codetitor

На Пикабу
Дата рождения: 11 августа 1991
поставил 0 плюсов и 6 минусов
746 рейтинг 3 подписчика 4 подписки 3 поста 0 в горячем

Как я на химии списал

Не так давно была тут волна постов про учителей химии, теперь вот в целом про учителей, и вспомнился мне один случай.

Девятый класс, конец третьей четверти, на уроке химии преподавательница выдаёт каждому индвидуальные задачи на повторение. Задачи по неорганической химии, ничего сложного, никаких подвохов, просто куча последовательных шагов, которые надо внимательно выполнить и красиво все оформить. Дак вот я решаю задачу сначала свою, а потом и трём одноклассникам, сидящим возле меня. Итог такой, что у них 5, а у меня 2, так как я подозрительно идеально всё оформил, а по её мнению банально списал с ГДЗ.

И все бы ничего, если не одно большое НО. Мои одноклассники были обычными троешниками, а я был хорошистом, за отличными оценками не гнался. По химии, поскольку она была мне интересна, у меня были одни пятёрки, призовое место на олимпиаде в школе и участие в городской олимпиаде (единственный с параллели). Но вот так сошлись звезды.

При этом сама преподвательница была отличная, объясняла все замечательно. Одноклассники мои сами увидились такому исходу событий. Возможно ей было обидно, что я на городе ничего не занял или просто настроение сыграло. Что это было я так и не понял. В четверти вышла 4, а я понимая, что за год и так выйдет 5, забил.

Статистика и репетиторы

Не так давно встречал на пикабу посты на тему как статистика помогает зарабатывать репетиторам. Тема несомненно интересна для обсуждения, но я не об этом. Давайте посмотрим на деятельность репетитора и оценим как она изменилась за последние пару лет.

Во-первых несомненно уменьшились временные издержки и стало проще в плане поиска и приобретения клиентов. Различные платформы, социальные сети и телеграм позволяют репетиторам упростить рекламу своих услуг. А после пандемии люди стали намного проще смотреть на занятия в онлайне. Конечно есть те, кому важны очные занятия. Но теперь стало нормальной практикой, когда за весь курс занятий репетитор и ученик могут визуально не наблюдать друг друга, достаточно голосового общения. Конечно кто-то ведет занятия в режиме видеосвязи. Лично я не вижу в этом необходимости, поскольку при занятиях по информатике ученику важнее смотреть на код решения задачи, или наоборот, я сам смотрю в онлайне как ученик решает задачу. То есть никому и никуда не надо ездить. Меньше времени теряется в дороге, соответственно можно больше времени посвятить занятиям и подготовке к ним. То есть снижаем издержки.

Во-вторых следует посмотреть на статистику по ученикам. Конечно кто-то будет фильтровать учеников по уровню, кто будет брать всех. Но речь об общем уровне. Не секрет, что сложность экзамена по информатике последние годы растет. В 2023 году компьютерное ЕГЭ будет проходить в третий раз и уже все реже прокатывет подход взять типовое решение и заучить. Или выбрать в качестве языка Python и использовать его возможности. Задачи меняются и требуют большего понимания сути. Но в то же время мы видим падение уровня учеников. А что не так с учениками? Ведь информатика предмет по выбору и если ребенок пришел с намерением ее сдавать, то логично ожидать, что он будет стараться. Но статистика последних лет показывает, что ученики все меньше времени выделяют на самостоятельную работу. То есть разобрали на уроке задачи, репетитор дает аналогичные задачи на дом и обращает внимание, что экзамен практический, важно нарабатывать навык решения задач. Ученик кивает и ... в лучшем случае делает 30-50% задач. А чаще и вообще приходит нулевой. Всегда находится куча причин, по которым он так и не сел делать задачи. Я даже как-то задавал задачи на каникулы, результат тот же. Это при том, что лет 5 назад уменя были ученики, которые ходили к 4-5 репетиторам по разным предметам и успевали делать большую долю домашнего задания, чем нынешние школьники. Что делают в таким случаях репетиторы? Просто еще раз решают те же задачи с другими числами. Это конечно надоедает, но раз клиент платит, то почему бы и нет?

