Rodonderon

Rodonderon

На Пикабу
поставил 20 плюсов и 1 минус
393 рейтинг 7 подписчиков 29 подписок 4 поста 1 в горячем

Исход из Египта: открытый вопрос

История Исхода израильского народа из Египта является, пожалуй, одной из самых известных библейских историй. Всем известна история о том, как Моисей пытался договориться с фараоном о том, чтобы тот отпустил еврейский народ из Египта (о чем так вдохновенно пел Луи Армстронг в песне "Let my people go"), как фараон не соглашался, за что весь Египет получил десять казней, что в итоге привело к тому, что у еврейского народа появился праздник Пасхи, а сами израильтяне вышли из Египта.

Исход из Египта: открытый вопрос Исход, Древний Египет, Длиннопост, Евреи, Библия

Старина Луи не был евреем, но ему очень приятно, что вам нравится его песня

Подробно об этой истории мы говорить не будем, потому что вам она хорошо известна. Однако здесь нас интересует вот какой вопрос: насколько историчным было это событие? На первый взгляд ответ очевиден - ну как в самом деле могли быть все эти казни с лягушками, кровавой Мэри рекой, огнем, градом и прочими невероятными вещами? А море, которое расступилось перед целым народом - как это вообще возможно? Однако ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд, потому что согласно библейскому повествованию, именно это событие послужило началу еврейского народа именно как народа.


В книге Бытие сказано, что все началось с того, что сыновья патриарха Иакова продали своего брата Иосифа в Египет в качестве раба. Иосиф не сидел сложа руки, и за определенное время построил карьеру от простого слуги до правой руки фараона, спас Египет от голода, примирился с братьями и переселил всю свою семью в Египет.

Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жён сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят (Быт. 46:26-27)

Однако уже во времена Исхода (это примерно спустя 400 лет), согласно библейскому тексту, из Египта вышло около 600 тыс. только мужчин, а вместе с женщинами и детьми собиралось порядка 2 млн человек. Именно они и являлись израильским народом.


Все вышеперечисленное наводит на целый ряд вопросов и проблем, связанным с важнейшим событием в истории еврейского народа. В данном тексте мы рассмотрим лишь два, однако эти два вопроса являются ключевыми в вопросе об Исходе.

Исход из Египта: открытый вопрос Исход, Древний Египет, Длиннопост, Евреи, Библия

Если бы из Египта действительно вышла колонна израильтян в количестве 2 млн человек, то они растянулись бы примерно на 350 км

1. Сколько евреев вышло из Египта?


Согласно книги Исход, из Египта вышло 600 тыс. боеспособных мужчин со своими семьями. Крупнейшей армией того времени была армия хеттов, которые смогли выставить в битве при Кадеше (XIII век до н.э.) около 35 тыс. человек. К слову, в том сражении Египет выставил порядка 20 тыс. человек. Учитывая размеры войск, израильтяне могли бы без особого труда овладеть не только Египтом, но и всем известным тогда миром. Кроме того, передвижение столь огромного скопления людей не остались бы незамеченными для археологов, однако по пути странствия израильского народа не было найдено ни крупных захоронений, ни столь огромных мест остановок. Даже сегодня на территории современного Израиля проживает около 10 млн человек, а на месте проживания израильского народа в земле Гесем, которая находилась в дельте Нила (совр. вади Тумилат) сейчас проживает примерно 20 тыс. человек.


Предлагалось множество решений данной проблемы. Самой разумной из всех, на наш взгляд, является мысль о том, что еврейское слово eleh, которое переведено как "тысяча" может означать и воинский отряд. Таким образом мы имеем дело не с 600 тыс. человек, а с 600 отрядами. Если учесть то обстоятельство, что Моисей был знаком с военной организацией египетского войска, а по свидетельствам Иосифа Флавия, даже был командующим египетской армией, то мы можем вполне предположить, что он организовал народ в походную колонну по отрядам. Можно предположить, что в качестве отряда использовалась семья. В таком случае, во главе отряда стоял боеспособный мужчина, что означает (тем более, если в отряде было в среднем больше одного мужчины, который мог держать в руке меч), что из Египта могло выйти по самым максимальным оценкам около 5-6 тыс. человек. Такая цифра получается еще и потому, что согласно Исх. 12:38, к евреям примкнуло "много иноплеменников".

