Круиз Москва-Санкт-Петербург
13 постов
13 постов
Мне как-то симпатичнее такое. Про экологию никто не загоняется, просто стояла задача вписать дом в ландшафт, максимально сохранив планировку участка.
Но внутри довольно брутальные интерьеры:
А вообще такая конструкция была выбрана для того, чтобы сохранить здание амбара. Впрочем, в амбаре сейчас сделан вход на виллу через двадцатиметровый туннель.
Правда, это не жилое здание - оно сдаётся в аренду. Стоит что-то типа 700-800 долларов за ночь, может принять до 10 человек.
Впрочем, особого уединения ждать не стоит.
Но если хочется, то у домика имеется сайт - https://www.villavals.ch/en
Заказал 31 августа наушники. Обещали привезти 7 сентября, выдали трек (СДЭК). 7 сентября пришло сообщение "доставка задерживается, мы вам перезвоним". До 10 сентября не перезвонили - потому заказал наушники в другом месте, а тут попытался отменить заказ. И поехало.
Во-первых, кнопка "отменить" то появляется, то исчезает.
Во-вторых, после нажатия на неё либо "ошибка, попробуйте попозже" либо заказ какое-то время висит в статусе "отменяется", а потом статус сбрасывается. Связаться с поддержкой на сайте не даёт - "заказ получили - да/нет?" Жмёшь "нет" - пишет "ждите получения".
В-третьих, чат на сайте у них хрен найдёшь - ссылка на него в FAQ'е внизу страниц. Тогда же десятого достучался как-то то чатбота, который пообещал, что мне ответит человек. Оставил чат открытым - спустя пару часов бот всё искал человека, а какая-то Кристина пришла в чат только под вечер, когда я давно уже ушел домой.
В-четвёртых, при попытке позвонить робот рассказывает, что они в курсе моего обращения от 11 числа (а я 10 обращался) и со мной свяжутся в течение недели. Может быть. А все операторы заняты и лучше писать в чятик на сайте. Время ожидания 20 минут. Может быть. Не дождался.
13 числа мне пришло письмо от СДЭКа:
ваш заказ ХХХХ не был вручен по причине: Возврат, отказ от получения: Без объяснения".
То есть где-то там в они в курсе о том, что я кнопку "возврат" нажимал. Но никак этого не показывают и деньги не возвращают.
15 числа я около пяти вечера начал писать этот пост. Днём ещё раз попробовал позвонить - снова советовали написать в чятик. Там скорость реакции оставалась точно такой же - никакой. Снова потыкал в кнопку отмены - и она наконец-то сработала, статус остался, а не сбросился через несколько минут.
В 20:59 пришла смс:
Доставка отменена по техническим причинам, возврат денег уже запустили.
И 16 утром деньги таки вернулись.
Справедливости ради - такое поведение в первый раз на десяток покупок. Но отсутствие обратной связи не радует. Пусть они и пишут сейчас на сайте "доставка может задерживаться".
Это была реклама сбермаркета.
Голливудские хакеры и голливудские компьютеры вообще давно уже превратились в мем и надёжно прописались в голове у людей. Ко мне тут на днях подходили с просьбой увеличить видео и повернуть человека, стоявшего к камере спиной так, чтобы лицо можно было рассмотреть. Пришлось просителя огорчить. Впрочем, сейчас я не об этом.
Тут на глаза попался новый нетфликсовский сериал Fubar со Шварценеггером, чем-то напоминающий «Правдивую ложь», растянутую на много серий. Сам сериал я не смотрел, так, мимо телевизора проходил, где его смотрели.
Клюквы в нём достаточно и так, но в шестой серии у героев стоит задача выбраться из старого советского бункера и при помощи старого советского компьютера. Посмотрим, на что способны голливудские хакеры сегодня.
Начальные данные: команду заперло в бункере после того, как они выстрелили в щиток из ракетницы и залили его из огнетушителя. Дверь заклинило — It's set to default, как выразился Шварц — и открыть её они не могут. Плюс мобильная сеть не ловится, бункер же.
И у них есть два часа на то, чтобы выбраться — иначе все задохнутся. Или попадут «прямо в ГУЛАГ», что ещё хуже. Но в бункере есть компьютер! Значит он управляет дверью, это же очевидно.
Компьютер состоит из процессора системного блока, монитора, клавиатуры и отдельно стоящего дисковода.
Монитор. Сильно похож на монитор от IBM PS/2 с матрёшкой для придания национального колорита.
Клавиатура — «It's cyrillic — no problem». Выглядит один в один как клавиатура Tandy 1000, только с русскими буквами. И ещё ощущение, что они кнопку «З» вверх ногами воткнули.
Клавиатура Tandy 1000.
Системный блок. Уже пожилой, но явно помоложе бункера. Имеется 3.5" дисковод, а сверху у него сдвоенный 3.5"/5.25" с щелевой загрузкой. Среди фанатов ретро-железа ценится. Сбоку стоит коробочка для дискет, вроде пятидюймовых.
Сзади, впрочем, явно видно, что системник АТХ, плюс к нему ничего не подключено, кроме кабеля питания. Но в этом ничего странного — ин Совьет Раша уже в восьмидесятые везде использовались беспроводные клавиатуры и мониторы. И даже видеокарта не требовалась — по крайней мере, я её в этом системнике не вижу — ни встройку, ни дискретную.
В какой-то момент коробочка для дискет исчезает и рядышком с компом появляется дисковод. Вроде как от Apple.
Похож, по крайней мере.
На мониторе видна система управления бункером на русском языке под названием «Системная комната V4.39 BL83». С её помощью можно управлять дверью, климатом, вентиляцией и властью.
Хотя по мне это больше похоже на текстовый редактор.