Однако это не самое страшное, проблема в том, что если раньше мы в течение года разбирали все задачи из КИМа, то теперь разбираем только часть. А почему так, скажете вы? Дело тут не только в нехватке времени из-за повторного прорешивания задач. Катастрофически падает уровень математического образования, уровень компьютерной грамотности (владение тем же excel, paint, winrar и прочее). На занятии по информатике мы можем полтора часа разбирать построение уравнения прямой по двум точкам. Потому как в свое время в школе этот навык не был освоен. В итоге, за год занятий разбираются только две трети задач. Конечно это все еще позволяет в лучшем случае набрать какие-никакие 60-75 баллов, что тоже немало если сравнивать со средним уровнем по стране. Как результат находятся репетиторы, которые умеют решать только часть задач, но зарабатывают за счет количества занятий и вот таких учеников. Приведу такой пример, года три назад обащался со знакомым преподавателем математики. Вся послеобеденная часть дня у него была отведена под репетиторство. По его же словам доходы от работы на стороне превышали в полтора раза доходы от работы в школе. Ценник у него уже на тот момент был около 1,5к за час, ходило к нему всегда порядка 10-15 учеников. Человек он сам не глупый, и в отличие от большинства репетиторов мог решать задачи разного уровня, поскольку пару лет был экспертом на ЕГЭ. Но всегда говорил, что лучше взять пару учеников, чем заниматься всякими олимпиадами. Как-то раз я поинтересовался, сколько детей приходят с настолько хорошим уровнем подготовки или мотивации, что к концу года вы разбираете последние задачи из КИМа? Ответ был 2-3. Со всеми остальными он просто решал задачи из первой половины КИМа. Вот такая интересная статистика позволяющая зарабатывать не особо напрягаясь. Ведь изменения в базовых задачах не требуют каких-то новых знаний или подходов. Такие изменения направлены на отсечение учеников, которые просто выучили формулу без понимания. А вот на 27-ую задачу в информатике можно потратить кучу времени, чтобы разобрать новые алгоритмы.

Несмотря на наличие большого количества источников информации в интернете, даже простые задачи уровня 8-9 класса, часто приходится по новой разбирать в 11 классе. Как результат, можно зарабатывать много за счет таких вот учеников. Конечно хороший репетитор долго так не протянет и начет деградировать (экзамен то не стоит на месте). Поэтому нужно брать пару сильных учеников, с которыми будет интересно решать новые и сложные задачи. Таким можно просто дать подборку базовых задач на повторение и не переживать что они не сделают. Сделают и если что-то не так придут с вопросами. А с большинством придется решать еще раз, ведь если рассказывать им сложные задачи, то будет только хуже, будет каша в голове. Поэтому долго и методично решаем однотипные задачи. Потому как дома они их сами не сделают. Личо я в таких случаях даю задачу на минут 5, далее разбор и так по всем задачам. Это заставляет хоть как-то шевелиться таких учеников. При этом между задачами никто не мешает вам решать другие задачи.

Вот как-то так. Данным постом я просто хотел показать взгляд на работу репетитора с другой стороны. Практика показывает, что ученики которые способны решать задачи, задавать вопросы, вникать в суть решения (а не просто выучивать его) в наше время редкость. Большинство не имеет мотивации и уровень в 60-75 баллов для них более чем достаточен. Но даже для достижения таких результатов учеников приходится постоянно подпинывать.

Показать полностью

Как начать готовиться к сдаче ЕГЭ по информатике?

Доброго времени суток. Давно хотел написать пост для тех, кто решил в 11 классе сдавать единый государственный экзамен по информатике (ЕГЭ). Так уж сложилось, что я уже почти 10 лет преподаю данный предмет в 10-11 классах по углубленной программе. До 2021 года экзамен проводился в “бумажной” форме и я успел побыть с обеих сторон баррикад: сначала как учитель,защищающий своих учеников и выискивающий ошибки экспертов на проверке, а потом и пару лет в роли эксперта (об этом кстати стоит рассказать отдельно, деградация системы образования видна и в этой сфере). Естественно не обходится и без репетиторства, учителей способных подготовить учеников на высокие баллы (85 и выше) у нас в городе единицы. Дак вот я хотел бы рассказать о том, как оптимальнее готовиться к экзамену.

