Серия «Александр Островский»

1

№14 (67) Александр Островский "Сердце не камень" ( Российская Империя, 1879)

Конец 19 века, Александр Островский в 1880 году в "Отечественных записках" публикует очередную свою пьесу - "Сердце не камень". Действие происходит в московском поместье богатого старого купца Каркунова, женатого на молодой женщине - Вере Филипповне. Его племянник Константин Лукич Каркунов очень тревожится, что все наследство достанется на редкость милосердной и порядочной молодой жене дяди, которая верна и предана своему супругу, а свое счастье видит исключительно в благотворительности. И Константин заключает подлую сделку с молодым приказчиком дяди - Ерастом, с целью скомпрометировать Веру Филипповну в глазах мужа, однако сам попадает в свои же сети. Иными словами, очередная работа драматурга на тему тяжелой доли русской женщины без приданого.

Несчастье Веры Филипповны в том, что она не может познать радость взаимной любви и материнства, будучи замужем за богатым стариком, очевидно по причине своей бедности. Не имея этого счастья Вера Филипповна находит свое утешение в молитвах и благотворительности, по сути, она ведет жизнь монахини, сбежав от жизни. Однако судьба не остается к ней равнодушной, в отличие от ранних произведений драматурга на эту тему, а вознаграждает ее сполна, благодаря счастливой случайности и глупости жены племянника Каркунова. С драмами покончено? Островскому на это время 56 лет, 7 лет до смерти и он уже состоит в своем втором счастливом браке, потеряв в первом гражданском браке супругу и двоих детей.

И опять М.Е. Салтыков - Щедрин торопит драматурга поскорее прислать рукопись для печати в журнале, и снова Островского обвиняют в том, что отличная идея сюжета написана сыро, неправдоподобно, в спешке, на скорую руку, также обвиняя его и в том, что его окончательно покинуло чувство реальности, забывая однако, что это все - таки комедия. Однако была и похвала и восторженные отзывы критиков. Сюжет и персонажи и правда наивны для весомого серьезного произведения, но стоит помнить, что Островский по факту был "сценаристом" той эпохи, он писал не столько литературные произведения для школьной программы, сколько сценарии для успешных постановок на сцене, куда, за неимением кино, публика приходила развлекаться, а не просвещаться, театру необходимы были сборы, а сборы обеспечивают массы. Действительно данная работа не вошла в лист самых популярных произведений автора, однако она часто ставится на сцене, а в 1989 году экранизирована с Иннокентием Смоктуновским и Еленой Яковлевой в главных ролях.

Премьера пьесы состоялась в Александринском театре 21 ноября 1879 года, сбор был хорошо, однако премьера успеха не имела, на что сказалась и игра актеров.

Играли Вашу пьесу ужасно дурно.

- писал Островскому М.Е. Салтыков - Щедрин.

В Москве премьера состоялась 30 ноября этого же года и пьеса успеха также не имела.

Новая комедия Островского потерпела нечто похожее на совершенное крушение.

- писал русский писатель Пётр Дмитриевич Боборыкин.

ps далее "Невольницы"

Показать полностью
4

№14 (66) Александр Островский "Бесприданница" ( Российская Империя, 1879)

Без хитрости на свете не проживешь.

"Бесприданница" - одна из самых популярных пьес Александра Островского, которая впервые была опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1879 году.

№14 (66) Александр Островский "Бесприданница" ( Российская Империя, 1879) Чтение, Литература, Александр Островский, Длиннопост

Работа над пьесой составила долгих четыре года, в этот раз автор не спешит, несмотря на то, что его подгоняют завершить пьесу к очередному бенефису, и впервые прочитал ее в Москве лишь в конце октября 1878 года. Примерно в это же время она была одобрена Театрально-литературным комитетом к постановке.

