killerbutler

killerbutler

На Пикабу
147 рейтинг 1 подписчик 1 подписка 6 постов 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
7

Зло во благо или Благо во зло (о книге Тоби Истон Emerge)

С детства мы знаем, что врать нельзя. Не просто потому, что это не хорошо. А оттого, что сам факт сокрытия правды ранит человека больней. Очень больно, когда образ идеального человека – ребенка, возлюбленного, друга – вдруг начинает рушиться из-за какой-то мелочи. Ты считаешь его непогрешимым, а он, оказывается, тайком ворует мелочь из кармана, курит за гаражами, бьет сверстников или изменяет. Неважно. Образ разрушен и все, о чем ты только можешь думать – что еще плохого он успел сделать. Горек не обман – горько чувство разочарования.


Поступать правильно – тяжкий труд. Не знаю, каким человеком надо быть, какой жесткий моральный кодекс себе выстроить, чтобы ни разу не совершить ошибки. Таких людей попросту не бывает. Все мы косячим. И одно дело – просто нарушать правила. Другое – закон. И может быть, история закончится хорошо, только вот чувство вины, разочарования в себе останется на всю жизнь. История Тоби Истон Emerge как раз об этом.

Представьте на секунду, что сюжет «Русалочки», написанной Гансом Христианом Андерсеном, – реален, и вы живете в мире, где существуют фантастические существа. Возможно, кто-то из русалочьего царства учится с вами в школе, совершенно не привлекая к себе внимание. Тоби Истон развивает сюжет классической сказки с того момента, как Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья принца, бросает проклятый кинжал в воду и обращается в пену морскую. Поступок, конечно же, был совершен во благо, только вот подводному царству он не принес ничего хорошего. Девушка обрекла весь свой народ на смерть: прежде вечно молодые русалки и кхм, русалы лишились неуязвимости и бессмертия. В океане разразилась нехилая война за власть, поэтому членам королевской семьи, высокопоставленным лицам и просто тем, кто хочет жить, пришлось мигрировать на сушу. Да, в этой версии сказки у русалок есть ноги, которые появляются в пубертатный период. Русалочка из сказки просто просила Ведьму сделать их перманентными (такие дела).


Семья Лии Наутилус – общественные деятели. Они возглавляют общество по охране морской жизни, исследуют океан, животных, проводят различные акции. Поэтому, никто не удивляется, почему девочка интересуется подводным миром. Что их действительно удивляет – отсутствие друзей и личной жизни. С детства Лию учили, что встречаться с людьми запрещено, чтобы не повторить печальный опыт Русалочки, их дальней родственницы. Не хватало, чтобы война разгорелась не только в подводном царстве, но и на суше. Однако девушка не может выбросить из головы своего одноклассника Клэя. И очень злится на запрет родителей, когда в школе появляется новенькая, Мел, и сразу обращает на себя его внимание. Невольно Лия завидует земной девушке, ее нормальной жизни, возможности встречаться с тем, кто нравится. Да только вот Мел – не земная девушка, а русалка из опальной семьи, вынужденной переехать на поверхность. Родители просят Лию подружиться с ней и оказать теплый прием, но все, о чем она может думать – это Клэй, который вдруг стал странно себя вести: смотреть пустым непонимающим взглядом, посещать места, куда парней не заманишь (вроде обувного магазина), соглашаться со всем, что говорит Мел. Каково было удивление девушки, когда она обнаружила, что конкурентка применяет к нему запрещенную магию – привораживает песней сирены?

Что делать, если враг причиняет вред вашему возлюбленному (ну ладно, другу, чувства там пока безответные)?


А) Рассказать родителям, чтобы они приняли меры? – но они могут не поверить. Да и вообще, почему ты, Лия, так тревожишься за этого мальчика?


Б) Начать исследование вопроса, чтобы доказать свою правоту? – но практически все сведения о сиренах уничтожены, а русалки, которые о них что-то знают, боятся про это говорить.


В) Попытаться противостоять?


Что Лия и делает. И когда Мелюзина в очередной раз очаровывает Клэя, собирающегося дать ей от ворот поворот, девушка привлекает его внимание написанной им песней. И случайно привораживает его. Точнее, перепривораживает. И таким образом, дает врагу в руки мощный козырь. Теперь нельзя просто прийти к родителям и нажаловаться на врагиню. Тогда и она объявит во всеуслышание, что дочка руководителей тоже обладает опасной магией, из-за чего в опалу впадет вся ее семья. Надо молчать и действовать по-хитрому, а пока придется поступать так же, как враг – водить парня за нос, постоянно петь, чтобы не позволить Мел перехватить контроль, и притворяться, что не испытывает к нему никаких чувств. Ведь стоит только парню очнуться от чар, как приворот спадет, и он снова начнет вести себя по-дружески. Но что если чувство пересиливает разум?


Есть такая поговорка в народе: «Если любишь – отпусти». И чтобы не мешать счастью любимого, Лия с помощью друга Каспиана добывает компромат на семью Мел, убеждается, что ему ничего не грозит, и перестает привораживать. Только вот сама девушка уже влюбилась в него по уши и отпускать совершенно не хочет. Желание увидеть Клэя настолько велико, что она нарушает запрет родителей и едет к нему домой…чтобы обнаружить пустую комнату с таинственными знаками и следами крови. Лия бросается в погоню за похитителями - приворот закончился, но к счастью, осталась сильная связь, пересекает Барьер и вступает в опасные воды. В старом королевском дворце, где когда-то жила Русалочка, Мелюзина и ее интриган-отец задумали совершить благой поступок – убить Клэя, потомка того самого принца, и вернуть русалкам бессмертие.

