user6856590

user6856590

Viti Da Bhu Da Vita!
Пикабушник
поставил 500 плюсов и 12 минусов
- рейтинг 5 подписчиков 46 подписок 10 постов 2 в горячем

Кин-Дза-Дза казахская

Проводил ревизию маршрутов - обнаружил массу информационных пробелов. Буду восполнять потихоньку.
Пользуясь годовщиной поездки на Байконур, начну с одного из атмосфернейших музеев центральной Азии - музея кобыза в кызылордынском районе Казахстана.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост



Памятник кобызу в Караганде, неплохо отражающий классическую форму инструмента (взято с Яндекс-фоток).

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Музей находится в часе езды от Байконура, на берегу Сырдарьи. Музейный комплекс, построенный в 1970х, повторяет форму кобыза - полумистического музыкального инструмента. Две струны, колокольчики и смычок - бесхитростная конструкция, обеспечивающая, вместе с тем, уникальную звуковую гамму, вдохновила молодых архитекторов на создание интерактивной пространственной конструкции под открытым небом.
А вечно дующие степные ветра обеспечили непрерывную игру необычных скульптурно-музыкальных конструкций.
Сам музей - небольшое здание слева. Справа - административная постройка.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Внутри музейного здания тоже не самая обычная экспозиция - это скорее инсталляция в духе театра-музея Дали. Из динамиков льется тихая мелодия, исполняемая, понятно, на кобызе.
Музейные здания расположены в основании условного пространственного кобыза. От них поднимаемся по инструменту:

Поднимаемся к месту крепления струн. На нем установлен священный барашек. Звучания барашек не производит.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Розовый амфитеатр на первом фото - центральная часть инструмента. Амфитеатр спроектирован таким образом, что человека, говорящего шепотом на самом дне воронки, слышно далеко за пределами конструкции. В столь интересном с точки зрения акустики месте часто дают концерты небольшие ансамбли.

Место верхнего крепления струн. Здесь сооружен небольшой естественный орган.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Орган собирает ветра со всех направлений и направляет их в стальные трубочки. Получается постоянно звучащая мелодия, напоминающая по звучанию кобыз. Особенно хорошо мелодия слышна непосредственно под трубами.

Не-музыкальный участок. Напоминание о мистическом предназначении инструмента.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Кобыз издревле считали инструментом шаманов. Конечно, обрядовые инструменты и выглядели несколько иначе, и украшались по-особому, и колокольчиков на них было побольше.
Как дань шаманизму-мистицизму, неподалеку от органа построена пирамида желаний. Нужно трижды обойти ее по узкому проходу, протиснуться внутрь и загадать желание (шепотом). Главное, чтобы желание никто не услышал - акустика, опять же, настроена потрясающе.

Сверху кажется, что пройти вокруг пирамиды - просто. На самом деле, один из углов прижат к стенке колодца настолько, что даже не сильно плотного сложения человеку приходится извернуться.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост


Так что, степная машина желаний - исключительно для людей стройной комплекции.
В целом, музейный комплекс крайне располагает к бродилкам и релаксации. Очень не хочется его покидать. Так и ждешь обнаружить в очередной ямке какой-нибудь скульптурно-музыкальный артефакт.

Кин-Дза-Дза казахская Древние артефакты, Археология, Музей, Текст, Длиннопост

Видишь суслика? Вот-вот!
https://alware.livejournal.com/89266.html

Показать полностью 7

Histoire du Safran

Histoire du Safran Древние артефакты, Музей, Археология

Safran : la redécouverte de l’épice miracle polyvalente.

Quand on dit Safran, on pense vite à l’épice chère utilisée dans le plat de fruits de mer espagnol bien connu avec du riz Paella, ou un peu plus loin, des plats spéciaux d’Iran, d’Inde et d’Afghanistan. Le safran est très populaire en Suède et est utilisé dans toutes sortes de plats, le point culminant annuel étant le jour de Sainte-Lucie à l’approche de Noël.

La recherche historique montre que depuis près de 4000 ans, le safran a été utilisé de diverses manières par les humains contre un éventail très varié de maladies.

Les nombreuses applications et substances actives très puissantes du Safran ont été étudiées de plus en plus intensivement, surtout depuis le début du 21e siècle. Les résultats ont été publiés dans des centaines d’articles par des éditeurs d’études scientifiques faisant autorité, tels que le célèbre Reed Elsevier.

Sans exagération, on peut dire que les résultats des innombrables études sont tout simplement étonnants. Dans les années à venir, le safran devrait jouer un rôle de plus en plus important dans le traitement de diverses maladies et affections de la vieillesse.

Un point important dans tout cela est que le safran est un produit naturel qui, contrairement à la plupart des médicaments prescrits aujourd’hui, n’a pas d’effets secondaires négatifs supplémentaires.

Nous vous invitons, si vous en avez besoin, à indiquer de manière strictement confidentielle ce que vous recherchez ou ce qui vous tracasse. Nous pourrons alors, dans la mesure de nos moyens, vous fournir des informations sous forme d’articles scientifiques susceptibles de vous aider à déterminer si le Safran peut effectivement vous mettre sur la bonne voie pour améliorer votre santé et rétablir votre équilibre. Nous pensons qu’il est important que vous puissiez l’évaluer vous-même, si vous le souhaitez.

Safran – L’histoire de l’épice la plus chère du monde.

L’histoire de l’épice miracle au cours des 4000 dernières années. Crocus sativus comme moteur d’une économie.