Действие драмы происходит в большом уездном городе Бряхимове на реке Волга и укладывается лишь в одни сутки. Купеческая провинция уже не такая дремучая и патриархальная, как в ранних произведениях Островского, купцы уже владеют не лавками, а торговыми фирмами и пароходами, вместо бород и чая с самоварами - европейские костюмы, парижские газеты, кофе и шампанское по утрам. Между дельцами миллионщиками и дворянством стираются границы сословных различий, водить с ними дружбу уже не является чем-то зазорным, а скорее престижным. Толстый кошелек начинает иметь все больше власти и статуса, приобретая черты обаяния наглости, превосходства и барского кича. Именно таким блестящим барином, из судохозяев, лет за 30, и был роковой герой и идол главной героини Ларисы - Сергей Сергеич Паратов: живет по наглому игриво, на широкую ногу, его мир состоит исключительно из дорогих и дешевых вещей, у каждой вещи есть своя стоимость и надобность. Лариса оказалась одной из такой вещью в его руках, влюбившись в Паратова. Паратов красив, богат, дерзок, равнодушен, однако горяч и красноречив, поэтому совершенно понятно почему Лариса влюбляется в его внешний лоск - она молода, наивна и слишком романтична.

Каждое время имеет свои идеалы, и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми. Так на моей памяти отжили идеалы Байрона и наши Печорины, теперь отживают идеалы 40-х годов, эстетические дармоеды....

- пишет А.Н. Островский молодому драматургу Н. Я. Соловьеву в 1879 году. Чтобы забыть Паратова, Лариса выбирает жалкого, мелочного, закомплексованного Карандышева - небогатого чиновника, Лариса мечтает сбежать с ним и зачахнуть в глухой деревне, утешая себя, что Карандышев хотя бы ее любит, однако и для него Лариса лишь дорогой красивый аксессуар, который поднимет его статус в глазах окружающих. Карандышев слишком примитивен, мелочен и тщеславен, единственная цель в его жизни - стать своим в "высшем" обществе. Паратов вынужден внезапно вернуться, чтобы продать свою "ласточку" и узнает, что Лариса выходит замуж и Паратов решает развлечься, чтобы потешить свое самолюбие и с размахом провести эти сутки в этом провинциальном городишке.

А что же Лариса, официально принято считать ее жертвой обстоятельств, без золотых рудников и большого приданного - она никто и ничто, считается, что Островский противопоставляет "живую" Ларису Дмитриевну богатому и бездушному ее окружению, подчеркивая ее одиночество в этом бездушном пафосном обществе, однако именно Лариса выбрала такое общество с пустым лоском. И если она и чувствует себя одиноко, отличаясь от них, то исключительно размером своего капитала, а не своими интересами и чувствами. Ведь так или иначе влюбляется она в роскошь и кошелек, а не в ум, совесть и честь.

Случилось так, что пьеса была опубликована гораздо позднее, чем она вышла на сцене, поэтому литераторы и критики восприняли ее на основе постановок как заурядную бытовую драму, во время первого представления автора и вовсе не вызвали на сцену. В Ларисе критики увидели недалекую романтическую мещанку, способную глубоко влюбляться лишь в "мещанские" внешние прелести Паратова, посчитав данную пьесу не лучшей работой Островского.

"Неужели стоило г. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой обольщенной девице? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия",

- пишет в ноябре 1878 года рецензент "Нового времени".

На мой взгляд это тот редкий случай, когда экранизация Эльдара Рязанова ярче и сильнее самого литературного произведения по аналогии с "Женитьбой Бальзаминова".

ps далее "Сердце не камень".

Показать полностью 1
4

№14 (65) Александр Островский "Не так живи, как хочется" ( Российская Империя, 1855)

Пьеса впервые опубликованная 1855 году в журнале "Москвитянин". И снова драматург пытается повторить успех двух предыдущих своих работ в духе патриархального быта и русского фольклора. Тогда еще молодой Островский (а на тот момент Александру было всего 22 года) осознал, что гораздо выгоднее развлекать толпу, а не просвещать ее - о чем он сам признавался в письмах к друзьям. Поэтому он пуще прежнего спешит поскорее выпустить на сцену свою следующую постановку, разрешение на которую он получает еще 18 ноября 1854 года.

