akshin19

akshin19

На Пикабу
поставил 1 плюс и 0 минусов
100 рейтинг 0 подписчиков 2 подписки 10 постов 0 в горячем

Генетический код Азербайджанцев. Азербайджанцы не турки.Агшин Алиев

Генетический код Азербайджанцев. Азербайджанцы не турки.
1-M267, J2-M172 (от 20 до 60 %), G (18 %), R1b, T (по 11 %)

По данным 2018 года, исчерпывающие исследования Y-хромосомы ещё предстоит сделать, причем исследование должно проводиться по всему ареалу проживания азербайджанцев, а количество обследованных должно быть четырехзначным .По данным 60% азербайджнанцев являются попрямом родственникам персов, а не тюрков.
Митохондриальная, то есть материнская наследственность показывает, что армяне и азербайджанцы более близкородственны другим кавказским и иранским народам, которые говорят на других языках, а не прочим по языку индоевропейцам и тюркам, следовательно, она не может объяснить происхождение армянского и азербайджанского языков.
По мужской линии у азербайджанцев преобладают гаплогруппы J1-M267, J2-M172 (от 20 до 60 %) и G (18 %)[, что подтверждает гипотезу о значительной роли автохтонного кавказского субстрата в генофонде этого народа. Также распространение имеет гаплогруппа R1b и T (по 11 %).

Палеогенетические исследования

В 2018 году среди азербайджанцев была выявлена Y-гаплогруппа G-M342.
Антропологически большая часть азербайджанцев относится к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров, татов-мусульман, талышей, а также часть курдов и Таджиков. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.

Исследования XIX века

Русский антрополог XIX века Иван Пантюхов, описывая антропологические типы Кавказа, отмечает наличие у азербайджанцев («азербайджански» по тогдашней терминологии) роста 1658 мм, горизонтальной окружности головы 540, черепные показатели 77,4 (мехатицефалы). Он также указывает, что у них одни из самых частых крепких зубов, что преобладание сплошного карего цвета глаз колеблется между 80-92 % и что из народностей Кавказа у них самый короткий кишечный канал — до 440 % роста. Относительно антропологического типа

Пантюхов пишет: - К типу персиян подходят курды, талыши и адербейджанские татары шииты, а также удины, таты и карапапахи… Адербейджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они во время своего господства жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к талышиским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольской расой, к которой причислял их Загурский и другие этнографы.
В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет: - Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90 %. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, талыши, курды и таты.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что «лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)». ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:
Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное. Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам». Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77—78)».
По обобщённым данным различных лабораторий, свыше половины азербайджанцев являются носителями Y-гаплогрупп переднеазиатского происхождения (E-M35, G-P15, J-P209 и T-CTS6507), что согласуется с теорией заселения Закавказья в мезо- и неолитическую эпоху племенами из зоны «Плодородного полумесяца». Восточноевропейские субклады Y-гаплогруппы R (R-Z2109, R-PF7562, R-Y4364) и гаплогруппы центральноазиатского происхождения (C-M217, N-P43, O-F238, Q-M242, R-Z93, R-M478) вкупе охватывают свыше трети исследованных и свидетельствуют о миграциях с восточных и северо-восточных географических плацдармов. Выявлены также гаплогруппы южноазиатского и западноевропейского происхождения, но с довольно низкой частотой встречаемости.

А кто такие Гаплогруппа J1 (Y-ДНК)?

Гаплогруппа J1 (M267) — Y-хромосомная гаплогруппа, входит в гаплогруппу J.
Гаплогруппа J1 происходит от мутации гаплогруппы J, произошедшей у мужчины, жившего ок. 31 600 лет назад. Последний общий предок современных носителей гаплогруппы J1 жил 27 800 лет назад (даты определены по снипам компанией YFull.
Распространение J1 за пределами Ближнего Востока может быть связано с неолитическими передвижениями народов (J1*) и позже миграциями семито-говорящего населения Ближнего Востока в Испанию, Пакистан и другие регионы. Самая многочисленная подгруппа J1c3 (P58) распространена в значительной степени среди евреев и населения Аравийского полуострова. Также гаплогруппа в целом широко распространена в Леванте и среди семитоязычного населения Северной Африки — например, ассирийцев, палестинцев-христиан, друзов. Для евреев характерны субклады J1c3* и J1c3d* (коэны). Например корневой субклад J1* (M267), будучи характерным для ассирийцев, народов Дагестана, Чечни, европейцев, у евреев и арабов практически не наблюдается.

Распространение J1
Наибольшая концентрация данной гаплогруппы, субклад J1c3d*, наблюдается в Йемене и Саудовской Аравии, среди палестинцев, в Сирии и Ливане.
В Восточной Анатолии значительно представлен субклад Z1842.
Частота гаплогруппы J1 заметно падает на границах арабских стран, Чечни и Дагестана с другими странами, такими как Иран.
Белоруссия – 1,24%, Восточное Полесье – 2,08%, Запад – 1,37%, Восток – 1,16%, Центр – 1,14%, Север – 0,99%, Западное Полесье – 0,83%. В целом частота J1 в Европе не высока. Однако относительно высокие частоты были зафиксированы в центральных Адриатических районах.Италии Гаргано, Пескаре, Паоле, южносицилийской Рагузе, на Мальте, Кипре.Абазины – 2,3%, адыгейцы – 2,0%, абхазы – 1,2%, черкесы – 0,8%. Аварцы – 68%, чеченцы – 20%, даргинцы – 80%, Лезгины – 43% армяне – 5,3%, северные осетины – 3,8%.

Генетический код Азербайджанцев. Азербайджанцы не турки.Агшин Алиев Вторая мировая война, Древний Рим, Великая Отечественная война, Плакат, Длиннопост
Показать полностью 1

Маннейцы  первые  Арийцы. Агшин Алиев

Манна — древнее государство, существовавшее в X—VII веках до н. э. в Передней Азии, к югу и востоку от озера Урмия (современный северо-западный Иран). Центр Маннейского царства находился в районе современного города Мехабад. Столицей был город Изирту.

От самих маннеев надписей не дошло, археологически их страна плохо исследована. Сведения — главным образом из надписей ассирийских и урартских царей, похваляющихся своими победами над этой страной. Впервые упоминается как объект похода ассирийского царя Салманасара III, который в 843 до н. э. вторгся в эту страну и разрушил её столицу Изирту. На следующий год он уже взимает с маннеев дань. При его преемнике Шамши-Ададе V вновь упоминаются войны с маннеями и мидийцами.

Кто были на самом деле маннейцы?

В начале I тысячелетия до нашей эры на территории нынешнего Иранского Азербайджана образовалось государство под названием Манна (в ассирийских и урартских источниках - Маннаи). До нас дошли значительные археологические находки из поселений маннейского периода - Хасанлы и Зибия, благодаря которым мы можем судить о развитии этого древнего государства. Манна делилась на ряд больших областей, названия которых сохранились до наших дней в ассирийских и урартских источниках. Также сохранились названия ряда городов страны и имена некоторых маннейских царей. Таким образом, у нас есть достаточно богатый материал, позволяющий высказать некоторые предположения о языке, которым пользовалось население этой древней страны. Семантика названий областей и городов Манны говорит нам о возможном арийском происхождении этих топонимов. Рассмотрим их подробнее.