Только вот, у каждой страшной магии есть цена: морские люди снова стали бы вечно молодыми и красивыми, но на ближайшие сто лет. А потом можно в жертву принести еще одного человека, любого, заплывшего на пляже за буйки. Как говорится, продлевать будете? Да, иногда зло, совершенное во благо, может быть оправдано высшей целью, благородством, стремлением спасти чью-то жизнь. Главное – вовремя проверить, а нет ли тут каких-нибудь коварных личных мотивов. Например, я вот вам бессмертие верну, а вы меня сделаете королем и будете мне служить? Именно это и задумал отец Мелюзины. А нашей новой Русалочке предоставлен выбор: убить парня или быть убитой на его глазах. Злодеям даже не важно, сколько будет жертв, главное, чтобы Клэй умер от разбитого сердца, согласно пророчеству. И совершенно случайно они совершают благо во зло – дают ему зелье, чтобы он временно мог дышать под водой. Ну вы же понимаете, чем история кончилась?


Не берусь утверждать, что всегда надо быть честным. Резать правду-матку, говорить людям в глаза все, что думаешь. Импульсивно совершать действия, которые вроде бы от нас требуют правила. Не обдумав последствия. Жизнь учит быть мудрее и искать обходные пути. Но если выбирать, что хуже: зло во благо или благо во зло, мне почему-то кажется, что последнее. Кому понравится правда, брошенная в лицо? Или тупое следование законам, когда точно знаешь, что бюрократия – не поможет и лучше действовать своими силами. Хотя, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. И книга Тоби Истон это доказала. Катастрофой обернулось и то, и другое. Просто благо во зло оказалось более кратковременным.

Показать полностью 4
21

Когда надо идти вопреки семье

Хорошо, давайте будем честны с собой и с другими: мы не всегда делаем то, что нам говорят родители. Не всегда на 100 процентов уверены, что они правы. Забываем про их наставления, воспитания, мудрости, потому что сами «знаем, как надо». Да, часто жалеем, что не послушали маму и не надели шапку, не послали к черту отношения с манипулятивным человеком или же не выбрали юриспруденцию вместо курсов дизайна. Однако есть такое понятие, как «внутренний голос». И когда он говорит «Не верь своим родителям», бьет тревогу, к нему хорошо бы прислушаться. Все-таки, не всем людям повезло с семьей.

Главной героине книги The Book of Ivy, Иви (логично) Вестфол с семьей точно не повезло: мать умерла, когда она была еще малышкой, старшая сестра считалась идеальным ребенком, которой прочили большое будущее, а отец – с головой погружен в политику. Ну как в политику – можно ли ей считать организацию восстания? Дело в том, что Эми Энджел переносит читателя в будущее после Третьей мировой войны. И представьте себе картину: большая часть человечества уничтожена, природа практически не пригодна для проживания, припасов – ограниченное количество. А выжившие никак не могут договориться: по какому пусти строить новое общество. Противостояние двух лагерей сводится к борьбе между двумя семействами: Вестфол, основавших поселение, и Латтимер, которые в итоге захватили власть. И чтобы бойня не возобновилась снова, Президент подумал: а почему бы не организовать браки между двумя сторонами? Пусть дочери проигравших выходят замуж за сыновей победителей и наоборот? Ведь очень сложно воевать, когда на стороне противника – твои родственники.


Надо сказать, Президент Латтимер – отличный манипулятор, знает как обернуть любую ситуацию в свою пользу. И когда на «брачном рынке» оказывается дочь его врага, он решает женить на ней своего единственного сына. Да только вот, семейство Вестфол уже давно готовилось к такому повороту событий. В день своей свадьбы Иви нервничает не от того, что выходит замуж за незнакомца. А от того, что отец приказал ей его убить. Нормальная такая просьба.

Вам надо кое-что знать о нашей героине: она любит складывать о людях собственное мнение и доверять своим инстинктам. Например, когда она видит ссору соседей-молодоженов, советует девушке подать на развод, якобы ее муж и дальше будет продолжать ее обижать. И оказывается права. Поэтому когда отец и сестра убеждают Иви, что ее муж Бишоп такой же двуличный и жестокий, как и его отец, она только начинает присматриваться к нему поближе. Тем более, парень ни разу ее не обидел, не стал настаивать на супружеском долге сразу после свадьбы, еще и предложил разделить домашние обязанности, которые обычно тянет на себе жена. А когда Иви узнает, что Бишоп тайком помогает преступникам, сосланным за Ограду, выжить, окончательно убеждается, что ее муж – положительный во всех отношениях человек и что ему она может доверять.


Однако девушка не может рассказать ему про задание отца. Да, он попросил ее сделать ужасную вещь, но ведь для благой цели – дать людям свободу выбора, кого любить и на ком жениться, отменив архаичную традицию брака по сговору. А чтобы революция не загнулась на корню, требуются две вещи: оружие и повод. В мире после катастрофы с первым туго – больше нет заводов, штампующих пушки и патроны, поэтому все товары военно-оборонной промышленности хранятся в секретном помещении под надежной охраной, а код к нему знает только Президент. Поэтому под предлогом скуки Иви устраивается на работу в суд (после свадьбы женщинам можно работать, главное, чтобы про семью и дом не забывали), наблюдает процедуру отправления преступников за ограду, а потом прослеживает путь вооруженных охранников до заветного склада. Юбилей свёкра становится отличным прикрытием для обыска его рабочего кабинета в поисках пароля от тайной комнаты. Как же быть со вторым компонентом?