Скажу сразу, вкратце ответ простой: нужно решать задачи, решать каждый день хотя бы несколько задач (независимо от того занимаетесь или нет индивидуально с репетитором или в какой-либо из многочисленных онлайн-школ).

В настоящее время есть много открытых источников, которые при наличии у вас желания помогут вам самостоятельно подготовиться. Начнем по порядку.

В первую очередь когда вы выбираете для сдачи предмет, следует ознакомиться с официальными документами. Моя практика показывает, что школьники зачастую даже не представляют из чего состоит экзамен и каковы правила проведения единого государственного экзамена. Каждый год ко мне на репетиторство приходят ученики, которые рассказывают различные байки и ужастики. Например, некоторые верят, что если кого-либо поймают за списыванием, то автоматически аннулируется результат всей аудитории. В большинстве случаев такие истории закладываются в головы учеников учителями или администрацией школы. Нередко с целью отговорить от сдачи необязательного предмета, чтобы ученик не портил школе и учителю показатели. Поэтому следует внимательно изучить материалы Рособрнадзора. Я прекрасно понимаю, что изучать официальный сайт Рособрнадзора занятие скучное, поэтому советую сходить к ним на канал на ютубе (внезапно такой есть). Рособрнадзор каждый год публикует правила проведения экзамена, различные встречи с экспертами предметно-методических комиссий, где рассказывается о правах и обязанностях участников, об изменениях в правилах проведения экзамена, а также в составе контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. Вся эта информация публикуется обычно частично осенью на старте подготовки и затем апреле-мае перед началом экзаменов. В общем много полезной информации из первых рук. В целом если вы в любом взаимодействии с государством будете сначала изучать документы, это сэкономит вам кучу времени и сил в течение всей жизни.

На следующем шаге вам необходимо понять как выглядит экзамен по предмету. И тут внезапно тоже вся информация открыта. Идем на сайт ФИПИ и смотрим в первую очередь демоверсию. Первый вариант демоверсии публикуется в конце августа, затем в начале ноября появляется утвержденный вариант. Обычно изменений между ними нет, или они незначительные. Демоверсия и определяет правила игры. Она содержит три основных документа: вариант КИМа с ответами, спецификацию и кодификатор. Содержимое КИМ понятно из названия, он содержит примерный вариант заданий на экзамене. Примерный, потому как часть заданий может поменяться. Почему-то многих это удивляет. Но тут есть одна деталь, задачи меняются, но тематика и проверяемые знания не меняются. То есть вам просто могут дать другую задачу по той же теме. Это позволяет в какой-то мере бороться с всем известным натаскиванием. Идем далее, спецификация описывает содержимое и структуру экзамена. Например, из нее можно узнать количество баллов за каждую задачу, уровень сложности, а также примерное время выполнения. Кодификатор определяет требования к уровню подготовки выпускников и состав тем на экзамене. Рассматривать следует, только если интересно что еще могут добавить в экзамен. Не все темы, которые есть в кодификаторе, в настоящий момент присутствуют в заданиях.

Дополнительно можно изучить материалы ФИПИ за прошедший год. Советую посмотреть анализ результатов, который появляется к декабрю. Этот документ предназначен в первую очередь для учителей и содержит описание типичных ошибок участников, а также некоторую аналитику. В нем можно посмотреть средний балл по стране, его динамику, распределение участников по баллам, по уровню подготовки, примеры задач, которые вызвали трудности.

А еще на сайте ФИПИ весной публикуется открытый вариант ЕГЭ, который по сути представляет собой еще один вариант КИМа и иногда может содержат какие-то спойлеры (раньше вместо открытых вариантов были варианты досрочной волны).