Алатей – большая область вблизи озера Урмия. Это название родственно древнему названию Аратта, о тюркском происхождении которого мы сообщали в предыдущих частях нашего исследования. Факт родства подтверждается и географическим положением области Алатэй – она расположена на территории древней Аратты.

Бушту – область и поселение к югу от области Замуа . В названии четко различается слово близок к называнию Путу или Пуштун. Пуштунцы один из восточных ираноязычных народов Афганистана.

Сангибути – область к северо от озера Урмия, граничащая с Бари. Название расшифровывается в древних источниках, как "санг – перс. Каменн», бут» - перс. « мангал» Это что идеально созвучно с иранским словом сангибут – « каменный мангал


Суби (возможный тюркский вариант звучания - Соба) – крупный маннейский город, сведения о котором сохранились в урартских источниках. Четко различается иранских корень "Соба" на талышском ограждение. Похожие по звучанию топонимы сохранились у различных иранских народов.

Тэштаа (Таштау) – маннейский город, также упоминаемый в урартских источниках. Наличие в этом названии талышский корней "душ" (плечо) и "тау" (дерево).
В источниках древности сохранились и имена некоторых правителей Маннейского царства. Цари Акшер, Улухан, Улусун, Эрсин упоминаются в ассирийских и урартских текстах. Близость этих имен собственных к тюркскому языку очевидна и вряд ли нуждается в подробном анализе. Однако, для наглядности мы все же остановимся на именах Улусун и Эрсин.
Улу – по-талышски означает "вид оброшение мальчику", а Эрсин – Ари зан – арийская женщина. В нашем случае Улусун, и Эрсин – это, скорее, прозвища, нежели имена. Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что эти почетные звания были присвоены правителям Манны за их деятельность:

Как видно, сохранившиеся до наших дней в клинописных источниках маннейские названия и прочие имена собственные носят на себе иранскй отпечаток. Будет уместным отметить, что ни в ассирийских, ни в урартских текстах, эти названия не обладают какой бы то ни было семантикой. Это говорит о том, что ассирийцы и урарты знали эти названия через язык оригинала - язык жителей Манны. Следовательно, языком древних маннейцев, скорее всего, можно считать одно из иранские наречий. В конце отметим, что маннейцы известны как ближайшие союзники скифов - древнего народа, покорившего Переднюю Азию и оставившего глубокие следы в истории и культуре всего региона. Итак маннейцы  были истенными арийцами.

Маннейцы  первые  Арийцы. Агшин Алиев Великая Отечественная война, Древний Рим, Средневековье, Вторая мировая война, Плакат, Длиннопост
Показать полностью 1

Рустам – непобедимый рыцарь Ширвана(Сакавраки).Агшин Алиев

Рустам, Ростем (пехл. Rodastahm, Rostahm; перс. от др.-иран. *Raudas-taxma «мощнотелый[1]) — исторический герой иранских народов, легендарный герой персидского народного эпоса, одна из центральных фигур написанного Фирдоуси «Шахнаме». Рустам – исторический и легендарный герой иранских народов из Ширвана(Сакавраки) и муж Тахмиры(Томириса) – царицы массагетов. . Основным материалом для Фирдоуси при создании образа Рустама явился цикл сакско-согдийских сказаний, «Занд агахике» и «Дирахти Ассурик»е о легендарном богатыре. Предание о Рустаме и Сухрабе имеет много общего с осетинскими (нартскими), германскими и кельтскими героическими легендами и мифами. К Рустаму, сыну Зальзара, восходит имя и некоторые сюжеты с участием Еруслана Лазаревича, персонажа русского фольклора[2]

Рустам был сыном Губад шаха, вождя племени тихрахуда, одного из племен саков. Однако он не был единственным сыном Губад шаха так как у Губада было три сына по имени Хуршид и Джамшид и Фарнаг. В дополнение к Рустаму у Губада а также три дочери по имени Сарангиз, Рухангз и Апшерон. Кроме этого у Губад шаха от забилистанской царийы Заринтаджа родилис две сыней по имени Завара и Шагад. Но чувствовавшиеся нехорошая отношении к ним Заринтадж с своими сыновями вернулас к на свою родину Забилистану и там они начили соперничит Рустаму Шагад всегда завидовал Рустаму и ненавидел его. Кабилский прваитель Мехраб был тесно в связе с Шагадом и предлогал им свою армию чтобы отамстит Рустаму. Несмотря на эту Губад шах больше всех любил Рустама. Рустам был сыном Губад шаха, сына Кавус шаха, сына Наримана, сына Джамшида, сына Ираджа, сына, Тахмураспа, сына Фаридуна. Рустам был высоким, сильный и большим он был храбрым человеком с большим телом и большими ладонями. Его рыцарство распространилось на все племена ари-саков, поэтому все его знали и завидовали. Кроме того Рустам проводивший большую часть своих дней на охоте в великой сакской степи. Также другие девушках сакского племени живущих в степях мечтали Рустама. Когда деревенские девушки услышали что Рустам охотится недалеко от их деревень, они сели на лошадей и с нетерпением наблюдали за сценой охоты этого великого рыцаря. Напротив Рустам никогда не был человеком любви и его непреклонное запястье послужило только для восхождения на престол в качестве преемника племени Тихрахуда в будущем. Поэтому Губад шаху было очень комфортно в этом вопросе а с учетом того что Рустам был первым ребенком. Все думали что он сядет на престол после Губад шаха, но Рустам проводил все время с Ларкианом.
Кроме того после смерти Растгубара его приемником стала царица Ларкиан. Хотя Ларкиан неоднократно писала Рустаму о своем желании выйти за него замуж но Рустам не ответил. Другими словами появление Рустама стало для нее средством открытия многих дверей. Однажды Фаргап пополнил ряды тех кто восхищался храбростью Рустама. Хотя и поздно но существование такого героя соответствовало планам Фаргапа. Потому что после Худжу он искал достойного мужа для своей единственной дочери и это мог быть Рустам. Во время войны с племенем хаомаваргов Рустам сумел покорит доверию Фаргапа. Поэтому Фаргап любой ценой намеревался выдать свою дочь замуж за Рустама и использовать ее в своих дальнейших планах. Его храбрость в последней битве с Фаргапом в битве с врагом еще не стерта из памяти людей. Это событие началось когда дядя Рустама Сакасфар укрылся со своим сыном Скуной и вождем племени хаомаваргов Oмарга. В этой битве большая армия хаомаваргов пришла на помощь Рустаму который собирался победить армию Фаргапа и отважно сражался, чтобы рассеять армию хаомаваргов. В конце сражения нападение племени горгсаров жившего на юго-восточном берегу Каспийского моря пришедшего на помощь. Это снова поставило Фаргапа на грань поражения но и Рустам победил их. Потому что кавалерия одетая в волчьи шкуры и с волчьими головами вместо шлемов наводила ужас на всех издалека. Тем не менее Рустам напал на них и рассредоточил их ряды убив их командира Гаджара. В той битве Рустам уничтожил тысячу воинов-горгсаров и теперь звезда Рустама сияла. Он стал идеалом как для массагетов так и для Тихрахудов. Его больше звали не по имени а по прозвищу «Непобедимое железо». Однажды легендарный отважный Фирдовс сын Шапура, вождя племени тохаров не послушав его. В это время Рустам одним кулаком ударил ему и Фирдовс скончался наместе. Это событие сделало Рустама еще крупнее в глазах людей и массагеты оправдали его. Во время инцидента у Шапура не хватило смелости выступить против Рустама но в глубине души он начал питать к нему ненависть. Из-за этого вожди племен завидовали своим предшественникам, потому что тогда они могли делать все что хотели. Среди них вожд племени аланов Хосров - вождь племени тохаров Шапур и вождь племени Гарат - Кавус. Они хотели уничтожит Рустама и свергнуть Тахмиру. Рустам же напротив иногда пропадал с несколькими солдатами на месяц и ездил в Тихру навестить своего отца. В последний раз когда он ушел, когда его отец предложил ему престол как наследнику престола, он отказался от престола в пользу своего брата Хуршида. Поэтому его отец Губад шах посчитал эту акцию добрым шагом в братстве и дал отряд в тринадцать тысяч, после чего Рустам вернулся к Тахмире. Рустам в 530 году до.н э героически погиб в бою при Аргаване и его убили солдаты Кира Великого. Могила Рустама гаходитс в местечке «Зал и зоа» Астаринском районе Талышского региона Республики Азербайджан.[3]


