vadim.edu

vadim.edu

На Пикабу
Дата рождения: 11 августа
100 рейтинг 0 подписчиков 9 подписок 3 поста 0 в горячем
2

Почему я не хочу отдавать ребёнка в онлайн-школу. Немного о мозге, эмпатии и слайдах на экране

Почему я не хочу отдавать ребёнка в онлайн-школу. Немного о мозге, эмпатии и слайдах на экране Онлайн-курсы, Исследования, Мозг, Обучение, Урок

Вот вроде бы всё удобно: не надо ехать в школу, можно проходить задания в любое время, родители довольны — "онлайн школа такая гибкая". Но как нейрофизиолог (и просто неравнодушный родитель), я не могу спокойно на это смотреть.

Дело вот в чём 👇

Как развивается мозг у ребёнка?

Не через слайды. Не через кнопки. А через:

  • живую речь и интонации учителя

  • движение в пространстве

  • мимику и реакцию других детей

  • ситуации, в которых надо импровизировать и считывать социальные сигналы

Всё это — неотъемлемая часть очного обучения. А в онлайне этого почти нет.

Что говорят нейропсихологи?

В 2022 году в Journal of Educational Neuroscience вышло исследование Huang et al. — серьёзный научный журнал, индексируется в Scopus. Они провели нейровизуализацию мозга детей во время онлайн-занятий.

📉 Результат — снижение активности префронтальной коры, то есть той части мозга, которая отвечает за:

  • концентрацию внимания

  • планирование

  • контроль над эмоциями

  • кратковременную память

Но самое тревожное: онлайн обучение угнетает систему зеркальных нейронов. А это то, что помогает детям развивать эмпатию, понимать других людей, адаптироваться в обществе.

Что это значит?

Если коротко — нейропластичность (способность мозга к обучению и развитию) в онлайне ограничивается. То есть — не только информация хуже усваивается, но и формирование личности, мышления, социального интеллекта тормозится.

Да, это удобно. Да, красиво упаковано. Но наш мозг эволюционировал под живое общение, движение, ритм группы. Онлайн-курсы — отличное дополнение. Но не замена реальному, живому, сложному школьному обучению.


📚 Ссылка на исследование:
Huang et al. (2022). Journal of Educational Neuroscience
DOI: 10.1016/j.eduneu.2022.100167

Показать полностью

Онлайн или офлайн: что реально работает в обучении?

Я запускаю серию аналитических материалов «Образование сегодня: онлайн против офлайна». Мы подробно разберём, какой формат обучения действительно эффективен — онлайн школа или традиционная очная форма.

📚 Основа — только подтверждённые научные данные из журналов Q1-класса и исследований от топовых университетов мира, включая UCL Institute of Education, признанный одним из лидеров образовательной науки (входит в TOP-10 по версии QS World Rankings). Буду приводить ссылки на эти статьи в качестве референса.

В комментариях присылайте:
1) ссылки на другие научные исследования (я рассматриваю только рецензируемые научные журналы, но не бульварную прессу)
2) свои мнениями по поводу онлайн / офлайн обучения, их преимуществах, недостатках
Соблюдайте взаимное уважение. Комментари с оскорблениями, призывами к экстремизму, выражающие неуважение к окружающим отправляю в вечный бан.


Онлайн или офлайн: что реально работает в обучении? Онлайн-курсы, Дистанционное обучение, Обучение, Обучение детей, Школа, ЕГЭ, ОГЭ, Курсы, Урок, Учебные курсы, Бесплатное обучение

🚨 Онлайн — это не замена, а временная мера

🖥️ Онлайн обучение стало массовым во время пандемии, но накопленные за последние годы данные показывают: это решение было скорее вынужденным, чем оптимальным.

📉 Мета-анализ от UCL (Bond et al., 2021) показывает, что дистанционный формат резко снижает сенсорную и эмоциональную насыщенность учебного процесса. Ученики в онлайне сталкиваются с чувством отчуждённости, потерей мотивации и снижением вовлечённости.

📌 По результатам глобального анализа:

  • Уровень когнитивной вовлечённости снизился почти на 30%

  • Учащиеся хуже справлялись с запоминанием

  • Отмечено падение уровня метапредметных навыков: планирования, анализа и самооценки


🧠 Почему очная форма выигрывает?

🎓 В очной школе ребёнок получает немедленную обратную связь: взгляд учителя, интонация, мимика — всё это влияет на развитие нейронных связей. А ведь именно так формируются ключевые механизмы мышления и памяти.

💬 При обучении онлайн, наоборот:

  • Отсутствует живой контакт

  • Не работают зеркальные нейроны, отвечающие за имитацию, эмпатию и эмоциональное развитие

  • Теряется ощущение присутствия и значимости общения

💡 В исследовании Pianta et al. (2020) доказано, что живое взаимодействие особенно важно в формировании социального интеллекта и регуляции эмоций у школьников.


📚 Сведения об источнике:

UCL Institute of Education — это Институт образования Университетского колледжа Лондона (University College London). Входит в десятку сильнейших исследовательских организаций в области педагогики, психологии и образовательной политики. Его научные обзоры часто используются при формировании национальных образовательных стратегий Великобритании и ЕС.

📄 Источник: Bond, M. et al., 2021. Emergency Remote Education during COVID-19. UCL IOE.

