и основанные города, а также каструмы в единую целостную структуру, последовательно преобразовывались в линейно-узловые, относительно автономные звенья ОКР, определившие направления пространственного развития – оси расселения и экономического развития (далее по тексту – направления пространственного развития), создавшие предпосылки для образования региональных сетей расселения и многообразных, более сложных форм расселенческих структур.
Генезис ОКР – это частный процесс в многоаспектном процессе расселения римской локальной цивилизации, связанный с его определёнными этапами, имеющими объективную пространственную выраженность. Процесс образования и становления развивающейся во времени и пространстве территориальной структуры расселения завершился созданием устойчивого упорядоченного сочетания её узловых и линейных элементов, обладающего потенциалом самоорганизации.
ЭТАПЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРОЦЕССА РАССЕЛЕНИЯ
В процессе расселения римской цивилизации следует выделить два этапа: средиземноморский, во время которого во фрагментарно урбанизированном прибрежном пространстве, сложившемся под влиянием предшествующих античных цивилизаций – финикийской и греческой, возникла, развилась и сложилась единая, целостная структура ОКР, и континентальный этап, в течение которого созданная структура ОКР в процессе экспансии империи получила территориальное развитие в регионе Западной и, частично, Восточной Европы. На этом этапе завершилось формирование ОКР Передней Азии и Северной Африки и их сопряжение с ОКР Европы посредством акватерриториальных звеньев.
В пространстве этапам процесса расселения соответствуют два макрорегиона, различающиеся исходными условиями генезиса территориально-пространственных расселенческих структур: средиземноморский, объединяющий прибрежные территории Средиземного моря – Южной Европы, Передней (Юго-Западной) Азии, Северной Африки и континентальный, представляющий совокупность субрегионов Западной и частично Восточной Европы. Обособленный регион Британия с позиции целостности ОКР империи и географического районирования рассматривается как неотъемлемая часть западноевропейского макрорегиона расселения. Наличие макрорегионов – объективное следствие пространственной локализации двух типов территориально-государственной формы античной цивилизации, последовательно сменявших друг друга: средиземноморской талассократии и империи, созданной в процессе аннексии и колонизации обширных континентальных регионов.
Во времени два этапа пространственного процесса расселения соответствуют периодам Поздней республики и Ранней империи с определенным временным лагом относительно общепринятых в истории хронологических границ этих периодов, объективно обусловленным причинно-следственными связями локальных процессов единого процесса становления государственной формы римской цивилизации.
Исходные условия генезиса территориально-расселенческих структур средиземноморского и континентального макрорегионов расселения существенно различались. Пространство Средиземноморского макрорегиона было фрагментарно урбанизированным с расселением очагового типа, представляющим собой совокупность обособленных и автономных полисов – городов-государств. В Европейском континентальном макрорегионе, заселенном обществами, не достигшими субъектной государственности, городские поселения отсутствовали и его пространство, по сути, было географическим. Однако детерминирующим фактором формирования структуры расселения как во фрагментарно урбанизированном, так и в географическом пространстве являлся ОКР, формируемый в ходе территориальной экспансии.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ЭТАП ПРОЦЕССА РАССЕЛЕНИЯ
Хронологическими границами первого этапа процесса расселения были: нижней – годы покорения Римом Апеннинского полуострова (256 г. до н. э.) и начало эпохи великих завоеваний Республики, начавшейся с первой Пунической войны; верхней – годы завершения кризиса республиканского строя (первая половина 1 в. до н. э.). Первый этап расселения был временем генезиса ОКР.
После поражения Карфагена в 146 г. до н.э. в Третьей Пунической войне и практически одновременного завоевания Македонии и Греции была создана мировая держава, включавшая в свой состав большинство прибрежных регионов и доминирующая в Средиземном море – государственное образование, которое принято называть Римской республикой. Но завершающими историческими событиями первого этапа процесса расселения были присоединение Пергамского царства с образованием провинции Малая Азия в 133 г. до н. э. и покорение прибрежного субрегиона Южной Галлии с образованием провинции Нарбонская Галлия в 120 г. до н. э.
Состав римского государственного образования на завершающей стадии первого этапа процесса расселения включал территории Италии (в том числе Цизальпинскую Галлию), острова Сицилия, Сардиния и Корсика, большую часть Испании, центральную часть Северной Африки, прибрежные регионы Балканского полуострова, Малой Азии и Южную Галлию. На первом этапе процесса расселения римской цивилизации были сформированы территориально-расселенческие структуры, объединяющие прибрежные регионы Европы. Основой ОКР, объединяющего прибрежное пространство субрегиона Южной Европы от Гибралтарского до Боспорского пролива были имперские дороги, законченные строительством к 120 г. до н. э.: Домициева, соединяющая территории Апеннинского и Пиренейского полуостровов; Аппиева дорога связывающая Рим с южной частью Апеннин; Эгнатиева, связавшая территории побережья Балканского полуострова от Адриатики до Эгейского моря в провинции Македония. Дороги имели продолжение: так Домициева дорога сопрягалась с Геркулесовой дорогой, которая заканчивалась на побережье Атлантического океана в порту Гадиса, а Эгнатиева дорога была продлена до порта Византий.
