Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета?

Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета? Авиация, Гражданская авиация, Двигатель, Авиационный двигатель, Расположение, Компоновка, Интересное, Длиннопост

Даже не специалисты знают, что у старых самолётов часто можно увидеть парочку двигателей в хвостовой части машины. При этом в современной авиации данный метод компоновки практически не применяется.


В чем же причина такого решения инженеров и конструкторов?


Сразу же надо определиться, что турбовинтовые двигатели вообще никогда не ставили в хвостовую часть самолета. У тех моделей, у которых мы видим двигатели в хвосте, они правильно называются турбовентиляторные (реактивные).


Причины у отказа от турбовентиляторных двигателей в хвосте носят исключительно технический характер.

Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета? Авиация, Гражданская авиация, Двигатель, Авиационный двигатель, Расположение, Компоновка, Интересное, Длиннопост

Достоинства - двигатели расположены выше, меньше засасывают мусор с полосы. Кроме того, разворачивающий момент при отказе одного двигателя гораздо меньше, чем в случае, когда двигатели в крыльях или под крыльями.


Недостатки - нужен прочный фюзеляж, который будет нести эти двигатели (подъёмная сила образуется в крыльях), Двигатели в хвосте требуют Т-образного хвостового оперения, что усложняет тросовую проводку к управляющим поверхностям и самолёт с Т-образным оперением в некоторых случаях больше подвержен плоскому штопору (из-за затенения рулей высоты крыльями) и помпажу двигателей (из-за их затенения крыльями).


Двигатели в хвосте требуют топливопроводов, передающих топливо из крыльевых баков в хвост. Кроме того, хвост получается несоразмерно тяжёлым, люди постарше помнят, как в Ту-154 объявляли "приглашаем к выходу пассажиров второго салона, пассажиров первого салона мы пригласим дополнительно". Это чтобы самолёт не опрокинулся на хвост. У Ил-62, где в хвосте было 4 двигателя, была дополнительная четвёртая нога шасси для стоянки, чтобы он не опрокинулся когда пустой. А для перегонки пустым, спереди Ил-62 была цистерна, в которую закачивались 4 тонны воды, чтобы уравновесить тяжёлый хвост.


И наконец высоко расположенные двигатели сложнее обслуживать.

Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета? Авиация, Гражданская авиация, Двигатель, Авиационный двигатель, Расположение, Компоновка, Интересное, Длиннопост

Двигатели под крыльями висят там, где образуется подъёмная сила, что не требует прочного и тяжёлого фюзеляжа, чтобы их нести. Опять же, топливо - рядом, в крыльях. Для обслуживания их зачастую не нужно даже стремянки. Недостатки такого дизайна - большой разворачивающий момент при отказе одного двигателя, кабрирующий (задирающий нос) момент, когда двигатели на полной тяге и пикирующий (опускающий нос) момент на "малом газе" из-за их аэродинамического сопротивления.


Двигатели, которые расположены близко к полосе сосут с неё мусор, размер двигателей ограничен пространством под крылом.

Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета? Авиация, Гражданская авиация, Двигатель, Авиационный двигатель, Расположение, Компоновка, Интересное, Длиннопост

И даже приверженец такой компоновки/дизайна Embraer, в последних моделях перешёл на размещение двигателя под крылом.


А вот Bombardier наверное один из последних остался в пассажирской авиации с такой компоновкой?

Почему перестали ставить двигатели на хвост самолета? Авиация, Гражданская авиация, Двигатель, Авиационный двигатель, Расположение, Компоновка, Интересное, Длиннопост

источник

409
Автор поста оценил этот комментарий

Вы еще не написали про такой существенный плюс двигателей в хвосте  как - тишина в салоне, ибо весь шум остается "за спиной" пассажиров.
Собственно говоря, по этому Bombardier и оставляет двигатели в хвосте, чтобы пассажирам было комфортнее. Тем более у них основное количество самолетов производится для VIP-авиации, где комфорт ставится во главе угла.

раскрыть ветку
48
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё одна возможная причина - двигатель иногда может пойти в разнос (птица, например, попала). Если он при этом будет жёстко закреплён на корпусе самолёта, возникшие вибрации могут привести к его разрушению. Поэтому инженерами были изобретены специальные "ломкие болты", которыми крепятся двигатель. При вибрации, слишком сильной от расчётной, они ломаются, и неисправный двигатель просто отваливается от корпуса. Но для движков, расположенных в хвосте самолёта, они не пригодны, так как рассчитывались в основном на вертикальную нагрузку, то есть для варианта, когда движок просто висит на них под крылом самолёта. В случае же с хвостовыми движками нужно учитывать ещё и продольную, что намного усложняет всю конструкцию.

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий
Вот у этого парня наоборот, один добавили. Ну это скорее исключение
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
31
Автор поста оценил этот комментарий

уже скоро

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий
кабрирующий (задирающий нос) момент, когда двигатели на полной тяге и пикирующий (опускающий нос) момент на "малом газе" из-за их аэродинамического сопротивления.

Но это херня, мы просто напишем софт, который будет это контрить.

раскрыть ветку