Ответ на пост «Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования?»

Хотелось бы увидеть ссылки конкретно на два этих утверждения:

1.

Итак. Из материалов Американской  прессы 1969-1975 год об удручающем состоянии бесплатного образования в американских муниципальных школах:

5-Качество обучения сильно упало, в программе мало внимания уделяется математике, физики, химии, черчению.

2.

Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»… Реформа получилась полностью провальной. Шли десятилетия, а советское образование оставалось мировым лидером, о чём высказался и американский президент Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование».

Потому что по моим сведениям (а я считаю, что разбираюсь в истории школьного образования в США лучше любого русского человека, соизволившего написать на эту тему в интернете, потому что второе десятилетие интересуюсь темой изнутри) оба утверждения ошибочны.

На самом деле, насколько я понимаю, ситуация была такая.

... 1969-1975 год .... Качество обучения сильно упало, в программе мало внимания уделяется математике, физики, химии, черчению.

В реальности в 1960-70-х годах в Америке стали уделять чрезвычайное внимание программам математики. Попытки реформировать систему получили название New Math. Связано это было с успехом советской космической программы, но на самом деле процесс начался чуть раньше, в 1950-х, по некоторым сведениям в связи с Корейской войной.

Например, систематизированная программа основ матанализа - AP Calculus - введена в школы США в 1956 году. Кстати, в СССР матан попал в школьные программы только в 1960-х годах с переходом к учебнику Кочеткова, причем в нём не было интегралов. В 1970-х на смену Кочеткову пришёл Колмогоров, в котором ввели интегралы, но убрали пределы. Американский матан гораздо круче. С другой стороны, в США он был только для отдельных школьников 12 класса и был доступен далеко не во всех школах, даже сейчас большинство американских школьников его не изучают. Это и сейчас считается курсом вузовского уровня, в 1950-х годах в школах он почти не встречался. Причем в приличных российских физмат-вузах уже в первом семестре изучается более сложный матан, чем тот AP Calculus.

Но всё-таки запуск советского спутника оказал главное влияние. В 1958 году был принят федеральный закон National Defence Education Act, по которому в частности выделялись деньги на улучшение школьного образования в математике, естественных науках и иностранных языках.

Чтобы было понятно состояние американской математики в прежние годы, покажу фотографию 1940-х:

Ответ на пост «Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования?» Образование, Учитель, ЕГЭ, Учеба, Школа, Длиннопост, США, Образование за рубежом, Ответ на пост

На партах учебник Mathematics for Everyday Use для 9 класса, издававшийся с 1942 по 1966. Это учебник для тех, кто не стал изучать алгебру и геометрию, а закрепляет материал прошлых классов. В нём изучают дроби и проценты.

А вот отрывок из книги Хайнлайна 1958 года:

Отец позвал меня к себе в кабинет. На столе у него лежала стопка учебников и программа Сентервилльской средней школы со всеми предметами. В ней был отмечен курс наук, выбранный мною совместно с моим руководителем до конца школы.
- Ты намерен поступать в колледж. Кип?
- Конечно, папа, а что?
- А за счет чего?
- Но я же кончу школу, папа. Этого достаточно, чтобы поступить в колледж.
- Смотря в какой. Если в университет нашего штата или в сельскохозяйственный колледж, то да. Но ты вылетишь, если вся твоя подготовка ограничится этим, - он показал рукой на программу.
- Но почему же, папа! У нас хорошая школа. - Я вспомнил все, что нам говорили на подготовительном.- Преподавание построено на самых современных, самых научных принципах, одобрено психологами и...
- Почему Ван Бюрен проиграл перевыборы? Чему равен корень кубический из восьмидесяти семи?
О Ван Бюрене я помнил только, что был когда-то такой президент. Зато я смог ответить на следующий вопрос:
- Чтобы узнать кубический корень, нужно посмотреть таблицу на задней странице учебника.
<...>

Я начал понимать, что отец прав. Коммерческая арифметика была не то чтобы глупой, но бесполезной тратой времени. Курс математики, предлагаемый нашей школой, ограничивался алгеброй и плоскостной геометрией. Я самостоятельно приступил к усиленному изучению этих предметов и тригонометрии для сдачи вступительных экзаменов.