La naissance du commerce du safran en Méditerranée

L’histoire du safran remonte à plusieurs milliers d’années. Des peintures murales vieilles de 50 000 ans utilisant des colorants de la fleur de safran Crocus sativus ont été découvertes dans des grottes en Irak.

Les premières images de fleurs de Crocus sativus Safran se trouvent sur des pots dans les palais minoens. La plus ancienne représentation connue de safran peut être vue sur un pot fabriqué vers 2000 – 1800 avant JC, il y a donc 3800 à 4000 ans.

Vers 1650 av. datent des peintures murales des palais minoens de Knossos sur l’île de Crète et d’Akrotiri sur Santorin plus au nord. On y voit une déesse à qui l’on offre un sacrifice de la nouvelle récolte. Plusieurs femmes récoltant du safran. Une autre femme utilise du safran pour colorer ses lèvres, peut-être en préparation d’un rituel religieux.

Un dessin de reconstruction d’une pièce du complexe d’Akrotiri, où plusieurs murs avaient des fresques représentant le safran, comme le montrent les images suivantes.

La déesse dans cette scène supervise la récolte du safran. Cette fresque montre l’importance du safran dans la civilisation minoenne.

Un cueilleur de safran vide un panier de fleurs de safran fraîchement cueillies. Un singe bleu, représentant un animal mythologique, offre du Safran frais à la déesse.

Показать полностью

Четверговая соль: как приготовить и пользоваться

Четверговая соль: как приготовить и пользоваться Рецепт, Закуска, Салат

Четверговая соль — эта особенная, темного цвета соль, всегда хранилась в домах у наших бабушек. Готовили ее в Чистый четверг, добавляли в еду и не только. Как приготовить ее самостоятельно и правильно использовать, рассказываем в нашем материале

Для чего нужна четверговая соль

Испокон веков — мужчина семью защищал, а женщина — оберегала.

Знали хозяюшки на Руси, как на ворота подвесить букетик полыни, чтобы в дом не вошел плохой человек и каким концом поставить веник в углу, чтобы деньги из дома не уходили.

Но был у берегинь особенный амулет — черная четверговая соль. Ее держали в каждом доме от болезней и других напастей.

Щепотку четверговой соли обязательно добавляли в купель младенцу, чтобы рос здоровеньким. А уж если захандрил и раскапризничался — то крупинку соли клали на язычок — от сглаза.

Солонку черной соли держали по центру стола — чтобы в доме был достаток.

Перед дальней дорогой маленькую подушечку с четверговой солью прикалывали к одежде — чтобы в пути не настигла беда.

Красавицы подсаливали воду для умывания — чтобы быть еще краше.

А если между супругами случался разлад, то такую же подушечку клали в постель — верили, что к примирению.

И, конечно же, чтобы благополучие не обходило семью стороной, черную соль рассыпали по углам дома, во дворе, амбаре и в хлеву со скотиной.

Держали этот ценный оберег за иконами, как предмет большой святости.

Четверговая — значит сделана в четверг

Не в простой четверг, конечно, а в Чистый Четверг, что на Страстной неделе перед Пасхой.

Женщины просыпались рано утром. Сначала начисто прибирались в доме и мылись сами и только тогда принимались готовить чистую четверговую соль. Обязательно нужно было успеть ее сделать до захода солнца.

Готовую приправу очень аккуратно, чтобы не растерять ни крупинки, собирали в чистый мешочек и ставили под образа, вместе с куличом и крашеными яйцами. И лишь после этого она приобретала свойства оберега.

Как приготовить четверговую соль

Мистическая соль-оберег, это по сути своей прокаленная до углей обычная соль с травами или просто с ржаной мукой. Так что целебные свойства четверговой соли, вполне объяснимы и оправданы. Ведь и в современном мире активированный уголь используется как сорбент при отравлениях, кожных заболеваниях, аллергии и еще во множестве чего.

Брали 1 кг крупной соли, смешивали с пучком целебный трав — папоротником, полынью, душицей, примерно 200 г . Туда же добавляли 2 горбушки размоченного в воде ржаного хлеба и перемешивали. Высыпали все это в чугунную сковороду и ставили в печь на горящие угли на несколько часов, до тех пор, пока соль не почернеет.

В условиях городской квартиры черную четверговую соль можно приготовить в духовке, высыпав на противень.

Честно говоря, вкус черной соли — на любителя. Привкус сероводорода понравится не всем. Но поскольку в еду ее много не кладут, то специфический запах можно и не заметить. В качестве приправы такую соль можно добавлять во все виды пищи. Хотя, как вы уже поняли, основная цель черной четверговой соли не для еды.

Заговоры на черную четверговую соль

Против конфликтов в семье

По щепотке соли посыпьте у изголовья кровати всех членов семьи. И приговаривайте:

"Солю, мир не делю. Роду достаток. Будет порядок. Да будет так!"

Когда нездоровится

В стакан воды добавьте щепотку соли медленно размешайте. При помешивании нужно сказать:

«Как соль огнем калилась, так чтобы тело (имя человека) здоровьем налилось. Да будет так!»

Затем эту воду дайте выпить больному.

Если началась «черная полоса» в жизни

Обойдите и посыпьте четверговой солью все углы в доме, приговаривая: «Уходи, беда! Да будет так!»

Если в дом приходил недоброжелатель

После недоброго гостя выйдите за порог и бросьте горстку соли в ту сторону, куда он пошел.