Многие наверно спросят: зачем вообще убивать человека, за которого выдали замуж насильно, но в которого постепенно влюбляешься уже по своей воле? Поступок кажется бесполезным, однако противостояние семей Латтимер и Вестфол имеет богатую историю. Как оказалось, мама героини была влюблена в Президента, но была вынуждена подчиниться традиции. Вышла замуж. Родила двоих дочек. Узнала, что бывший возлюбленный тоже женился и обзавелся ребенком. Пришла к нему в сад и повесилась на его любимом дереве. Убийство единственного сына задумывалось как акт мести. Мол, по твоей вине умерла моя жена, а я отниму твоего ребенка. Смотри, как это больно. Как мы видим, постапокалиптическое общество, созданное Эми Энджел демонстрирует поразительную логику и удивительную способность ценить человеческую жизнь (особенно, если жителей в поселении в принципе не так много). Иви сталкивается с очень мощным внутренним конфликтом: с одной стороны, она верит, что отец хочет лучшей жизни для людей, верит в его идеи, с другой – не хочет убивать Бишопа. Какую семью вы выберете: ту, в которой родились, или ту, которую создаете сами?

Правильного ответа на этот вопрос нет. Конечно же, любому человеку хочется сохранить обе. Пусть одна из их состоит из убежденных в своей правоте фанатиков, а другая включает в себя людей, которых героиня ненавидит с детства. Именно в такие моменты стоит остановиться и подумать: а может быть, убеждения отца не такие правдивые? Тем более, если внутренний голос подсказывает, что есть третий вариант, где и волки сыты, и овцы целы. Втайне ото всех Иви разрабатывает план, который поможет ей подвергнуть сомнению режим Президента Латтимера и сохранить жизнь мужу. Тем более, что отец занят добычей оружия с секретного склада. Единственный выход сохранить стадо и отвадить хищников – пожертвовать жизнью пастуха. Что Иви и делает: прячет в доме яд, вызывает полицию и добровольно сдается на милость суда. Если жена планирует убить мужа, это ведь точно говорит против сложившейся традиции организованных браков? Так ведь?


Да, история (точнее, первая книга) заканчивается печально: героиня остается без поддержки семьи, которая отрицает свою причастность к покушению, без мужа, которого не пускают в камеру, без друзей. Но зато она не пошла против своей совести. Слабое утешение, ведь Иви в конечном итоге ждет смерть (за Оградой сложно выжить). Однако лучше ли было пойти на поводу у отца и жить с запятнанными руками, зная, что убила единственного любящего и понимающего человека?

Если подумать, дети частенько становятся инструментами своих родителей. Более «мирный» пример: у вас есть семейное предприятие, где руководящие должности передаются по наследству. Вы не хотите, чтобы капитал уходил в другие руки и не допускаете в совет директоров посторонних. Но чтобы предприятие продолжало приносить прибыль, необходимо, чтобы руководители владели определенными знаниями. А значит, дети принудительно отправляются в престижные школы бизнеса, права, маркетинга. И будет чистым везением, если они сами того захотят. А что если ваш сын или ваша дочь мечтают стать микробиологом, обнаружили в себе талант к музыке или же рвутся вступить в ряды волонтеров, ездить по странам третьего мира и помогать местным жителям строить жилье, выращивать пищу и получать образование? Как вы поступите со своим ребенком: поддержите или же растопчите его мечты? Или же, другой вариант, более распространенный. Вы разводитесь с мужем/женой и хотите получить опеку над детьми. Дело дошло до суда, решение склоняется не в вашу пользу, но остается один козырь – мнение ребенка. И вы делаете все возможное, чтобы он выбрал вас: от мягкий убеждений до подкупа. Как здесь остаться верным своему внутреннему голосу? Как доказать, что вы имеете право на собственное мнение, собственный путь? Эми Энджел показывает самый тяжелый метод: пойти вопреки и отказаться от всего, что дорого. Конечно же, есть множество других. Прислушайтесь к внутреннему голосу, уверены, он найдет менее жестокий путь.

Показать полностью 4
30

Еще одна концепция насильственного счастья (Rachelle Dekker - The Choosing)

Пока все участвуют в #10yearchallenge и помогают искусственному интеллекту учиться распознавать лица, предлагаю поразмышлять, а что же ждет нас в будущем.


Рэйчел Деккер в своей книге «Выбор» забрасывает читателя в 2257 год. Место действия не указано, но предположительно, какой-то уголок в Соединенных Штатах Америки, как это обычно бывает. И если бы механизм распознавания лиц только-только запустили в сюжете этой книги, у него была бы не такая большая база для анализа. Общество еще не оправилось от катастрофы, которую, собственно, сами и создали.

Наверняка, многие из нас мечтают о супер-лекарстве. Что принял его, и кости срастаются за ночь, как в саге о Гарри Поттере. Или мгновенно проходит рак, СПИД, Эбола, Лихорадка Зика и другие страшные болезни, лечить которые современные врачи еще только учатся. По сюжету книги, ученым удается воссоздать такую вакцину – «Прима Солюшн» (куда тут без пафосного названия). Все лечит. Вот прям все. Принял – и как огурчик. Только у нескольких процентов всего населения людей вдруг обнаружилась непереносимость этого лекарства. Не сработало. На них махнули рукой, мол, выживайте, как хотите. Но спустя несколько лет вакцина дала необратимый результат – начали рушиться клетки, и люди умирали практически от всех болезней сразу. Те, кто выжил, организовали свое сообщество. Естественно, с жесткими правилами. А что может быть жестче, чем религия?