С кем в этот раз знакомит нас Островский? Пётр , главный "герой" пьесы - сын зажиточного купца - запойный мот и беспутный волокита. Он увозит из родительского дома, без ведома ее родителей, свою будущую жену Дашу, которая является дочерью Агафона - мещанина из уездного города - кроткого и меланхоличного старика, живущего по принципу: "на все воля Божия" и патриархальными устоями, и Степаниды - такой же кроткой простолюдинки. Груша - дочь содержательницы постоялого двора, которой увлекся Пётр, заскучав со своей женой. Даша, узнав об этом, решает бежать к родителям, в то время, как они на пути в город к дочери. Они случайно встречаются на постоялом дворе и Груша узнает, что ее Пётр уже женат. Она ищет спасение у друга Петра - купеческого сына Василия, но Василий говорит, что ему "тятенька не разрешит" жениться на Груше. Слыхали? Тятенька мужику не разрешит. Дело происходит во время масленицы, языческий традиционный старорусский праздник масленица - как достоверный слепок России тех времен, "загул дикий до беснования" - называет его критик Ап. Григорьев. "Загул дикий до беснования" - это наша национальная черта. Так и Петр упивается до белой горячки, бегает с ножом по городу, в поисках своей жены и вдруг осознает, что был не прав и чувство долга в нем побеждает все его пороки - "не так живи, как хочется, а как Бог велит". Занавес.

Друзья Островского славянофилы - в восторге, однако находят, что это произведение слабее двух других своих аналогов, особенно его развязка. Друг Островского - Е.Н. Эдельсон дошел в своем восторге до абсурда, назвав чуть ли не национальной гордостью образ Петра, найдя в нем "сильную натуру, русского удалого молодца с его восхитительными наклонностями к разгульному загулу". Оказывается сосед моих родителей, который каждый вечер напивался, потом пол ночи орал песни, играя на баяне, и остальные пол ночи матюгал и колошматил свою бабку - сильная натура русского удалого молодца! Странные, однако, у России были "герои". А это уже середина 19 века, уже в мире изобретены паровоз, подводная лодка, велосипед, швейная машинка, консервирование и многое другое. Кроткие, дремучие , смеренные во всем, воздыхающие, но при этом равнодушные родители Даши также вызывают восторг у товарища Е.Н. Эдельсона. Когда Даша рассказывает им о своем унизительном положении в доме мужа и об его грубом отношении - родители лишь советуют ей смириться со своей участью и вернуться в дом мужа, так как это ее долг и она во власти своего супруга. А что может быть чудеснее для русского смиренного страдания во имя своего долга?

Однако не все были в восторге от этой пьесы, считая, что она написана в огромной спешке со сказочной развязкой. Театральные постановки также не пользовались большим успехом. Однако Л. Толстову пьеса очень понравилась за ее доподлинно русский колорит угарной масленицы.

ps далее «Бесприданница»

Показать полностью
2

№14 (64) Александр Островский "Бедность не порок" ( Российская Империя, 1854)

С пальцем девять, с огурцом пятнадцать!

Цирюльник мог побрить двумя способами: с огурцом за щекой, для удобства бритья, стоило 15 копеек, или с пальцем цирюльника — 9 копеек.

№14 (64) Александр Островский "Бедность не порок" ( Российская Империя, 1854) Литература, Чтение, Александр Островский, Длиннопост

На волне славы комедии "Не в свои сани не садись", Александр Островский спешит поскорее выпустить свою следующую пьесу - "Бедность не порок", премьера которой состоялась в Москве 25 января 1854 года. Пьеса интересна как документальный отпечаток фольклорного быта патриархальной России середины 19 века: песни, прибаутки, язык и характеры этой эпохи. Что касается самого сюжета и героев, то они довольно просты, в целом пьеса из категории: "Играй балалайка!", будет интересна только тем, кто любит народные песни и пляски. После преследования автора и политического запрета его пьесы "Свои люди - сочтемся" , Александр Островский как будто просто стремится аналогом повторить успех предыдущей своей работы "Не в свои сани не садись", вызвавшей бурю восторга у власти, Москвы и славянофилов. Плюс это были годы репрессии против всего нового, включая взгляды, науку, печать, университеты и т.п. Россия вообще в этом плане удивительная страна, она всегда уничтожает все лучшее, что в ней рождается. Возможно с этими событиями и связан резкий переход Островского от бунтарских идей к восхвалению неграмотной торговой спившейся патриархальной России. Собственный успех стал самоцелью его следующих нескольких работ.

