iluminary

На Пикабу
Дата рождения: 13 сентября 1993
поставил 3 плюса и 2 минуса
118 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 1 в горячем

Связь языка и мышления (часть 1)

Человек мыслит словами или как-то иначе? Нужно ли учиться мышлению? Помогает ли человеку язык мыслить или нет? Ответы на эти и другие вопросы значительно помогли бы развитию педагогики, пониманию человеком самого себя, облегчили бы процесс коммуникации и понимания друг друга.


Исследователи и мыслители высказывали разные позиции. Как всегда, можно выделить две полярные точки зрения:


1) человек мыслит словами, мысли – это слова, сказанные «про себя», но не произнесенные вслух; 

2) человек оформляет словами мысли только, когда ему необходимо с кем-то пообщаться, во всех остальных случаях язык и мышление независимы.


В настоящее время ученые склоняются к тому, что истина гораздо сложнее этих полярных позиций. Известный психолог А.Р. Лурия указывал, что человек мыслит быстрее, чем формулирует мысль на словах. Это легко подтвердить: опытный водитель может достаточно быстро проанализировать совокупность дорожных знаков на определенном участке, но вот проговорить вслух, что можно делать и почему, у него займет гораздо больше времени. Следовательно, информационная пропускная способность мозга выше, чем у языка.

Современные исследования показывают, что мысль не состоит из четко оформленных единиц; наоборот это не членимый на части сложный образ, в формировании которого участвуют желания, страхи, вера, знания и пр. Описать мысль крайне сложно, особенно если она связана не с логическими рассуждениями, а эмоциями и образами. Например, не так уж сложно в деталях описать рецепт приготовления блюда, однако подробно описать его вкус сможет далеко не каждый. Так в чем причина?


Дело в том, что человек обладает разными типами мышления: логическим; образным; моторно-практическим. Моторно-практическое мышление протекает в условиях осуществления практической деятельности: мало времени, высокая ответственность, опасность. Оно определяет действия человека. Примером тому служит поведение водителя в аварийной ситуации. Образное мышление опирается на представления и образы. Представления - это образ и типичная связанная с ним ситуация; результат чувственного обобщения. Примером представления является образ собственной квартиры при упоминании слова «дом».

Логическое мышление оперирует понятиями, оно позволяет проводить некоторые операции, приводящие к новым понятиям и выводам. Понятие отражает отличительные свойства предметов и отношения между ними. Основная задача понятия – выделить общее; причем понятие - это не просто обобщение опыта, но и способность рассматривать что-то вне актуальной ситуации. Владеть понятием — значит уметь его распознавать, т. е. уметь определить, принадлежит ли конкретная ситуация к множеству, характеризующему понятие, или нет.


Ученые делают вывод, что язык связан только с логическим мышлением. Именно поэтому дать описание пейзажа, объяснить как перепрыгнуть через овраг, обосновать красоту чего-либо, для неподготовленного человека очень сложно. Сначала необходимо логически осмыслить произошедшее или нечто, а для этого необходимо иметь чуть более чем поверхностное знакомство с предметом.


Но если язык связан только с логическим мышлением, то как люди общаются между собой, не разбираясь в деталях обсуждаемого предмета? Как выражают свои эмоции и чувства? Разве это не значит, что язык связан не только с логикой? Продолжение следует...


Этот текст я честно стырила со своей группы. Если прочитанное понравилось, жду вас в гости :)

Показать полностью

Составить предложение – это вам не фиги комарам показывать

Хотите, я вам докажу, что все мы большие труженики и постоянно решаем супер трудные задачи и занимаемся очень сложным делом? А вот смотрите.


Задумывались ли вы когда-нибудь, как трудно заставить другого человека понять вас? А как непросто что-то написать или сказать, чтобы правильно передать свою мысль?


Если думать о родном языке, то, конечно, такие мысли посещают далеко не всегда, а когда подходишь к изучению иностранного языка, то постоянно.

Вот смотрите: чтобы составить высказывание человеку необходимо:


1) понять, чего он хочет достичь (какова его цель). Цель (function) – это то, ради чего мы говорим или пишем что-то. Нашей целью может быть желание поделиться информацией, попросить о помощи, выразить недовольство и т.д.


