Связь языка и мышления (часть 1)

Человек мыслит словами или как-то иначе? Нужно ли учиться мышлению? Помогает ли человеку язык мыслить или нет? Ответы на эти и другие вопросы значительно помогли бы развитию педагогики, пониманию человеком самого себя, облегчили бы процесс коммуникации и понимания друг друга.


Исследователи и мыслители высказывали разные позиции. Как всегда, можно выделить две полярные точки зрения:


1) человек мыслит словами, мысли – это слова, сказанные «про себя», но не произнесенные вслух; 

2) человек оформляет словами мысли только, когда ему необходимо с кем-то пообщаться, во всех остальных случаях язык и мышление независимы.


В настоящее время ученые склоняются к тому, что истина гораздо сложнее этих полярных позиций. Известный психолог А.Р. Лурия указывал, что человек мыслит быстрее, чем формулирует мысль на словах. Это легко подтвердить: опытный водитель может достаточно быстро проанализировать совокупность дорожных знаков на определенном участке, но вот проговорить вслух, что можно делать и почему, у него займет гораздо больше времени. Следовательно, информационная пропускная способность мозга выше, чем у языка.

Современные исследования показывают, что мысль не состоит из четко оформленных единиц; наоборот это не членимый на части сложный образ, в формировании которого участвуют желания, страхи, вера, знания и пр. Описать мысль крайне сложно, особенно если она связана не с логическими рассуждениями, а эмоциями и образами. Например, не так уж сложно в деталях описать рецепт приготовления блюда, однако подробно описать его вкус сможет далеко не каждый. Так в чем причина?


Дело в том, что человек обладает разными типами мышления: логическим; образным; моторно-практическим. Моторно-практическое мышление протекает в условиях осуществления практической деятельности: мало времени, высокая ответственность, опасность. Оно определяет действия человека. Примером тому служит поведение водителя в аварийной ситуации. Образное мышление опирается на представления и образы. Представления - это образ и типичная связанная с ним ситуация; результат чувственного обобщения. Примером представления является образ собственной квартиры при упоминании слова «дом».

Логическое мышление оперирует понятиями, оно позволяет проводить некоторые операции, приводящие к новым понятиям и выводам. Понятие отражает отличительные свойства предметов и отношения между ними. Основная задача понятия – выделить общее; причем понятие - это не просто обобщение опыта, но и способность рассматривать что-то вне актуальной ситуации. Владеть понятием — значит уметь его распознавать, т. е. уметь определить, принадлежит ли конкретная ситуация к множеству, характеризующему понятие, или нет.


Ученые делают вывод, что язык связан только с логическим мышлением. Именно поэтому дать описание пейзажа, объяснить как перепрыгнуть через овраг, обосновать красоту чего-либо, для неподготовленного человека очень сложно. Сначала необходимо логически осмыслить произошедшее или нечто, а для этого необходимо иметь чуть более чем поверхностное знакомство с предметом.


Но если язык связан только с логическим мышлением, то как люди общаются между собой, не разбираясь в деталях обсуждаемого предмета? Как выражают свои эмоции и чувства? Разве это не значит, что язык связан не только с логикой? Продолжение следует...


Этот текст я честно стырила со своей группы. Если прочитанное понравилось, жду вас в гости :)