Цель феминизма - достижение равных возможностей женщин и мужчин.
Важно не путать возможности с правами. В борьбе за равноправие достигнуты серьезные успехи и формально права почти не отличаются, думаю многие женщины и не сталкивались в жизни в законодательными ограничениями. Оставшиеся проявления сексизма в законах надо исправлять, но для этого не достаточно подать законопроекты. Для этого необходимо искоренить из коллективного-бессознательного исторически навязанные гендерные предрассудки. А после этого определить какие именно положения являются сексистскими, а какие продиктованы биологией. К примеру, более ранний возраст выхода женщинами на пенсию, я вижу обоснованным, другим же это может показаться дискриминацией, тогда это стоит обсуждать, искать консенсус.
Важнейшие направления, на которые, сейчас стоит направить усилия, это
- социальный сексизм
- социальная роль и гендерное самоопределение
- восприятие сексуальности и ее использование как метода воздействия
- негативный образ феминистки
- отношение к гомосексуализму
Без снижения роли пола человека в социальной жизни, невозможно движение дальше. Поэтому и необходимо уделять внимание вопросам, связь которых с феминизмом не прямая.
Социальный сексизм имеет наиболее обширное общественное влияние, имеет множество проявлений, практически во всех сферах жизни. К примеру, в рабочей сфере, на месте секретаря ожидается молодая девушка, но строящая карьеру и стремящаяся на место директора департамента, столкнется со скептицизмом. На моем опыте, сексизм редко проявляется в виде сознательной дискриминации. Обычно его наблюдаю в формате, рефлекторной первичной оценки человека по половой принадлежности и стереотипного ожидания от него определенного поведения. Проявления сексизма во многом диктуется навязанной социальной ролью.
Социальная роль, проблема о которой говорят, но мало обращают внимание на ее происхождение и насколько глубоко она укоренилась в психике людей. В мире, который мы имеем, она в основном несет негативное, ограничивающие влияние. Девушке навязана зависимая роль, в критических случаях жизнь полностью выстраивается вокруг мужчины. Кроме того иногда приходится видеть, что в воспитании юных девушек, рождение детей и сексуальная привлекательность, позиционируется как апогей ее развития. У мужчин навязанная роль тоже наносит ограничения, они в большинстве своем менее существенны, и проявляются скорее в деталях. В таких случаях развитие человека подчиняется сформированным общественным требованиям, “женщина должна…” “мужчина должен…”. Хуже всего когда люди верят в свою роль, и не чувствуют ограничения. Чтобы исправить ситуацию требуется максимально освободить от влияния навязанной социальной роли, стимулировать полноценное развитие личности, при минимальном влиянии биологической конструкции.
Восприятие сексуальности и ее использование как метода воздействия,
Сексуальность - одна из граней социальной жизни. Необходимо корректировать общественное восприятие в сторону осознанности и зрелости, это позволит избавиться от неприемлемых проявлений. Надо объяснить, что сексуальность собственного тела лишь приятное дополнение к развитой личности, но никак не достаточное условие для успешной жизни, и уж тем более не самоцель. Использование сексуальности для манипуляции людьми или конкретным человеком считаю нормальным, проблема зачастую в неосознанности и следовании искаженной социальной роли.
Негативный образ феминистки, это проблема исходящая во многом из бессистемности и не аккуратности действий, а также влияния сми. На слуху агрессивные, спорные действия, которые не поддерживаются даже многими женщинами. При этом серьезные социальные инициативы, действия, исследования остаются без внимания. Наиболее известны случаи продвижения интересов в кино- и игро- индустрии, рекламе.
Известный случай с рубашкой ученого Мэтта Тейлора, пример неаккуратной работы со сми. Не касаясь вопроса действительно ли она оскорбительная, обывателю феминизм в очередной раз был представлен как истеричное деструктивное движение.
Резонанс вокруг рекламы Reebook. В моем окружении ни одна женщина не посчитала ее оскорбительной, или ущемляющей. После обсуждения мы пришли к выводу, реклама яркая, эксцентричная, вызывающая. Ее можно было использовать в своих целях, для российского обывателя идея в этой рекламе уже достаточно смелая. Смягчить ее, скорректировать, провести медийную работу и был бы неплохой шаг. Да идея не соответствует идеалу, но при правильной подаче, это возможность манипуляции в нужном направлении. А случившуюся ситуацию считаю безнадежно проваленной.
У феминизма стремящегося к равным возможностям сейчас важнейший вопрос в осознании сексизма. Проблема в непонимании, что традиционное мышление и поведение ограничивает других людей, а в зачастую и себя. Задумайтесь не ограничиваете ли вы себя в рамках навязанного образа? После понимания проблемы в себе, в каждой личности, надо системно влиять на общественное мнение, менять психологическое восприятие социальных ролей и строящегося на нем сексизма. Работать с медиа, аккуратно направлять, спокойно указывать на ошибки. Феминизм при правильном направлении действий примет образ конструктивного движения, стремящегося к социальной справедливости. Такой феминизм сможет стать серьезной общественной силой, помогать людям стремящимся развивать общество. Мир меняют люди и если вы хотите видеть его лучшим им нужны правильные, мудрые соратники.