Примичание

1.Marquart, J. “Beitr;ge zur Geschichte und Sage von Er;n.” ZDMG, XLIX (1895), p. 643.
2.Еруслан Лазаревич // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 287. — ISBN 5-85270-032-0.
3.Агшин Алиев. Тахмира(Томирис) – царица массагетов. ( 1-2 часть). Баку -2021

Рустам – непобедимый рыцарь Ширвана(Сакавраки).Агшин Алиев Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Черно-белое фото, Древний Рим, Плакат, Длиннопост
Показать полностью 1

Рустам – непобедимый рыцарь Ширвана(Сакавраки)

Рустам, Ростем (пехл. Rodastahm, Rostahm; перс. от др.-иран. *Raudas-taxma «мощнотелый[1]) — исторический герой иранских народов, легендарный герой персидского народного эпоса, одна из центральных фигур написанного Фирдоуси «Шахнаме». Рустам – исторический и легендарный герой иранских народов из Ширвана(Сакавраки) и муж Тахмиры(Томириса) – царицы массагетов. . Основным материалом для Фирдоуси при создании образа Рустама явился цикл сакско-согдийских сказаний, «Занд агахике» и «Дирахти Ассурик»е о легендарном богатыре. Предание о Рустаме и Сухрабе имеет много общего с осетинскими (нартскими), германскими и кельтскими героическими легендами и мифами. К Рустаму, сыну Зальзара, восходит имя и некоторые сюжеты с участием Еруслана Лазаревича, персонажа русского фольклора[2]

Рустам был сыном Губад шаха, вождя племени тихрахуда, одного из племен саков. Однако он не был единственным сыном Губад шаха так как у Губада было три сына по имени Хуршид и Джамшид и Фарнаг. В дополнение к Рустаму у Губада а также три дочери по имени Сарангиз, Рухангз и Апшерон. Кроме этого у Губад шаха от забилистанской царийы Заринтаджа родилис две сыней по имени Завара и Шагад. Но чувствовавшиеся нехорошая отношении к ним Заринтадж с своими сыновями вернулас к на свою родину Забилистану и там они начили соперничит Рустаму Шагад всегда завидовал Рустаму и ненавидел его. Кабилский прваитель Мехраб был тесно в связе с Шагадом и предлогал им свою армию чтобы отамстит Рустаму. Несмотря на эту Губад шах больше всех любил Рустама. Рустам был сыном Губад шаха, сына Кавус шаха, сына Наримана, сына Джамшида, сына Ираджа, сына, Тахмураспа, сына Фаридуна. Рустам был высоким, сильный и большим он был храбрым человеком с большим телом и большими ладонями. Его рыцарство распространилось на все племена ари-саков, поэтому все его знали и завидовали. Кроме того Рустам проводивший большую часть своих дней на охоте в великой сакской степи. Также другие девушках сакского племени живущих в степях мечтали Рустама. Когда деревенские девушки услышали что Рустам охотится недалеко от их деревень, они сели на лошадей и с нетерпением наблюдали за сценой охоты этого великого рыцаря. Напротив Рустам никогда не был человеком любви и его непреклонное запястье послужило только для восхождения на престол в качестве преемника племени Тихрахуда в будущем. Поэтому Губад шаху было очень комфортно в этом вопросе а с учетом того что Рустам был первым ребенком. Все думали что он сядет на престол после Губад шаха, но Рустам проводил все время с Ларкианом.

Кроме того после смерти Растгубара его приемником стала царица Ларкиан. Хотя Ларкиан неоднократно писала Рустаму о своем желании выйти за него замуж но Рустам не ответил. Другими словами появление Рустама стало для нее средством открытия многих дверей. Однажды Фаргап пополнил ряды тех кто восхищался храбростью Рустама. Хотя и поздно но существование такого героя соответствовало планам Фаргапа. Потому что после Худжу он искал достойного мужа для своей единственной дочери и это мог быть Рустам. Во время войны с племенем хаомаваргов Рустам сумел покорит доверию Фаргапа. Поэтому Фаргап любой ценой намеревался выдать свою дочь замуж за Рустама и использовать ее в своих дальнейших планах. Его храбрость в последней битве с Фаргапом в битве с врагом еще не стерта из памяти людей. Это событие началось когда дядя Рустама Сакасфар укрылся со своим сыном Скуной и вождем племени хаомаваргов Oмарга. В этой битве большая армия хаомаваргов пришла на помощь Рустаму который собирался победить армию Фаргапа и отважно сражался, чтобы рассеять армию хаомаваргов. В конце сражения нападение племени горгсаров жившего на юго-восточном берегу Каспийского моря пришедшего на помощь. Это снова поставило Фаргапа на грань поражения но и Рустам победил их. Потому что кавалерия одетая в волчьи шкуры и с волчьими головами вместо шлемов наводила ужас на всех издалека. Тем не менее Рустам напал на них и рассредоточил их ряды убив их командира Гаджара. В той битве Рустам уничтожил тысячу воинов-горгсаров и теперь звезда Рустама сияла. Он стал идеалом как для массагетов так и для Тихрахудов. Его больше звали не по имени а по прозвищу «Непобедимое железо». Однажды легендарный отважный Фирдовс сын Шапура, вождя племени тохаров не послушав его. В это время Рустам одним кулаком ударил ему и Фирдовс скончался наместе. Это событие сделало Рустама еще крупнее в глазах людей и массагеты оправдали его. Во время инцидента у Шапура не хватило смелости выступить против Рустама но в глубине души он начал питать к нему ненависть. Из-за этого вожди племен завидовали своим предшественникам, потому что тогда они могли делать все что хотели. Среди них вожд племени аланов Хосров - вождь племени тохаров Шапур и вождь племени Гарат - Кавус. Они хотели уничтожит Рустама и свергнуть Тахмиру. Рустам же напротив иногда пропадал с несколькими солдатами на месяц и ездил в Тихру навестить своего отца. В последний раз когда он ушел, когда его отец предложил ему престол как наследнику престола, он отказался от престола в пользу своего брата Хуршида. Поэтому его отец Губад шах посчитал эту акцию добрым шагом в братстве и дал отряд в тринадцать тысяч, после чего Рустам вернулся к Тахмире. Рустам в 530 году до.н э героически погиб в бою при Аргаване и его убили солдаты Кира Великого. Могила Рустама гаходитс в местечке «Зал и зоа» Астаринском районе Талышского региона Республики Азербайджан.[3]