«Выбор» – это просто какое-то пособие для желающего создать свой культ. Если общество горит, что надо делать? Собираешь всех выживших, строишь стены, тех, кто против – казнишь, а потом вводишь вынужденные меры, чтобы новое общество научилось функционировать. Не хочешь жениться – иди защищай Город (иначе говоря, в Армию). Никому не понравилась, не взяли замуж – иди работай, получай профессию (кто-то же должен выращивать еду, шить одежду, убирать город). Чтобы не было свежих голов с бредовыми идеями у руля, власть в Консульстве передается по наследству. Жесткое разделение обязанностей, как в первых обществах: муж – добытчик, жена – мать и хозяйка. И, конечно же, правильное воспитание с самых ранних лет – чтобы пресечь на корню любую возможность критического осмысления действительности. Как бы вы назвали человека, который провернул все эти махинации? Тиран? Узурпатор? Диктатор? Что ж, общество, нарисованное Деккер, называет его Святой Роберт.

Любую представительницу современного общества книга затронет за живое, потому что права девушек тут ущемляются конкретно. С детства их учат быть покорными, красивыми и заботливыми – о чем еще может мечтать мужчина постапокалиптического общества? А учитывая, что среди них есть ярые противники брака, охраняющие периметр, на рынке невест складывается жесткая конкуренция. Задача матери – сделать все (возможное и невозможное), что бы дочь вышла замуж, а не оказалась на заводе. А если окажется – спокойно приняла свою судьбу. Главная героиня Кэррингтон Хэйл воспитывается именно так. И когда девушка, отличница и представительница местной аристократии, оказывается не выбранной, поначалу она не может в это поверить. Мать обвиняет ее во всех грехах, отец – не может защитить от того, что грядет, но горше всего – расставаться с младшим братом, в воспитании которого девушка играла не малую роль.


И вот, поезд увозит Кэррингтон за черту города, в промзону. Представители власти на каждом шагу напоминают, что если их не выбрали – то это их вина, и хватит ныть, единственно напоминание о доме – бальное платье – заставляют сжечь. Как же найти поддержку и утешение в этом безрадостном месте? К счастью, среди работников (которых называют Lints – ветошь) оказывается ее знакомая – Ларкин, сосланная на завод за неповиновение и сопротивление браку. Она помогает Кэррингтон освоиться и смириться со своей должностью – сортировщика мусора. Конечно, начальник Завода обещает ей в будущем карьерный рост и более комфортные условия, но в это слабо верится. Не думаю, что в постапокалиптичном мире остались комфортные офисы с кондиционерами и бесплатным кофе. Но даже обретя друга и какое-никакое занятие, девушка не может почувствовать себя в безопасности: в Городе объявился маньяк, чьими жертвами становятся работницы Завода. Поэтому на территории промзоны появляется все больше и больше Стражей. А если в одном пространстве находятся молодые девушки и неженатые мужчины, сами знаете, что может произойти. Собственно, именно так героиня знакомится с Рэмко (не путать с Рэмбо), стражником, который отказался от возможности построить семью из-за проблем с речью (ну заикается немного парень, чем плох?).

Но внезапно привычный ход работы Завода нарушает новость: представитель власти, Айзек Найт, ищет себе жену. Недавно он овдовел, и Консульство разрешило ему жениться снова, правда, с условием, что невесту он будет выбирать из числа отвергнутых. Надо сказать, к этому процессу госслужащий подошел основательно: изучил личные дела девушек, отобрал тех, кто по выпуску получил самые высокие оценки, а потом решил провести личные собеседования. Кэррингтон восприняла эту возможность как второй шанс, ведь где-то в глубине души верила, что во время Выбора произошла какая-то ошибка. Как это говорится, там просто не было «ее» человека. По счастливой случайности ( а как же иначе в книгах с любовной линией), жених оказывается молодым и привлекательным, всем хорош, только немного странным. Молчит в начале собеседования, говорит только о Писании Святого Роберта, задает вопросы как на экзаменах. Но мы же помним, что в этом обществе с женихами в принципе туго – тут надо брать, что дают. И когда Айзек сообщает, что выбрал Кэррингтон, больше всех радуется не сама девушка, а ее мама – дочь не только перестанет быть позором семьи, но и встанет во главе пищевой цепочки. Однако сама Кэррингтон почему-то мечтает, чтобы на месте госслужащего оказался Рэмко, однажды спасший ее от насильников. Единственное, что ее радует – факт быть выбранной.


По этой же причине Ларкин переживает за подругу. Поэтому, когда в Городе появляется загадочный Аарон, она уговаривает ее сходить на встречу с ним и послушать, что умного и полезного он скажет. Надо ли напоминать, что любые пророки и вещатели в Городе объявлены вне закона? Но Аарон привносить в роман действительно важную мысль: каждый человек, независимо от пола, возраста, внешности, места работы, уже выбран, красив и счастлив. Просто по факту рождения, точнее, Создания. Таким образом, в книге Рейчел Деккер соревнуются две религии: одна, где во главе стоит Отец, похожая на христианство, и вторая, искусственно созданная Робертом Узурпатором Святым. По сути, Аарон учит героев самодостаточности, что ни один человек, тем более, религия, не может определять их видение самих себя. Такие слова, наверно, будут актуальны в любое время.