Исход из Египта: открытый вопрос Исход, Древний Египет, Длиннопост, Евреи, Библия

"Если бы я знал, что мы будем ходить по пустыне 40 лет, то взял бы больше солнцезащитного крема"


2. Когда произошел Исход?


Это фундаментальный вопрос, ответить на который чрезвычайно важно (а еще и чрезвычайно сложно). Дело в том, что у нас есть две примерные даты, каждая из которых вызывает целый ряд вопросов. Рассмотрим их по отдельности.


Библейская хронология


Отправной точкой здесь является строительство храма Соломона, причем здесь Соломон? о котором сказано следующее:

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3 Цар. 6:1)

Соломон начал строить храм спустя 480 лет после Исхода. Здесь будет немного математики. Известно, что Соломон строил храм 7 лет. Строительство было завершено в 966 году до н.э. Складываем 966 и 7, что в сумме дает нам 973 год - именно тогда началось воздвижение храма. Прибавляем еще 480 и получаем 1453 год до н.э. Это условная дата Исхода, согласно библейской хронологии. Согласно Исх. 12:40, еврейский народ жил в Египте 430 лет. Если мы сложим 1453 и 430 то получим условный 1883 год до н.э.  Примерно в это же время на территорию Египта постепенно переселяются так называемые гиксосы, которые спустя полтора столетия возьмут власть в Египте в свои руки.


Казалось бы, все настолько просто, что можно выделить чуть ли не точный год переселения. Однако ряд проблем все же возникает.


1. Не совсем понятно, является ли срок в 480 лет буквальным числом или символическим, которое означает время жизни двенадцати поколений (40х12=480), что для израильского народа является в каком-то смысле сакральным.


2. Вполне реально представить историю Иосифа во время правления гиксосов, которые также были семитами. Однако согласно библейской хронологии, Иосиф жил в Египте во времена правления XII династии, когда правил фараон Сенусерт I, самого могущественного фараона данной династии. И в данном случае крайне маловероятно, чтобы столь высокую должность как советник фараона занимал представитель семитского народа.


3. Если принять дату Исхода как 1453 год до н.э., то здесь мы также сталкиваемся с определенной трудностью. В этот период Египтом правил Тутмос III, который провел несколько военных кампаний для завоевания Ханаана. Во время его правления Палестина была полностью зависима от Египта, что очень сильно осложняет Исход именно в эту область. Да и Исход вообще.


4. Отсутствие внебиблейских свидетельств об Исходе. А еще полное несоответствие археологическим данным как в Египте, так и в Ханаане. Поэтому большинство ученых (хотя и не все) поддерживают другую точку зрения.


Научная гипотеза


Сегодня большинство историков придерживаются мнения, что Исход из Египта если и был, то скорее всего произошел в XIII веке до н.э. На это указывают, прежде всего, археологические данные. Во-первых, это стелла Мернептаха, датируемая 1207 г. до н.э., которая описывает итоги карательного похода фараона против ханаанских племен. Ее важность заключается в том, что именно на ней впервые упоминается Израиль как самостоятельный народ, проживающий на территории Ханаана. Вот интересующий нас текст:

Цари низвергнуты со словами: "Пощады!"
Никто не поднимает головы среди Девяти Стрел.
Техену обездолена, Хатти умиротворена,
Ханаан разграблен, погрязший во зле.
Аскалон захвачен, покорен Гезер.
Иеноам будто и не был прежде.
Израиль опустошен, и не осталось его семени;
Хурру стал вдовой для Египта.
Все земли объединились и умиротворены.
Всех, кто бунтовал, он усмирил

Можно предположить, что если бы Израиль был в Ханаане еще в XV веке до н.э., то у нас были бы более ранние свидетельства о его пребывании там. Хотя это довольно спорное утверждение.


