66а-527/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 11 сентября 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В.,
судей Витушкиной Е.А. и Рогожиной Е.В.,
при секретаре Хамитовой И.Ю.,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-221/2025 по апелляционной жалобе Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 2 июня 2025 года, которым удовлетворено административное исковое заявление благотворительного фонда «Мемориал Романовых в Поросенковом логу на Старой Коптяковской дороге Екатеринбурга» о признании не действующим приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 23 сентября 2024 года № 603 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Место обнаружения останков членов Царской семьи Николая II на Старой Коптяковской дороге», расположенного по адресу (местонахождение): Свердловская область, город Екатеринбург, Железнодорожный район, кварталы 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества, Железнодорожного лесного парка, включённого в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В., объяснения представителя административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Бочкова П.Н., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителей административного истца, благотворительного фонда «Мемориал Романовых в Поросенковом логу на Старой Коптяковской дороге Екатеринбурга» генерального директора Коровина И.Е. и Колтышева А.В., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., находившей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 23 сентября 2024 года № 603 (далее Приказ № 603) утверждён предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Место обнаружения останков членов Царской семьи Николая II на Старой Коптяковской дороге», расположенного по адресу (местонахождение): Свердловская область, город Екатеринбург, Железнодорожный район, кварталы 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества, Железнодорожного лесного парка, включённого в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно:
1) местоположение: в северо-западной части города Екатеринбурга, в Железнодорожном районе, в кварталах 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка;
2) геологические и ландшафтные характеристики достопримечательного места естественного происхождения, относящиеся к мемориальному периоду: естественный природный лесной ландшафт с холмистым рельефом и котловинным понижением Поросенкова лога;
3) элементы антропогенного ландшафта как совместные творения человека и природы:
старая Коптяковская дорога: участок дороги с прилегающей к нему территорией, связанной с историческими событиями, в границах достопримечательного места и его историческое местоположение, трассировка, характер покрытия (грунтовое);
местоположение старых рудников;
4) объекты, представляющие интерес с точки зрения истории и археологии, оказавшие влияние на формирование историко-культурной ценности достопримечательного места:
«Мостик из шпал» как место обнаружения в 1991 году останков членов Царской семьи Николая II и их приближённых;
«Поляна в лесу с «Кострищем» как место обнаружения в 2007 году останков членов семьи Царской семьи Николая II;
5) историческая (мемориальная) ценность достопримечательного места, связанная с расстрелом Царской семьи в г. Екатеринбурге в 1918 году.
Также Приказом № 603 утверждена Схема предмета охраны.
В день издания Приказ № 603 был опубликован на официальном сайте Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.okn.midural.ru).
Благотворительный фонд «Мемориал Романовых в Поросенковом логу на Старой Коптяковской дороге Екатеринбурга» (далее также - фонд) обратился в Свердловский областной суд с административным иском о признании Приказа № 603 не действующим. В обоснование заявленных требований фонд ссылался на то, что первоначально предмет охраны Объекта был утверждён приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 12 ноября 2014 года № 4548 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения» (далее также - Приказ № 4548) на основании государственной историко-культурной экспертизы необходимой документации, тогда как при подготовке Приказа № 603 Управление не располагало какими-либо документами, отсутствовавшими при издании Приказа № 4548, в связи с чем следствием оспариваемого приказа явилось необоснованное и незаконное исключение из-под охраны элементов и компонентов, гибель которых приведёт к изменению либо утрате ценности самого Объекта, в том числе обусловленным утратой возможности продолжения поиска и извлечения останков членов Царской семьи Николая II.