Так было в 40-х. А в 1970-х курс, включающий тригонометрию, уже считался нормой для ученика выпускного класса.

Теперь дальше. Вы сочиняете, что к 1970-м уровень образования упал, стали меньше уделять внимания физике? В действительности доля учеников старших школ, изучавших физику, падала с конца XIX века (Efron-1937), между 1915 и 1934 сократилась с 14% до 6% (Terzian-2012). Доля изучавших химию оставалась стабильной на 7%.

Рост начался в начале 1960-х опять-таки в связи с законом об образовании для нацбезопасности. Хотя тут статистика разнится в зависимости от того, что считать курсом физики. Есть трактовка, по которой в 1970-е действительно был провал:

Ответ на пост «Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования?» Образование, Учитель, ЕГЭ, Учеба, Школа, Длиннопост, США, Образование за рубежом, Ответ на пост

Кстати, по графику видно, что частные школы в среднем от государственных по этому показателю почти не отличались.

Теперь по второму пункту.

Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»… Реформа получилась полностью провальной.

Это ерунда. Американское образование не реформировалось по русскому образцу (а вот русское в своё время пыталось реформироваться по американскому - трудами Надежды Крупской).

Действительно, американские лидеры считали советское образование хорошим и видели в отставании Америки причину опасений за безопасность страны. Действительно, это повлекло реформы. Однако образцом выступал уровень русского образования, причем не особенно-то и изученный американцами - скорее просто как абстрактный стимул "давайте догоним и перегоним этих комми, способных в математике и естественных науках". Каков именно был этот советский уровень, американские реформаторы не мерили, а как добиться успехов, они решали без оглядки на то, как устроено образование в России.

Поэтому в американскую школьную систему не вошла, и заметных попыток ввести не было, ни практика изучать предметы несколько лет: американцы впихивают большинство предметов в один год каждодневных занятий. Ни использование задачников и сборников упражнений. Наборы упражнений, которые всё-таки встречаются в учебниках и как отдельные раздаточные материалы, как правило не имеют быстро повышающегося уровня сложности. Американские упражнения вообще несложные, обычно они отрабатывают один свежеизученный навык (в русской системе упражнения обычно отрабатывают сразу несколько навыков). Из американских школ плавно уходило вызывание учеников решать задачу у доски. В Америке как раз тогда стали распространяться олимпиады, как в Советском Союзе, но государство и школы не почесались, чтобы их популяризировать. В США не создавались спецшколы типа физматов (впрочем, в России они тоже стали массово распространяться с конца 80-х - начала 90-х). В США так и не сделали физику обязательным предметом (а на национальном уровне и химию, хотя часто она требуется на уровне штата или муниципалитета). В США так и не создали государственного стандарта программ: нечто подобное появилось только в 2010-х годах, да и то по сути только в математике и не во всех штатах. В США никто и не подумал разделить природоведение в 1-8 классах на физику, химию и биологию.

В общем, за образец взяли не реальную русскую образовательную систему, а какой-то абстрактный, никем не измеренный, стереотипный уровень: "русские изучают сложную математику и естественные науки, давайте и мы свои усложним".

Показать полностью 2

Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования?

По некоторым научным теориям, события прошлого (пусть даже и в другой стране) неплохо коррелируются с настоящим в других странах. При этом довольно четко прослеживаются аналогии и тенденции неверного решения проблемы. Особенно если в этих странах схожие политические системы. Это я про Нас и Их)

Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования? Образование, Учитель, ЕГЭ, Учеба, Школа, Длиннопост

Сразу предупрежу, фанатом и апологетом Америки не являюсь, их политику не одобряю, но если есть похожие проблемы и не удачный опыт их решения, можно попытаться учесть ошибки допущенные при их решении.

Итак. Из материалов Американской  прессы 1969-1975 год об удручающем состоянии бесплатного образования в американских муниципальных школах:

1-Есть колоссальная разница в качестве обучения в частных школах для богатых и в муниципальных школах. А так же среди тех кто может себе позволить частных платных репетиторов и тех у кого нет на это средств.

2- Всё больше и больше распространяющаяся наркомания со школьной скамьи, среди школьников выпускных классов.

3-Хулиганство, все дозволенность, хамство и не уважение по отношению к учителям и другим ученикам значительно снижает качество образования.