2) какую идею ему нужно донести (в высказывании их много). Идея (notion) – выражается как при помощи слов, так и при помощи формы высказывания. В общем, тут нужно подумать о том, какую информацию человеку нужно сообщить, чтобы получить желаемое. А для этого ему нужно выбрать правильные слова, указать время, длительность или завершенность действия и многое другое.


3) как именно это все организовать, чтобы все было стройно, красиво, да и главное, понятно. Иными словами, когда мы знаем, что нам нужно и какую информацию передать, мы должны изложить нашу мысль в соответствии с той моделью, которая принята в языке. В данном случае мы говорим о форме (structure), то есть структуре предложения.


А теперь давайте пройдем по порядку. Предположим, что вы находитесь с кем-то на кухне, режете овощи и вдруг порезали палец. Вам хочется выразить негодование по этому поводу (цель), сообщить, что это уже не первый раз, когда вы режете именно этот палец на руке (идея).


Строя предложения, вы должны учитывать:

1) неформальность обстановки (выберем слово klutz (растяпа, неформальный вариант в Америке));

2) речь идет именно о пальце на руке, а не ноге (finger);

3) использовать грамматическую конструкцию, выражающую негодование (Present Continuous + always) и восклицание (I am such a…!)


В итоге получается что-то вроде:


I am such a klutz! I am always cutting this finger!

Я такой растяпа! Постоянно режу этот палец!


И вот представьте только, что мозг носителя это проделывает за доли секунд! После такого понимаешь, что любой ученик, когда говорит на иностранном языке, производит просто титаническую работу!


Этот текст я честно стырила со своей группы. Если прочитанное понравилось, жду вас в гости :)

Показать полностью

Как язык нам сохранить?

В мире существует огромное количество языков и нередко носители этих языков, а чаще даже государства заинтересованы в сохранении своего, родного :)


Контактная лингвистика как раз помогает не накосячить и предпринять все необходимые меры по сохранению языка, возможно и без иностранных "примесей".

Как язык нам сохранить? Язык, Лингвистика, Гуманитарий, Наука, Знания, Просвещение, Научпоп

Итак, записываем рецепт:


1) Широкое использование языка. Если язык применяется не только для бытового общения, но и необходим для выживания в данном сообществе, то у него больше шансов сохраниться. При этом политика дву- или многоязычия, когда допускается на равных условиях обучение, обслуживание в административных учреждениях снижает возможность сохранения каждого языка и, само собой, вероятность сохранения чистоты языка.


2) Установки относительно отношения к заимствованиям. Если по какой-то причине носители языка спокойно относятся к заимствованиям, то их язык при прочих равных условиях больше подвержен изменениям. Если же носители языка отрицательно настроены к заимствованиям, то и язык более устойчив. Одной из причин лояльности является, например, страх показаться недостаточно культурным и образованным ; одна из причин жесткой установки – чувство превосходства по отношению к другой нации или культуре.


3) Пункт, прямо следующий из предыдущего: дабы не стыдиться своей необразованности, нужно активно развивать свою культуру, литературу. Если на языке написано множество литературных произведений, в рамках просвещения и образования к ним прививается любовь, то вероятность победы над таким языком снижается. Он также достаточно устойчив к внешнему влиянию.


4) Широкая группа родного языка. Чем больше людей используют родной язык в речи, тем больше вероятность его сохранения. Если сталкиваются несколько групп с разным родным языком, то многое зависит от того, знакома ли другая языковая группа с языком родным для другой группы. Если да, то, вероятно, что большее влияние будет испытывать тот язык, чья языковая группа двуязычна и меньше.


5) Наличие некоего стандарта, центра, который вырабатывает правила, предъявляемые к использованию языка. Если на языке говорят люди, не имеющие страны, в которой данный язык считался бы официальным и которая стояла на страже стандартизации языка, то вероятность его сохранения уменьшается. Отсюда появляются диалекты, что также снижает «живучесть» и устойчивость языка.


Стоит сказать, что рецепт не прилагает точных количественных данных к ингредиентам, результаты не всегда соответствуют ожиданиям. Ну а что хотели, гуманитарии ж :)


Этот текст я честно стырила со своей группы. Если прочитанное вам понравилось, жду вас в гости :)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!