Согласно позиции административного истца, из прежнего предмета охраны были исключены материальные компоненты:
Объект Мемориала Романовых, открытый 16 июля 1999 года;
Площадка из гранитных плит и металлический Православный крест;
Две вертикальные гранитные плиты, установленные в конце аллеи, ведущей от Северного входа в лесной парк к «Мостику из шпал»;
Деревянные ворота с надписью: «Мемориал Романовых», установленные на Северном входе в лесной парк, в начале аллеи, ведущей к «Мостику из шпал»;
Поляна в лесу с «Кострищем» и деревянным Православным крестом;
Старая Коптяковская дорога и прилегающие к ней территории, связанные с историческими событиями;
Старые рудники, прилегающие к Старой Коптяковской дороге: рудничные разработки железной руды XVIII-XIX веков;
Растительность;
Почвенный слой и природная гидрогеологическая система: рельеф местности; породы деревьев, характерные для данной местности, отдельные старые деревья – современники исторических событий; состав и свойства почвенного слоя; ручей и его истоки (две протоки), протекающие по территории Поросенкового лога, и топкий участок в районе пересечения ручья со Старой Коптяковской дорогой, водоём в устьевой части Поросенкового лога.
Решением Свердловского областного суда от 2 июня 2025 года административный иск удовлетворён: оспариваемый Приказ № 603 признан не действующим с даты его принятия.
В апелляционной жалобе административный ответчик, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области просит решение суда отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик ссылается на то, что в целях изменения предмета охраны объекта культурного наследия, который ранее был утверждён органом, прекратившим осуществление полномочий по государственной охране таких объектов, административный ответчик обоснованно утвердил новый предмет охраны, а не должен был вносить изменения в ранее утверждённый предмет охраны, о чём указал в решении суд.
Также Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не согласно с выводом суда о том, что научно-проектная документация, подготовленная по заданию административного ответчика подведомственным ему учреждением, не является новым документом, а равно самостоятельным результатом историко-культурных исследований, которые отсутствовали при подготовке Приказа № 4548 и давали бы основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия. Так, административный ответчик указывает на проведение в 2023 году натурных обследований Объекта и на наличие в научно-проектной документации ГБУ СО «НПЦ» ссылок на документы, которые не использовались при составлении акта ГИКЭ, следовательно, такие документы являются новыми и могли быть положены при подготовке научно-проектной документации с целью изменения предмета охраны. Кроме того, оспариваемым Приказом № 603 утверждена Схема предмета охраны, которая ранее отсутствовала в Приказе № 4548, при этом утверждение данной Схемы явилось результатом дополнительных исследований, которые ранее не проводились.
На апелляционную жалобу от административного истца, благотворительного фонда «Мемориал Романовых в Поросенковом логу на Старой Коптяковской дороге Екатеринбурга», представлены возражения.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (часть 2). Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3).
Охрана памятников истории и культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), в силу подпунктов 3, 4 и 12 статьи 9.2 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся в числе прочих сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии со статьёй 4 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года № 12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области» полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на территории Свердловской области осуществляются следующими органами государственной власти Свердловской области: Законодательным Собранием Свердловской области, Губернатором Свердловской области, Правительством Свердловской области и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.
Как следует из пункта 1 Положения об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года № 1216-ПП (далее - Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Свердловской области.
Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (пункт 2 Положения).
Согласно абзацу первому, подпунктам 6 и 14 пункта 11 Положения в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Управление осуществляет на территории Свердловской области такие полномочия, как утверждение в пределах своей компетенции особенностей объекта культурного наследия областного значения, послуживших основаниями для включения его в ЕГРОКН и подлежащих обязательному сохранению, а также осуществление в пределах своей компетенции подготовки нормативных правовых актов Свердловской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
С целью реализации полномочия, указанного в подпункте 6 пункта 11 Положения, Управление устанавливает предмет охраны объекта культурного наследия, включённого в реестр, и границы территории такого объекта, а с целью реализации полномочия, указанного в подпункте 14 пункта 11 Положения, - издаёт правовые акты (приказы) в пределах своих полномочий (абзац первый, подпункты 9 и 14 пункта 18 Положения).
Изложенные положения в совокупности с ранее установленными фактическими обстоятельствами подтверждают издание Управлением оспариваемого фондом нормативного правового акта с соблюдением установленной формы и правил об официальном опубликовании, введении нормативных правовых актов в действие.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемого приказа нормам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из положений статьи 6 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой под государственной охраной объектов культурного наследия в целях указанного федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с Законом № 73-ФЗ в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Пунктом 1 статьи 15 Закона № 73-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации ведётся единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление предмета охраны объекта культурного наследия, включённого в реестр (подпункт 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ).