За реченькой, за быстрою
Четыре двора;
В этих ли во двориках
Четыре кумы.
Вы, кумушки, голубушки,
Подружки мои,
Кумитеся, любитеся,
Любите меня.
Пойдете вы в зеленый сад —
Возьмите меня;
Вы станете цветочки рвать —
Сорвите и мне;
Вы станете веночки плесть —
Сплетите и мне;
Пойдете на реченьку —
Возьмите меня;
Вы станете венки бросать —
Вы бросьте и мой.
Как все венки по сверх воды.
А мой потонул;
Как все дружки домой пришли,
А мой не пришел.

Друзья Островского, которые также в эти годы из отъявленных бунтарей вдруг превратились в ярых славянофилов, поддержали эту пьесу, найдя ее превосходной, столичному и периферийному зрителю этот пошлый балалаечный балаган тоже пришелся по душе. Л.Н. Толстой также был в восторге, от этого "веселья". А вот другие критики не поддержали этого восторга: "Где же комедия?", - спрашивает Н.А. Некрасов.

Неужели в одной пошлой обстановке, а не в лицах, не в действии и не в идее произведения? Неужели весь комизм его заключается в глупых фразах и песнях Разлюляева, в разудалых манерах Анны Ивановны, в безобразнейшем маскараде медведя с козою? Все это гадко, отвратительно, но отнюдь не смешно.

А вот друг Островского - Ап. Григорьев посвятил герою в лице актера П.М. Садовского следующие строки:

Любим Торцов пред ней живой
Стоит с поднятой головой,
Бурнус напялив обветшалый,
С растрепанною бородой,
Несчастный, пьяный, исхудалый,
Но с русской чистою душой…

Я абсолютно не понимаю, что положительного и романтичного в образе типичного русского мужика? вечно пьяного, запущенного и слабого бездельника, но мудрого и добродушного, жалкого, но гордого, что здесь смешного?

П. О. Морозов:

Выражаясь языком того времени, артист „возвел в перл создания“ один из типов, довольно обычных в старой купеческой Москве. Не чуждые ни способностей, ни доброго сердца, эти люда, спившиеся с кругу, теряли всякое чувство приличия, не думали скрываться от публики в своем зазорном виде; напротив, любили появляться в людных местах, особенно в Гостином дворе, где проказили и юродствовали на потеху сидельцев и проходящих. Некоторые из них были грамотны и поэтому, встречаясь с прохожими, декламировали перед ними какие- нибудь стихи, например „Мужайся, стой и дай ответ!“ (подражание „Иову“ Ломоносова)

Вот уж действительно герой и повод для гордости!

ps далее "Не так живи, как хочется"

Показать полностью 1
2

№14 (63) Александр Островский "Не в свои сани не садись" ( Российская Империя, 1853)

Было большое село, да от жару в кучу свело. Все-то разорено, все-то промотано!

№14 (63) Александр Островский "Не в свои сани не садись" ( Российская Империя, 1853) Литература, Список, Чтение, Длиннопост

Очередная комедия от Александра Островского была написана в 1852 году и впервые опубликована в 1853 году в журнале "Москвитянин" в мартовском номере №5 (с огромным количеством опечаток) и отдельным изданием в том же году. Первое чтение пьесы автором состоялось 6 октября 1852 года, а 19 ноября она была отправлена в театральную цензуру. Александр О. очень переживает, что его новую работу опять запретят (ходили слухи), поэтому он просит Погодина похлопотать. Однако переживает совершенно напрасно.