Примичание

1.Marquart, J. “Beitr;ge zur Geschichte und Sage von Er;n.” ZDMG, XLIX (1895), p. 643.

2.Еруслан Лазаревич // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 287. — ISBN 5-85270-032-0.

3/Агшин Алиев. Тахмира(Томирис) – царица массагетов. ( 1-2 часть). Баку -2021

Рустам – непобедимый рыцарь Ширвана(Сакавраки) Вторая мировая война, Черно-белое фото, Древний Рим, Плакат, Великая Отечественная война, Длиннопост
Рустам – непобедимый рыцарь Ширвана(Сакавраки) Вторая мировая война, Черно-белое фото, Древний Рим, Плакат, Великая Отечественная война, Длиннопост
Показать полностью 2

Саки -  ираноязычный кочевой и полукочевой народ. Агшин Алиев

Саки (др.-перс. Sak;, др.-греч.  лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’(ср. осет. sag 'олень'). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы[неавторитетный источник?]. Саки считаются потомками носителей древностей срубной и алакульского варианта андроновской культур. Именно на основе андроновского антропологического типа формируется сакское население Средней Азии. Таким образом, антропологические данные подтверждают заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савроматов с андроновской, полученное ретроспективным методом

Группы
В древнеперсидских надписях отмечены три группы саков: саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» предположительно между греками и фракийцами на западной стороне Чёрного моря), саки-тиграхауда («в остроконечных шапках»), саки-хаомаварга («варящие хаому — дурманящий напиток»). Солдаты Ахеменидской армии, деталь гробницы Ксеркс I, около 480 г. до н. э.

Упоминаются у Геродота[21]. В древнеперсидских надписях отмечены три группы саков:

саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии);
саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов); их восточноиранский язык сохранился в Хотанском оазисе до уйгурского вторжения в XI в.
саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»
саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.
аримаспы, стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и другие.
исседоны
массагеты
В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями». В пехлевийских источниках под могучими мужами понимаются уже белуджские племена. Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами».

Общие сведения
Страбон в своей «Географии» приводит слова Херила (V век до н. э.) о саках, ссылаясь на Эфора:

«Саки, пасущие агнцев, рождением — скифы. Живут же в Азии хлебом обильной. Хотя и номадов потомки, но непорочных людей…» И Эфор, называя Анахарсиса мудрым, говорит, что он принадлежал к этому племени и считался одним из Семи Мудрецов за безупречную моральную чистоту и разум.
Сакские языки. Образ жизни саков и материальная культура
Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в Иссыкском кургане, Казахстан

Сакские языки и диалекты, занимавшие в древности очень большую территорию, представлены в настоящее время в Средней Азии памирскими языками (шугнано-рушанская группа, язгулямский, ваханский, ишкашимский). Памятников, фиксирующих речь древних среднеазиатских сакских племен, сохранилось как сакский язык (тон-тони). Источники перечисляют лишь названия некоторых племен и племенных групп «саки с остроконечными шапками», «саки-хаумаварга». «саки, которые за Согдом», массагеты, дахи, со 11 в. до н. э-тохары. Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле». В современной научной литературе к сакам относят ираноязычные племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов Северного Причерноморья. В отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга».

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III веках до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. Представительницы древней Греции, а позднее Рима в этом смысле обладали гораздо большими свободами и раскрепощённостью. Положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. Известно также имя царицы Зарины. Так же известно о массагетской царице Томирис, которая властвовала после смерти мужа. В сакском обществе выделялись четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы, скотоводы. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, земледельцам-жёлтый, скотоводам- синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия.

Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь», протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.

Скотоводство
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство в сочетании с земледелием. Развивались три основных направления скотоводства:

коневодство
овцеводство
верблюдоводство

Коневодство
По костным материалам, найденным в ходе археологических раскопок в центральном Казахстане, были установлены два вида лошадей:

низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем;
рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники
Овцеводство
Важную роль в скотоводстве играли овцы, дававшие мясо, шерсть, шкуры. Были распространены крупные овцы, близкие к современной породе курдючных овец.

Верблюдоводство
Было развито в степных и полупустынных районах Казахстана. Верблюдов использовали как верховое и вьючное животное. Они давали шерсть, мясо и молоко.

История
Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, около 300 г. до н. э.

Золотые серьги в скифском стиле из погребения Тилля-тепе, Бактрия (совр. Афганистан)

Батальная сцена на орлатских пластинах. I век н. э.

На рубеже VI и V веков до н. э. часть сакских племён (греч. ;;;;;) была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им подати и поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I (смотри рисунок). Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне.

После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III век до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов.

Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (Страна саков, у Страбона лат. Sacasene — современный Систан на территориях Ирана и Афганистана).

Долго путешествовавший по территории Систана и Белуджистана британский офицер на службе у генерал-губернатора Индии Роберт Сандеман писал:

«Быстро уменьшающиеся племена Саджидов (Sajittae) и Сака (Sacac) являются другими из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии.»Оригинальный текст (англ.)[показать]— Encyclop;dia Britannica
Сака (сакхани, сахакан, саджиди) — три или тринадцать из шестисот племён Белуджей. Присутствие племени Саков среди белуджских племён объясняется тем, что происходили миграции племён на территории Систана и Белуджистана.

Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею (лат. Sacaea) в честь отражения одного из таких набегов.

Переселение саков (в китайских источниках эти племена называются племенами сэ) было частью перемещения кочевых народов, запущенного вытеснением юэчжей племенем сюнну (хунну) около 175 года до н. э. Саки, вынужденные покинуть бассейн реки Или, двинулись на Фергану и Согдиану. Около 145 года до н. э. они вторглись в Греко-бактрийское царство и сожгли Александрию Оксианскую. При продвижении на юг саки в середине II в. до н. э. заселили южные области современного Афганистана — так называемый Сакастан.