При этом произнести:

" Если ты принёс с собой плохое - забери это с собой! Да будет так!"

Показать полностью

~ Пеласги

~  Пеласги Древние артефакты, Археология, Музей, Длиннопост

Ως πανάρχαιοι λοιπόν κάτοικοι της μεσογειακής αυτής ΓΗΣ φέρονται λαοί με διάφορα ονόματα των οποίων όμως το γενικότερο όνομα φαίνεται ότι ήταν «Πελασγοί». Όλοι αυτοί με τα ονόματα:

-Κάρες

-Λέλεγες

-Δρύοπες

-Θεσπρωτοί

-Δωδωναίοι

-Χάονες

-Παίονες

-Αθαμάνες

-Μύγδονες

-Μολοσσοί

-Φρύγες

-Δαναοί

-Αχαιοί

-Ετρουσκοι

iΠου έγραψαν ιστορία στη Μεσόγειο δεν ήσαν παρά τοπικές ονομασίες ενός και ΜΟΝΟΝ ΛΑΟΥ, του αρχέγονου Πελασγικού!

Ο Θουκυδίδης είναι ακριβής λέγοντας ότι οι Έλληνες και οι Πελασγοί αποτελούσαν το ΑΥΤΟ Έθνος και κατά τον Στράβωνα οι Πελασγοί ήταν οι αδιαμφισβήτητοι κάτοικοι κάθε γωνιά της ελληνικής ΓΗΣ από την Κρήτη, Κύπρο, νήσους Αιγαίου μέχρι την Μακεδονία και την «Θετταλία» όπως αποκαλεί την Θεσσαλία το κέντρο της Ολύμπιας λατρείας του Διός τον οποίο ονομάζει Πελασγικόν «τον δε Δία των Δωδωναίο αυτός ο ποιητής ονομάζει Πελασγικόν…Ζευ άνα Δωδωναίε Πελασγικέ».

В качестве древних обитателей этой средиземноморской ЗЕМЛИ существуют народы с разными именами, но наиболее общим названием которых, по-видимому, было «пеласги».

Все те, кто носит имена: Кары, Лелегы, Дриопы, Феспроты, Додонеи, Хаоны, Пеоны, Афаманы, Мигдоны, Молоссы, Фригийцы, Данайцы, Ахейцы, Этруски...

Те, кто писал историю в Средиземноморье, были не чем иным, как местными именами одного и ТОЛЬКО ОДНОГО НАРОДА, исконных пеласгов!
Фукидид точно говорит, что греки и пеласги были ОДНИМ НАРОДОМ, и, согласно Страбону, пеласги были бесспорными жителями каждого уголка греческой ЗЕМЛИ от Крита, Кипра, островов Эгейского моря до Македонии и «Феталии», как он называет Фессалию центр олимпийского поклонения Зевсу, которого он называет Пеласгиконом, «и Зевса Додонея этот поэт называет Пеласгиконом ...Ζευ άνα Δωδωναίε Πελασγικέ».

Показать полностью 1

Пеласги. Кто они?

Пеласги. Кто они? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Лемносская стела с письмом, предположительно пеласгическим, VII—VI вв. до н. э.

Пела́сги, уст. пелазги (др.-греч. Πελασγοί) — слово, которым древнегреческие авторы обозначали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации (в так называемый элладский период греческой истории), а также существовавшие некоторое время после прихода греков.

В «Илиаде», где пеласги упоминаются впервые, о них идёт речь в трёх контекстах. Они представлены как союзники Трои. В каталоге троянских союзников их главным городом названа Ларисса (в Греции, Мизии и соседних странах известен ряд городов такого названия), а вождями — Гиппофоой (Ἱππόθοος) и Пилей (Πύλαιος), сыновья Лефа (Λῆθος), сына Тевтама (Τεύταμος). Пеласгов в составе троянской армии упоминает также при допросе пленённый ахейцами троянский лазутчик Долон. Предводитель пеласгов Гиппофоой гибнет во время боя за тело Патрокла, причём повторно сообщается, что его родным городом является Ларисса.

В эпосе также упоминается при описании владений Ахилла «пеласгический Аргос» (отличный от Аргоса на Пелопоннесе), расположенный в южной Фессалии, и эпитет «Зевса Пеласгийского», чей культ существовал в Додоне в Эпире.

В «Одиссее» пеласги упоминаются среди народов, населявших Крит наряду с этеокритянами, ахейцами, кидонами и дорийцами. При этом Гомер, как и другие греческие авторы, проводит различие между пеласгами и «воинственными критянами» (по-видимому, пеласги переселились на остров позднее, чем создатели Минойской цивилизации).

Гесиод (в изложении Страбона) упоминает, что Додонский оракул находился в пеласгийской области.

В пьесе Эсхила «Просительницы» Данаиды, бежавшие из Египта, просят убежища у аргосского царя Пеласга, владевшего территорией на запад от Стримона, включая Перребию на севере, Фессалийскую Додону и горы Пинда на западе и морское побережье на востоке; данная территория составляла чуть более, чем классическая Пеласгиотида.

Описание означало, что Аргосское царство в изображении автора включало всю восточную Грецию от севера Фессалии до Пелопоннесского Аргоса, где, как предполагается, высадились Данаиды. Царь Пеласг правил пеласгами и был «сыном Палайхтона („древней земли“)».

Эсхил называет страну «краем пеласгов» и землёй пеласгов.