В мае 1853 года московский лютеранский пастор начинает перевод пьесы на немецкий язык, для ее постановки на сцене Берлинского тетра.

А 14 января 1853 года на сцене Московского большого театра состоялась премьера комедии, которая стала первой работой Островского, поставленная на сцене. 19 февраля этого же года премьера состоялась на Александринской сцене в Санкт - Петербурге. Обе постановки имели огромный успех, автора пьесы постоянно вызывали на сцену, каждый раз зал был полон. Николай I, посетивший один из показав, отозвался о пьесе:

Очень мало пьес, которые бы мне доставляли такое удовольствие, как эта. Это не просто пьеса - это урок.

Пьеса была поставлена в один ряд с "Ревизором" Гоголя и "Горем от ума" Грибоедова. Однако Островский все еще находится под бдительным надзором полиции за свою комедию: " Свои люди - сочтемся." В воспоминаниях Бурдин замечает, что пьеса была поставлена сотни раз, на комедию нельзя было достать билет, однако сам автор не получил ни копейки.

Литераторы и критики оценили русский колорит пьесы, язык повествования и ее персонажей, пьеса была без фальши и пафоса, как это было популярно в то время в театрах, простая русская коса оказалась намного милее и трогательнее зрителю, чем напудренные парики.

Но не все было так радужно, часть критиков, в т.ч. Чернышевский и Некрасов раскритиковали Островского в идеализации представителей дремучей, необразованной, патриархальной России, кем были два главных положительных персонажа - купцы: Максим Федотыч Русаков и Иван Петрович Бородкин. Толи в угоду властям, но в данной пьесе купеческий класс представлен как очень добропорядочный. Если кратко пройтись по сюжету дочь богатого провинциального купца - Авдотья Максимовна влюбляется в промотавшегося алчного и пустого отставного кавалериста Виктора Аркадьича Вихорева, который конечно же польстился исключительно на ее капитал, который мог обеспечить ему разгульную и распутную жизнь. Отец Авдотьи - Максим Федотыч Русаков обещает выдать ее замуж за молодого успешного купца - Ивана Петровича Бородкина, который уж очень искренне влюблен в Авдотью. Сама Авдотья и слышать ничего не хочет о Бородкине, Авдотье лучше смерть, чем жизнь с ним. Отец дает отказ Вихореву, понимая его истинные намерения, и Вихорев полудобровольно похищает Авдотью, но в процессе похищения узнает, что отец лишит ее наследства, если она выйдет за него замуж без согласия отца. И Вихорев тут же очень наивно раскрывает все свои карты. Авдотья в слезах и с навсегда испорченной репутацией возвращается в дом к отцу, а Бородкин очень благородно решает на ней жениться, несмотря на то клеймо, которое поставит на нем этот брак. И вот Бородкин, спустя каких-то пару дней, уже мил сердцу Авдотьи. "Но зачем идеализировать людей, которые гордятся своей неученостью и дремучестью?" - как бы спрашивает Чернышевский. Ведь сам Русаков понимает, что кроме его капитала в нем и в его дочери ценности мало.

Середина 19-ого века, Авдотья не какая-то "бесприданница", а дочь очень богатого и успешного купца. Однако все думы этой семьи сугубо мещанские и низко бытовые. Авдотья мечтает лишь выйти замуж за кого-то симпатичного и благородного, а отец отдать дочь выгодно замуж. Отец - представитель старого уклада, он занимался тем, что сколачивал капитал, ему некогда было учиться, читать и думать о высоких материях. Но его дочь? Ведь Авдотью, кроме как "миловаться" и "наряжаться", абсолютно ничего не интересует, впрочем как и ее будущего мужа - купца Бородкина. Ведь оба они абсолютно пустые личности, ряженые в кружева мартышки. Авдотья вынужденно выходит за Бородкина. Речь не идет о "пижонском" образовании, т.е. не о простом окончании престижного вуза и знании других языков, барства, высокомерия и позерства, как например у Володеньки Набокова, который, несмотря на всю свою "образованность", в своей автобиографии пишет только об английских шмотках, поездах люкс и "его род произошел не от каких-то там псковичей...". Кому это интересно? Зачем ему это образование? Ах да, чтобы написать, в угоду западной продвинутой элиты, что гарантирует мировую известность, грязный эпос о бедняге педофиле - жертве развращённого ребенка. А образованность как идея, ответственность и осознанность настоящего и будущего.

ps далее " Бедность не порок".