Во-вторых, в книге Исход о пребывании евреев в египетском рабстве сказано следующее:


И поставили над ним (т.е. над еврейским народом) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов (Исх. 1:11)
Выражение "города для запасов" не могли означать места, где хранится зерно. По всей видимости это некое устойчивое выражение для описания особо значимых городов, в которых хранилось достаточное количество продовольствия, соответствующее положению города. В частности, это касается города Пер-Раамсес (или Раамсес в книге Исход). Известно, что он перестраивался именно в XIII веке под руководством фараона Раамсеса II, который и дал городу свое имя.


В-третьих, археологические исследования ханаанских городов говорят о том, что многие из них подверглись разрушению в XIII - XII вв. до н.э. Таким образом, все эти данные привели к тому, что сегодня большинство ученых склоняется к тому, чтобы датировать "условный" Исход примерно 1250 г. до н.э.


Однако и у научной гипотезы есть свои ограничения:


1. Слишком условная дата. Безусловно, 1250 г. до н.э. дата отнюдь не точная, но по крайней мере она основана на объективных научных данных. Однако она полностью расходится с единственным письменным источником, описывающим Исход из Египта, а именно библейскими данными. Это противоречие до сих пор никак не решено .


2. Датировка Исхода XIII  в. до н.э., как уже было сказано выше, основана на археологических данных. Однако и здесь кроется проблема. На территории Палестины проводилось (и проводиться сейчас) огромное количество раскопок, что, безусловно, идет на пользу науке. Между тем, разные археологи, исследую одни и те же исторические объекты, приходили к совершенно разным выводам. Возьмем, к примеру, Иерихон, который согласно книге Иисуса Навина, был первым среди ханаанских городов, разрушенным израильским народом после Исхода. Археологическая экспедиция Карла Ватцингера (1907-1909) выделила восемь слоев городских сооружений. Касательно сооружений среднего и позднего бронзового века (период Исхода), на основании своих исследований Ватцингер сделал выводы, что Иерихон не был заселен в период с 1550 по 1200 гг. до н.э., что вообще выносит событие Исхода либо раньше библейской версии, либо позже научной. Затем, Джон Гарстанг (экспедиция 1930-1936 гг.) пришел к выводу, что Иерихон был разрушен примерно в 1400 г. до н.э. Кэтрин Кэньон (раскопки велись с 1952 по 1958 гг.) датировала разрушение Иерихона 1550 г. до н.э. Датировка разрушения других ханаанских городов также варьируется от 1500 до 1200 гг. до н.э.


3. Если принимать датировку Исхода как 1250 г. до н.э., то необходимо учитывать, что это время правления Раамсеса II, одного из самых могущественных фараонов за всю историю Египта. Нам известно, что Палестина была одним из важнейших направлений его внешней политике. Именно там он столкнулся с войском хеттов в битве при Кадеше (1274 г. до н.э.). При нем Египет достиг своего расцвета. Довольно сложно представить, что при таком порядке вещей был возможен Исход из Египта целого семитского народа, тем более, что это никак не было отражено в египетских источниках.

Исход из Египта: открытый вопрос Исход, Древний Египет, Длиннопост, Евреи, Библия

Евреи хоть и вышли из Египта, но доставили массу хлопот современным историкам

Если резюмировать все, что было написано, то можно сказать следующее. Как бы мы не относились к историчности Исхода, на основании письменных данных и археологических находок, по всей видимости, можно сделать вывод, что Исход евреев из Египта все же был. Как он происходил - это уже совсем другой вопрос, ответ на который мы вряд ли сможем узнать наверняка. Однако некоторые данные мы все же можем вычленить из имеющихся у нас источников, тем более, что они дают большое поле для исторического исследования, так как оставляют для нас вопросы, на которые мы до сих пор не можем дать однозначные ответы.

Показать полностью 4

Про ковчег. Часть вторая

Первая часть


Мы оставили наш ковчег с неразрешенными проблемами. Одну из них, собственно говоря, сегодня мы и попытаемся подробнее рассмотреть.


Здесь хочется поговорить о наименовании ковчега. Что такое вообще ковчег и что это слово в принципе означает? Для более комплексного (слово-то какое) обзора данной проблемы приведу данные, которые были в прошлом посте. В Синодальной Библии слово "ковчег" встречается в следующих контекстах:


1. Ноев Ковчег (Быт. 6-8)

2. Гробница для тела Иосифа (Быт. 50:26)

3. Ковчег завета, где хранились заповеди (Исх. 25 и др.)


