Статистика и репетиторы

Не так давно встречал на пикабу посты на тему как статистика помогает зарабатывать репетиторам. Тема несомненно интересна для обсуждения, но я не об этом. Давайте посмотрим на деятельность репетитора и оценим как она изменилась за последние пару лет.

Во-первых несомненно уменьшились временные издержки и стало проще в плане поиска и приобретения клиентов. Различные платформы, социальные сети и телеграм позволяют репетиторам упростить рекламу своих услуг. А после пандемии люди стали намного проще смотреть на занятия в онлайне. Конечно есть те, кому важны очные занятия. Но теперь стало нормальной практикой, когда за весь курс занятий репетитор и ученик могут визуально не наблюдать друг друга, достаточно голосового общения. Конечно кто-то ведет занятия в режиме видеосвязи. Лично я не вижу в этом необходимости, поскольку при занятиях по информатике ученику важнее смотреть на код решения задачи, или наоборот, я сам смотрю в онлайне как ученик решает задачу. То есть никому и никуда не надо ездить. Меньше времени теряется в дороге, соответственно можно больше времени посвятить занятиям и подготовке к ним. То есть снижаем издержки.

Во-вторых следует посмотреть на статистику по ученикам. Конечно кто-то будет фильтровать учеников по уровню, кто будет брать всех. Но речь об общем уровне. Не секрет, что сложность экзамена по информатике последние годы растет. В 2023 году компьютерное ЕГЭ будет проходить в третий раз и уже все реже прокатывет подход взять типовое решение и заучить. Или выбрать в качестве языка Python и использовать его возможности. Задачи меняются и требуют большего понимания сути. Но в то же время мы видим падение уровня учеников. А что не так с учениками? Ведь информатика предмет по выбору и если ребенок пришел с намерением ее сдавать, то логично ожидать, что он будет стараться. Но статистика последних лет показывает, что ученики все меньше времени выделяют на самостоятельную работу. То есть разобрали на уроке задачи, репетитор дает аналогичные задачи на дом и обращает внимание, что экзамен практический, важно нарабатывать навык решения задач. Ученик кивает и ... в лучшем случае делает 30-50% задач. А чаще и вообще приходит нулевой. Всегда находится куча причин, по которым он так и не сел делать задачи. Я даже как-то задавал задачи на каникулы, результат тот же. Это при том, что лет 5 назад уменя были ученики, которые ходили к 4-5 репетиторам по разным предметам и успевали делать большую долю домашнего задания, чем нынешние школьники. Что делают в таким случаях репетиторы? Просто еще раз решают те же задачи с другими числами. Это конечно надоедает, но раз клиент платит, то почему бы и нет?

Однако это не самое страшное, проблема в том, что если раньше мы в течение года разбирали все задачи из КИМа, то теперь разбираем только часть. А почему так, скажете вы? Дело тут не только в нехватке времени из-за повторного прорешивания задач. Катастрофически падает уровень математического образования, уровень компьютерной грамотности (владение тем же excel, paint, winrar и прочее). На занятии по информатике мы можем полтора часа разбирать построение уравнения прямой по двум точкам. Потому как в свое время в школе этот навык не был освоен. В итоге, за год занятий разбираются только две трети задач. Конечно это все еще позволяет в лучшем случае набрать какие-никакие 60-75 баллов, что тоже немало если сравнивать со средним уровнем по стране. Как результат находятся репетиторы, которые умеют решать только часть задач, но зарабатывают за счет количества занятий и вот таких учеников. Приведу такой пример, года три назад обащался со знакомым преподавателем математики. Вся послеобеденная часть дня у него была отведена под репетиторство. По его же словам доходы от работы на стороне превышали в полтора раза доходы от работы в школе. Ценник у него уже на тот момент был около 1,5к за час, ходило к нему всегда порядка 10-15 учеников. Человек он сам не глупый, и в отличие от большинства репетиторов мог решать задачи разного уровня, поскольку пару лет был экспертом на ЕГЭ. Но всегда говорил, что лучше взять пару учеников, чем заниматься всякими олимпиадами. Как-то раз я поинтересовался, сколько детей приходят с настолько хорошим уровнем подготовки или мотивации, что к концу года вы разбираете последние задачи из КИМа? Ответ был 2-3. Со всеми остальными он просто решал задачи из первой половины КИМа. Вот такая интересная статистика позволяющая зарабатывать не особо напрягаясь. Ведь изменения в базовых задачах не требуют каких-то новых знаний или подходов. Такие изменения направлены на отсечение учеников, которые просто выучили формулу без понимания. А вот на 27-ую задачу в информатике можно потратить кучу времени, чтобы разобрать новые алгоритмы.

Несмотря на наличие большого количества источников информации в интернете, даже простые задачи уровня 8-9 класса, часто приходится по новой разбирать в 11 классе. Как результат, можно зарабатывать много за счет таких вот учеников. Конечно хороший репетитор долго так не протянет и начет деградировать (экзамен то не стоит на месте). Поэтому нужно брать пару сильных учеников, с которыми будет интересно решать новые и сложные задачи. Таким можно просто дать подборку базовых задач на повторение и не переживать что они не сделают. Сделают и если что-то не так придут с вопросами. А с большинством придется решать еще раз, ведь если рассказывать им сложные задачи, то будет только хуже, будет каша в голове. Поэтому долго и методично решаем однотипные задачи. Потому как дома они их сами не сделают. Личо я в таких случаях даю задачу на минут 5, далее разбор и так по всем задачам. Это заставляет хоть как-то шевелиться таких учеников. При этом между задачами никто не мешает вам решать другие задачи.

Вот как-то так. Данным постом я просто хотел показать взгляд на работу репетитора с другой стороны. Практика показывает, что ученики которые способны решать задачи, задавать вопросы, вникать в суть решения (а не просто выучивать его) в наше время редкость. Большинство не имеет мотивации и уровень в 60-75 баллов для них более чем достаточен. Но даже для достижения таких результатов учеников приходится постоянно подпинывать.

Лига репетиторов

22 поста127 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Обсуждаем проблемы, связанные с нашей тяжкой и нелегкой деятельностью.

2. Взаимно друг друга уважаем, помогаем, подсказываем.


Не рекомендуется (очень настоятельно):

1. Распространение личных данных учеников (в том числе и фото), без их предварительного согласия.

2. Выкладывание своего ДЗ с предложением решить за вас (касается школьников и студентов).

3. Холивары.