Далее переходим непосредственно к информатике. С 2021 года ЕГЭ по информатике проводится в компьютерной форме. На мой взгляд в этом есть много плюсов:

1) Экзамен в большей мере проверяет ваше умение программировать и пользоваться средствами разработки. Кто-то скажет, что теперь сложнее (таким советую посмотреть КИМы до 2013 года, когда набрать 100 баллов по информатике было на порядок легче). Конечно во многих школах на информатике ученики занимаются далеко не программированием, а если и программируют то по принципу списать с доски и заменить числа в условии задачи. На мой взгляд информатику сдают ученики, которые планируют поступать на направления непосредственно связанные с информационными технологиями. А там без навыков программирования будет сложно (не говорю невозможно, потому как у самого из университетской группы в 27 человек программировать нормально могло не более десятка человек, остальные хоть как-то, но диплом получили).

2) Уходят проблемы связанные с экспертами. Информатика пока единственный предмет, по которому нет экспертной проверки и как следствие, теперь нет апелляций. Я видел экспертов, которые из языков программирования знали только Паскаль, который они учили в вузе и к которому привыкли. А все эти ваши C++, Python, Java, PHP (видел все эти языки на егэшке) от лукавого и их надо запретить. Стыдно признать, но некоторые учителя так думают. К тому же, даже если эксперт более менее знает базовые конструкции языка, он может не понять решения ученика. Бывало такое что, решение ученика по 27-ой задаче отличалось от эталонного в материалах эксперта и тут как карта ляжет. Один эксперт внимательно изучит программу, если что-то непонятно наберет ее и протестирует, а второй поставит ноль баллов потому что непонятно (были такие случаи в практике, приходилось отправлять учеников на апелляцию).

3) Снижается вероятность вычислительных ошибок. Раньше нельзя было пользоваться калькулятором, а теперь у вас целый компьютер. Кто-то скажет, что расчеты были итак не сложные. Но когда вы придете на экзамен у вас будет неудобный стул, будет жарко (а ручку от окна будут искать долго), вы будете волноваться и все это часто приводит к обидным ошибкам. На моей памяти большинство работ на 95-99 баллов это ошибки в расчетах и невнимательность.

Наличие компьютера позволяет решить некоторые задачи перебором. Не скажу, что это хорошо. Все же лучше понимать метод решения. Но как вариант для самопроверки или когда у вас мало времени, почему бы и нет. К тому же, написать перебор для задачи надо тоже уметь.

Теперь когда мы осознали необходимость навыков программирования, нужно выбрать язык программирования. Я для обучения использую связку C++ и Python. В принципе все можно решать на питоне. Однако в некоторых случаях решение на питоне может выполняться дольше, потому как не всегда с навыками использованиЯ различных библиотек и фишек приходит навык оценки вычислительной сложности программы (а значит и времени ее работы). В то же время некоторые вещи в питоне реализованы гораздо проще и удобнее. В университете вам всяко надо будет изучать один интерпретируемый язык (скорее всего питон) и один компилируемый (c/c++/java). Поэтому в рамкам подготовки в экзамену мы изучаем оба языка и используем их в зависимости от контекста задачи.

Описанный подход позволяет получить более глубокие знания и быстрее решать задачи (помним, что у нас задача решить правильно как можно больше задач, а не удивить кого-то). Часто при решении задач мы сравниваем решения на C++ и Python.

Для изучения основ языка программирования можно читать книги, смотреть ролики на ютубе (их сейчас огромное количество на любой уровень подготовки). Главное конспектировать изученное в отдельную тетрадь с теоретическими выкладками для своего же удобства и не бояться экспериментировать. То есть изучили что-то и тут же опробовали на своем компьютере.

Итого для начала порядок действий следующий

1) Изучить правила проведения экзамена

2) Ознакомиться с КИМом по информатике и его структурой

3) Начать учить основы выбранного языка программирования и пробовать писать программы


На этом пока все. В следующем посте планирую рассказать о том, где искать актуальные задачи и как лучше готовиться к экзамену.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!