Приморские портовые города становятся организующими центрами расселения, которые развиваются не изолировано, а во взаимодействии друг с другом, сформировав через связавшие их дороги внешние устойчивые торгово-экономические связи. В результате сложилась линейно-узловая структура ОКР макрорегионального значения, объединяющая прибрежную урбанизированную зону Средиземного моря субрегионов Европы, а также звено ОКР субрегиона Северной Африки, включающего провинции Африка и Киренаика.
В ходе становления средиземноморской империи морские пути сообщения, связывающие центры расселения прибрежной зоны Европы, Северной Африки и Передней Азии, сформировали устойчивую и относительно неизменную (в течение существования Римской империи) структуру пространственных связей, образовав территориально-акваториальный макрорегион, охватывающий прибрежные территории и пространство Средиземного и Черного моря. Развитие ОКР средиземноморского макрорегиона в значительной степени определялось устойчивостью сетевой акваториальной структуры, образованной взаимодействующими торговыми портами, интегрированными с узлами ОКР.
Сформировавшийся в полной мере ОКР средиземноморского макрорегиона представлял собой целостную интерконтинентальную территориально-пространственную структуру, охватывающую прибрежную зону Средиземного моря, связность узлов которой обеспечивалась транспортными линиями как территориальными, так и пространственными – морскими. Суверенитет Римской империи на Средиземном море, длительный навигационный период межконтинентального судоходства, территориальная организация хозяйства, разнородные звенья структуры которого располагались в Европе, Азии и Африке, а также эволюционно складывавшиеся на протяжении столетий, относительно неизменные морские транспортные линии, обусловили устойчивость отношений узлов и территориально-пространственной структуры ОКР макрорегиона в целом. Созданный в процессе территориальной экспансии ОКР средиземноморского территориально-акваториального макрорегиона образовал предпосылки и условия для перехода к следующим стадиям развития территориально-расселенческих образований – формированию сетей и контактных групповых систем расселения в ареале влияния его узлов-городов.
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА РАССЕЛЕНИЯ
Второй этап процесса расселения, инициированный сменой внешней политики прямой аннексии на имперскую политику цивилизационной экспансии, характеризуется дальнейшим развитием ОКР Средиземноморского макрорегиона в субрегионах Европы, покоренных в ходе расширения пространства римского мира. Второй континентальный этап процесса расселения имеет исключительное историческое значение. Государственная форма локальной римской цивилизации, сложившаяся в процессе её территориальной экспансии, радикально изменила существовавший тип государственного образования. На смену талассократии – типу государства предыдущих этапов развития античной цивилизации – пришла континентальная империя, представлявшая собой территориальное государство римской цивилизации.
На фоне главного процесса расселения, развернувшегося в пространстве материковой Европы, завершились локальные процессы формирования территориально-расселенческих структур средиземноморского макрорегиона в Испании, Северной Африке и в не обладавших политической и экономической самодостаточностью прибрежных субрегионах Передней Азии.
Второй этап процесса расселения складывался из двух стадий, отражавших ключевые направления имперской политики – территориальной экспансии, максимально расширившей пределы римского мира, ее завершение в первой половине 2 века и переход к стратегической обороне рубежей империи на периферии варварских обществ.
Переход к новой внешней политике обозначили крупномасштабные военные кампании: Восточные походы Гнея Помпея Великого в 66 – 62 гг. до н. э. и Галльские походы Юлия Цезаря в 58 – 54 гг. до н. э. Внешняя экспансия империи продолжилась в Малую Азию, Аравию, Сирию и континентальные субрегионы Западной и Восточной Европы. Результатом военных кампаний стало покорение регионов Западной Европы и восточного Средиземноморья. В состав римского государственного образования вошли: покоренная Юлием Цезарем Галлия, в последствии разделенная императором Августом на четыре провинции; восточные провинции Передней Азии, образованные Помпеем Великим – Вифиния и Понт, Киликия, Сирия. С включением в империю Рима прибрежных регионов Азии средиземноморский макрорегион расселения античной цивилизации, включая южное побережье Черного моря, полностью стал территорией империи Рима.