Ладно, компьютер у нас есть, как теперь открыть с его помощью дверь, учитывая то, что всё сгорело и не отвечает? Надо добиться того, чтобы он «крашнулся» и сбросил систему безопасности, тогда дверь и откроется.
Как добиться «краша»? Ну это же элементарно, говорит Шварц — последний раз компьютер включался в октябре 1989 году и часы с того времени стояли. Значит он подвержен Y2K bug — как только наступит 2000 год, календарь улетит в 1900 и система сбросится. Хорошо, допустим.
Как убедить компьютер, что наступил 2000 год? Войти в биос и выставить дату? Запустить команду date? Но нет, герои фильма не ищут лёгких путей. Чтобы часы компьютера быстрее добрались до нужной даты, нужно разогнать процессор. Они так делали в школе, чтобы игрушки быстрее бегали. А раз игрушки быстрее бегали, значит и часы быстрее шли. Так ведь?
Да, конечно, были программы, которые были привязаны к частоте процессора, а не к RTC. Но часы к таким не относились. Да и вообще, если у компьютера был отдельный чип RTC, то ему было пофиг на то, на какой скорости работает процессор.
Ну ладно, решили наши хакеры разогнать процессор. Как это сделать? Переставить джамперы? Поменять кварц? Нет, надо подать на процессор повышенное напряжение — тогда он начнёт работать быстрее. Но если переборщить, то можно процессор расплавить. Как же узнать, какой тут стоит процессор? Прочитать то, что на нём написано? Нет, конечно.
Ин Совьет Раша в восьмидесятые годы на блоки питания клеили штрихкоды, по которым при помощи специально обученного приложения американские шпионы могли определить, что за процессор стоит внутри системника. Логично.
Программа MyAisles (по сюжету — это выдуманный софт) нужна для того, чтобы искать по штрихкоду товары в магазинах. Ну и шпионы ей тоже пользуются, да. Ну и мобильная сеть у них в бункере не ловится, да, конечно. У них там даже вайфай работает.
Возвращаясь к нашему процессору — он продаётся в американских магазинах, оказывается. Ну или, как минимум, есть в базе товаров. И зовут его «KOSMO2».
Хакеры сразу понимают, что «это советская копия i386, 12 мег». Под «мег» я тут подозреваю, подразумеваются мегагерцы, потому что дальше говорят, что «разгоняется до 40». Хотя как понять, что этот космо2 работает именно на 12 мегагерц — не знаю. Впрочем, я и не хакер.
А внутренности системника хоть и не разобрать нормально, я бы оценил как что-то эпохи Pentium 4 под Soсket 478. Материнская плата очень напоминает Intel D845WN - разъёмы, расположение конденсаторов, доп-питание по центру, а не за процессорным сокетом.
Подняв напряжение, герои идут в меню «Система» и выбирают «Свидание».
И часы побежали. Правда, октябрь 1989 почему-то превратился в август, но что нам пара месяцев на фоне 11 лет, которые должны пройти за пару часов.
Не буду дальше особо точно считать, но. 11 лет — это примерно 96 тысяч часов. Чтобы они пролетели за 2 часа, нам надо ускорить время в 48180 раз. А герои добились этого разгоном процессора в три раза. Хакеры, одним словом. А если двумя, то голливудские хакеры.
Но даже у них не всё так просто — пока они там занимались личными разборками, ради которых их режиссёр вообще и запер в этом бункере, компьютер начал дымиться откуда-то снизу. Ибо «перегрелись провода вентилятора, потому что он работает слишком быстро».
Как с этим бороться? Начали они с того, что решили поискать «запасные провода, что-нибудь проводящее». Начали копаться в ящике с радиодеталями, но там ничего интересного не нашли.
Лучшим проводником оказалась консервная банка.
Как воспользовались её проводимостью? Завернули провода в крышку от банки. Вентилятор на процессоре у них не крутится, кстати.
И вскоре наступил 2000 год, компьютер перезагрузился и дверь открылась.
Очередная победа голливудских хакеров над реальностью.
Да, я понимаю, что «это была комедия», но если уж попытались какой-то технически сложный путь решения проблемы изобразить, могли бы его сделать более правдоподобным. Тем более, что набрали где-то старого железа, узнали про разгон, Y2K и вообще про 386 — на скрине выше вполне реальная информация по процессору была — 32 бита, частота до 40 мегагерц, сокет pga132…
Но, конечно, просто зайти в биос и поменять дату было бы не так драматично, понимаю. Ну хоть кварц перепаяли бы. Или с айфона проц выпаяли, хакеры же… Но нет, просто поднимем напряжение на проце — и он будет работать быстрее. В школе плохому не научат.
Если уж так хотелось использовать компьютер, то могли бы сделать вид, что это какой-нибудь троичный совьет писи, который работает на водке. Ну или на плутониуме, а водкой охлаждается.
А нынешние хозяева бункера — трезвенники и язвенники, которые водкой не запаслись. Вместо неё всякие овощные консервы, фруктовые соки и т.п.
Но тут Шварц вспоминает про samogon. Это как водка, только ещё ядрёнее. И часы сразу быстрее пойдут. Ну и два часа тратят на сбоку самогонного аппарата из подручных средств, дегустацию результатов и запуск компьютера.
Тут вам была бы и клюква, и драма, и вводные для разговоров по душам - для чего их режиссёр в этом бункере и запер вообще. И отсутствие претензий от заклёпочников, ибо с фантастических компьютеров взятки гладки.