Геродот упоминает, что пеласги с острова Лемнос нападали на Афины, и что отдельные поселения пеласгов сохранялись в его время, но в целом приурочивает эпитет «пеласгический» ко временам глубокой древности, когда они якобы населяли всю Грецию.

В целом Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась Пеласгией.

Пелопоннес первоначально назывался Пеласгией. Додонский оракул, по Эфору был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшим из всех племён, которые властвовали в Греции. Племя долионов в области Кизика на Пропонтиде, по Эфору, происходило от фессалийских пеласгов, изгнанных фессалийцами.

Страбон упоминает пеласгов при описании многих областей Греции, Азии и Италии. Ему мы обязаны многочисленным цитатам и пересказам более ранних источников. Он также дал общую характеристику взглядов на происхождение пеласгов, сложившуюся к его времени:

Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей Греции, особенно между эолийцами в Фессалии.

Историк I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский попытался разобраться в происхождении пеласгов на основе трудов других авторов. По его мнению, пеласги были греческим народом с Пелопоннеса, несчастье которого заключалось в том, что они «не имели постоянного места проживания». Пеласги первоначально жили в районе Аргоса на Пелопоннесе, затем, изгнанные ахейцами, переселились в страну Гемонию (Фессалия), откуда изгнали варваров. Фессалию пеласги разделили на 3 части и назвали их по именам своих вождей: Фтиотия (Фтий), Ахайя (Ахей) и Пеласгиотия (Пеласг). Там они жили в течение жизни 5 поколений, после чего были изгнаны куретами и лелегами, которые, по мнению Дионисия, позднее стали называться этолийцами и локрийцами (греческие племена). Пеласги в бегстве рассеялись, одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта. Большая часть пеласгов поселилась возле Додоны в Эпире.

Павсаний уточняет, что часть стены акрополя возвели пеласги Агрол и Гипербий, которые позже переселились в Акарнанию. Позже в местечке Пеларгик у подошвы акрополя оракул запрещал селиться, а саму крепость Геродот называет Пеларгической. Этимологию, связывавшую имя пеласгов с прозванием «пеларгов», как птиц, приводит «Аттида».

По Геродоту, у пеласгов было священное сказание о Гермесе с напряжённым членом, которое открывается в Самофракийских мистериях, и они поселились среди афинян и научили их этому обычаю. Согласно Павсанию, жрица кабиров в Беотии носила имя Пеларга.

Одна из четырёх главных областей Фессалии в историческое время носила название Пеласгиотида. Пеласгические равнины простирались от Фер до Магнесии.

Уже Гомер и Геродот связывают пеласгов с додонским оракулом. Эллинистический историк Свида писал, что это святилище было перенесено из Фессалии из области Пеласгии около Скотуссы, от того Зевс назван пеласгийским.

В поэме Аполлония Родосского пеласги ~ как правило, синоним для фессалийцев. Так, он упоминает «пеласгийскую Геру», «Пеласгов край», Иолк Пеласгийский (I 897), «пеласгийскую землю» (IV 240), «пеласгийскую страну» (IV 262).

Показать полностью 1

Кто жил в Древней Греции?

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Может показаться, что на вопрос «Кто жил в Древней Греции?» правильным ответом будет: «Древние греки». Но, во-первых, древние греки были разными. Они делились на несколько племен. Во-вторых, в Древней Греции жили и другие народы.

Древние греки
Древние греки называли себя эллинами. Изначально это было название племени родом из Фессалии. Упоминание о нем можно найти уже у Гомера. Общим названием для всех греков оно стало лишь в эпоху классической греческой цивилизации, то есть в первом тысячелетии до нашей эры. Происхождение названия «эллины» вызывает горячие споры среди современных языковедов, но для самих греков ничего загадочного в нем не было. Они полагали, что названия народов происходят от общего предка. Соответственно, все эллины происходили от царя по имени Эллин.
Греки выделяли себя из числа других народов по языку и обычаям. Всех, кто не был греком, они называли варварами. Слово «варвар» имело явный негативный оттенок, хотя не означало дикарей. Например, греки знали, что пеласги, о которых речь пойдет ниже, египтяне или финикийцы были более древними и культурными народами, но все равно называли их варварами.
Древние греки не были единым народом. Они делились на несколько племен, каждый из которых разговаривал на собственном диалекте. Давайте рассмотрим, что же это за племена.

Ахейцы, они же Данайцы

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Ахеянка. Реконструкция на основе фресок из Пилоса.

Первым известным племенем древних греков были ахейцы. Именно они осаждали Древнюю Трою, поэтому в «Илиаде» Гомера так называли всех греков. Гомер также использовал название «данайцы», поскольку происхождение ахейцев велось от Даная, мифического царя Египта, бежавшего от своих родственников на Пелопонесский полуостров.
На самом же деле, предки ахейцев пришли на Пелопоннес не из Египта, а откуда-то с севера в начале второго тысячелетия до нашей эры. Здесь они создали микенскую цивилизацию, открытую и названную так в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом. Ахейцы вели обширную торговлю по всему Средиземному морю, так что их колонии находят на Кипре, западном побережье Малой Азии, Сицилии и Липарских островах. Когда в середине второго тысячелетия до нашей эры на Крите погибла минойская цивилизация, ахейцы переселились на этот остров.
Но в конце второго тысячелетия до нашей эры воинственные ахейцы сами стали жертвами пришельцев с севера. Микенская цивилизация погибла. В эпоху классической Древней Греции, самостоятельного ахейского диалекта уже не существовало. Ахейское происхождение приписывалось лишь жителям Аркадии, маленькой горной области на Пелопоннесе, и грекам Кипра.