И пусть герои на минуту почувствовали себя свободными, их свобода оказывается иллюзорной. Пока Кэррингтон встречается с представителем власти Найтом, привыкает к его пугающе тихому дому и нездоровому интересу к религии, Стража арестует Ларкин и Хэлмса, ее возлюбленного. Девушка шокирована, что ее почти муж приговаривает обоих к смерти, а стоит ей вмешаться и попытаться смягчить наказание, поднимает на нее руку. С помощью Рэмко она тайно проникает в тюрьму, чтобы увидеться с осужденными, но ее усилия не приносят никакого результата. Кроме внезапно установившегося понимания, что Рэмко – тот самый, за которого бы она вышла замуж, а не Айзек. Но решение уже принято, свадьба назначена и неумолимо приближается. Приготовление к ней не останавливает ни новая жертва, ни арест дочери президента, пойманной на встрече с Аароном и ее последующая казнь, ни смерть Хэлмса от подосланных Айзеком убийц. Довлеющий авторитет жениха, невозможность рассказать матери о настоящих чувствах и подозрениях, заставляют Кэрринтон пожалеть о своем согласии. Хотя, кто ее спрашивал? Ведь этот брак так важен для семьи. Можно и потерпеть.


Конечно, создавая антиутопию, авторы всегда преувеличивают, доводят какие-то черты до абсурда, чтобы было проще показать крах системы на примере отдельных героев. Однако вопрос, который можно задать ко всем произведениям, написанным в этом жанре, выходит далеко за рамки литературы: как объяснить людям, что их «концепция счастья» не является счастливой для всех? Если подумать, мы и без антиутопий оказываемся жертвами чужих представлений о том, что для нас хорошо, а что плохо. Вспомните, сколько решений было принято за вас: учеба в музыкалке вместо тхэквондо, синяя куртка вместо красной, коньки на день рождения вместо самоката, репетитор по физике вместо подготовки к поступлению в литературный вуз. Как объяснить человеку, что вам не нравится его выбор и заставить считаться с вашим мнением? Рэйчел Деккер не дает ответа на этот вопрос, но, думаю, будь он у героев романа, смертей в нем было бы гораздо, гораздо меньше.


Почему стоит читать:

– еще одна концепция насильственного счастья
– кошмар сильных и независимых
Убийца – религиозный фанатик
– постапокалиптичное общество
– ключевая мысль, актуальная во все времена
Показать полностью 4
19

Не все то золото, что … (Annie Sullivan – A Touch of Gold)

Помните миф про царя Мидаса? Стал царем греческого государства в результате пророчества, вел роскошный образ жизни, а когда денег не стало – по счастливой случайности в гости заглянул Дионис, бог виноделия, трагедии и обмана, и сказал: «Проси, что хочешь». Мидас, желая поправить свои дела, не задумываясь, выпалил: «Хочу, чтобы все, чего бы я ни коснулся, превращалось в золото». Да, драгоценными стали и простые медные монеты, и столовые приборы, и серебряные украшения… а также и кушания, которые царь на радостях заказал для пира. Впрочем, наша история не о новом рационе питания Мидаса, а о последствиях его эгоистичного поступка. Которые предстоит вытерпеть его дочери.

Энни Салливан развивает миф дальше, показывая трагедию неверного выбора. Все-таки, вопрос с едой можно было бы решить – перейти на каши, супы, спортпитание и другие блюда с жидкой консистенцией. Начать носить перчатки, в конце концов, или привыкнуть к одежде из металла. А что делать, если из-за тебя в золото превращаются люди? По сюжету «Прикосновения золота» любимая дочь царя становится металлической статуей —по привычке обняла отца во время прогулки. Отчаявшись, Мидас снова обращается к Дионису и просит его забрать свой ужасный дар. Бог велит ему до полуночи искупать в реке все предметы, которые он превратил в металл, и искупаться самому. Первым делом он окунает в воду свою дочь, Кору, и совершенно забывает про остальные предметы. И когда часы бьют 12, принцесса снова становится золотой. Но не статуей, а живой, дышащей девочкой, чьи кожа, волосы и глаза теперь отливают металлом. Поэтому отец вынужден запереть ее в замке и скрыть от людских глаз слоями одежды. Но людская молва все равно разносит слухи о проклятии Мидаса и его проклятой дочери все дальше и дальше.

Как жить, спросите вы, если

А) Вам нельзя и шагу ступить за пределы дворца,

Б) Даже в жару надо носить платье с длинными рукавами, перчатки и густую вуаль

В) Каждое ваше движение контролирует Феус, советник и брат отца, который, по сути, заменяет правителя (ведь Мидас с каждым днем становится все слабее и все зависимее от вида золота)?


Принцесса Кора бы ответила, что надо оставаться собой, вопреки сложившимся обстоятельствам. Мечтать о путешествии на корабле. Читать книги смелых мореплавателей. Подшучивать над сестрой Хетти, думающей только о женихах, которые приезжают во дворец свататься к принцессе. К сожалению Коры, у каждого на уме только богатство ее отца, а стоит ей показать лицо – как все до одного бегут прочь, опасаясь проклятья. Так и в начале повествования, к девушке приехал новый жених – Герцог Вистлинос, которого она хочет побыстрее напугать и продолжить читать свою любимую книгу – о мистическом острове Джиппер. Однако потенциальный муж действует совершенно по другому сценарию: вместо вопросов о деньгах отца (кто вообще так не первом свидании делает?), он расспрашивает принцессу о ее мечтах, книгах, переживаниях. А потом и вовсе предлагает прогулку на корабле в качестве подарка.