В связи с тем, что опубликовал свой отчёт о круизе Москва-Санкт-Петербург, у людей возникали вопросы о том, что да как и почему так дорого. Решил кратенький обзор самой круизной логистики написать, как я её вижу — на тему куда можно сплавать, где брать билеты и т.п. Само собой, я не специалист — был пока что в двух недельных круизах только, да по Енисею спустился от Красноярска до Дудинки на рейсовом теплоходе. Но многие и в одном круизе не были, так что даже моё мнение может быть им полезно. :)
Я не буду вдаваться в тонкости и подробно описывать всех судовладельцев, виды теплоходов и кают, остановки по маршрутам и т.п. Эта информация есть на сайтах тех самых судовладельцев с подробными описаниями, картинками и даже с видео (иногда). Просто пройдусь по основным вопросам, которые мне задавали.
Куда плыть?
В России четыре основных круизных направления — Волго-Балтийская система (от Санкт-Петербурга и Архангельска до Астрахани и Ростова-на-Дону), Обь с Иртышом (Салехард-Сургут-Тобольск), Енисей (Красноярск-Дудинка-Норильск) и Лена (Якутск-Тикси), плюс круизы по Байкалу. В какие-то места могут пройти только определённые теплоходы, а куда-то даже они могут пройти только в определённое время года.
Сибирские реки — это довольно дорогое удовольствие, там цены от 200 тысяч за место только начинаются. В какой-нибудь четырёхместной каюте. А за круиз по Енисею можно и миллион заплатить. Да ещё и добраться туда нужно. Волга и окрестности ощутимо дешевле — тут больше конкуренция, больше выбор маршрутов, есть как длинные и дорогие на люксовых теплоходах, так и короткие дешевые на каких-нибудь лоханках.
Круизные теплоходы на Валааме:
Лично моя мечта — пройтись по всем заметным российским рекам. Енисей у меня закрыт, на Обь и Лену пока жаба душит, а Волгу можно разбить на относительно бюджетные куски. Потому начал с круизов по ней.
Для первого опыта я бы не рекомендовал выбирать короткие круизы на выходные вида Москва-Тверь-Москва. Они же круизы выходного дня (КВД). Они же «алкокруизы». Ибо народ в них нередко занимается тем, что водка пьёт и палуба валяется. Могут сильно испортить настроение. На более длинных круизах такое, конечно, тоже бывает, но с гораздо меньшей вероятностью.
Когда плыть?
Смотря куда хочется, смотря какую погоду любите, смотря какое времяпровождение вам нравится. К примеру, поздние осенние рейсы уже зачастую проходят по дождю и при коротком световом дне, когда темнеет часов в шесть-семь вечера. Зато золотую осень поймать можно, на реке она бывает особенно хороша.
Осенняя Волга в Плёсе:
А в июне-июле ближе к верхним широтам наоборот, солнце за горизонт уходит на пару-тройку часов, да и ночи тоже довольно светлые. Но зато на палубе будет довольно прохладно, да и ветер практически всегда есть, особенно в водохранилищах и озёрах.
Потому всё зависит от того, куда именно вы собрались. Ну и чем именно собираетесь заниматься. В конце концов, никто не мешает просидеть весь круиз в баре или курилке, откуда можно смотреть по сторонам, не отвлекаясь на погоду.
Где брать билеты?
Большая тройка судовладельцев — это Водоход, Инфофлот (Созвездие) и Мостурфлот. Они перевозят большую часть водных туристов по российским рекам. Так что билеты брать лучше всего у них на сайтах. У Инфофлота сайт отображает не только их круизы, но и других операторов. Может быть удобно для сравнения, но при покупке стоит быть осторожнее и смотреть, чей там теплоход в итоге будет. Если не из тройки, лучше внимательно почитать отзывы. Впрочем, и у тройки тоже рекомендуется их читать. :)
А почему так дорого?
Когда люди видят цены на речные круизы, в большинстве случаев начинается «да я на такие деньги месяц на морском лайнере плавать буду/зиму в тайланде проживу/три года в урюпинске отдыхать буду». Да, речной круиз — удовольствие не из дешевых. Как в России, так и в европах всяких. Морской круиз дешевле, «всё включено» в Турции дешевле, отдых в деревне у дедушки тоже дешевле. Но вас не заставляют выбирать именно речной круиз.
Основные причины почему оно дорого:
1) В России короткий сезон. Особенно на сибирских реках. Если в европах есть даже рождественские речные круизы, то в России на Волге сезон с мая по октябрь. То есть за полгода надо заработать денег на весь год.
2) Речной теплоход сильно зарегулирован всякими правилами и стандартами. Включая размеры. Вы не можете сделать речной теплоход выше-шире-длиннее каких-то габаритов, иначе он не будет влезать в шлюзы, проходить под мостами, по мелким рекам или вписываться в какие-то хитрые повороты. Потому, в среднем, в одном рейсе на четырёхпалубнике получается около двухсот человек и каюты не особо велики. А океанский лайнер таких ограничений не имеет (ну или они гораздо более мягкие), потому там куча места, громадные каюты-бассейны-рестораны-казино и тысячи пассажиров. А когда у вас пассажиров тысячи, а не пара сотен, то цена вопроса в расчёте на одного пассажира выходит заметно дешевле.
3) Речной круиз — отдых вида «всё включено». Проживание, еда, экскурсии, развлечения на борту. А морской круиз, чаще всего, только за каюту оплачивается. Ну может с едой. Всё остальное — за дополнительные деньги. Впрочем, бывают и речные круизы, где можно оплатить только саму каюту — такие дешевле.
В общем, рассуждать на эту тему можно много, но сделать с ней ничего нельзя. Круизы стоят столько, сколько стоят. Если не устраивает цена, то придётся выбрать другой вид отдыха.
Можно ли дешевле?