Дорийцы
Уже на глиняных дисках эпохи микенской цивилизации встречается личное имя Дорий. Однако древнегреческая традиция связывала происхождение дорийцев с маленькой областью Дорида около горы Эта на севере Древней Греции. Считалось, что дорийцы происходят от Дора, сына Эллина. В конце второго тысячелетия до нашей эры Гераклиды, потомки мифического героя Геракла, привели дорийцев на юг Греции, где они заселили Пелопоннес, Крит, ряд островов Эгейского моря. Дорийские колонии встречались на Сицилии, у пролива Босфор и в Малой Азии.
Миф о переселении дорийцев на юг породил у историков девятнадцатого века такое понятие, как «дорийское завоевание». Первым его ввел в оборот британский историк Вильям Митфорд (1744 – 1827) . Он полагал, что именно дорийцы сокрушили ахейские города-государства. Понятие «дорийское завоевание» кочевало из одной книги в другую и все еще встречается в некоторых учебниках по истории. Между тем, современные археологи полагают, что уничтожение микенской цивилизации – дело рук других, куда более грозных противников. Тех, кого древние египтяне назвали «народами моря». Если дорийцы действительно произошли из Дориды, то появились на Пелопоннесе немного позже.
В наше время самым известным дорийским государством можно считать Спарту. После реформ Ликурга в 884 году до нашей эры Спарта превратилась из обычного греческого полиса в военизированное сообщество, победившее в конце концов более богатые и населенные Афины. Дорийцам принадлежал также город Коринф. Он был даже богаче и населеннее Афин. Из малоазиатского дорийского города Галикарнаса происходил создатель истории как жанра литературы, писатель Геродот. В дорийском городе Сиракузы на Сицилии жил известный изобретатель Архимед.

Ионийцы
Ионийцы, – пожалуй, были самым многочисленным и культурно развитым племенем классической Древней Греции. Древние греки считали общим предком ионийцев Иона, внука Эллина. Впервые их название встречается на микенской табличке Xd. До конца второго тысячелетия они жили вместе с ахейцами на Пелопоннесе, откуда были вытеснены дорийцами. Страбон писал, что на Коринфском перешейке был установлен столб. С одной стороны на нем было написано: «Тут не Пелопоннес уже, а Иония», а на другой стороне «Тут не Иония уже, а Пелопоннес». Единственным ионийским племенем, что сохранялось на Пелопоннесе, были кинурии, обитавшие в области Аргос. Уже во времена Геродота, то есть к середине первого тысячелетия до нашей эры, кинурии говорили на дорийском диалекте и мало отличались от соседей-дорийцев.
Покинув Пелопоннес, ионийцы заняли несколько областей центральной Древней Греции, в том числе Аттику, а затем начали колонизацию островов Эгейского моря. На западном побережье Малой Азии они основали семь городов, самым большим из которых стал Милет. Область семи городов получила название Ионии. Именно в малоазиатской Ионии зародилось искусство классической Древней Греции. Милет стал центром первой школы натурофилософии, в нем жили и работали математик Фалес, писатель Анаксимандр, физик-материалист Анаксимен.
Ионийцы были настоящим народом-колонизатором. Плиний Старший писал, что только жители Милета основали 90 колоний. В 546 году до нашей эры самый северный ионийский город Фокея был завоеван персами. Но фокейцы не покорились захватчикам. Собрав свое имущество, они погрузились на корабли и покинули город. Фокейские греки открыли побережье Испании и создали множество колоний в западной части Средиземного моря.
Думаю, не стоит много рассказывать о золотом веке другого города, населенного ионийцами, – Афин. Афины – родина демократии, важный политический и культурный центр. Афинский ионийский диалект стал основой общегреческого литературного языка койне. На нем писали в классическую эпоху, во времена эллинизма, и даже византийские писатели старались использовать древний афинский диалект.

Эолийцы
Древние греки считали, что эолийцы происходят от Эола, сына Эллина, и первоначальным местом их расселения была северная аграрная область Фессалия. Позже они появились в Беотии. На западном побережье Малой Азии, севернее малоазиатской Ионии, возникла колонизированная эолийцами область Эолия. В ее состав входил остров Лесбос.
В Древней Греции как-то не особо ценили вклад эолийцев в общегреческую культуру. Платон даже называл эолийский диалект варварским. Между тем, именно эолийцы донесли и пересказали большинство древнегреческих мифов. Эолийцами были древнегреческие поэты Гесиод и Алкей, прозаик Гелланик и первая известная женщина-поэтесса Сафо.
Самым знаменитым эолийским городом были Фивы. Они вели весьма независимую политику от Афин и Спарты. В 378 году до нашей эры Фивы нанесли жестокое поражение Спарте и вплоть до македонского завоевания оставались городом-гегемоном всей балканской Греции.