Процесс формирования ОКР Западной Европы был открыт колонизацией Юлия Цезаря, создаваемые в ходе её города становились организующими центрами расселения Галлии. В сороковых годах Марком Агриппой была создана сеть имперских дорог, соединившая основные существующие поселения племенных обществ. Имперские дороги главных направлений, ведущие к портам Атлантического океана и северным рубежам государства, в конечном итоге замыкались на Лугдунум, сформировав транспортный узел макрорегионального значения, включающий, в том числе и речной порт.
В результате последующих военных кампаний – походов императоров Августа, Клавдия, Траяна к империи были присоединены значительные территории континентальной Европы.
В эпоху правления императора Октавиана Августа, продолжившего имперскую политику экспансии Цезаря, территория Римской империи значительно увеличилась. Была окончательно покорена Испания, восточная часть Фракии включена в состав провинции Мезия, аннексированы территории на Балканском полуострове, а территория Галатии в Малой Азии стала римской провинцией. Северными рубежами империи, определившимися после ряда войн, в конечном итоге стали реки Рейн и Дунай. Важным достижением Октавиана Августа с позиции развития ОКР и территориальной связности регионов Западной Европы и Италии было покорение альпийских областей, преобразованных в провинции Приморские, Коттские и Пеннинские Альпы, а также строительство имперской дороги «Виа Юлия Августа».
Последующая аннексия территорий племенных обществ Британии во время правления императора Клавдия была не столь значительна по масштабу, но оказала определяющее влияние на развитие ОКР региона Западной Европы. Более весомой с позиции завершения процесса формирования ОКР средиземноморского макрорегиона была деятельность императора Клавдия в Северной Африке, в результате которой вся прибрежная зона Средиземного моря от Нила до Атлантического океана, после аннексии клиентского государства Мавретания и присоединения Египта, стала территорией империи. После ликвидации Мавретанского царства и учреждения в 44 году провинций Мавретания Цезарийская и Мавретания Тингитанская, по решению императора Клавдия было осуществлено строительство дороги вдоль береговой линии, связывающей прибрежные города провинций. Создание единого целостного пути сообщения включало восстановление карфагенской дороги и ее продление на запад до Атлантического океана и на восток в долину Нила. Так был сформирован ОКР империи в регионе Северной Африки, конечными узлами которого стали города Александрия в Египте, Ликсус и Сала Колония в Мавретании Тингитанской.
Первую стадию процесса расселения завершила эпоха императора Траяна, продолжившего политику расширения имперского пространства. Была завоевана Дакия, покорены Армянское, Парфянское и Набатейское царства. Покоренные территории этих государств вошли в состав Римской империи как провинции Дакия и Аравия. Таким образом, территория империи к 117 г. достигла максимальной площади за все время, а римское влияние распространилось на северное побережье Понта Эвксинского (Черного моря). На первой стадии второго этапа процесса расселения было завершено формирование ОКР Римской империи в субрегионах Южной и Западной Европы, смежных областях Восточной Европы, в прибрежных регионах Ближней Азии и Северной Африки.
Окончательно пределы Римского мира определились в эпоху правления императора Адриана, отказавшегося от азиатских завоеваний императора Траяна и прекратившего политику военной экспансии. Империя перешла к стратегической обороне своих рубежей – второй стадии этапа континентального процесса расселения. Северные рубежи империи приобрели пространственно выраженные границы, представляющие территориальное сочетание сопряженных линейных объектов – пограничной дороги и узловых звеньев – военных поселений-каструмов в том числе, инкорпорированных в Верхнегерманско-ретийский лимес (далее – германский лимес). Узловые звенья, на которые замыкались имперские дороги – линейные элементы ОКР, в ходе пространственного развития преобразовывались в городские поселения, а в ряде случаев становились административными центрами пограничных провинций и наделялись статусом колонии. Таким городами были Колония-Агриппина (совр. Кельн), Виндобона (совр. Вена), Карнунтум, Сирмий (совр. Сремска-Митровица), Аквинкум (совр. Будапешт), возникшие из развившихся каструмов и обслуживающих их торгово-ремесленных поселков. Отдельного упоминания в этом контексте заслуживает замыкающий имперскую дорогу «Виа Милитарис» каструм Виминациум (совр. община Пожаревац, Сербия) который был основным плацдармом для военных походов в Дакию. Рядом с каструмом образовался крупный город, ставший административным, торговым и ремесленным центром провинции Верхняя Мезия. Содержание второй стадии процесса расселения определяла активная и направленная урбанизация, которая была главным инструментом романизации аборигенного населения и интеграции провинций.
Вторая стадия континентального процесса расселения – эпоха Pax Romana, когда завершилось территориальное расширение империи, сформировался ОКР и территориальная структура расселения, объединившие регионы Средиземноморья и континентальных областей Западной Европы и Малой Азии, а также сложилась административно-территориальная система расселения.
