№14 (65) Александр Островский "Не так живи, как хочется" ( Российская Империя, 1855)

Пьеса впервые опубликованная 1855 году в журнале "Москвитянин". И снова драматург пытается повторить успех двух предыдущих своих работ в духе патриархального быта и русского фольклора. Тогда еще молодой Островский (а на тот момент Александру было всего 22 года) осознал, что гораздо выгоднее развлекать толпу, а не просвещать ее - о чем он сам признавался в письмах к друзьям. Поэтому он пуще прежнего спешит поскорее выпустить на сцену свою следующую постановку, разрешение на которую он получает еще 18 ноября 1854 года.

С кем в этот раз знакомит нас Островский? Пётр , главный "герой" пьесы - сын зажиточного купца - запойный мот и беспутный волокита. Он увозит из родительского дома, без ведома ее родителей, свою будущую жену Дашу, которая является дочерью Агафона - мещанина из уездного города - кроткого и меланхоличного старика, живущего по принципу: "на все воля Божия" и патриархальными устоями, и Степаниды - такой же кроткой простолюдинки. Груша - дочь содержательницы постоялого двора, которой увлекся Пётр, заскучав со своей женой. Даша, узнав об этом, решает бежать к родителям, в то время, как они на пути в город к дочери. Они случайно встречаются на постоялом дворе и Груша узнает, что ее Пётр уже женат. Она ищет спасение у друга Петра - купеческого сына Василия, но Василий говорит, что ему "тятенька не разрешит" жениться на Груше. Слыхали? Тятенька мужику не разрешит. Дело происходит во время масленицы, языческий традиционный старорусский праздник масленица - как достоверный слепок России тех времен, "загул дикий до беснования" - называет его критик Ап. Григорьев. "Загул дикий до беснования" - это наша национальная черта. Так и Петр упивается до белой горячки, бегает с ножом по городу, в поисках своей жены и вдруг осознает, что был не прав и чувство долга в нем побеждает все его пороки - "не так живи, как хочется, а как Бог велит". Занавес.

Друзья Островского славянофилы - в восторге, однако находят, что это произведение слабее двух других своих аналогов, особенно его развязка. Друг Островского - Е.Н. Эдельсон дошел в своем восторге до абсурда, назвав чуть ли не национальной гордостью образ Петра, найдя в нем "сильную натуру, русского удалого молодца с его восхитительными наклонностями к разгульному загулу". Оказывается сосед моих родителей, который каждый вечер напивался, потом пол ночи орал песни, играя на баяне, и остальные пол ночи матюгал и колошматил свою бабку - сильная натура русского удалого молодца! Странные, однако, у России были "герои". А это уже середина 19 века, уже в мире изобретены паровоз, подводная лодка, велосипед, швейная машинка, консервирование и многое другое. Кроткие, дремучие , смеренные во всем, воздыхающие, но при этом равнодушные родители Даши также вызывают восторг у товарища Е.Н. Эдельсона. Когда Даша рассказывает им о своем унизительном положении в доме мужа и об его грубом отношении - родители лишь советуют ей смириться со своей участью и вернуться в дом мужа, так как это ее долг и она во власти своего супруга. А что может быть чудеснее для русского смиренного страдания во имя своего долга?

Однако не все были в восторге от этой пьесы, считая, что она написана в огромной спешке со сказочной развязкой. Театральные постановки также не пользовались большим успехом. Однако Л. Толстову пьеса очень понравилась за ее доподлинно русский колорит угарной масленицы.

ps далее «Бесприданница»