Если вы забьете в Google Картинки поиск слова "ковчег", то подавляющее количество изображений будет именно про тот ковчег, который построил Ной. Редко вы увидите изображение Ковчега Завета, еще реже - скриншоты сериала "Ковчег". Гробница Иосифа - никогда.


Само по себе русское слово "ковчег" имеет похожий спектр значений с тем, что мы обозначили выше: ящик, ларец, коробка, хранилище, гроб. И ни одного значения, которое хоть как-то было связано с кораблем. Так почему же судно, которое построил Ной, стали называть ковчег? Давайте разбираться.

Про ковчег. Часть вторая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Ной с сыновьями думает о том, что же они все-таки построили и причем здесь голубь


Русский язык (как, собственно, и английский) только запутает нас в этом вопросе. Поэтому нам стоит обратить внимание на оригинальный язык Ветхого Завета, коим является еврейский язык. То, что на русский мы переводим как "ковчег", в еврейском выражается в двух словах - "aron" и "tevah".


Слово "aron" встречается в Ветхом Завете много раз, но снова в разных контекстах. Перечислим их:


1. Гробница для тела Иосифа (Быт. 50:26)

2. Ковчег Завета (Исх. 25 и др.)

3. Ящик для сбора пожертвований (4 Цар. 12:10-11)


Получается, что данное слово может означать некую емкость, которая содержит или предназначается для содержания неких важных, а порой и священных предметов. Более того, в случае с Ковчегом Завета он сам стал священной реликвией. Таким образом мы видим, что еврейское слово "aron" является прямым аналогом русского слова "ковчег". Однако вы уже заметили, что среди перечисленных выше вариантов нет ковчега, который построил Ной.


И как вы уже догадались, Ноев ковчег в Ветхом Завете упоминается с использованием второго еврейского слова "tevah". Поздравляю вас, вы настоящий сыщик. Но расследование еще продолжается, так что вперед, мой друг! Да, да, все только начинается. Потому что это самое слово "tevah" употребляется всего в двух местах Ветхого Завета. Всего в двух! Для начала сверим списки значений ковчегов, приведенных в этом тексте. Находим в шести пунктах четыре разных контекста. Среди списков находим также два отличия. И тут возникает интригующий вопрос: если "aron" употребляется в трех смыслах, а "tevah" в двух, а два плюс три это пять, то какой же тогда пятый? Вы уже представили себя в образе Индианы Джонса? Или Шерлок Холмс вам ближе? А может вы ценитель, и ваш герой - Эркюль Пуаро? Или вы выросли в 90-х и не видите себя никем, кроме как детективом Коломбо? Самые оригинальные могут вспомнить комиссара Рекса, а еще... Впрочем, думаю на этом лучше остановится.

Про ковчег. Часть вторая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Ну ладно, был еще Скуби-ду. Как можно обойти стороной такого милаху?


Еврейское слово "tevah" действительно применяется к Ноеву ковчегу и встречается еще только в одной ветхозаветной истории. Это история про младенца Моисея:


"Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее" (Исх. 2:1-5)

Становится интереснее, не правда ли? Одно и то же слово употребляется для обозначения корабля и корзинки. Два совершенно разных на деле предмета описаны с помощью одного и того же слова. И здесь возникает еще одна проблема, которую необходимо разрешить: как же связаны между собой корабль Ноя и корзинка Моисея? Ведь если они названы одним словом, то должны быть каким-то образом похожи? Давайте попробуем эту связь отыскать.


1. Процесс изготовления


Для этого нам необходимо сравнить два библейских текста, которые говорят нам о том, как изготавливались корабль и корзинка.


"Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи" (Быт. 6:14)


"...взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою..." (Исх.2:3)


При описании процесса изготовления и в первом, и во втором случае необходимо было выполнить две вещи:


1. Изготовить из определенного материала (гофер и тростник);

2. Сделать водоизоляцию конструкции (осмолить внутри и снаружи).


Все это напоминает процесс изготовления плавательного средства (что очевидно). Однако они бывают разными.