В конце II — первой половине I века до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию, образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара[45], долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей»[46]. Около 60 года до н. э. индо-скифы взяли крупнейший город тогдашней Индии — Матхуру. На востоке их набеги доходили до Паталипутры, и к 10 году до н. э. под их напором пало Индо-греческое царство.

В I веке нашей эры саков в Индии стали вытеснять на юг двигавшиеся с севера кушаны — ветвь племени юэчжей. Последний этап скифского присутствия в Индии представляет династия Западных Кшатрапов, царствовавшая на западе Деккана со 110 по 395 год. Их столицей служил священный для индусов город Уджайн. На исходе IV века конец власти Западных Кшатрапов в Деккане положил своими завоевательными походами Чандрагупта II из династии Гуптов, убивший последнего сакского правителя Рудрасимху III.

Саки в древнеиндийской литературе[
Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита» Варахи Михиры, «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Некоторые источники[уточнить] приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений.

«Выродившиеся» кшатрии с северо-запада
В «Манусмрити», написанной около 200 г., племена шака вместе с яванами, камбоджами, парадасами, пахлавами, киратасами и дарадасами упоминаются как «выродившиеся воины» или кшатрии. В «Анушассанапарва», одной из книг «Махабхараты», говорится о шака, камбоджах и яванах в том же качестве. Патанджали в «Махабхашье» определяет племена шака и явана как шудр.

Вартика в своей «Катьяяне» перечисляет царей шака, шарасами, сабарасми, барасами и др. и описывает их как варварские племена Уттарапаты. В другой версии те же эпические народы шаки, камбоджи и кашасы упоминаются как племена из Удичьи, то есть с севера. Кроме этого, «Кишкинда Канда» «Рамаяны» относит местопребывание шака, камбоджей, яванов и парадов к самому северо-западу за Химават (Xимават или Химаван — древнее название горной цепи Гималаи). Область северо-западнее Гималаев, расположена на территории совр. Пакистана, и с древних времён известна под названием Семиречье (Sapta Sindhu). Северо-западными границами области являются горы Гиндукуш, с востока плодородные равнинные районы Семиречья и Пятиречья ведийского защищают гималайские хребты.

Саки -  ираноязычный кочевой и полукочевой народ. Агшин Алиев Древний Рим, Вторая мировая война, Черно-белое фото, Археология, Плакат, Длиннопост
Показать полностью 1

Сарматы - древний  кочевой ираноязычный народ. Агшин Алиев

Сарматы - (др.-греч. ;;;;;;;;, лат. Sarmatae) — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

По мнению исследователей, сарматы под именем «савроматы» впервые упоминаются Геродотом (V век до н. э.), который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов». По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы «савроматы» и «сарматы» употреблялись как синонимы.

Античными авторами к сарматам причислялись: аорсы, языги, сираки, аланы, роксоланы, саки.


Ранняя история

Изображение сармата из римского саркофага, II век нашей эры.
Диодор Сицилийский сообщает о переселении скифами савроматов из Мидии к реке Танаис. Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам.

Геродот сообщал, что сарматы происходят от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей, переселившихся вместе с жёнами «к востоку от Танаиса на расстояние трёх дней пути в направлении северного ветра».

Однако, говоря о происхождении самих скифов, Геродот сообщал, что «скифы-кочевники», жившие в Азии, были вытеснены массагетами и, «перейдя реку Аракс, ушли в Киммерийскую землю», при этом неуверенно причисляя самих массагетов к тем же скифам. Также Геродот сообщал, что язык у «савроматов» скифский, «но говорят на нём издавна с ошибками». Во время вторжения Дария I в Скифию сарматы поддержали скифов и составляли часть войска скифских царей.

Имеется и другая версия о происхождении названия «сарматы». И. Маркварт сближал его с именем одного из сыновей Траэтаоны, Сайриме, героя авестийской истории о трёх братьях Сайриме, Туре и Арьи. Фирдоуси в «Шахнаме» пишет, что во владения Сальму (Сайриме) достался «Запад», Туру — Чин и Туран, а Иреджу (Арьи) — Иран.

Завоевание Скифии

Приблизительная территория Скифии в первом тысячелетии до н. э.
В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов селились на территории Европейской Скифии.

В конце IV века до н. э. ситуация изменилась. Скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха, фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён. Вслед за ослаблением Скифского царства дружественные отношения его с сарматами сменились в III веке до н. э. враждой и наступлением агрессивных и воинственных молодых сарматских союзов на Скифию.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис, или Дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжёлых событиях сарматского нашествия. «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Так как они напали на людей, не ожидавших их прихода, то и обратили всех в бегство, что обыкновенно бывает в таких случаях; многих из способных носить оружие они убили, других увели живьем, кроме тех, которые успели переплыть на другой берег реки, где у нас находилась половина кочевья и часть повозок… Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился.».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племён в Северное Причерноморье.

Помпоний Мела в своём описании использовал сведения римской морской экспедиции, достигшей Ютландии в 5 году н. э. Из всех германских племён только гермионы[en] жили к востоку от Эльбы, но Помпоний не знал об их восточных соседях, по-видимому, предполагая, что они были сарматами, так как это было на границах Римской империи с нынешней Венгрией, и применял этот этноним ко всем негерманским племенам к северу от Дуная и к востоку от Эльбы.

Великое переселение народов
Основная статья: Великое переселение народов
В начале нашей эры началась эпоха Великого переселения народов, инициаторами которого, по мнению многих исследователей, стали готы, а затем гунны.

Аммиан Марцеллин (330—400 гг. н. э.), описывая гуннов, сообщает, что это племя обитает за Меотийским болотом (совр. Азовское море) в сторону Ледовитого океана, что они дошли до земли аланов, — древних массагетов. Самих алан Марцеллин помещает восточнее реки Танаис (совр. Дон) на неизмеримых пространствах скифских пустынь, а савроматов севернее Истра (совр. Дунай), говоря, что тот, пополнившись водой притоков, протекает мимо савроматов, область которых простирается до Танаиса. Из этого видно, что Аммиан Марцеллин отличает савроматов от алан.

Аврелий Виктор в произведении «О цезарях» пишет, что во время провозглашения цезарем Константа (ок. 320—350 гг.) были разгромлены полчища готов и сарматов. Сократ Схоластик сообщает, что в год смерти Валентиниана (321—375 гг.) сарматы напали на Римскую империю, перейдя Дунай в области Реция.

Между 370-м и 380-м годами гунны громят остготов, а перед тем, со слов Иордана, перейдя Меотиду, подчиняют себе аланов, обессилив их частыми набегами..