Странный народ македонцы

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Изображение македонского воина в гробнице IV века до н.э. (заимствовано у фонда Wikimedia)

На карте современной Европы есть маленькая страна Македония. Ее жители говорят на македонском славянском языке, очень похожем на болгарский. Но современные македонцы не имеют ничего общего с древними македонцами, завоевателями Древней Греции, а затем Персидской империи, Средней Азии и даже части Индии. Кем же были древние македонцы?
Македонцы или македоняне жили на севере от территорий, которые мы обычно включаем в балканскую Древнюю Грецию. Древние греки не считали македонцев греками, а знаменитый афинский оратор Демосфен открыто называл их варварами. Но сами македонцы думали иначе. Они полагали, что являются родственниками дорийцев и происходят из области Аргос на Пелопоннесе. Геродот рассказывал историю македонского царя Александра (далекого предка другого царя Александра Великого), который пожелал участвовать в Олимпийских играх. Грекам это не понравилось. «Эти игры, – говорили они, – для эллинов, а не для варваров». Александру пришлось доказывать, что он по происхождению аргосец. В конце концов, его допустили.
Многие современные исследователи считают македонцев родственниками фракийцев – более северного народа, обитавшего на Балканском полуострове. Им мог бы возразить афинский историк Фукидид. Он сам был наполовину фракийцем и после изгнания из Афин жил во Фракии. Он явно отделял македонцев от фракийцев, зато не отделял от греков. Проблема происхождения македонцев сложна потому, что Македония как близкая область Греции была эллинизирована уже к середине первого тысячелетия до нашей эры. Надписи на настоящем македонском языке до нас не дошли. Мы также не знаем имен богов македонского происхождения.
Археологи выявили то, что на македонских надгробиях встречаются надписи на греческом языке. Но это не общелитературный язык койне, а самостоятельный диалект. Если македонцы приняли чужой греческий язык, то должны были принимать литературный. Например, белорусы разговаривают на литературном русском, а не каком-то диалекте русского. Ирландцы – на литературном английском, а не диалекте английского. То, что иногда называется ирландским диалектом, – это смесь английского с собственно ирландским. Греческий македонский язык не был смесью. Отдельных македонских слов в нем не было. Следовательно, можно предположить, что никакого принятия греческого языка и религии тоже не было. Македонцы изначально являлись греками. Вот только почему остальные греки считали их варварами – вопрос, на который ответить очень трудно.

Афаманты
Маленький народ афаманты жил на северо-западе Древней Греции. Авторы эллинистической эпохи считали афамантов варварами или, по крайней мере, потомками варваров, но сами афаманты относили себя к грекам. В 272 году до нашей эры они были завоеваны эпирским царем Пирром, спустя примерно столетие освободились и даже имели собственных царей. Конец независимости афамантов положили римляне, разрушившие в 168 году до нашей эры их крепости. Многие афаманты покинули место своего обитания и слились с другими греками.

Негреки в Греции
Предки древних греков появились на юге Балканского полуострова лишь в начале второго тысячелетия до нашей эры. До них здесь жили другие народы, и древние греки отлично помнили об этом. Расширяя свои владения, греки колонизировали острова Эгейского моря и Малую Азию. Там тоже кто-то жил до древних греков и даже вместе с древними греками.

Минойцы
Минойцы – древние жители острова Крит, создатели самой древней европейской цивилизации. Сами себя минойцами они не называли. Это название было придумано в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом, и в научный оборот вошло благодаря сэру Артуру Эвансу (читайте о нем в этой статье). О минойцах мы знаем лишь то, что они не были родственниками древних греков. К сожалению, диски с надписями типа А на месте раскопок минойских «дворцов» до сих пор не расшифрованы, и их настоящий язык не определен.
В классической Древней Греции о временах минойцев помнили очень мало. В основном, легенды о царе Миносе и его уродливом сыне Минотавре. В первом тысячелетии до нашей эры жители Крита говорили на дорийском диалекте. Но в произведениях Гомера упоминались некие этеокриты, то есть истинные жители Крита. На западе острова жил еще один народ – кидоны, а на окраинах – загадочные куреты. К куретам также относили некоторых жителей западной части Древней Греции и Холкиды – области чуть севернее Афин. В Холкиду они пришли с запада, и от греков отличались обычаем брить переднюю часть головы. На греческом языке «курет» значит буквально «постриженный». Этот обычай был заимствован абантами – ионийцами с острова Эвбея. В греческой мифологии куретами также называли слуг Реи, матери Зевса, и спутников бога виноделия Диониса. На острове Самофракия на севере Эгейского моря издавна существовал культ Диониса, там практиковались мистерии, посвященные куретам.

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Возможно, так выглядели знаменитые минойские дамы в голубом

Пеласги
Пеласги – сборное название всех жителей Древней Греции, населявших эту страну до прихода греков. Греки верили, что мифический Пеласг, прародитель всех пеласгов, правил когда-то в Аркадии. Ему приписывались изобретение хижин и одежды. Главным центром балканских пеласгов был город Ларисса на севере. Еще одним важным центром обитания пеласгов считалась область Аргос на Пелопоннесе. Долгое время пеласги составляли значительную часть жителей древних Афин. Но в Афинах они были пришлым народом, переселились с острова Самофракия. Географические названия, связанные с пеласгами, находят на всей территории Древней Греции. В начале классического периода пеласги даже принимали участие в колонизации эгейских островов, северо-запада Малой Азии и Сицилии.
Геродот, рассказывая о событиях конца второго тысячелетия, замечал: «Тогда Эллада называлась еще Пеласгией». Но уже в его время в балканской Греции пеласгов не было. Он полагал, что они растворились среди греков. Остатки пеласгов жили лишь в Италии, где-то чуть севернее этрусков. Писатели эллинистической поры и вовсе путались, пытаясь вывести родословную этого древнего народа.
Большинство современных ученых считают, что пеласги не были индоевропейским народом. В конце второго – начале первого тысячелетия до нашей эры в разных частях Греции сохранялись лишь остатки местного населения догреческой эпохи. Скорее всего, Геродот был прав. Они постепенно растворились среди греков.