Можно. Разброс цен очень большой, в зависимости от времени покупки, даты круиза, оператора и класса теплохода. Как правило, достаточно большие скидки бывают, если вы берёте билеты осенью и сразу платите всю сумму, а не растягиваете оплату на несколько месяцев. Можно выиграть 30-50% относительно покупки за неделю до круиза. Да даже месяца за три-четыре может быть ощутимо дешевле взять билет. Я в свой июньский круиз покупал в конце февраля — заплатил около 75 тысяч. А другой пассажир за неделю до круиза за такую же каюту заплатил 125 тысяч.
С другой стороны, горящие путёвки тут тоже бывают. Правда больше вида «второе-третье место в каюте бесплатно».
Так же, регистрация в бонусной программе у водохода даёт скидку в 3-5% к базовой цене, а каждый круиз даёт немножко бонусных баллов, которые можно потратить на следующий круиз. У инфофлота есть скидки «приведи друга», у всех вроде имеются скидки для пенсионеров, временами бывает туристический кэшбэк по карте «МИР». Подешевле стоят последние осенние рейсы, когда теплоход идёт в порт приписки на зимовку, но это обычно октябрь или начало ноября, потому там может быть всё плохо с погодой.
Как выбрать теплоход?
В особые тонкости я тут погружаться не буду. Есть теплоходы разного размера — две-три-четыре палубы. И разного класса — стандарт-премиум-люкс. Чем теплоход больше и выше классом — тем он комфортнее. И дороже. Впрочем, небольшие теплоходы тоже могут быть дорогими — если они ходят по редким маршрутам.
Теплоход «Максим Литвинов» — четырёхпалубник проекта 302.
Возраст теплохода не имеет прямого отношения к его комфортности. Тут надо смотреть на дату последнего капремонта/переоборудования. Ибо корабли живут очень долго — при нормальном обслуживании. А при плохом обслуживании даже новый теплоход может себя плохо показать. Ещё обычно в первом рейсе сезона могут какие-то косяки вылезать, накопившиеся за зиму. Ко второму-третьему рейсам эти проблемы обычно решают.
А ещё вечным поводом для споров являются балконы. При модернизации теплоходов на некоторых к каютам пристраивают балконы, перекрывая палубу. Кому-то это нравится — «могу в трусах утром выйти на личный кусочек палубы, под окнами никто не ходит». Кому-то не нравится — забирают место для прогулок.
Иногда балконы ставят только на шлюпочной палубе, оставляя среднюю для прогулок. Иногда обалконивают и среднюю. В особо же тяжелых случаях строят теплоход вообще без прогулочных палуб («Мустай Карим»), разрешая только на крышу выходить (солнечную палубу). Которая не защищена от дождя и ветра.
Теплоход «Мустай Карим» на Неве:
Лично я любитель находиться на палубе, потому на обалконенные теплоходы билеты брать не хочу (по возможности).
Для первых поездок я бы советовал брать теплоходы класса премиум, без балконов. Осмотритесь в комфортных условиях, а дальше, если понравится, сами решите, куда и как будете круизиться.
Какую брать каюту?
Я дальше буду в основном про абстрактный четырёхпалубник говорить, но базовая планировка у всех теплоходов примерно одинакова.
Каюты на теплоходе располагаются на нескольких палубах — от нижней (самые дешевые) до шлюпочной (самые дорогие).
На крупных круизниках стандартный набор удобств есть во всех каютах — кровать, туалет-душ, розетка, столик, кондиционер.
Каюта класса «делюкс» на теплоходе «Константин Коротков»:
В одноместных каютах душ может быть системы «льём на пол», в более крупных уже обычная душевая кабина.
Санузел в одноместной каюте — душевая лейка сбоку над раковиной крепится, занавеской закрываете унитаз, слив в полу:
На небольших или старых теплоходах удобства могут быть и «на этаже».
Каюта первого класса на енисейском теплоходе «Валерий Чкалов» — из удобств только раковина, остальное всё общего пользования. Но этот теплоход и не круизник, а простой рейсовый:
Если теплоход не обалконен, то на шлюпочной и средней палубах у вас под окнами будут ходить другие пассажиры. Впрочем, если они не буянят, то это жить не мешает. Если у вас в каюте выключен свет, то сквозь тюлевую занавеску снаружи ничего не видно. А если свет включаете, то можно и шторами занавеситься. На главной палубе под окнами у вас будет только команда изредка ходить, а на нижней — только рыбки мимо иллюминаторов проплывать во время сильного волнения. :)
Кроме туристов на палубах, на теплоходе есть и другие источники шума, На носу на главной и шлюпочной палубах расположены бары, где в течение дня происходят всякие активности типа мастер-классов и концертов. На корме — рестораны, где шумят три раза в день, но долго. На солнечной палубе могут проводиться дискотеки. На корме расположен двигатель, который тоже шумит и вибрирует, что лучше всего чувствуется на нижней палубе и в кормовых каютах главной.
Но эти все вещи не особо страшны, как мне кажется. К примеру, у меня в последнем круизе каюта была в двух метрах от бара, где по вечерам достаточно громко играли на рояле. Но через закрытую дверь достаточно хорошо приглушался.
Потому, в первую очередь, каюту надо выбирать по бюджету и по тем удобствам, которые вам требуются.
Чем заниматься в круизе?
Отдыхать. Теплоход — это плавучая гостиница с полным пансионатом. Вас кормят, поят, развлекают на борту и выгуливают на стоянках.
Кормёжка трёхразовая, происходит в ресторанах. Может быть шведский стол, может быть заказная система, когда вы выбираете блюда на следующий день по предложенному списку. В ресторане, как правило, за вами закрепляется конкретный столик на весь круиз. Качество еды обычно зависит от класса теплохода, но всякое бывает.