4- Преследование учениками других учеников по расовому признаку или социальному положению. Значительно участились и становятся нормой избиения, грабежи, преследования, буллинг. Все сражаются со всеми, негры, белые, латиносы.

5-Качество обучения сильно упало, в программе мало внимания уделяется математике, физики, химии, черчению.

6- Проведенное в 1971 г. обследование показало, что ситуация на рынке труда учителей начальной и средней школы была наихудшей за последние двадцать лет. Падение рождаемости в 60-е годы привело к сокращению контингента детей школьного возраста и уменьшению потребности в учителях. Уменьшение ассигнований, и реальных зарплат , выделяемых на нужды народного образования, явилось непосредственной причиной увольнения десятков тысяч учителей и переходу их в другие сферы деятельности. Наученные горьким опытом своих предшественников, студенты пед. ВУЗов, выбирая профессию, ориентируются в первую очередь на рынок труда и учитывают реальный уровень заработной платы и выбирают более простую и более оплачиваемую работу.

7- В 70-е годы 1/3 выпускников и 2/3 выпускниц колледжей устраивались на работу не по специальности, часто на работы не требующую высшего образования. «Образ выпускника колледжа, работающего на заправочной станции или водителем такси, превратился в клише»,— констатировал буржуазный еженедельник. Стоит ли напоминать читателю о том, что все эти симптомы капитализма сейчас мы наблюдаем в России? Преподаватели с высшим образованием -работники кафе, таксисты-историки и физики- работающие в доставке теперь — жестокая реальность.
Вскоре в США была проведена реформа образования с целью «подтянуть» американское образование к «русскому образцу»… Реформа получилась полностью провальной. Шли десятилетия, а советское образование оставалось мировым лидером, о чём высказался и американский президент Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских — это их образование». В 1980-х Китай провёл реформу образования, фактически скопировав советскую систему школьного и высшего образования.

Видимо нам необходимо исследовать негативный опыт решения проблем образования других стран. Но интересно, и не понятно, кто и как это будет решать У НАС, и какой из этого будет толк? Кто будет формировать подобную комиссию, проводить и главное контролировать и корректировать решение этих вопросов?

Исследуем негативный опыт США в этой сфере.

Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования? Образование, Учитель, ЕГЭ, Учеба, Школа, Длиннопост

В 1983 году появился доклад "Нация в опасности" Национальной комиссии по передовому опыту в образовании США . Его публикация считается знаковым событием в истории американского образования. Среди прочего, отчет способствовал постоянно растущему утверждению о том, что американские школы терпят неудачу, и это вызвало волну реформ на местном уровне, в штатах и на федеральном уровне.

Формирование и мотивация

Комиссия состояла из 18 членов, набранных из частного сектора, правительства и образования. Председателем комиссии был Дэвид Пирпонт Гарднер.[2] Министр образования Террел Белл добивался, чтобы президент назначил комиссию. Рейган не согласился, и именно Белл учредил комиссию и назначил ее членов.

Как следует из названия доклада, устав комиссии является ответом на замечание Террела Белла о том, что система образования Соединенных Штатов не в состоянии удовлетворить национальную потребность в конкурентоспособной рабочей силе.

Ивонн Ларсен, заместитель председателя комиссии, и Джеральд Холтон, член комиссии, оба заявили, что пытались подтвердить опасения, которые у них уже были, вместо того, чтобы завершить объективный анализ состояния школ.[4] Среди прочего, хартия требовала от комиссии оценить "качество преподавания" на начальном, среднем и послесреднем уровнях, как в государственной, так и в частной сферах, и сравнить "американские школы и колледжи с таковыми в других развитых странах". Автором отчета в основном был Джеймс Дж. Харви, который обобщил отзывы членов комиссии.

Харви писал: "Образовательные основы нашего общества в настоящее время подрываются растущей волной посредственности, которая угрожает самому нашему будущему как нации и народности... Если бы недружественная иностранная держава попыталась навязать Америке посредственные образовательные показатели, которые существуют сегодня, мы вполне могли бы рассматривать это как акт войны".

