19

Ответ на пост «Читать легче, чем говорить?»

Всплыло воспоминание: моя бабушка часто читала мне книжку К. Чуковского. Так как читала она так себе (3 класса образования) то водила пальцем по строчкам и произносила по слогам. Я смотрел-смотрел, да и читать научился. Воспитатели в саду знатно удивились, да и мама, увидев беглое чтение от 5 летки, с которым никто целенаправленно не занимался.

78

Ответ на пост «Читать легче, чем говорить?»

У меня сын такой. В 3 года сам научился читать, как Шариков - по вывескам магазинов) просто в определённый момент бегущую новость в строке с телике бегло прочитал, охренели все. Кроме меня. Я примерно так же читать научился - "фоткал" глазами надпись, запоминал звучание и понимал, какие буквы что обозначают. До сих пор, кстати, так читаю - "фотографирую" страницу и осмысливаю потом за пару-тройку секунд. В первом классе мелкий побил мой рекорд по скорочтению - у меня в первом было 92 слова в минуту, у него 110))) но писАть песец как не любит... чтение, математика - да, но как дело доходит до письма, хоть стой, хоть падай, с боем просто. Я для себя не считаю это отклонением - он умный, любознательный, активный, короче, нормальный семилетка. Да и не грузим его никакими доп.кружками, пусть радуется своей детской жизни, тискает котов и время от времени заводит мой мотоблок, паршивец😁


4593

Читать легче, чем говорить?

Я логопед. Учу говорить неговорящих детей.
Однажды у меня занимался мальчик. РАС, 6 лет. Нет речи. Он попал ко мне после курса АВА терапии, где привели в порядок его поведение.
Назовем его Кирилл.
Так вот, Кирилл мог называть одним словом существительные, которые видел. Еж. Мышь. Стул. Конфета. Глаголов у него не было, обращений к родителям тоже.
Мы начали заниматься. Сначала занимались моей любимой глагольной просьбой – использовали слова «Открой», «Дай», «Кидай» и т.д. Я про это пишу в каждой статье, уже не интересно.
Интересно было следующее. Однажды я показала ему карточку с ёжиком. Ёжик что-то делал, и я пыталась узнать у Кирилла, что именно. Кирилл проигнорировал мою просьбу и сказал ФЫР-ФЫР. Это было написано на карточке внизу. Я подумала, что, возможно, он раньше учил звукоподражания. Кот – мяу. Собака- гав.  И поэтому назвал. Я нашла карточку с неочевидной надписью, с чистоговорками. Вроде: пришла снежная зима, ма-ма-ма.
Кирилл бросил один взгляд и сказал – ма-ма-ма.
Ого – сказала я и позвала маму, начала показывать ему другие карточки.
Мама была в шоке. Кирилла никто не учил читать. Никто возле него не учился читать. Он не смотрел обучающих видео. У него даже планшета не было. А навык был.
Это стало зацепкой. Я начала писать слова. Потом предложения.


Пример: надпись «Мальчик ждет автобус». Кирилл вслух читает. Находит нужную карточку и кладет сверху. Убираю надпись, прошу сказать, что нарисовано. Он может сказать только «мальчик» или «автобус». Больше одного слова не может.  

Что сделали? Дала задание маме обклеить дом табличками.
На кастрюле: свари пельмени.
На холодильнике: открой холодильник
На телевизоре: включи телевизор.

После того, как ребенок прочитывал, родители сразу выполняли то, что он попросил, чем стимулировали его на просьбы. Просьба про пельмени оказалась самой любимой.

Вскоре он запомнил просьбы и просто использовал их, в определенных местах. Далее мы усложнили фразы, добавили предлоги и вопросы и т.д. Ребенок начал общаться с родителями.

Почему это сработало? Дети с развитым визуальным восприятием действительно могут научиться читать, а то и писать. И это может стать толчком к развитию речи.
Таких самостоятельных  чтецов у меня больше не было. Но другим детям со сходным нарушением эта методика тоже отлично подходит. Главное, правильно определить возможности ребенка, и правильно ввести методику.

Другой ребенок, Денис : 6 лет, нет речи, знает много существительных, правда РАС не стоит.
Я провела несколько тестов и оказалось, что навык чтения будет освоен. Затем мы провели с ним небольшую работу по подготовке к обучению чтению (параллельно с развитием речи). Например, учились определять первый звук слова на слух. Поработали с фонематическим слухом. А потом начали потихоньку читать.
Главное, что важно учитывать – этим детям скучно тренироваться читать слоги. Они могут это поделать, но недолго. А вот если читать простые слова – они быстро запоминаются и прочитываются. Ёж. Кот. Дом. Жук – запоминаются влёт. Ребенок раскладывает мелкие игрушки на слова, потом называет их уже без фигурок. С глаголами тоже самое. Иди, сиди, спи, упал – читает слово и кладет на картинку с глаголом.
Потом я написала на листе названия цветов: синий, красный, желтый, зелёный. Много слов. Потом дала ему карандаши.
Денис сразу понял, что надо делать. Читает слово, закрашивает нужным цветом. Потом, по аналогии начал читать даже те названия, которые мы не учили – бабушка дома проверяла.

Сейчас начали читать предложения:
Мама надела красную шапку.
Папа кидай маленький мяч.

Я была бы не я, если бы не проводила работу с текстом. Какой мяч? (рисуем стрелку к прилагательному, ведем по ней пальцем – маленький).
Кто надел шапку? – Мама
Кто кидает мяч? – папа.
и т.д.

То есть визуальная опора – написанные слова, мощно продвигают его вперед. Сейчас если попросить его рассказать истории по серии сюжетных картинок, он лучше расскажет ту историю, которая подписана внизу, чем ту, которая не подписана. Чтение помогает ему правильно строить фразу, понимать, в каком месте стоит предлог, а в каком глагол. Также же формируется правильная структура предложения. Также я могу попросить его продиктовать мне слово по буквам, и если это слово ему знакомо, он продиктует. А если он может его продиктовать, то уже и написать может правильно.
Чтение – отличный инструмент для развития речи у неговорящего ребенка. Всем родителям неговорящих детей советую проверить, вдруг это Ваш путь коррекции?

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!