Еда. Я её предпочитал есть, а не фотографировать, потому в кадр попадали салатики, в основном:
Рестораны работают только на завтрак-обед-ужин, но в течение дня работает бар, где можно выпить кофе или коктейль и съесть пирожок или мороженное (задорого). В каюте обычно есть холодильник (но еду туда надо складывать самостоятельно), так же с утра до полуночи доступна «кофейная станция» с чаем и кофе и круглосуточно доступен титан с горячей водой. На премиумных теплоходах каютах каждый день выдают бутылку воды, так же воду выдают при выходе на экскурсии. Если каюта высокого класса, то там может быть чайник или даже кофе-машина.
Развлечения на борту — мастер-классы (рисование, к примеру), игры (викторины, мафия), небольшие концерты, дискотеки, тренажерный зал, массаж, сауна. Часто есть какие-то отдельные активности для детей. С подъёма до отбоя работает бортовое радио, где объявляют о мероприятиях, рассказывают о том, что видно по берегам и играют какую-то музыку. Каждый вечер в каюту доставляется распорядок следующего дня.
Концерт в баре «Панорама» теплохода «Константин Коротков»:
На стоянках проводятся экскурсии. Обычно есть три-четыре базовых варианта, входящих в стоимость и пара-тройка дополнительных — за отдельные деньги. Дополнительные могут проводиться как после основной экскурсии, так и вместо. При выходе с теплохода вам выдаётся радиогид с наушниками и сообщается номер вашей экскурсионной группы. Экскурсоводы обычно местные и по качеству могут сильно различаться. На зелёных стоянках устраивается какой-нибудь «пикник» на берегу.
Сбор экскурсионных групп на причале Углича:
Если не хочется ни в чём принимать участие, то никто и не заставляет. Вы можете спокойно бродить по палубе или сидеть в каюте и смотреть телевизор. На стоянках так же никто не требует, чтобы вы обязательно ходили по экскурсиям. Можете гулять самостоятельно, только к отправлению надо быть на борту — ждать теплоход не будет.
На телевизор в каюте одним из каналов обычно выведена курсовая камера, так что можно смотреть вперёд, не выходя на палубу. Иногда ещё выводят карту с текущим положением теплохода.
Интернет на борту имеется. Но он работает от сотовой сети, потому в глухих местах может и не ловить. Хотя антенны у теплохода всё же получше, потому даже если ваш мобильник сеть не видит, то в бортовом вайфае интернет может быть.
Что брать с собой?
Здесь сложно что-то конкретное советовать, всё от ваших потребностей зависит, маршрута, времени года и т.п. По весу вы не ограничены, но не стоит забывать, что каюты не такие уж и большие, так что брать по огромному чемодану на каждого члена семьи не стоит. Плюс трапы на теплоходе крутые и таскать тяжести по ним неудобно. Впрочем, при посадке и высадке члены команды при необходимости помогают донести багаж до каюты или вынести на причал.
Из того, что было полезно для меня:
1) Тройник, потому что в каюте бывает только одна розетка. Можно удлинитель, если места не жалко.
2) Термокружка поллитровая. Здорово помогала при прогулках по палубе на ветру. На теплоходе доступна «кофейная станция», где можно безлимитно наливать себе чай и кофий, но там очень маленькие чашечки выдаются. Потому гораздо удобнее было налить себе в термокружку и потихоньку потягивать чай из неё. Да и в экскурсии брал иногда.
Кофейная станция на теплоходе «Николай Чернышевский». Кувшин с молоком, три чайника с разными заварками, кофе-машина, термопот. Ну и чашки-стаканы-сахар.
3) Тапки-шлёпанцы. На теплоходе выдают одноразовые тапки, но в них за пределы каюты выходить некомфортно. А иногда хотелось по быстрому выскочить на палубу, не надевая кроссовки.
4) Головной убор, крем от загара, средство от насекомых. Это пригодится далеко не в каждом круизе, но при нахождении на палубе даже в прохладную, но солнечную погоду запросто можно обгореть и не заметить этого. А на некоторых экскурсиях по лесам и паркам могут нападать комары.
Всё остальное — строго по вкусу.
А оно мне вообще надо?
А это уже только вам решать. Но хотя бы разок советую попробовать, всё же речной круиз заметно отличается как от морских круизов, так и от многодневных автобусных экскурсий. Главное — не пытаться сэкономить хотя бы на первой поездке. Ибо если попадёте в бюджетный алкокруиз — это вас точно отвратит от речных круизов. Хотя кто его знает — кому-то ведь нравится…
Первая часть
День седьмой круиза не для всех является именно днём. Ибо теплоход в Питер прибывает к семи утра и, если вы не брали дополнительных экскурсий, на этом всё заканчивается. Мне же хотелось посмотреть вход в Неву, потому пришлось встать в четыре часа. Исток реки с крепостью уже было на горизонте, а так же на горизонте было четыре круизника. Названия на таком расстоянии даже с телеобъективом прочитать было сложно, только «Андропов» был разборчиво виден. Но в центре с двумя синими полосками на корме наверняка был «Грин», а один из более дальних — «Радищев».
Пока подходили ближе к истоку, я развлекался фотографированием чего попало. Перил на фоне солнца, к примеру.
У истока Невы на левом берегу расположен город Шлиссельбург (Петрокрепость).
И крепость Орешек (Нотебург), перекрывающая вход в реку. В отличие от Петропавловки в устье Невы, Орешек успел на своём веку повидать немало боёв. Сейчас там музей, как боевой славы, так и политической тюрьмы.
Попасть на остров самостоятельно не так уж просто. Регулярного сообщения нет, доставкой подрабатывают местные жители на катерах. Но они далеко не всегда имеются в наличии, в будни и плохую погоду могут сидеть по домам. В своё время я только со второго раза смог попасть в крепость.