Сарматия Птолемея
Клавдий Птолемей в своём трактате «Руководство по географии» писал о Европейской и Азиатской Сарматиях, границей между которыми полагал реку Танаис.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Историк Страбона называет их племена — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит пишет об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томы в 8 году н. э.; поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Скорбных элегиях» сарматов под городом — «враг, сильный конём и далеко летящей стрелою, разоряет … соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы».

«Европейская Сарматия»

Восьмая карта Европы заключает европейскую Сарматию и Таврический Херсонес. Отпечатано: Страсбург (1513 г.).
Основные статьи: Языги и Роксоланы
Западные сарматские племена — роксаланы и языги — занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племён. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось — с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них — между Днепром и Дунаем — жили языги.

В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Сербии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наёмничество.

Начиная со второй половины I века, сарматы, откликнувшись на призыв царя Дакии Децебала, принимают участие в дакийских войнах. В 87 году римская армия под командованием Корнелия Фуска вторгается в Дакию. В битве при Тапае римляне терпят поражение. Даки добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Часть этих субсидий получали и языги. Роксоланы и языги являлись верными союзниками даков и принимали участие во всех военных компаниях даков против римлян, включая первый дакийский поход Траяна и второй дакийский поход Траяна, вплоть до лета 106 года, когда римские войска, возглавляемые императором Траяном, окончательно захватили Дакию и её столицу Сармизегетузу. Понесшие огромные потери, языги так и не смогли восстановить былое могущество. Теперь лидерство перешло к роксоланам — племенам, жившим восточнее, а потому не подпавшим под римскую оккупацию. После падения Дакии римляне ещё какое-то время продолжали выплату дани роксоланам, однако вскоре отказались от этого. Прекратив получать дань, роксоланы и языги в 117 году вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетних набегов Римская империя, желавшая покоя у своих восточных границ, была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царём Распараганом, который имел два титула — «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав даков, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.

Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 году заключили с императором Марком Аврелием. Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии — сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.

Восьмитысячный отряд языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников отправлялась служить в Британию. По версии некоторых учёных, например Жоржа Дюмезиля, именно эти сарматы явились источником кельтских мифов о короле Артуре и рыцарях круглого стола .

Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племён. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях — на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании

Сарматы - древний  кочевой ираноязычный народ. Агшин Алиев Древний Рим, Средневековье, Вторая мировая война, Плакат, Археология, Длиннопост
Показать полностью 1

Савроматы  - кочевые ираноязычные  племена(Агшин Алиев)

Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται) — кочевые ираноязычные[1][2][3][4] племена.

Савроматы были известны ещё Геродоту (V в. до н. э.), который размещал их восточнее Танаиса, то есть на территории Азиатской Сарматии Птолемея. Геродот указывал, что «за рекой Танаисом — уже не скифские края». Страбон помещает савроматов на Северном Кавказе «между Гирканским морем и Понтом»[5].

В начале IV века до н. э. продвинулись к западу в связи с экспансией сарматов, которых античные авторы IV-II веков отличали от савроматов, а с конца II века до н. э. уже не различали[6][7].

Содержание1Упоминания древних историков2Происхождение3Цари3.1Савромат I3.2Савромат II3.3Рескупорид III3.4Савромат III3.5Рескупорид VI4Примечания5СсылкиУпоминания древних историков[править | править код]

Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту (V в. до н. э.). До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов.

Геродот впервые упоминает о савроматах в легенде о появлении амазонок в Скифии, она довольно известна. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабежа разгорелся конфликт со скифами, которые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племени следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они.

Терпением и хитростью молодые скифы сумели объединиться с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при условии, что они не останутся с другими скифами, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами и генетически связывает их со скифами, подчеркивая это также замечанием, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном»[8].

Один из предшественников Геродота — Гекатей Милетский, предлагал читателю этнокарту племен, обитавших «в Европе» и «у Кавказа», выделял из них собственно «скифские» племена — меланхлэны, миргеты, иды, дандарии, типаниссы, иксибаты, иамы, исседоны (fr. 154—168). Савроматов среди них нет.

Кроме того, следует вспомнить третью легенду, приводимую Геродотом, связанную с появлением скифов. «По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю…». Согласно этому сообщению, при своем перемещении на запад, скифы не встречали на своем пути крупных объединений номадов, за исключением киммерийцев.

Будучи тесно связанными со скифами, савроматы все же не фигурируют на начальном этапе скифской истории. Все эти немногочисленные фрагменты практически ничего не дают для реконструкции ранней истории савроматов без их датировки. Традиционно время написания IV книги «Истории» Геродота относят к середине V в. до н. э., датируя его путешествие в Скифию около 450 г. до н. э. А Гекатея считают современником Дария I (последняя четверть VI — начало V вв. до н. э.).

Д. А. Мачинский[9] обращает внимание на уже упоминавшийся фрагмент «Истории»:

После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в землях свободных скифов[8].

Он отмечает, что торжище Кремны могло возникнуть только с началом активного проникновения греков в данный регион, что произошло не ранее конца VII — самого начала VI вв. до н. э.

Такая версия достаточно уместна, особенно если вспомнить, что легенда о скифах и амазонках относится у Геродота к легендарной истории скифов. Их же появление в киммерийских землях согласно «Истории», рядом авторов относится к VII в. до н. э.[10]

О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора. Сообщение Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) заключается в следующем: скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена

…а самых важных было два: одно из Ассирии…другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами[11].

Информация подобного рода содержится и у Плиния Старшего (I в. до н. э.):

По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками[12].

Оба автора связывают савроматов с Мидией, но, если савроматов довольно трудно предположить потомками мидян, то, вполне вероятно, что они появляются на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии.

Происхождение[править | править код]

Б. Н. Граков считал, что савроматы (как основа большого союза племен, которые иногда упоминаются именем Роксоланы) образовались в результате ассимиляции Скифов и Мазкутов (иногда упоминаются именем Амазонк), отколовшимися от своего основного ядра, какой-то группы приазовских меотов[13][14]. В своей работе «Пережитки матриархата у сарматов», опубликованной в «Вестнике древней истории» в 1947 году, он определил территорию, на которой жили савроматы, отождествив её с блюменфельдской археологической культурой, существовавшей с 6 по 4 век до н.э. Восточная её оконечность доходила до казахстанской реки Эмба, впадающей в Каспийское море. На севере ареала их захоронения находят под Магнитогорском, Бузулуком и Орском. На Западе владения савроматов упирались в нижнее течение Дона и Азовское море. Этой версии придерживался и Ф. Г. Мищенко, но в меотах (жителях округи Приазовья — Меотиды) он видел покоренных скифами киммерийцев[15]. Аналогичны представления М. И. Ростовцева[16].

Возможно, савроматы играли важную роль в распространении господства скифов в Европе и Азии. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима (cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha из скифского Raha)[17].

Пережитки матриархата у савроматов отчасти доказаны археологически: были исследованы могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари). Но археология савроматов еще в полной мере неизвестна.