Показать полностью 1
3

№14 (62) Александр Островский "Бедная невеста" ( Российская Империя, 1852)

Марья Андреевна: О, Господи! Зачем в людях так мало правды!

№14 (62) Александр Островский "Бедная невеста" ( Российская Империя, 1852) Литература, Список, Чтение, Длиннопост

Комедия в пяти действиях от Александра Островского, которая впервые была опубликована отдельным изданием в 1852 году. Первое чтение пьесы состоялось еще в 1851 году в доме драматурга. Друзья литераторы дали хорошую оценку произведению и в один ряд поставили ее с ранней работой автора "Свои люди - сочтемся!", которая раннее принесла Островскому известность.

Однако были и негативные отзывы, называющие Островского молодым (автору было 28-29 лет) карикатурным подражателем Гоголя, впрочем в подражании Гоголю Островского упрекали часто. Кто-то считал комедию лишь результатом кропотливого труда автора, а не его таланта, считая ее слишком сырой, а сюжет сшитым белыми нитками. Иван Сергеевич Тургенев упрекал героев пьесы в их искусственности, называя их неживыми - тщательно сочиненными автором. Кто-то находил язык и персонажей слишком примитивными и бытовыми для того, чтобы они могли быть героями литературного произведения или сцены театра. То что ценно сейчас, в то время лишь выглядело обыденным, бытовым и жаргонным, далеким от высокого искусства. Однако многие классики пересмотрели свое мнение спустя годы, так например Тургенев открыто признал свою ошибку ранних выводов, называя пьесу одной из лучших работ талантливого драматурга. А вот Николай Гаврилович Чернышевский нашел комедию прекрасной, но не колоссальной, никого не приведшей в восторг, считая, что она первоначально не имела идею, которая и так давно была не новой, к тому же еще и плохо воплощённой.

Комедию запрещали, потом разрешали с корректурой, но театры не спешили ее ставить и только в 1853 году она состоялась на сцене Малого в Москве.

В "Бедной невесте" отражена не привычная Островскому купеческая среда, а среда мелкого чиновничества, есть мнение, что в данной работе автор отразил свое окружение, находя многочисленные сходства с семьей Коршей. Софья Корш была вдовой профессора Медико-хирургической академии, мать которая всячески старалась выгодно пристроить своих дочерей, гонясь не за личностью, а капиталом, и имея большое сходство с матерью главной героиней Анной Петровной Незабудкиной - вдовой небогатого чиновника. Младшей дочери Корш симпатизировал сам Островский, а вот другая дочь была замужем за московским профессором, который был известен своей грубостью, запоями и взяточничеством и очень напоминал жениха и будущего мужа главной героини пьесы - чиновника Максима Дорофеевича Беневоленского, именно из-за конфликта с этим профессором Островскому пришлось оставить университет.

Главная героиня - Марья Андреевна, дочь Анны Петровны, которую та всячески пытается выгодно выдать замуж, сама же Марья по книжному влюблена в петербургского позера, "модную штучку" - Владимира Васильевича Мерича, в котором критики нашли намек на героя Лермонтова - Грушницкого, который лишь изображал из себя Печорина. После того, как дело ее семьи было проиграно и привело их к разорению, чтобы избежать брака по расчету, Марья Андреевна практически умоляет Мерича жениться на себе, однако Меричу не свойственно ни благородство, ни глубокие чувства, и он подло бежит. На его примере Островский изображает, так популярного в то время, образ "лишнего человека" как искусственную фикцию и маску на этот образ. И Марья Андреевна, принеся себя в жертву в пользу обеспеченности своего и матери будущего, выходит за ненавистного ей примитивного Беневоленского, который видит в ней лишь красивый аксессуар для выхода в свет. Марья Андреевна старается найти во всем этом хоть какой-то смысл, планируя просвещение "темного царства" своего супруга, не зная еще тогда, что это просто невозможно.