Похоже на то, что цивилизация добралась и до этих мест и там таки появилось регулярное сообщение с островом. Пишут, что аж два теплохода работают: https://petrokrepost.ru/pereprava/
Птички.
Напротив крепости расположен вход в Новоладожский канал (справа, где солнце). Сперва был прокопан Староладожский, но со временем он обмелел и стал узок, да и из-за ошибок проектирования пришлось его в итоге снабжать шлюзами, хотя планировался без них. Потому решили не переделывать старый канал, а прокопать новый, более глубокий, широкий и без шлюзов.
Старый канал в итоге захирел и остался только кусочками и остатками гидротехнических сооружений. К примеру, в Шлиссельбурге имеется гранитный шлюз на входе в канал (слева). Справа — собор Благовещения Пресвятой Богородицы, храм Николая Чудотворца и часовня Казанской иконы Божией Матери.
Градообразующее предприятие — судоремонтный завод.
Дальше я бросил прощальный взгляд на крепость и пошел досыпать. Решил, что выспаться важнее, а Неву при желании я посмотреть могу в любой момент, когда в Питер приезжаю. Взяв круиз на тот же Валаам или Коневец, к примеру.
Потому на палубу вернулся уже тогда, когда из-за деревьев выглядывала церковь, подозрительно похожая на ту, что видел в Кижах. Но это новодел — Покровская церковь, построенная в нулевых годах. Копия церкви из села Анхимово под Вытегрой, которая сгорела в 1963 году. Считается, что Покровская церковь послужила прототипом Преображенской церкви Кижей, и, возможно, была построена теми же мастерами (хотя Преображенскую церковь приписывают мифическому мастеру Нестору).
А впереди уже виднелись прибрежные высотки и опоры вантового моста КАД.
Прошли мимо причалов Уткиной заводи. Обычно круизники швартуются именно тут. Но мы шли чуть подальше — на причалы бывшего речного вокзала, что стоял у Володарского моста.
Там швартуются премиумные теплоходы. К примеру, вот этот вот «Штандарт» — премиумнее не бывает. Но это не круизник, а частная «яхта». Хотя, говорят, он послужил прототипом для «Мустая Карима», про которого я уже писал.
Инфраструктуры после сноса здания речного вокзала тут никакой не осталось. Просто огораживают заборчиком место причаливания теплохода и всё на этом. Транспортная доступность тоже не фонтан, но всё же ощутимо лучше, чем в Уткиной заводи. До трамваев-автобусов идти минут пять-десять, а до метро — пятнадцать-двадцать. Хотя было бы неплохо, чтобы «Водоход» придумал пустить какой-нибудь шаттл до метро.
На этом лично мой круиз закончился. Дополнительные экскурсии, по ощущениям, где-то треть пассажиров заказала. Там была обзорная экскурсия по городу с прогулкой на теплоходе (плюс обед) и поездка в Петергоф (плюс ужин). Можно было взять либо первую, либо обе. По деньгам — 2500 и 6000, если память не изменяет.
Если вкратце, впечатления положительные — ожиданиям соответствовало. Да, были какие-то минусы, но плюсов для меня было гораздо больше. Конечно, это отдых не для всех — и мне самому не особо нравятся экскурсии толпой. Но я сюда подался ради того, чтобы проплыть по рекам и озёрам. Да и не такой уж ужас эти экскурсии, особенно при наличии радиоприёмников. Можно отходить от экскурсовода метров на 20-30 и делать вид, что ты тут совершенно один гуляешь.
Дополнительно ещё напишу немного о логистике круизов, но это вне цикла уже как-нибудь. Круиз закончен, приплыли.
Предыдущая часть
До центральной усадьбы Валаамского монастыря от круизной пристани можно добрать и по земле, но с воды она выглядит гораздо живописнее.
Расположена на берегу Монастырской бухты. Круизники в неё не влезают, но зато сюда приходят метеоры из Сортавалы и Приозерска, плюс мелкий монастырский флот здесь же причаливает.
Сама бухта довольно узкая, но протяженная.
Дома паломника, здание бывшей гостиницы «Зимняя». Так же тут располагался Валаамский дом инвалидов, про который ходит много как нехороших слухов, так и их опровержений. Из нехорошего — за ночь собрали всех безногих-безруких инвалидов с улиц, привезли на Валаам, распихали по развалинам монастырских помещений и держали в холоде и голоде до самой смерти. Из опровержений — на Валааме содержали только тысячу человек, за каждой комнатой была закреплена сиделка, заведение неплохо финансировалось и т.п. Документами машут обе стороны, потому понять, кто прав сложновато. Истина, как обычно, где-то рядом.
У стен монастыря выставка фотографий, сделанных его жителями. Очень интересные фотографии, я даже купил фотоальбом с ними, хотя редко всякую сувенирку беру.
Больничные палаты и Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной.
В «больничных палатах» живут. По комнатам я не шлялся, само собой, но в коридор заглянул.
Работный дом. Тоже жилое здание, где проживают немногие оставшиеся на острове миряне.
Спасо-Ппреображенский собор возвышается над строениями монастыря, которые как бы образовывают две стены вокруг него, внутреннее и внешнее каре.
Сарай хозблока.
Валаамские коты. Предлагали забрать бесплатно, особенно рыжего, а то вообще обнаглел.
Спасо-Преображенский собор. Он расположен в небольшом внутреннем дворе, потому в кадр его запихнуть непросто.
Разгрузка теплохода. Мостов на остров нет, потому все доставки только по воде.