И даже если у принцессы оставались сомнения, стоит ли отправляться в путешествие по морю с человеком, которого она видит в первый раз в жизни (тем более, племенником своего врага), она вынуждена принять предложение Ариса Вистлиноса. Пока они гуляли в саду, кто-то крадет заколдованные золотые предметы ее отца, и Мидас впадает в кому. Ведь он не может прожить без них ни дня. К счастью, у Коры есть удивительная способность чувствовать проклятое золото на расстоянии – ведь и она когда-то была заколдована. И девушка уверена, что вор отправился в дальнее плавание. А значит, надо срочно бросаться в погоню. Тем более, Арис предложил свою помощь, пусть и вопреки Ройсу, капитану корабля.


«Прикосновение золота» – это, в первую очередь, история о проклятии, которое Кора вынуждена нести всю свою жизнь. И неспроста она влюбляется в Ариса – ведь ее жених не только привлекательный молодой аристократ, но и первый человек, который полностью ее понимает. На первом свидании герцог рассказывает, что его отец тоже был проклят – пожелал иметь нескончаемую гору денег. И был погребен тонной золота прямо на глазах мальчика. Вот почему Кора чувствует в нем родственную душу и даже доверяет свой страшный секрет: девушка может абсорбировать золото и превращать в металл следующий предмет, которого коснется. Но что если, влюбившись в слова, написанные на бумаге, ты вдруг узнаешь, что они принадлежат другому человеку? Энни Салливан создает странный треугольник, где задействованы два парня, но только одна душа.

Сам сюжет понравится любителям приключенческих книг. Героям предстоит плавание по опасным водам, встреча с Сиренами – воинственными обитательницами моря, ненавидящими мужчин, посещение таинственного острова и битва с предводителем пиратов – Капитаном Черепом (почему-то дяденька очень любит коллекционировать черепушки врагов. Милое увлечение). Гонка со временем, ведь отцу без заколдованных предметов становится все хуже и хуже, а хитрый злодей старательно прячет их в море, превращая погоню в запутанный квест. А еще Коре предстоит не только собрать всю коллекцию, но и разобраться, кому на корабле можно доверять, а кого – обходить стороной. Ведь предательство жениха показало – первое впечатление может быть обманчивым.


Да, возможно «Прикосновение золота» немного переиначивает классический миф о Мидасе, но тем интересней. Известный персонаж получает свое развитие – царь Мидас глубоко раскаивается, но предпочитает не принимать последствия, а избегать их, совершая новую ошибку. А известное проклятие получает новую жизнь – в лице принцессы Коры, которую с детства боятся все, кроме ее близких родственников. И из простой поучительной сказки миф становится вдохновляющей историей о принятии себя таким, какой ты есть, о понимании, что мы не несем ответственности за ошибки наших родителей, но в то же время можем помочь найти им решение. По крайней мере, так поступила бы семья.

Почему стоит читать:


· Золотое проклятие
· Классический сюжет в современной переработке
· Убийца – пираты, морская шушера и золото
· Сильная и независимая героиня (даже две)
· Пример, почему не стоит доверять незнакомым людям
Показать полностью 4
68

Как эффективно бороться с преступностью (Sophie Jordan – Uninvited)

В последнее время очень многие плохие качества, поступки, ошибки люди привыкли сваливать на генетику. Мол, человек вспыльчивый не потому, что не научился в детстве держать эмоции под контролем, а потому что дедушка передал свой дурной характер по наследству. Или привык решать проблему кулаками не потому, что в школе его били хулиганы и надо было учиться давать сдачи, а потому что кто-то из пращуров сидел в тюрьме за убийство. Во всем проще винить генетику, а не брать ответственность за свои промашки. Будто бы это легальное оправдание, чтобы ничего в себе не менять. Не я такой – хромосомы такие. Что если мы все – это просто набор генов, и по тому, что в них содержится, можно заранее предсказать поведение в будущем?

«Не приглашенные» – история как раз о таком обществе. Софи Джордан заглядывает в недалекое будущее, где люди, напуганные постоянно растущим уровнем преступности, решают провести исследование и выявить – может быть, у криминалов есть что-то общее? Вдруг такая же черта есть у тихой бабули, проживающей по соседству, пятилетнего ребенка с нездоровым интересом к ножам и учителя истории, организовавшего кружок по реконструкции? И находят ведь. Ученые изучили генетический материал самых известных маньяков, вроде Чикатило, и обнаружили, что в их хромосомах есть ген, побуждающий к насилию. Открытие быстро получило название Синдром склонности к убийству. И теперь, чтобы обезопасить общество, каждый человек должен пройти тестирование. Школьники – в свой выпускной год. Взрослые – при приеме на работу. Дети преступников – в любом возрасте.


Главная героиня истории, Давина «Дэви» Хамильтон, учится в выпускном классе школы и даже не задумывается о результатах своего теста. Она – молодой композитор и исполнитель, музыкальный гений, виртуозно играющий на нескольких инструментах. Все, что ее волнует – поступление в Джульярдскую школу исполнительских искусств и отношения с бойфрендом Заком. Однако все мечты девушки о светлом будущем рушатся, когда оказывается, что она – носитель смертоносного гена.