ps дале "Не в свои сани не садись"

Показать полностью 1
2

№14 (61) Александр Островский "Неожиданный случай" ( Российская Империя, 1851)

Пьеса "Неожиданный случай" или "пьеска", как ее сам называл Александр Островский была впервые опубликована в 1851 году в альманахе "Комета". Это одноактный этюд с тремя действующими лицами, тема которого - "слабовольность". Сергей Андреич Розовый, - неслужащий помещик лет 27, очень легко увлекается каждой юбкой и на каждой готов жениться, он признается о своем последнем увлечении, в лице вдовы лет 30 Софьи Антоновны, со своим товарищем по учебному заведению - чиновником Павлом Гаврилычем Дружниным, который берется уберечь приятеля от необдуманного решения жениться на Софье Антоновне и мало того, что ничем не помогает, так еще и сам оказывается в ее власти.

Действие начинается в кабинете Розового, Сергей Андреич лежит на диване и вспоминает предыдущий день в гостях у Софьи Антоновны, в духе "как упоительны в России вечера" и "как отвратительно в России по утрам". К нему заходит Дружнин... и вот они уже вместе едут в театр к Софье Антоновне, далее чай у Софьи Антоновны и вот один уже практически женат, а другой - сметен и обижен. Все в духе хорошей арт короткометражки: бум, бац, бах, крах и титры, а зритель смотрит, моргает и не понимает чем все закончилось.

Критики были беспощадны, хотя лично мне это произведение больше понравилось, чем эпические сантименты, хотя здесь никто не рыдает и в конце не тонет. Но критики не нашли в этом этюде ничего художественно значимого, они упрекали Островского, что он показывает пустые, ничем неинтересные личности. А много ли было в России Онегиных и Печориных? Островский показывает российскую массу, да, она пуста, ленива и глупа, но что есть.

При жизни автора пьеса не ставилась, Островский даже не стал включать ее в свой сборник произведений. А напрасно. Впрочем были и те, кто поддержал драматурга, обосновывая это тем, что не автор виноват в том, что он честно показывает бесцветное общество в виде бесцветного общества.

ps далее "Бедная невеста".

Показать полностью
2

№14 (60) Александр Островский "Утро молодого человека!" ( Российская Империя, 1850)

Иван. Что же сказать прикажете, коли Семен Парамоныч спросят?
Смуров. Скажи ему, что дурак он, вот что!
Вася. Дяденька, он говорит, что он образованный человек.
Смуров. Как же ему не быть образованным! Из трактиров не выходит, по рощам шампанское пьет.

И вот, будучи на взлете, Александр Островский пишет свою третью пьесу. В 1850 году ее публикует журнал "Москвитянин". Оглушительный успех предыдущей работы Островского побуждает автора и издателя поскорее познакомить читателя со следующей работой драматурга, поэтому пьеса "Утро молодого человека!" на скорую руку, достаточно простая интерпретация уже знакомых мотивов - легкая зарисовка одного дня, точнее позднего утра Недопекина Семёна Парамоныча - молодого купца - бездельника, проматывающего отцовское состояние, до смеха желающего казаться, а не быть. Точнее, он бы может и хотел бы быть, да способности были только казаться - образованным, элегантным и модным. Однако породу не купишь, поэтому все что было ему дано - очень вульгарно сорить деньгами и "барствовать". Его "барством" пользуются окружающие, обирая его все кому не лень. Пьеса без проблем прошла цензуру и получила разрешение на публикацию и постановку, хоть и прошла во многом не замеченной. Критики нашли пьесу превосходной, но копией мотивов Гоголя.

ps далее "Неожиданный случай"

Отличная работа, все прочитано!