Молоссы
Молоссами называли жителей северо-западной области Эпир, обитавших там до греческого завоевания. Молоссов часто путали с пеласгами или приписывали последним достижения молоссов. Ничего удивительного в этом нет. Ведь, как говорилось выше, пеласги – это сборное название. Следовательно, молоссы могли считаться одними из пеласгов.
В эпирском городе Додона был расположен храм Зевса с собственным оракулом. Древние греки считали, что храм и культ Зевса Додонского был основан молоссами.

Кавконы
Страбон называл кавконами народ, живший на малоазиатском побережье Черного моря. Гомер упоминал их как союзников троянцев в войне с греками. Некоторые ученые полагают, что кавконы происходили из Кавказа и были дальними родственниками современных адыгейцев и абхазов. Кавконы также упоминались наряду с пеласгами, что жили в греческой Аркадии. Впрочем, для греков классической эпохи балканские кавконы были народом седой древости.

Лелеги
Лелеги – еще один догреческий народ, который называют в числе или рядом с пеласгами. Геродот полагал, что они происходят с Кикладских островов на юге Эгейского моря. В древности лелеги подчинялись царям Крита и платили им дань гребцами. Критяне переселили часть лелегов в Малую Азию, где те поселились среди карийцев. Лелегов также упоминали среди жителей древней Беотии.
В хеттских табличках второго тысячелетия до нашей эры упоминаются жители запада Малой Азии – лулахи. Вполне возможно, что греческие лелеги и хеттские лулахи – один и тот же народ.

Карийцы

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Карийская женщина из Афродизиаса (реконструкция)

В Эгейском море есть остров Делос. Он занимает всего три с половиной квадратных километра, но согласно древнегреческим мифам на Делосе родились боги Аполлон и Артемида. В классическую эпоху Делос стал важным религиозным центром. Многие греки считали делом чести не просто посетить святилище на Делосе, но и умереть там. Постепенно маленький островок превратился в огромное кладбище. В 425 году до нашей эры афиняне взяли шефство над святилищем и запретили умирать или рождаться на Делосе. Более того, они устроили чистку уже существовавших могил и перезахоронение. К их удивлению, более половины захоронений принадлежало не грекам, а карийцам. «Их опознали по оружию, погребенному вместе с ними, и по способу захоронения, существующему у них и поныне», – поясняет Фукидид.
Фукидид считал карийцев коренными жителями Кикладских островов, откуда их изгнал критский царь Минос. Они поселились в Малой Азии, в приморской области, которую называли Карией. Геродот со ссылкой на самих карийцев утверждал, что они всегда жили на материке. Часть Карии была захвачена ионийцами и дорийцами. Геродот как раз происходил из города Галикарнаса, построенного дорийцами на карийских землях. Более того, у отца Геродота было карийское имя.
К середине второго тысячелетия карийцы приняли многие обычаи эллинов, но продолжали сохранять родной язык и религию. Они разработали собственный буквенный алфавит на основе финикийского. Природные условия Карии не позволяли жить только благодаря земледелию, поэтому многие местные жители занимались мореплаванием, пиратством или служили в других странах наемниками. Памятники на карийском языке находили даже в Египте и Иране. Язык карийцев позволяет отнести их к индоевропейцам. Очевидно, они появились в Малой Азии примерно тогда же, когда греки – в Греции, но пришли не с Кикладских островов, а со стороны Босфора.
Расцвет древней Карии пришелся на четвертое столетие до нашей эры, когда вся Малая Азия была завоевана персами. Персы создали автономную сатрапию Карию, где правила династия Гекатомнидов местного происхождения. Самым известным ее представителем был сатрап Мавзол, строитель первого мавзолея. В 325 году до нашей эры Кария была завоевана македонцами, и ее население постепенно приняло греческий язык и религию.

Финикийцы

Кто жил в Древней Греции? Археология, Древние артефакты, Музей, Длиннопост

Финикиец из Библоса (реконструкция)

Знаете ли вы семитский народ из Ближнего Востока, первым покинувший свою родину и расселившийся по всему миру? Если вы думаете, что это евреи, то сильно ошибаетесь. Первыми великими путешественниками были их близкие родственники – финикийцы. Они жили на узкой полосе суше между Ливанскими горами и Средиземным морем. Расцвет финикийских городов-государств пришелся на конец второго – начало первого тысячелетия до нашей эры. Научившись строить огромные корабли с закрытой палубой, они занялись колонизацией Средиземного моря, плавали в Атлантику и, если верить Геродоту, обогнули Африку. Самая известная финикийская колония – Карфаген.
Финикийцы столкнулись с греками уже во втором тысячелетии до нашей эры, так как одновременно с ахейцами начали колонизацию Кипра. Упадок микенской цивилизации на некоторое время сделал греков неконкурентными, и финикийцы воспользовались этим, чтобы захватить торговые пути. Они активно торговали с самими греками, о чем писал Гомер. Впрочем, торговлей дела не ограничивались. Финикийцы селились в Греции.
В первую очередь, финикийцев интересовали острова Эгейского моря. Они колонизировали Санторин, Самофракию, Серифос, Родос, основали на Крите город Итан. Отсюда финикийцы вывозили руды редких металлов и полудрагоценные камни. Финикийские поселения возникали и на материке. Легендарным основателем города Фивы был Кадм, сын финикийского царя Агенора. Имя его сестры Европы, похищенной Зевсом, теперь носит весь континент Европа.
К седьмому веку до нашей эры следы финикийского присутствия постепенно исчезают из Греции. Но греки успели многое заимствовать у восточных колонистов. Прежде всего, алфавит. Ведь именно финикийцы были первыми изобретателями буквенного алфавита.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов

Показать полностью 6

Священные колодцы Сардинии

Святилище колодец в Санта-Кристина-ди-Паулилатина

Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост
Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост

Этот необычный подземный храм мог быть посвящен Богине плодородия и воды. На первый взгляд это сооружения простое, но построено оно с невероятной точностью и математическим расчетом. Ступени, сбегающие с треугольного отверстия, уводят вниз. Это словно проход между мирами. Ощущение глубины создает кладка, каждый блок выступает чуть больше нижнего. Хотя сам колодец всего 6,5 метров в глубину. Примерно на половине пути вниз по лестнице, прибавляются еще и ступени над головой, образующие потолок.

Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост
Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост

Внизу находится подземная башня с бассейном. Вода в колодец поступает из неизвестного источника. Колодец заложен таким образом, что каждые 18 лет и шесть месяцев после полного цикла лунаций, когда Луна достигает своей максимальной высоты над горизонтом , ее свет проникает точно в отверстие крыши и отражается на дне колодца в течение всего нескольких минут в конце декабря после полуночи.

За день до этого в полночь можно наблюдать прохождение звезды Сириус.

Наклон по лестнице в яму под углом 38 ° над горизонтом способствует тому, что в день зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствий лучи Солнца, скользя по ступеням лестницы, касаются зеркала воды в колодце, считающейся вместилищем лунной богини~матери. Соединяясь, они символизируют цикличность, постоянное обновление Земли и космоса.

Каменная лестница, ведущая к колодцу и позволяющая зачерпнуть из него воду, являлась таинственным ходом между внешним миром и миром божественным.

Лестница имеет 12 ступеней, а ступенчатый потолок над ней — 6 ступеней.
Она спускается на шесть метров под землю и оканчивается перед круглым каменным колодцем, покрытым высокой, похожей на готическую крышей. Вершина крыши выходит на поверхность земли, и в ней есть отверстие, через которое может проникать свет Луны.

Мастерство и точность работы, качество шлифовки камней потрясающее. Такого совершенства может достигнуть только современный мастер.
Чтобы так рассчитать форму блоков, строителям подземного святилища надо было если не обладать компьютером, то, по крайней мере, владеть сложными формулами. Вода в подземном бассейне держится на постоянном уровне.
Когда в святилище проводились реставрационные работы, ее пытались откачать, но вскоре бассейн вновь наполнялся, причем до прежнего уровня.

Священные храмы, посвященные лунной богине плодородия Танит, выполнены как трехмерная модель ее символа, что использовалось древними людьми как метафора: в водах чрева богини – Земли, оплодотворяемых циклическими сочетаниями Солнца и Луны, рождается новая жизнь.

Интересно, что азимут (направление) от колодца Святой Кристины на ключевую точку СДМС – Нан Мадол – невероятное мегалитическое сооружение на острове Понапе в Тихом океане.

Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост

Причем свет на воду льется не со стороны входа, а из отверстия сверху.

Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост
Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост


Только представьте, какой создавался эффект «божественного присутствия».

В земле, над источником, пробито узкое круглое отверстие, выложенное камнями. В дни осеннего и весеннего равноденствия на воду попадали лучи солнца, и тогда она буквально вспыхивала золотым светом. Причем древние строители применили к тому же такие оптические хитрости,  что, спустившись в это время вниз, человек в луче света видит свое отражение, но перевернутое вверх ногами. С такими камерами обскурами мы уже сталкивались и тогда они предназначались для наблюдения за космическими объектами. И вряд ли тут было иное предназначение, все знают о звездах видных даже днем из глубоких колодцев. а такая система кроме всего давала увеличенное изображение.

Спустившийся видел отражение в колодце  )) и перевернутая лестница над головой в отражении становилась лестницей вверх к свету и солнцу и сияющему «»божеству»? своей душе?….Ты спускаешься в глубь земли .что бы подняться в небо. какая потрясающая в своей наглядности воплощенная в камне идея. Если это было таинство .то такое стояние в темноте в напряженном ожидании а отверстие могли перекрывать . что бы открыть в нужный момент и ты внезапно весь залит золотым светом и увидел лестницу к богу. богине. огромное сияющее существо вверху лестницы., это точно перевернет сознание.Так просто. земля прорытый проход . выложенные камни . колодец и луч света. но кто то сумел сделать из этого наглядное видение Божества. Момент когда нужно открыть легко определить жрецу с посохом просто по тени от посоха .

Это так же гениально как мегалитические коридорные гробницы-храмы, где длинный коридор со стенами .покрытыми вырезанными узорами. заканчивается круглым помещением с алтарем и вертикально стоящим камнем и лишь в дни равноденствия луч солнца проходит в глубь коридора, попадает на этот камень . на блестящий вмурованный камень-глаз и отражается от него освещая и освящая все пространство.

И, наверное, смотрящему казалось, будто он видит Иной мир.

Священные колодцы Сардинии Сардиния, Поэзия, Философия, Длиннопост


Конструкция колодца в Санта-Кристина

На Сардинии известно сейчас 50 таких  колодцев

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!