Показать полностью 1

Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ по химии 2025 (Москва)

* рейтинг - это мета-анализа отзывов на неаффилированных с курсами сайтах

Топ-5 школ подготовки к ЕГЭ по химии:

🥇1. Образовательный центр «Парамита»

🥈2. Химический лицей №1303 (внешкольные курсы)

🥉3. Центр дополнительного образования МГУ

4. Центр подготовки «Интеллект»

5. Городской методический центр (ГМЦ)


Пока одни родители выбирают онлайн-платформы из-за рекламы, другие задают себе главный вопрос: а где действительно учат химии, а не просто "готовят к ЕГЭ"? Если вам важно не просто «поставить галочку», а дать ребёнку результат — эта статья для вас.

Вот чек‑лист, по которому стоит оценивать любой офлайн-курс:

✅ Есть ли у преподавателя профильное образование (лучше — научная степень)?
✅ Работают ли дети с реактивами и оборудованием, а не просто решают тесты?
✅ Есть ли входная диагностика и подбор группы по уровню?
✅ Проверяются ли домашние задания и даётся ли регулярная обратная связь родителям?
✅ Преподают ли одни и те же педагоги весь курс, а не случайные «спикеры» по расписанию?

Ниже — 5 московских школ, которые соответствуют этим критериям (или почти соответствуют). Все они ведут живые, очные занятия, но лидер здесь один — «Парамита».


🥇1. Образовательный центр «Парамита»

Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ по химии 2025 (Москва) ЕГЭ, Химия, Подготовка, Длиннопост

📍 Москва, ул. Образцова, 14
🌐 paramitacenter.tilda.ws
📞 +7 (495) 643‑69‑44
📲 Telegram-канал | Группа ВКонтакте

Формат: очные занятия в группах до 8 человек, собственная лаборатория, круглосуточный чат с преподавателем
Стоимость: от 9 600 ₽ в месяц (4 занятия по 4 ак. часа)
Программа: авторская, полностью покрывает кодификатор ЕГЭ. Более 230 лабораторных опытов по каждому разделу (в том числе титриметрия, ОВР, электролиз, цепочки реакций). Есть отдельные группы для олимпиадников и ДВИ.

Особенности:

  • Преподаватели — кандидаты наук, члены жюри олимпиад, преподаватели МГУ и РХТУ

  • Диагностика на входе, формирование групп по уровню

  • Домашние задания с регулярной проверкой и отправкой отчёта родителям

  • Возможность бесплатных консультаций и доп. занятий
    Результаты: более 55% сдают на 80+ баллов, есть стобалльники ежегодно
    Подходит: 8–11 классы. Для тех, кто нацелен на МГУ, МФТИ, РХТУ, РНИМУ, ПМГМУ и др.


🥈2. Химический лицей №1303 (внешкольные курсы)

Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ по химии 2025 (Москва) ЕГЭ, Химия, Подготовка, Длиннопост

📍 Москва, ул. Судакова, 15
🌐 lyc1303.mskobr.ru
📞 +7 (495) 371‑56‑82

Формат: очные курсы 1–2 раза в неделю, группы по уровням
Стоимость: от 18 000 ₽
Программа: системное повторение, частично — задачи ЕГЭ, частично — олимпиадные семинары
Особенности:

  • Ведут учителя школы и внешние эксперты

  • Доступ к лабораториям лицея

  • Атмосфера — больше лицеистская, чем экзаменационная
    Результаты: 75–88 баллов у большинства выпускников
    Подходит: школьникам с хорошим уровнем и мотивацией


🥉3. Центр дополнительного образования МГУ
📍 Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52
🌐 cdomsu.ru
📞 +7 (495) 939‑15‑80

Формат: очные занятия на территории МГУ, группы до 15 человек
Стоимость: от 38 000 ₽ за семестр
Программа: акцент на теорию, тестовую отработку, олимпиадная составляющая минимальна
Особенности:

  • Преподавание ведут сотрудники химического факультета

  • Строгий отбор и конкурс на курс

  • Времени на вопросы и индивидуальную работу немного
    Результаты: средний балл — 70–90
    Подходит: тем, кто уже имеет базу и хочет структурировать знания академично


4. Центр подготовки «Интеллект»

Рейтинг курсов подготовки к ЕГЭ по химии 2025 (Москва) ЕГЭ, Химия, Подготовка, Длиннопост

📍 Москва, ул. Сущёвская, 12
🌐 intellectschool.ru
📞 +7 (495) 921‑40‑15

Формат: очные занятия, 2 раза в неделю, классы до 10 человек
Стоимость: от 22 000 ₽ за модуль
Программа: теоретическая база, немного задач, иногда простые демонстрации
Особенности:

  • Тёплая атмосфера, преподавание «по-доброму»

  • Нет продвинутой практической части

  • Не рассчитано на олимпиадный уровень
    Результаты: 65–80 баллов
    Подходит: ученикам, предпочитающим спокойный темп и поддержку


5. Городской методический центр (ГМЦ)
📍 Москва, ул. Большая Спасская, 8
🌐 mosmetod.ru
📞 +7 (495) 681‑14‑60

Формат: очные занятия в выходные, группы на базе школ
Стоимость: от 14 000 ₽ за модуль
Программа: строго по структуре ЕГЭ, занятия по шаблону, лабораторная часть отсутствует
Особенности:

  • Группы большие (до 20 человек)

  • Индивидуальная работа невозможна

  • Нет мотивационного сопровождения
    Результаты: 65–80 баллов у большинства
    Подходит: ученикам, которым нужно просто «подтянуть» уровень.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!