Экскурсия закончилась, обратно отправились строго по расписания — за час до отправления нашего теплохода. Валаамский теплоход в пути около получаса, по земле расстояние от монастыря до причала — 5-6 километров. За час, в принципе, добраться можно, но придётся поспешить. Или попытаться найти попутный транспорт — «такси» на острове имеется. Впрочем, опоздавших не было. На фото — избушка на Никольском острове.
Вечерние облака.
На горизонте — метеор в Сортавалу. Тут около 40 километров, в пути он где-то час.
Вечернее солнце освещает прибрежные скалы.
Теплоходов к вечеру осталось только два, а через полчаса уйдут и они.
И солнце тоже ушло.
Утром я встал, когда береговая линия Валаама была уже на горизонте. Опоздание мы наверстали и шли даже где-то на час впереди графика. Утреннее Ладожское озеро было довольно спокойное.
Кому хотелось посмотреть на просторы — всегда могли глянуть в сторону кормы, там берегов видно не было.
Круизные теплоходы на Валааме причаливают в Никоновской бухте. Она прикрыта от озера несколькими островами, при это имеет глубины до тридцати метров и два входа. Точнее — вход и выход. Что позволяет крупным теплоходам заходить и выходить без разворота.
А место среди круизников популярное, с нами три соседа стояло. «Александр Грин», «Александр Радищев» и «Юрий Андропов», пришедший из Питера. Из-за этого, кстати, утром была путаница с экскурсионными группами. Хоть на табличках и пишут название теплохода, а группы расходились с разрывом в полчаса, всё равно были такие, которые пытались пристроиться к чужой группе. Или искали свой девятый номер среди групп другого теплохода, на котором номеров было только семь.
Теплоход на острове стоял весь день, потому у нас было две экскурсии — после завтрака и после обеда. Большая часть пассажиров пошла по скитам Валаама, но я выбрал прогулку на «Скалистый берег». Сама по себе дорога туда не особо живописная. Просто шли по дорожке в лесу, а экскурсовод рассказывал о природе, истории и т.п.
Прошли мимо развалин финской казармы времён Второй мировой.
И вышли на Скалистый берег. Оно же «бухта Скалистая», оно же Pitkänkallionlahti — бухта Длинной Скалы. Место действительно хорошее и прогулки по лесу стоит. Вдали, где на скале торчит антенна, находится валаамская метеостанция и неплохо сохранившиеся остатки финской береговой батареи.
Просто виды бухты и берега.
На берегу местами растёт много цветов. Вот это вот фиолетовое — фиалка трёхцветная. Когда кто-то сказал, что «очень похоже на маленькие анютины глазки», экскурсовод сказал, что это они и есть. Просто они на Валааме не вырастают до привычных «газонных» размеров.
На то, чтобы все налазились по скалам, дают минут тридцать, но некоторые увлекаются и отстают от своих групп. Мы парочку таких с собой забрали.
На обратном пути прошли мимо нескольких скитов. Скиты — это отдельные монастырские поселения, где действуют правила, отличные от базового монастыря. Обычно более жесткие. К примеру, в Гефсиманский скит с Успенской церковью туристов не пускают.
А в Воскресенский скит (расположенный ближе всех к круизной пристани) пускают всех.
После экскурсии до обеда ещё оставался часик, потому я прогулялся на гору Елеон и полюбовался оттуда на Малую Никоновскую бухту с форелевым хозяйством. Вообще, монастырь больше работает на себя, но и на «экспорт» тоже что-то производит. На ферме можно купить сыр и местный йогурт, на сувенирных развалах — пряники и копчёную рыбу. А ещё рыбой торговали просто в лесу на перекрёстке тропинок. Как я понял, то были миряне местные, подрабатывали неофициально.
А после обеда мы на двух небольших теплоходиках отправились в центральную усадьбу монастыря.
Через Свирь всего три моста — переезд по плотине Верхнесвирской ГЭС для нетяжелых автомобилей (с поворотным пролётом), железнодорожный Подпорожский мост с вертикальным способом развода и Лодейнопольский мост (тоже вертикальный).
На фото Подпорожский, а за ним виднеются опоры нового автомобильного моста. Он строится неразводным, высотой 30 метров. Изначально был запланирован на 2026 год, но ходят слухи, что движение могут открыть уже в этом году. Гранитные опоры перед мостом — это не остатки разрушенного, а остатки недостроя первой половины 20 века — рядом хотели построить второй мост, но не сложилось.
За мостами по правому борту — остатки Важинского порта, построенного к середине восьмидесятых. В своё время одного из крупнейших портов Северо-Запада. Но с распадом СССР порт захирел и после долгих мучений скончался и был распилен на металлолом.
На оставшихся опорах когда-то стояли краны, которые могли грузить шесть судов одновременно. Грузооборот порта составлял 3 миллиона тонн.
ПГТ Важины — несколько деревень, расположенных вокруг устья реки Важинки по обоим берегам Свири. Из достопримечательностей сохранились некоторые старые дома, плюс деревянная церковь Воскресения Христова, которая не видна со Свири.
Контрабандный котик рассматривает старинные дома на берегу.
Погрузка песка из местных карьеров. Зачем нужны краны и экскаваторы, если можно просто высыпать из самосвала в корабль?
Причал стоянки Верхние Мандроги. Это так называемая «зелёная стоянка», специально сделанная под туристов. Не несёт особого исторического значения, просто аттракцион-стилизация. Мы там должны были стоять пять часов, по-моему, но из-за опоздания стоянку сократили до двух, хотя и шли разговоры о том, что могут вообще пропустить.
Программа состояла из кормёжки с шашлыком и музыкальным сопровождением. Кормёжка была съедобная, но не более. На теплоходе кормили вкуснее и красивее.
