Ответ на пост «О радиолюбительстве. Пост №9. Истоки»
ну, что, опять делать замечание? или множество замечании?
К началу прошлого века было известно, что если металл нагреть - из него вылетают - "эмитируются" - свободные электроны.
не слишком верно. из холодного металла тоже вылетают электроны. в холодном металле ток протекает? конечно, даже при минусовых температурах. значит свободные электроны есть, а часть с краю может вылететь за пределы металлической решетки.
из горячего металла вылетает большее количество электронов. а в радиолампах, кстати, не обязательно металл на катоде, а окиси.
Вылетают - и создают вокруг нагретого проводника "электронное облако".
и почему создают облако? потому что покинув "родной атом", оставили ядро положительным. вот и тянет электронов "обратно к маме". не мешало бы эту мелочь упомянуть вскользь.
Очевидно, что если нагревать проводник на воздухе, электронное облако будет маленькое. Большие и тяжёлые молекулы кислорода, азота и углекислого газа сильно мешают "свободному полёту" электронов.
механическим влиянием молекул на электроны можно пренебречь. воздух мешает химически - нагретый металл не только выпускает побольше электронов, но и быстрее окисляется. что чревато дырками на катоде.
потом молекулы могут утащить свободный электрон к себе, станут электроотрицательными и тоже будут притягиваться анодом. и будут окислять анод также.
Именно так и поступили изобретатели первой двухэлектродной радиолампы - электровакуумного диода. Они поместили нагреваемый проводник в стеклянный баллон, из которого откачан воздух.
неверно! так поступили изобретатели лампочек накаливания. нить их ламп быстро сгорала в среде воздуха. поэтому они убрали воздух. к моменту добавления второго электрода (анода), вакуум в лампах был уже чем-то само собой подразумевающимся.
К нагретому проводнику приложили минус (этот проводник назвали катодом), к холодному - плюс (этот проводник назвали анодом).
И - вуаля! Между проводниками, через вакуум (!) потёк электрический ток
вспоминаем "маму", родной атом! он без электрона стал положительным и притягивал электроны облака обратно. но с далекого анода незнакомый дядя манил электронов "конфетами", гораздо большим положительным потенциалом. вот и мелочь ускакала в путь дальний.
Ли де Форест догадался поместить между катодом и анодом металлическую сетку.
сетка "закрывает вид" на манящие сладости дяди анода. чем больше закрывает вид, тем менее электронов смогут достичь анода.
И это отрицательное напряжение отталкивает наши несчастные электроны обратно к катоду.
заместо объяснения отрезания тока с последующим объяснением неполного закрывания, лучше и доступнее объяснить наоборот:
- если на сетке нет напряжения, она не мешает (за исключением столкновении с ней)
- если на сетке некоторый минус, часть электронов "разочаровывается" и разворачивается обратно
- чем больше минус, тем большая часть электронов идет обратно. пока не достигнем уровня, что возвращаются практически все. вот тогда "Ток не возникает."
Например, отрицательное... Минус один вольт.
зачем обманывать незнающих?
напряжение отсечения для триода 6Н1П аж -20 Вольт (https://eandc.ru/catalog/detail.php?ID=2534).
даже у стержневой лампы 1Ж17Б все равно -2 Вольт (https://rudatasheet.ru/tubes/1zh17b/).
малахольная 1Ж30Б при напряжении анода всего в 12 В все еще пропускает ток при напряжении сетки -1,5 В (https://etd.radiolamp.ru/short/202/1/1z30b.GIF).
для ГУ-80 понадобится аж -140 В напряжения смещения первой сетки (https://eandc.ru/pdf/lampa/gu-80.pdf)
лучше объяснить, что напряжение отсечения разное в зависимости от конструкции лампы и от напряжения на аноде.
Причем поближе к катоду, чтобы влияние напряжения на сетке на поток электронов от катода к аноду было посильнее.
и объяснить, что чем раньше "разворачиваем" электроны, тем меньше отрицательного напряжения понадобится. поэтому сетку делают поближе к катоду, дабы повысить коеффициент усиления. а то на третьей сетке ГУ-50 понадобится аж 200 с лишним В дабы перекрыть ток анода (https://eandc.ru/catalog/detail.php?ID=5314) заместо -40 В на первой.