И здесь автор серии, Софи Джордан, приходит к очень интересному вопросу: что если на убийство человека толкает не его смертоносная природа, а само общество? Ситуация, в которой оказываются Дэви и ее товарищи по несчастью, совершенно далека от справедливости. По сути, всех носителей гена лишают законных прав: не дают высказать свою версию событий, не дают права голоса, ограничивают передвижение. К проявлениям вспыльчивости вообще действует политика нулевой терпимости. Одна драка – и сразу же носитель получает позорное клеймо на шею. И несмотря на то, что Дэви – послушная скромная девушка, она оказывается незащищенной от человеческой агрессии. Стоило ей прилюдно обозвать своего бывшего парня и влепить ему пощечину (надо сказать, абсолютно заслуженную), как ее «друзья» заявляют на нее в полицию и награждают клеймом. Обучение потенциальных подростков – вообще превосходит все смелые ожидания. Шестерых героев в течение школьного дня держат в клетке, задания передают в подготовленных папочках и не пускают на обед. Выходить из здания строго спустя 30 минут после того, как уйдет последний ученик. Согласитесь, атмосфера совсем не воспитывает любовь к обществу. Наоборот, только провоцирует на ответную жестокость.

Жизнь в Клетке становится для Дэви чередой разочарований. Положительный результат теста перечеркнул все планы на будущее. Пришло письмо с отказом из Джульярдской школы, где в официальной манере сообщили, что девушка больше не подходит под их критерии, будь она хоть четырежды  гением. Из частной школы ее «не пригласили» – вежливая формулировка, которой прикрывают факт отчисления. Мы вас не выгнали, а просто не звали. От товарищей по «камере» она узнает, что теперь она может устроиться только на тяжелую, грязную работу, вроде мытья полов в ресторане – большее носителям не доверяют. Друзья отвернулись и написали донос в полицию. А из всей семьи поддерживает только старший брат, потому что отец и мать слишком боятся дочери. Приходится искать новых друзей, которые защитят от настоящей жестокости. Например, от похотливого надсмотрщика, пользующегося безвыходным положением девушек-носителей.


Да даже в такой жизни можно было бы существовать, пока есть дом, какое-никакое образование и надежные люди рядом. Но стоило Дэви обрести новое равновесие, как мир потрясает новая катастрофа – подростки устраивают массовую стрельбу и убивают сотню людей. Шокированное общество требует, чтобы всех носителей срочно изолировали, и государство идет навстречу. Неважно, сколько тебе лет: 13 или 30, парень или девушка, есть клеймо или нет, держал в руках оружие, поварешку или компьютерный джойстик – все потенциальные угрозы должны отправиться в колонию. Навсегда. Без вины виноватые. Нормальный человек обязательно спросит: ну что такого страшного может сделать 13-летний ботаник, который работал в школьном лагере? Или девушка, с трех лет живущая только музыкой? Они же и мухи не обидят. Но мы имеем дело с обществом на грани истерики, которое желает, чтобы их проблемы были решены здесь и сейчас. Без разбора. Так что, дорогие ребята, отправляйтесь-ка в лагерь и побыстрее. Неважно, что один из них мог бы изобрести новый компьютер, а вторая – стать юным Моцартом.


Самый страшный кошмар «золотой» девочки – стать разочарованием для своих родителей. Пусть они уже тебя боятся и предпочитают находиться в самой дальней  комнате, если на горизонте появляется возможность послужить государству, быть полезной для этого пресловутого общества, осудившего за ничего, стоит сразу за нее ухватиться. Поэтому Дэви, не раздумывая, соглашается стать частью элитной тренировочной программой с загадочными целями, и даже просит записать парня, в которого успела влюбиться. Чтобы дать ему лучший шанс. А цели у программы довольно простые: если вы убийцы, то убивайте во имя государства. А мы вас научим, как и кого. В тренировочном лагере собираются 50 подростков, которые до тестирования, обещали изменить мир: совершить прорыв в науке, завоевать Олимпийское золото или, например, занять кресло в Совете безопасности ООН. Но к удивлению Дэви, ее друга Гила и несостоявшегося (пока) парня Шона, среди них есть носители, уже совершившие преступление. И когда девушку заставляют сделать то, в чем ее несколько месяцев обвиняет общество, компания принимает твердое решение – бежать.

Трудно жить в обществе, которое навешивает ярлыки и отказывается смотреть дальше них, видеть настоящую сущность человека. Но если подумать, мы уже в нем живем. Только ярлыков побольше и не все их них – негативные. Софи Джордан просто берет один конкретный случай и доводит до абсурда. И, честно говоря, тут мне становится стыдно, ведь человек – это не набор генов, не наследник ошибок родителей, не обидное прозвище, приклеившееся в школе. Это сложный, запутанный, живой организм, способный совершать разные поступки. Захочется ли ему отвечать благодарностью и смиренностью, если весь мир считает его злом? Вряд ли. Так что, пора бы нам всем задуматься о своем поведении.


Почему стоит читать:


– Остросоциальные проблемы
– Талантливая героиня
Убийца – дети с Синдромом склонности к убийству (как говорят)
– Несправедливость
– Тема генетики ( на деле какая-то дичь. Хотя интересная)
Показать полностью 4
15

Будущее - это клоны (Rebecca Hanover "The Similars")

Одной из первых книг 2019 года, написанных в жанре «фантастика» и Young Adult, стал дебютный роман американской писательницы Ребекки Гановер – The Similars (подождем, как переведут это название российские издательства, если, конечно же, права на адаптацию будут приобретены). Автор может быть известна международному зрителю как сценарист сериала CBS «Путеводный свет» и обладатель премии «Эмма» в 2008 году.