Савроматская конница отличилась в войне скифов против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе этих смелых всадников стоял Скопасис (Скопас).

С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон[18]. В IV—III вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.

В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат. Современное состояние вопроса о происхождении савроматов, их ранней истории, а также об этимимологии их этнонима подробно рассмотрено в статье С. Р. Тохтасьева[19].

Цари[править | править код]Савромат I[править | править код]

Савромат I (греч. Sauromátes), царь в 93-123 гг. В период его царствования Боспор переживал экономический подъём, оживлённо развивались торговые связи с окрестными странами. Вёл войну с противниками за влияние во всей Скифии (Сарматии), его войска и дипломаты победили. В связи с этим на монетах Савромата I чеканились триумфальные изображения. Положение Боспора в период правления Савромата I было довольно стабильным. Рим сменил в этот период трех императоров — Нерву, Траяна и Адриана, которые не притесняли Боспор.

Золотая монета Савроматом чеканилась регулярно, пропуски отмечены только для четырех годов. Активно чеканили медь — 17 выпусков по 2—6 разновидностей в каждом. При этом боспорский царь ставил себя вровень в римским императором. Например, на монете 94—95 гг.

Аверс: TI·ΙΟΥΛΙΟΥ ΒΑϚΙΛΕΩϚ САУРОМАТОУ, бюст царя Савромата I в повязке вправо, точечный ободок.Реверс: Голова императора Домициана в венке вправо, внизу МН, точечный ободок. Диаметр — 27 мм. Вес — 10.57 г. На других монетах вместо императора богиня победы Ника и иные символы славы. Были на монетах Боспора изображения Траяна и иных властителей Рима[20].Савромат II[править | править код]Монета Савромата II с его изображением. Одесский музей нумизматики

Савромат II правил в 174−210 гг., продолжая традиции династии Рескупоридов. В начале правления он столкнулся с последствиями политики своего предшественника, платившего дань «северных архонствам» (варварам). «Дань» золотом практически не возвращалась в денежный оборот; в связи с пиратством на море уменьшилась торговля, и, как следствие — поступление налогов в казну.

После проведенной Савроматом II в 186 году денежной реформы, в обращение поступили новые номиналы бронзовых монет: денарий, двойной денарий, двойной сестерций и драхма. Очень красива серия двойных денариев с изображением подвигов Геракла, которого греки считали родоначальником скифов.

В 193 году, при поддержке нового императора Септимия Севера, Савромат II проводит успешную кампанию против северян в Крыму, результатом чего стало присоединение Таврики к царству. Для финансирования военных действий увеличили чеканку статеров, одновременно уменьшив в них содержание золота (до 15 — 30 %). В это же время, как бронзовые монеты предыдущих правителей, так и денарии самого Савромата II массово надчеканиваются звездой, знаком двойного номинала буквой «В» и портретом Септимия Севера.

Рескупорид III[править | править код]

Сын Савромата II и его наследник — Рескупорид III (210—226) уже считался и царем тавроскифов. По примеру римских и персидских властителей, приазовские владыки принимали пышные титулы — «царь великий», «царь царей» (типа «хаканов», еще до нашей эры были примеры и их обожествления). Царское окружение составляли аристополиты (аристократы). Города и области царства управлялись наместниками. Здесь добивались сосуществования язычники, иудеи-сектанты, христиане, но продолжалось и почитание римских императоров, безымянного «Бога высочайшего» .

Уровень экономики был достаточно высок. Развивались товаро-денежные отношения, чеканились свои монеты. Товары поступали из отдаленных стран Европы, Африки и Азии, куда попадали и отечественные изделия. Достаточно развитым было сельское хозяйство. И на этой основе активизировалась геополитика.

Савромат III[править | править код]

Савромат III (годы правления: 229 / 230—231 / 232 гг. н. э.) был соправителем Котиса III. Этот Савромат известен, в основном, по нумизматическим источникам.

Рескупорид VI[править | править код]

При царе Рескупориде VI примерно к 341 году у Азовского моря прекращается чеканка монеты, существовавшая непрерывно около 900 лет (найдены тысячи приазовских монет десятков различных типов). Но «архонтство» Боспора, обретшее к IV в. и свою епархию, дожило почти до времен русского Тмутараканского княжества X—XIII вв., возникшего в этой округе.

Символы Рескупоридов (Савроматов) — вариации трезубцев («острог», вил) — затем использовали Рюриковичи[21].


Археология: Учебник. Под редакцией академика РАН В. Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006, с. 327.

Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. М.: «Вече», 2002, с. 327.

Щукин М. Б. На рубеже эр. СПб.: Фарн, 1994, с. 127.

Скифы и сарматы: проблемы этничности. Беседа с антиковедом А. Иванчиком. Дата обращения: 15 октября 2017. Архивировано 17 января 2020 года.

Страбон. География. Кн. 2.

Савроматы Архивная копия от 14 января 2021 на Wayback Machine // БРЭ↑

Уже со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы „савроматы“ и „сарматы“, по-видимому, употреблялись как синонимы.

Н. Лысенко. Языги на дунайском Лимесе Рима в I—II вв. н. э. С. 3—4.1 2 Геродот. История (IV, 110—117)Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по свидетельствам античных письменных источников // АСГЭ. 1971. № 13. С. 37.

Бози Ф. Античные источники о савроматах // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Савроматская эпоха. Вып. 1. М., 1994. С. 19.

Диодор, II, 43

Плиний, VI, 19

Граков Б. Н., Мелюкова А. И. Об этнических и культурных различиях…, стр.49.

Граков Б. Н. Каменское городище на Днепре. — МИА, № 36, 1954, стр.14.

Мищенко Ф. Г. К вопросу об этнографии и географии Геродотовой Скифии (по поводу книги Э.Боннеля). — Университетские известия, № 11. Киев, 1882, стр. 477.

Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918, стр.33, 34.

J. Marquart. Eransahr…, стр. 155.; J. Marquart. Wehrot und Arang, стр. 136.

Лукиан из Самосаты. Токсарид, или дружба, 39.

Тохтасьев С. Р. Sauromatae — Syrmatae — Sarmatae, Херсонесский сборник XIV. Памяти М. И. Золотарева (Севастополь 2005) 291—306.

Савромат I (ок. 93 / 94 — 123 / 4 гг.). ~ Музей денег (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 декабря 2007. Архивировано 8 июля 2008 года.

Драчук В. С. Дорогами тысячелетий. М., 1976 г. (и переиздания).

