Ответ на пост «Кто проповедь читать захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они»
Хорошие слова. Правильные.
Но раз уж мы выяснили, что это не Пушкин, может есть ещё какая-нибудь информация? Особенно учитывая посыл с коллажем в начале поста.
Для начала, само стихотворение целиком.
Выделю заодно интересный момент. Дабы, понравившееся нам выражение, не было вырванным из контекста.
Евгений Агранович
Еврей-священник
Еврей-священник — видели такое?
Нет, не раввин, а православный поп,
Алабинский викарий, под Москвою,
Одна из видных на селе особ.
Под бархатной скуфейкой, в чёрной рясе
Еврея можно видеть каждый день:
Апостольски он шествует по грязи
Всех четырёх окрестных деревень.
Работы много, и встаёт он рано,
Едва споют в колхозе петухи.
Венчает, крестит он, и прихожанам
Со вздохом отпускает их грехи.
Слегка картавя, служит он обедню,
Кадило держит бледною рукой.
Усопших провожая в путь последний,
На кладбище поёт за упокой…
Он кончил институт в пятидесятом —
Диплом отгрохал выше всех похвал.
Тогда нашлась работа всем ребятам —
А он один пороги обивал.
Он был еврей — мишень для шутки грубой,
Ходившей в те неважные года,
Считался инвалидом пятой группы,
Писал в графе «Национальность»: «Да».
Столетний дед — находка для музея,
Пергаментный и ветхий, как талмуд,
Сказал: «Смотри на этого еврея,
Никак его на службу не возьмут.
Еврей, скажите мне, где синагога?
Свинину жрущий и насквозь трефной,
Не знающий ни языка, ни Бога…
Да при царе ты был бы первый гой».
«А что? Креститься мог бы я, к примеру,
И полноправным бы родился вновь.
Так царь меня преследовал — за веру,
А вы — биологически, за кровь».
Итак, с десятым вежливым отказом
Из министерских выскочив дверей,
Всевышней благости исполнен, сразу
В святой Загорск направился еврей.
Крещённый без бюрократизма, быстро,
Он встал омытым от мирских обид,
Евреем он остался для министра,
Но русским счёл его митрополит.
Студенту, закалённому зубриле,
Премудрость семинарская — пустяк.
Святым отцам на радость, без усилий
Он по два курса в год глотал шутя.
Опять диплом, опять распределенье…
Но зря еврея оторопь берёт:
На этот раз без всяких ущемлений
Он самый лучший получил приход.
В большой церковной кружке денег много.
Рэб батюшка, блаженствуй и жирей.
Что, чёрт возьми, опять не слава Богу?
Нет, по-людски не может жить еврей!
Ну пил бы водку, жрал курей и уток,
Построил дачу и купил бы ЗИЛ, —
Так нет: святой районный, кроме шуток
Он пастырем себя вообразил.
И вот стоит он, тощ и бескорыстен,
И громом льётся из худой груди
На прихожан поток забытых истин,
Таких, как «не убий», «не укради».
Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они.
Еврей мораль читает на амвоне,
Из душ заблудших выметая сор…
Падение преступности в районе —
Себе в заслугу ставит прокурор.
1962 г.
Так уже стало интереснее, разве нет? Но ещё не очень понятно. Что же имел ввиду автор?
Может быть, где-то и об этом написано?
И, о чудо! Написано. Самим автором.
В его эссе "Стишок с крылышками — подвиг без подписи".
Выдержки из текста, если лень самим искать:
"Не ищите портретного сходства с реальной личностью. Стихотворение шире одной конкретной судьбы. Сказали: есть такой молодой батюшка, с высшим техническим образованием, еврей. Я и не поехал знакомиться, мне это только помешало бы. Весь сюжет выстроился во мне сразу, будто сам я прошёл этот зигзаг судьбы. Похоже, в жизни так и было, как в стихе. С отличием закончил парень институт. Все однокашники уже на должности, а он один пороги обивает. Почему?
Он был еврей — мишень для шутки грубой,
Ходившей в те неважные года.
Считался инвалидом пятой группы,
Писал в графе "национальность": "Да".
И решил он обмануть судьбу, стать уважаемым и обеспеченным человеком вопреки решению начальства. Вверил себя церкви.
Крещённый без бюрократизма, быстро,
Он встал омытым от мирских обид,
Евреем он остался для министра,
Но русским счёл его митрополит.
С блеском кончает семинарию, получает прекрасный приход, живи в своё удовольствие. Нет, по-людски не может жить еврей. Ловкач, хитрец всерьёз пропитался истинным духом христианства, обратился в пастыря, подвижника.
И вот стоит он, тощ и бескорыстен,
И громом льётся из худой груди
На прихожан поток забытых истин,
Таких, как "не убий", "не укради".
И люди его слышат. Паства платит благодарностью и доверием. А начальство реагирует на его труды по-своему...
Еврей мораль читает на амвоне,
Из душ заблудших выметая сор...
Падение преступности в районе —
Себе а заслугу ставит прокурор".
И ещё:
"— Драматургия поэзии. Не самой истории, а именно стиха. Стих, а с ним и читатель относится к герою с добродушной насмешкой. Ай плут, ну ловок, обманул судьбу. Словом, хитрый жулик... И на наших глазах он вырастает в фигуру духовную. Бессребреник, подвижник, над которым вы только что смеялись. И стыдно, что смеялись..."
UPD:
Кстати, раз уж речь в стартовом посте шла о Пушкине, есть у Александра Сергеевича замечательное произведение "Пророк". Кому интересно, можно ознакомиться в исполнении Иннокентия Смоктуновского, в сети есть видео, где он его читает.
Ответ на пост «Кто проповедь читать захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они»
"От героев былых времен не осталось порой имен, —
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещаный одним, мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо,
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть." Е. Агранович.
Дедушки любимая песня была...
Кто проповедь читать захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они
«Кто проповедь читать захочет людям, тот жрать не должен слаще, чем они».
Этот великолепный афоризм давно бродит по сети со ссылкой на Пушкина.
На самом деле, его автор Евгений Агранович – поэт, прозаик, бард, драматург, киносценарист.
Фронтовик.
На войну ушел добровольцем истребительного батальона. Воевал на Западном фронте и на 2-м Белорусском. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».
Еще на фронте Агранович писал такие песни, которые мгновенно разлетались по частям, становясь почти народными, поскольку авторство в вихре боев терялось.
Война вообще сильно отразилась на творчестве Евгения Даниловича. Песню на его стихи поет Бекас в «Ошибке резидента» - «Я в весеннем лесу пил березовый сок». В финале «Офицеров» так же звучит песня Аграновича «От героев былых времен…»
Он был сценаристом многих детских мультиков – «Мурзилка на спутнике», «Наш друг Пиши-Читай», «Веселая карусель». Сделал чудесные переводы песен к фильму «Мария Мирабелла».