Про ковчег. Часть вторая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Ной, скорее всего, тоже носил бороду, но с головой у него все было в порядке


2. Цель ковчега


Когда мы говорим о ковчеге Ноя, мы представляем полноценный корабль. Когда мы говорим о корзинке Моисея, мы представляем полноценную корзинку. Это верно и неверно одновременно. Безусловно, они создавались для того, чтобы быть на поверхности воды, не пропускать влагу и при этом иметь на борту минимум одного пассажира. Но при этом мы упускаем одну важную деталь. И ковчег Ноя, и корзинка Моисея не были предназначены для передвижения по воде, как это делают корабли в привычном нам понимании. Их цель была удержаться на воде и спасти то, что находилось внутри. Ною не нужно было держать курс на Арарат, а Моисею - на место, где купается дочь фараона. Так получилось. И получилось так, скорее, по Божьему провидению, но никак не потому, что Ной строил огромный корабль. Или Моисей имел маленькую лодку с портативной египетской навигацией. Самое главное для ковчега и корзинки - удержаться на воде нужное количество времени.


3. Внешний вид


Здесь мы подходим к ключевому моменту нашего повествования. Ведь если и ковчег Ноя, и корзинка Моисея, строились похожим образом, имели одну цель, то и выглядеть они должны были похожим образом, как бы странно это не звучало. Для этого должны быть соблюдены несколько требований:


1. Водонепроницаемость (со всех сторон, в том числе и сверху);

2. Эргономичность пространства (все место внутри ковчега должно быть максимально задействовано - особенно в случае с Ноем);

3. Отличная устойчивость на поверхности воды.

Про ковчег. Часть вторая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Довольно часто ковчег изображают именно таким образом, что по форме немного напоминает корзинку. Пусть здесь не соблюдены пропорции, зато все животные сидят внутри


Исходя из этого можно предположить, что как Ной, так и мама Моисея строили не корабль, а плавательное средство, чтобы удержать ценный груз на поверхности воды. Именно поэтому для их изделий используется редкое для библейского текста слово "tevah", а не "aniyah" (корабль) или "sal" (корзина). Поэтому если говорить о внешнем виде данной конструкции, то она, по всей видимости, должна выглядеть как нечто среднее между привычным нам ковчегом, привычной нам корзинкой и тем, как был показан ковчег в фильме "Ной" (2014).

Про ковчег. Часть вторая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Такой вот милый пароходик из фильма "Ной". Причем этот вариант куда ближе к истине, чем тот ковчег, который изображен на предыдущей картинке.


Сегодня мы постарались немного прояснить вопрос о внешнем виде ковчега, что он из себя представлял и для чего конкретно должен был использоваться. Однако перед нами стоит еще целый ряд проблем, связанный с историей о потопе, которые, надеюсь, нам с вами удастся рассмотреть в ближайшем будущем.


P.S. Все вопросы, замечания, пожелания, дополнения, восторженные отзывы и пламенная критика по этой теме категорически приветствуются.

Показать полностью 5

Про ковчег. Часть первая

Каждый из нас с детства слышал историю о том, как Бог захотел послать на землю потоп из-за того, что люди были очень грешными. Из всех людей только Ной и его семья были выбраны Богом для того, чтобы построить корабль, на котором могли спастись животные. Говорят, что Ной строил ковчег 120 лет, а потом еще 150 дней плавал по воде. Мы также знаем, что когда вода сошла, ковчег остановился на Араратских горах.

Про ковчег. Часть первая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

На этой картинке не хватает только Арарата


Не будет преувеличением, если мы скажем, что эта история является одной из самых известных среди тех, которые описаны в Ветхом Завете.Она настолько известная, что ее даже никто не обсуждает - мол, а что там еще можно сказать? "Каждой твари по паре"? Фразеологизм, несомненно, хорошее наследие для такой истории, однако хочется все же обратить на нее немного больше внимания, чем обычно. Боюсь, что в рамках одного поста это будет невозможно сделать, поэтому он будет не последним.


Итак. В Быт. 6:5-7 сказано, что Бог увидел грехи людей и потоп был средством наказания. Это важно помнить. Дальше мы читаем, что из всех людей Ной и его семья были выбраны на роль спасителей человечества и всего животного мира. Бог повелел им построить ковчег и дал конкретные размеры: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Если перевести это в метры, то получатся (примерно) следующие цифры: 150 х 25 х 15. Кроме этого в ст. 16 сказано, что ковчег должен иметь три яруса для того, чтобы разместить всех животных и людей.