Ссылаясь на тесты, проведенные в 1970-х годах, исследование указывает на неблагоприятные сравнения со студентами за пределами Соединенных Штатов: по "19 академическим тестам американские студенты никогда не были первыми или вторыми и, по сравнению с другими промышленно развитыми странами, семь раз были последними".

В ответ на эти и подобные проблемы комиссия вынесла 38 рекомендаций, разделенных по 5 основным категориям: Содержание, стандарты и ожидания, время, обучение, условия работы преподавателей,  лидерство и финансовая поддержка.

В области преподавания: комиссия рекомендовала, чтобы заработная плата учителей была "профессионально конкурентоспособной, чувствительной к рынку и основанной на результатах работы", и чтобы учителя демонстрировали "компетентность в академической дисциплине".

Что было по итогу: последующие годы и десятилетия деятельность по улучшению школьного образования не принесла результатов. Система стремится к самосохранению, поэтому политическое влияние не даст изменить ее.

Тут результаты весьма похожи на то что получилось в нашей стране за предыдущие 30 лет:

1-Согласно результатам последних тестов PISA уровень американских учеников ниже, чем уровень учеников других развитых стран мира. Мы тут то же не особо блещем.

2-Согласно отчету Educational Testing Service американские ученики, рожденные в нулевых, по уровню образования существенно отстают от поколения нулевых других стран.
Половина американцев поколения нулевых набрала число баллов меньше минимального стандарта по уровню грамотности. Только в двух странах ученики набрали баллов меньше - в Италии (60%) и Испании (59%).

3-Согласно исследованию менее половины всех выпускников школ могут хорошо читать и решать математические задачи.

4-Согласно одному из многочисленных исследований 76% выпускников школ не были подготовлены к первому году учебы в колледже.

Следующие пять показателей наглядно демонстрируют, насколько сильно упало качество образования в колледжах в США:

- после двух лет учебы в колледже 45% студентов не продемонстрировали значительных успехов в обучении, 36% продемонстрировали незначительные улучшения;

- студенты проводили на 50% меньше времени за учебой по сравнению со студентами несколько десятилетий назад;

- 35% студентов заявили о том, что тратили 5 или менее часов в неделю на учебу;

- 50% заявили, что они не посещали занятия в семестре, на которых необходимо было написать более 20 страниц;

- 32% не посещали курс в семестре, где было необходимо прочитать более 40 страниц в неделю.


5- Так, небольшое число издательств по стране ежегодно выпускает стандартные учебники, получая за это $8 млрд.

Компании, проводящие тесты, выделяют десятки миллионов долларов на лоббирование своих интересов

Слишком часто государственные и местные лидеры пытались провести реформы, подобные тем, которые рекомендуются в стране, находящейся в зоне риска, только для того, чтобы попасть в тупик из-за организованных особых интересов и политической инертности. Без решительного национального руководства по улучшению образования штаты и местные школьные системы просто не смогут преодолеть препятствия на пути внесения больших изменений, необходимых для значительного улучшения школ K-12 в нашей стране.

Сальваторе Бабонес раскритиковал состав и компетенцию комитета:

В комиссию вошли 12 администраторов, 1 бизнесмен, 1 химик, 1 физик, 1 политик, 1 консервативный активист и 1 учитель . ... Только один практикующий учитель и ни одного академического эксперта по образованию. Неудивительно, что комиссия, в которой доминируют администраторы, обнаружила, что проблемы школ США в основном вызваны ленивыми учениками и неподотчетными учителями. Следовательно надо сделать учителям более строгую отчетность.  Административная некомпетентность не стояла на повестке дня. Также не было решно вопросов бедности, неравенства и расовой дискриминации.

Когда ученые-системщики разделили результаты тестов SAT на подгруппы, они обнаружили противоречивые данные. В то время как общие средние баллы снизились, количество подгрупп учащихся увеличилось. В статистике это известно как парадокс Симпсона. Три автора представили свой отчет.

Дэвид Кернс, заместитель министра образования, якобы сказал авторам доклада: "Вы похороните это, или я похороню вас". Видимо это типичный вариант решения со стороны министров в разных странах.

"Тем не менее, несмотря на сопротивление, население страны все чаще выражает недовольство системой образования, идет борьба на местном уровне, и, как полагают эксперты, это лишь начало.
Когда-то американская система образования была лучшей в мире, однако то, что осталось от нее сегодня, оставляет желать лучшего". Неправда ли, весьма похожая ситуация?