Сюжет The Similars закручен вокруг элитной школы – Академии Дарквуд, в которой учатся самые талантливые и многообещающие подростки. Попасть туда сложно – надо быть либо ребенком выпускников, что называется, на правах наследования (legacy), или выиграть стипендию. Для главной героини серии – Эммалайн Чанс, год обещает быть очень сложным. Не только потому, что ей предстоит специальное тестирование, от которого напрямую зависят ее перспективы в будущем, и не от того, что ее друг несколько месяцев назад совершил самоубийство. Для фантастического романа это было бы слишком просто. Дело в том, что события в книге разворачиваются на фоне социального конфликта: общество ни с того, ни с сего стало ярым противником клонирования людей, благодаря которому бездетные пары, наконец, сумели обрести ребенка. Там, где искусственное оплодотворение подводит, в бой вступил новый способ – копирование себя. Общество, опасаясь «атаки клонов», выступает за введение обязательной регистрации, ограничение передвижения и лишение различных свобод, которые положены каждому гражданину США. И на фоне этой шумихи в Академии появляются 6 клонов учеников из очень влиятельных семей, которые получают прозвище The Similars – Похожие. И, к несчастью для Эммалайн, среди новеньких оказывается копия ее погибшего друга Оливера.

Кажется, что современный человек уже чисто на подсознательном уровне опасается технологии копирования генома и считает ее результат чуть ли не вселенским злом, спасибо различным фантастическим фильмам, вроде «Звездных войн» и «Бегущий по лезвию» за это. В «Похожих» происходит все то же самое. Ребекка Гановер неспроста описывает своих героев как нечто сверхъестественное. Одна деталь хлеще другой: пустой взгляд, странные разговоры о какой-то миссии, факт, что ребята росли на закрытом острове, мутное прошлое их создателя, мистическая технология клонирования, которая отличается от общепринятой, нечеловеческая выносливость и интеллект новых учеников.


Повествование выстраивается по шаблону детектива, где главная задача героини – выяснить, что же скрывает школьная элита – оригиналы, с которых сняты копии. Ведь не только клоны ведут себя подозрительно. Эмме удается подслушать, как лидеры школы, Мэдисон, Тесса и Джек (совсем недовольные, что в одном пространстве с ними существуют их клоны), обсуждают странное исследование и какие-то секретные дела с руководством Дарквуд. А еще и ключи от комнат зачем-то поменяли и встроили в них датчик слежения. По ходу повествования ситуация постепенно накаляется, и появляется множество других вопросов: кто чуть не убил подругу Эммалайн, Пруденс, почему лояльный директор школы поддержал создание Анти-клонового комитета, что означает последнее послание Оливера и почему Леви, его клон, не хочет встретиться со своей биологической семьей.


И, конечно же, по законам жанра, оказывается, что все вопросы имеют один корень, который растет из прошлого. С помощью Мод, клона старосты Мэдисон, и Леви Эммалайн обнаруживает, что родители Десятки – сообщества школьников, получивших самый высокий результат тестирования, тоже окончили Академию Дарквуд. Мало того, сами были членами элиты. Вместе с ученым, создавшим странную технологию клонирования. И его сводным братом, которого нет ни на одной фотографии и который таинственным образом исчез. Надо ли говорить, что расследование не доведет героиню до добра?

Ключевой сюжетный поворот The Similars может напомнить читателю одну из классических проблем фантастических фильмов конца 20 века – когда главный герой, сражающийся против «зла», сам оказывается этим «злом». Как, например, Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию» ищет и уничтожает опасных репликантов, но зритель задается вопросом – а часом не репликант ли наш полицейский? Так и здесь: изначально автор вводит в повествование 6 клонов и говорит, что их вообще-то больше. Героиня знает, что ее копия тоже где-то бродит по миру, но конкретно где – неизвестно. Потом Гановер подкидывает новый факт – девушка в младенчестве была на грани смерти от лейкемии, а потом чудесным образом выздоровела. И помогает в этом, конечно же, самый неожиданный человек самым неожиданным способом. По своим корыстным мотивам, а не из жалости.


Герои оказываются практически меж двух огней: с одной стороны – директор школы, проводящий незаконное исследование на деньги влиятельных семей, с другой – сумасшедший, расчетливый ученый, жаждущий расплаты со своими знакомыми и создавший для этих целей клонов с суперспособностями. Конкретно что он задумал, читателю пока не ясно – в первой книге серии мы увидели только наметки этого плана: подставить бывшего товарища и посадить в тюрьму за мошенничество, украсть деньги у бывшей жены, а заодно – дать ей ощутить горечь потери ребенка, спровоцировать тайную организацию, борющуюся за права клонов, на ответные меры, а также – запустить собственное исследование по изучению отличий между разумами оригинала и его копии (результаты не в пользу оригинала, конечно же).


Несмотря на то, что в основе истории лежит, казалось бы, типичная школьная драма: борьба между элитой и обычными учениками, первая влюбленность, страх остаться в одиночестве, поскольку все родные и близкие умирают, книга затрагивает серьезные этические проблемы. И, наверняка, мы можем столкнуться с ними в следующем столетии, если не раньше. Считается ли клон независимым человеком, имеет ли право на то же отношение, что и граждане, рожденные традиционным способом? Преступление ли это – использовать генетический материал живущих людей для производства клонов без разрешения владельца? Если да – то какое наказание должен понести виновный? Или, может быть, клоны не так страшны, как и малюют? Пока Ребекка Гановер не дает точных ответов, но, думаю, мы еще увидим, какое решение она предложит в следующих книгах серии.

Чем интересна история:

– Клоны
– Закрытая школа
– Проблематика
Убийца – сумасшедший ученый
– Суперспособности
Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!