Савроматы  - кочевые ираноязычные  племена(Агшин Алиев) Черно-белое фото, Плакат, Вторая мировая война, Векторная графика, Древний Рим, Длиннопост
Показать полностью 1

Баллабур Крепость Бахрам Фаррухзада и Бабека. Агши Алиев

Баллабур — одна из семь крепостей на территории Ленкоранского района в ского Талыша. Крепость является памятником архитектуры местного значения. Крепость Баллабур расположена в 6 км к юго-западу от Ленкорани, у села Баллабур, у подножия талышских гор и занимает площадь 1 га. Первые сведения о крепости были даны историком Саидали Казибековым в 1869 году. Позже, в 1926 году, азербайджанский археолог Иса Азимбеков написал во втором номере журнала «Новости Азербайджанского археологического комитета» в статье «Древности Ленкоранского края»: «Крепость Баллабур расположена на вершине горы. На стене первого круга есть комнаты. На стене первого круга вырезанная из белого камня фигура барана. На стене второго круга рельефные фигуры в виде луков, стрел, мечей, кинжалов. В конце верхнего круга находится разрушенная комната. Есть и дополнительные комнаты. Они построены из темно-красного и светло-красного кирпича, находки крепости - средневековая глазурованная керамика, медная и золотая византийская нумизматика». Археолог пишет, что даже я нашел там древние византийские монеты. В результате здесь широко распространена деятельность «золотоискателей», чтобы заработать больше денег, чем научные исследования. В результате здания, которые наблюдались во время в Баллабуре, были разрушены.
Археолог Хатем Касаманлы показал, что в 1967 г. примерно в 100 метрах к востоку от подножия крепости на равнине была вырыта глубокая траншея для водного канала. При раскопках был обнаружен культурный слой, где были обнаружены различные культурные артефакты, в том числе бронзовое и железное оружие, конские доспехи, показал поселение в эпоху поздней бронзы - раннего железного века толщина 1,5–2 м свидетельствует о том, что поселение было большим и в то время велась интенсивная жизнь. К востоку от поселения, на большой территории, которую местные жители называют Сы;он (с талышского "камни"), находится кладбище, ровесник поселения. Гробницы типа «каменного ящика» разного размера, сложены из огромных кусков камня.
Археолог Фарман Махмудов, исследовавший местность в 1960-х годах, обнаружил более 200 каменных ящиков. В настоящее время большая часть территории кладбища передана жителям в качестве двора. Лишь небольшая часть охраняется государством как памятник. В истории есть большое количество памятников, известных как «Талыш-муганская культура», их изучают более 100 лет. В этот период было определено, что распространение этих памятников охватило равнины Мугани и Ленкорани в талышских горах. Поздняя бронза - ранний железный век, т.е. вторая половина второго тысячелетия до нашей эры - первая половина первого тысячелетия (1400-500 до н.э.), или, другими словами, с сегодняшнего дня носители этой культуры, восходящей к 3400-2500 лет назад, имели высокоразвитую культуру своего времени, поддерживали различные культурные, экономические, политические и военные отношения с великими державами Ближнего Востока. Всё это отражено в сохранившихся до наших дней гробницах, период богат на военные конфликты, до наших дней сохранились многочисленные замки и крепости, построенные на территориях соседних государств и племен. Однако носители талыш-муганской культуры, хотя и изучаются много лет, известны лишь большим количеством надгробий. Наличие в могилах различных видов оружия указывает на то, что они всегда находились в состоянии военного конфликта. Однако их укрепления, замки и крепости до сих пор неизвестны науке. Поздний бронзовый и ранний железный век - период бурного развития пастбищно-зимнего скотоводства на Кавказе и во многих соседних регионах. Сильные племенные ассоциации, объединенные на основе военной демократии, контролировали определенные территории, где они проводили лето и зиму на пастбищах.


Этимология

Название крепости идентично названию села где она располагается, село Балелабыр происходит от двух талышских слов "балел" ("дуб") и "быр" ("терновник"), т.к. ранее в деревне преобладал дубовый лес. Крепость принадлежал великим талышским национальным героям Бахрама Фаррухзада и Бабека Хуррамита. Бахрам Фаррухзад воевал против арабским захватчикам в 6 веке. Но я хочу отметить, что это пребывание
В арабских источниках упоминается, что его зовут Бабур.Так, арабские источники говорят, что арабы Впервые со слов Абдуллы ибн Касима, со слов Фарви ибн Лакита аль-Мадаини сказал мне, что Осман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, когда он стал халифом, он отправил Утбу (ибн Фархада) обратно из Азербайджана. призвал и назначил Валида Абу Муайта [там судьей]; В его время население Азербайджана жило в мире Абдулла ибн Кибл был во главе своей группы против них в 25-м году правления Валиди. Валид нападал на жителей Мугани, Бабара, Талешана, грабил взял многих из них в плен и заключил мир с Хюзейфом по просьбе жителей Азербайджанской губернии. (Видеть- "Справочники по истории Азербайджана", кн. стр. 72). Муган, Бабар и Тайлесан - это муганская равнина, на которой мы сейчас живем, Талешан - Талешан в переводе с персидского Талыш, что значит Талыш, - это территория Талыша, а Бабар - замок Баллабур, расположенный в Лянкяране. между собой люди называют его замком Бабара. крепость, 19.09.2017). связан его братом Бахрамом.В После порожении при Кадисии и при Нахаванде Бахрам со своими братями вернулься на родину Талыш и укрепился на своем крепосте Бабар. В 642 – ом году он восстал против арабских захватчиков и арбы штурмовали крепость. В 644 –году арабы под командованием Букейра бин Абдуллы взяли крепость Бабар(Баллабур) и Бахрам сос своей малочиленной армией отступился на сторону Ширвана к Шахрияру – своему двоюрному брату. Ну в местечке «Шахи шахид» попал в осаду и был убит.
Кроме этого крепость Баллабур был главным укреплением национального героя Бабека. Он с 816 года до 830 –год противостоял против арабам.

• Саидали Казибеков. «Джавахирнамей Ленкорань». Ленкорань - 1869 г.
• Ахбар-наме.Худавердиоглу.1855.
• Агшин Алиев. Энциклопедия памятников Южного региона., B.2018. cтр.18.-25.
• Сурия Митиленли Захари- Ат-Табари, I, 892–894.The N;ldeke. Geschichte der Perser und Araber zur zeit Sasaniden, p.152–153; A.Chrlstensen.L;Iran sons la Сасанид, Париж, 1936, стр.134.
• Пигулевская Н.В. Город Ирана в раннем средневековье, М. -Л, 1956, с.169-173.
• Ат-Табари, I, 89.3, VII в, с. 58, см .
• В.Г.Луконин.Иран в эпоху первых Сасанидов, стр, 19-24
• Якубовский А.Ю. Ибн Мискавейх о походе русских на Берда в 332 г. (943–944 гг. До н.э.). ББ, т. XXIV вв., 1926.
• Еремов Т. Феодальное образование Картли в период маржи (532-627).
• Этибар Ахадов, Мирхашим Талышлы. Ленкоранский энциклопедический словарь. Баку-2014. стр. 80.
• Газета «Культура». 21-12-2008, см. - газета «Азад Зулалоглу Азербайджан».

Баллабур Крепость Бахрам Фаррухзада и Бабека. Агши Алиев Арабы, Векторная графика, Плакат, ArtStation, Черно-белое фото, Видео, YouTube, Длиннопост
Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!