Наша Школа. Странные параллели прошлого и настоящего ч.2. Что мы получили за 30 лет реформы образования? Образование, Учитель, ЕГЭ, Учеба, Школа, Длиннопост

PS- Так вот, может кто подскажет, есть ли у нас какая то национальная программа, исследования, или доклад типа "Нация в опасности", или все таки нет?

А то мне то же хочется как Харви кричать: "Образовательные основы нашего общества в настоящее время подрываются растущей волной посредственности, которая угрожает самому нашему будущему как нации и народности... Если бы недружественная иностранная держава попыталась навязать Америке России посредственные образовательные показатели, которые существуют сегодня, мы вполне могли бы рассматривать это как акт войны".

Ссылки:

"Хронология истории американского образования". Временные рамки Timetoast. Проверено 13 января 2023 г..

Полному отчету о стране, находящейся в опасности. Заархивировано из оригинала 2020-10-29.

Косар, Кевин Р. Рональд Рейган и политика в области образования (Исследования в области управления и политики, 2011).

"Что "Нация в опасности" неправильно и правильно поняла в отношении школ США". NPR. Проверено 26 июня 2022 года.

Архивировано: Рекомендации

Ансари, Тамим. Образование в опасности: последствия ошибочного отчетаОтчет Сандии и достижения США: оценка. Журнал образовательных исследований JER Архивировано 16 декабря 2008 года в Машина обратного хода, v87 n3 p133-47 Январь-февраль 1994.

Брейси, Джеральд. Исправляем ошибки. 3 декабря 2007 г.

Равич, Диана. Образование в США лучше, чем когда-либо?. 3 декабря 2007 г.

Миллер, Джули А. "Сообщение, ставящее под сомнение "кризис" в образовании, вызывает бурю негодования", Неделя образования. 9 октября 1991 г.

(PDF) Издание 08 Представляет новый анализ и табель успеваемости, посвященные 25-летию нации в опасности, заархивировано с оригинала (PDF) 28 августа 2008 г.

"ED в 08 | Сильные американские школы: превращение образования в приоритет - вопросы". Архивировано с оригинала 1 мая 2008 г.. Проверено 22 апреля 2008.

Бабонес, Сальваторе (9 мая 2015 г.). "Большая ложь"реформы "Образование": настоящая причина, по которой правые объявили войну нашим государственным школам". Проверено 8 июня 2015.

Альянс за совершенство: библиотекари реагируют на " Нацию в опасности". Рекомендации и стратегии библиотек и образовательного сообщества. Управление образовательных исследований и совершенствования (ED), Вашингтон, Округ Колумбия. Центр библиотек и совершенствования образования, июль 1984 г. Документ Эрика, ED 243 885.

US News and World Report, 1981, Dec. 21. P. 27.
Ibid., 1980, Febr. 4, P. 39; Febr. 25, p. 68.

MLR, 1976, № 2. P. 48.
US News and World Report, 1981, March 30. P. 40.

. Scientific Human Resources: Profiles and Issues. Wash., 1972. P. 16; A Measure of Success: Federal Support for Continuing Education. Wash., 1973. P. 64.
MLR, 1972, № 10. P. 12, 16.
Manpower Report of the President, 1972. P. 103.
. Unemployment Rates and Employment Characteristics for Scientist and Engineers, 1971. Wash., 1972. P. 15,  
MLR, 1972, № 10. P. 12.
Ibid., 1974, № 10. P. 33.
Business Week, 1972, Sept. 23. P. 48.
MLR, 1972, № 10. P. 19.

US News and World Report, 1976, № 25. P. 28; Manpower Comments, 1976, № 6. P. 7.

New York Times, 1975, Jan. 15. P. 89.
Time, 1976, March 29. P. 36.
Масленников В.И. США: государство и наука. М., 1971. С. 203.

Time, 1976, March 29, P. 37; Wilson L. Op. cit. P. 49.
New York Times, 1975, Jan. 15. P. 89.
US News and World Report, 1978, Sept. 11. P. 34.
Employment and Earnings, 1977, № 1. P. 150.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!