Ответ на пост «Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования?»
Хотелось бы увидеть ссылки конкретно на два этих утверждения:
1.
Итак. Из материалов Американской прессы 1969-1975 год об удручающем состоянии бесплатного образования в американских муниципальных школах:
5-Качество обучения сильно упало, в программе мало внимания уделяется математике, физики, химии, черчению.
2.
Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»… Реформа получилась полностью провальной. Шли десятилетия, а советское образование оставалось мировым лидером, о чём высказался и американский президент Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование».
Потому что по моим сведениям (а я считаю, что разбираюсь в истории школьного образования в США лучше любого русского человека, соизволившего написать на эту тему в интернете, потому что второе десятилетие интересуюсь темой изнутри) оба утверждения ошибочны.
На самом деле, насколько я понимаю, ситуация была такая.
... 1969-1975 год .... Качество обучения сильно упало, в программе мало внимания уделяется математике, физики, химии, черчению.
В реальности в 1960-70-х годах в Америке стали уделять чрезвычайное внимание программам математики. Попытки реформировать систему получили название New Math. Связано это было с успехом советской космической программы, но на самом деле процесс начался чуть раньше, в 1950-х, по некоторым сведениям в связи с Корейской войной.
Например, систематизированная программа основ матанализа - AP Calculus - введена в школы США в 1956 году. Кстати, в СССР матан попал в школьные программы только в 1960-х годах с переходом к учебнику Кочеткова, причем в нём не было интегралов. В 1970-х на смену Кочеткову пришёл Колмогоров, в котором ввели интегралы, но убрали пределы. Американский матан гораздо круче. С другой стороны, в США он был только для отдельных школьников 12 класса и был доступен далеко не во всех школах, даже сейчас большинство американских школьников его не изучают. Это и сейчас считается курсом вузовского уровня, в 1950-х годах в школах он почти не встречался. Причем в приличных российских физмат-вузах уже в первом семестре изучается более сложный матан, чем тот AP Calculus.
Но всё-таки запуск советского спутника оказал главное влияние. В 1958 году был принят федеральный закон National Defence Education Act, по которому в частности выделялись деньги на улучшение школьного образования в математике, естественных науках и иностранных языках.
Чтобы было понятно состояние американской математики в прежние годы, покажу фотографию 1940-х:
На партах учебник Mathematics for Everyday Use для 9 класса, издававшийся с 1942 по 1966. Это учебник для тех, кто не стал изучать алгебру и геометрию, а закрепляет материал прошлых классов. В нём изучают дроби и проценты.
А вот отрывок из книги Хайнлайна 1958 года:
Отец позвал меня к себе в кабинет. На столе у него лежала стопка учебников и программа Сентервилльской средней школы со всеми предметами. В ней был отмечен курс наук, выбранный мною совместно с моим руководителем до конца школы.
- Ты намерен поступать в колледж. Кип?
- Конечно, папа, а что?
- А за счет чего?
- Но я же кончу школу, папа. Этого достаточно, чтобы поступить в колледж.
- Смотря в какой. Если в университет нашего штата или в сельскохозяйственный колледж, то да. Но ты вылетишь, если вся твоя подготовка ограничится этим, - он показал рукой на программу.
- Но почему же, папа! У нас хорошая школа. - Я вспомнил все, что нам говорили на подготовительном.- Преподавание построено на самых современных, самых научных принципах, одобрено психологами и...
- Почему Ван Бюрен проиграл перевыборы? Чему равен корень кубический из восьмидесяти семи?
О Ван Бюрене я помнил только, что был когда-то такой президент. Зато я смог ответить на следующий вопрос:
- Чтобы узнать кубический корень, нужно посмотреть таблицу на задней странице учебника.
<...>Я начал понимать, что отец прав. Коммерческая арифметика была не то чтобы глупой, но бесполезной тратой времени. Курс математики, предлагаемый нашей школой, ограничивался алгеброй и плоскостной геометрией. Я самостоятельно приступил к усиленному изучению этих предметов и тригонометрии для сдачи вступительных экзаменов.
Так было в 40-х. А в 1970-х курс, включающий тригонометрию, уже считался нормой для ученика выпускного класса.
Теперь дальше. Вы сочиняете, что к 1970-м уровень образования упал, стали меньше уделять внимания физике? В действительности доля учеников старших школ, изучавших физику, падала с конца XIX века (Efron-1937), между 1915 и 1934 сократилась с 14% до 6% (Terzian-2012). Доля изучавших химию оставалась стабильной на 7%.
Рост начался в начале 1960-х опять-таки в связи с законом об образовании для нацбезопасности. Хотя тут статистика разнится в зависимости от того, что считать курсом физики. Есть трактовка, по которой в 1970-е действительно был провал:
Кстати, по графику видно, что частные школы в среднем от государственных по этому показателю почти не отличались.
Теперь по второму пункту.
Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»… Реформа получилась полностью провальной.
Это ерунда. Американское образование не реформировалось по русскому образцу (а вот русское в своё время пыталось реформироваться по американскому - трудами Надежды Крупской).
Действительно, американские лидеры считали советское образование хорошим и видели в отставании Америки причину опасений за безопасность страны. Действительно, это повлекло реформы. Однако образцом выступал уровень русского образования, причем не особенно-то и изученный американцами - скорее просто как абстрактный стимул "давайте догоним и перегоним этих комми, способных в математике и естественных науках". Каков именно был этот советский уровень, американские реформаторы не мерили, а как добиться успехов, они решали без оглядки на то, как устроено образование в России.
Поэтому в американскую школьную систему не вошла, и заметных попыток ввести не было, ни практика изучать предметы несколько лет: американцы впихивают большинство предметов в один год каждодневных занятий. Ни использование задачников и сборников упражнений. Наборы упражнений, которые всё-таки встречаются в учебниках и как отдельные раздаточные материалы, как правило не имеют быстро повышающегося уровня сложности. Американские упражнения вообще несложные, обычно они отрабатывают один свежеизученный навык (в русской системе упражнения обычно отрабатывают сразу несколько навыков). Из американских школ плавно уходило вызывание учеников решать задачу у доски. В Америке как раз тогда стали распространяться олимпиады, как в Советском Союзе, но государство и школы не почесались, чтобы их популяризировать. В США не создавались спецшколы типа физматов (впрочем, в России они тоже стали массово распространяться с конца 80-х - начала 90-х). В США так и не сделали физику обязательным предметом (а на национальном уровне и химию, хотя часто она требуется на уровне штата или муниципалитета). В США так и не создали государственного стандарта программ: нечто подобное появилось только в 2010-х годах, да и то по сути только в математике и не во всех штатах. В США никто и не подумал разделить природоведение в 1-8 классах на физику, химию и биологию.
В общем, за образец взяли не реальную русскую образовательную систему, а какой-то абстрактный, никем не измеренный, стереотипный уровень: "русские изучают сложную математику и естественные науки, давайте и мы свои усложним".