После еды было сколько-то свободного времени, чтобы погулять и накупить дорогих сувениров. Примерно четверть Мандрог состоит из исторических домов, привезённых туда с разных деревень, а оставшиеся здания — стилизации разной степени вычурности. Мастерские сувениров, сувенирные магазины, гостиницы, музей водки, мини-зоопарк. Цены очень высокие и, скорее всего, сохранившиеся с тех времён, когда тут иностранцев возили регулярно.
Я там не задерживался особо, быстренько съел выданное хрючево (как уже сказал — съедобное, но не более), прошелся по территории и ушел на корабль. На всё ушло меньше часа — в музей водки не ходил, в мастер-классах не участвовал. В зоопарк тоже не пошел.
Свирьстрой — тоже «зелёная стоянка», но всё же не настолько бутафорская. Тут можно искупаться или съездить на парочку автобусных экскурсий по монастырям. Ну и посмотреть на розовое здание Нижнесвирской ГЭС.
Последний шлюз на нашем пути (вроде пятнадцатый).
Лодейнопольский автомобильно-железнодорожный мост. Вертикально-подъёмный, «двусторонний» — под правым пролётом суда идут вниз по течению, а под разводным — вверх. По мосту проходит автотрасса Санкт-Петербург-Мурманск (Р21 Кола).
Пристань в Лодейном Поле. Когда-то здесь был центр кораблестроения — потому на месте старой верфи и была в 2016 году построена стилизованная под парусник Церковь Николая Чудотворца.
Сам город к реке больше парками выходит, но и жилая застройка в паре мест проглядывает.
Есть пляжи, где местные жители пытаются купаться даже под дождём.
Ну и очередные остатки древней цивилизации. Развалины малярного цеха деревообрабатывающего комбината. Какое-то движение на территории имеется, но крупные цеха заброшенными кажутся.
Выхода в Ладогу я решил не дожидаться и ушел спать.
К утру мы должны были пройти Онего и половину Свири и подходить к шлюзу Верхнесвирской ГЭС. Но, при выходе на палубу, я увидел, что мы в небольшой компании стоим в Свирской губе, а команда вылавливает якорь. Как выяснилось, ночью был туман и четыре часа мы простояли без движения — диспетчер запретил дальнейший путь.
Так что дальше мы пошли во главе небольшого каравана.
При входе в Свирь расположен небольшой посёлок Вознесенье.
Как обычно в этих краях, по берегам попадаются лесоперевалки.
И небольшие деревушки. Разница с волжскими прибрежными домами очень велика.
Утро было очень спокойное и вода в реке была как зеркало. Пока её кто-нибудь не баламутил.
«Мы в кильватерном гордом строю…» Хотя вроде именно такой строй называется «пеленг».
«Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывают расписные…»
Волна тут довольно просторная местами. Плотины тоже из достаточно небольших рек сделали широки разливы и водохранилища.
С высокими берегами.
Подходим к городу Подпорожье. С берега он ничего особенного из себя не представляет.
Но в нём находится шлюз Верхнесвирской ГЭС. Тоже довольно узкий, как и шлюзы на Вытегре.
Верхнесвирская ГЭС.
Кижи — это небольшой остров у северного берега Онежского озера, на котором находится архитектурный музей с одноименным названием. Основанием его послужили церкви Кижского погоста, а потом туда начали свозить деревянные строения из близлежащих регионов.
Кижский погост — две церкви и колокольня, обнесённые каменной оградой. Многоглавая Церковь Преображения Господня построена в 1714 году, недавно отреставрирована и открыта для посещения в 2019. Церковь Покрова Богородицы построена в 1694—1764 и, для того, чтобы соответствовать соседке, вместо шатра тоже получила набор куполов на крыше. Колокольня построена в 1863—1874 годах.
Дом О́шевнева — построен в 1876 году, принадлежал семье Ошевневых, находился в деревне Ошевнево. Внутри показывает жизнь зажиточного крестьянина тех времён, является место обязательного посещения с экскурсиями.
А экскурсий там много. Два круизника плюс метеор, плюс комета.
Птичка на указателе.
Часовня Михаила Архангела начала 18 века. В ней для туристов звонари устраивают концерты несколько раз в день.
Экспозиция Кижская гавань и дом Сергеева. В базовую экскурсию не входят, посещаются отдельно.
Церковь Воскрешения Лазаря 14 века. А на заднем плане — Кижский погост 18 века. Можно оценить прогресс, учитывая то, что церкви строили сами крестьяне «как бог на душу положит», без разработки проектной документации.
Внутрь Преображенской церкви сейчас можно зайти и полюбоваться на иконостас. Так билет стоит 600 рублей, но в круизе это было оформлено как дополнительная экскурсия и стоило 1450. Но это была именно экскурсия с экскурсоводом, а не просто «забежал, впечатлился, побежал дальше».
На колокольню можно подняться (500 рублей) и осмотреть окрестности.
С погодой в круизе нам более-менее везло. Дожди и ветры обычно дождили и ветрили только во время плавания. А на экскурсиях обычно было достаточно тепло и солнечно.
Преображенскую церковь где-то с 2009 года реставрировали. Ибо она была в плохом состоянии и стояла, подвешенная к металлическому каркасу. на этом каркасе её и перебирали по брёвнышкам. Сохранившиеся ставили на место, в более-менее пристойные вставляли вставки, а совсем гнилые заменяли на новые. И так за 10 лет её перебрали снизу доверху, сохранив две трети оригинальных брёвен.
Церковь в середине процесса реставрации.
Одуванчик.
Лошадка.
Безмятэжность.
Закончив экскурсию, мы отправились обратно к южной оконечности Онежского озера, чтобы дальше идти по Свири в сторону Ладоги.
Предзакатное солнце на краю Кижских шхер.