Таким образом, объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счёт ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1, пункт 3 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ), так и за счёт законодательных требований, непосредственно направленных на проведение работ по сохранению этих объектов, включая их консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования (статьи 44 и 45 Федерального закона № 73-ФЗ).
Статьёй 18 Закона № 73-ФЗ установлен порядок включения объектов культурного наследия в ЕГРОКН, в силу пункта 1 которой после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Из подпункта 6 пункта 2 той же статьи следует, что под предметом охраны объекта культурного наследия понимается описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в ЕГРОКН и подлежащих обязательному сохранению.
При этом абзац первый и подпункт 6 пункта 2 статьи 18 Закона № 73-ФЗ относят описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в ЕГРОКН и подлежащих обязательному сохранению, к сведениям, необходимым для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в вышеназванный реестр, которые должно содержать заключение государственной историко-культурной экспертизы.
В целях введения в статус исторического памятника мест, где производилась попытка уничтожения останков семьи Императора Николая II, сокрытия их в районе Старой Коптяковской дороги и создания памятного мемориального участка в структуре Свердловского областного краеведческого музея постановлением Главы Администрации Свердловской области от 13 марта 1995 года № 113 «О придании статуса памятника истории участку Старой Коптяковской дороги» были взяты под охрану и включены в перечень памятников истории и культуры Свердловской области два участка, прилегающих к Старой Коптяковской дороге площадью 0,5 кв. км (50 га) и 2 кв. км (200 га), и непосредственно дорога, соединяющая их.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 июня 2014 года № 490-ПП в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - ЕГРОКН) в качестве объекта культурного наследия регионального значения в виде достопримечательного места был включён выявленный объект культурного наследия «Место обнаружения останков членов Царской семьи Николая II на Старой Коптяковской дороге», расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Железнодорожный район, кварталы 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка.
При этом 17 мая 2013 года был подготовлен акт государственной историко-культурной экспертизы документов, обосновывающих включение выявленного объекта культурного наследия в ЕГРОКН, как достопримечательного места регионального значения (далее - Акт ГИКЭ от 17 мая 2013 года).
В Акте ГИКЭ от 17 мая 2013 года были сформулированы выводы проведённой экспертизы, согласно которым признана обоснованной необходимость сохранения и включения выявленного объекта культурного наследия в ЕГРОКН с изменённым и уточнённым наименованием – «Место обнаружения останков членов Царской семьи Николая II на Старой Коптяковской дороге»; предложены к установлению границы территории объекта культурного наследия и его предмет охраны.
На основании Акта ГИКЭ от 17 мая 2013 года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области был издан приказ от 12 ноября 2014 года № 4548 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения», которым утверждён предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Место обнаружения останков членов Царской семьи Николая II на Старой Коптяковской дороге», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Железнодорожный район, кварталы 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка.
Приказом № 4548 к предмету охраны Объекта были отнесены:
объекты Мемориала Романовых, открытого 16 июля 1999 года: «Мостик из шпал», площадка из гранитных плит и металлический Православный крест; две вертикальные гранитные плиты, установленные в конце аллеи, ведущей от Северного входа в лесной парк к «Мостику из шпал»; деревянные ворота с надписью «Мемориал Романовых», установленные на Северном входе в лесной парк, в начале аллеи, ведущей к «Мостику из шпал;
поляна в лесу с «Кострищем» и деревянным православным крестом;
Старая Коптяковская дорога и прилегающие к ней территории, связанные с историческим событием;
старые рудники, прилегающие к Старой Коптяковской дороге: рудничные разработки железной руды XVIII - XIX веков;
природный и рукотворный ландшафт, растительность, почвенный слой и природная гидрогеологическая система: рельеф местности; породы деревьев, характерные для данной местности, отдельные старые деревья - современники исторических событий; состав и свойства почвенного слоя; ручей и его истоки (две протоки), протекающие по территории Поросенкового лога, и топкий участок в ра