Про ковчег. Часть первая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Реконструкция ковчега с возможностью заглянуть вовнутрь (хотя здесь высота все же превышает ширину)


При таких размерах площадь днища ковчега равняется 3750 кв.м. Если говорить о трех ярусах, то цифра увеличивается до 11250 кв.м. Насколько это много? Настолько, что данная цифра будет равна площади 1,5 футбольных полей. Получается, что рабочая площадь, которую мог задействовать Ной для размещения своей семьи, животных и продовольствия была равна площадке размером приблизительно 106 х 106 метров. Вроде бы много, но есть сомнения, учитывая количество живых существ на квадратный метр. Однако все поместились и благополучно пережили потоп.


Интересно, что даже несмотря на точные размеры, которые мы встречаем в Быт. 6:15, мы не можем точно знать каким именно был ковчег. Здесь я имею в виду не только внешний вид (фотографии ковчега не сохранились до нашего времени из-за вяло текучего технического прогресса и бюрократических разногласий), но и то, как именно он был построен.

По повелению Бога, Ной должен был изготовить ковчег из дерева гофер (Быт. 6:14). И здесь мы встречаем первую проблему. Дело в том, что мы не знаем, что это за дерево. Настолько не знаем, что у нас нет других вариантов для перевода еврейского слова gopher как "гофер". Это слово встречается в библейском тексте всего один раз - и именно в этом отрывке. Сейчас есть предположения, что это какое-то смолистое дерево, наподобие кипариса или кедра. Возможно. Но в еврейском языке для этих пород дерева есть отдельные слова. А у нас гофер.

Про ковчег. Часть первая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

А еще вот это тоже гофер (североамериканский грызун)

Про ковчег. Часть первая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

И даже вот это гофер (североамериканская черепаха). Видимо за океаном знают что-то, чего не знаем мы.


Существует и вторая проблема. Когда мы читаем Ветхий Завет, особенно Синодальный перевод, то слово "ковчег" у нас всплывает в нескольких контекстах. Мы их перечислим:


1. Ноев Ковчег (Быт. 6-8)

2. Гробница для тела Иосифа (Быт. 50:26)

3. Ковчег завета, где хранились заповеди (Исх. 25 и много-много других ссылок)


Получается, что слово одно, но у нас есть три разных значения: корабль, гробница, священная реликвия. Слишком большой разброс для одного слова. Если вы захотите заморочиться и посмотреть этимологию русского слова "ковчег", то поверьте - запутаетесь еще больше. Подробно об этом мы поговорим в следующем посте.


И, наконец, третья проблема. Сколько же животных взял Ной на свой ковчег? Когда мы читаем историю о потопе, то мало обращаем внимание на одну интересную деталь. Смотрите:


"Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут" (Быт. 6:19)


"...и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского" (Быт. 7:2)


Мы видим, что в первом случае Бог дает Ною повеление взять от каждого вида животных по паре (вспоминаем наш фразеологизм). Во втором случае это повеление расширяется до того, что Ною необходимо взять из чистого скота семь пар, а из нечистого уже две пары. Это же касалось и птиц. Но вот что интересно, читаем дальше:


"Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною". (Быт. 7:6-9)


Ной исполняет Божье повеление, когда берет на борт своего корабля по паре каждого животного. Но не по семь пар и не по две. А по одной.

Про ковчег. Часть первая Ноев ковчег, Длиннопост, Каждой твари по паре

Ной доволен тем, что взял только по одной паре


Эту проблему мы также подробно рассмотрим в последующих постах. Сегодня хотелось просто наметить первоначальных круг проблем истории про Ноя и его ковчег, что, как по мне, делает эту историю немного интереснее. В следующий раз мы с вами поговорим о том, что же мог представлять из себя Ноев ковчег и какие основания у нас есть для каких-либо умствований по данному вопросу.

Показать полностью 5

Цыгане здорового человека

Так получилось, что с самого детства слово "цыгане" для меня несло, скажем, не самый приятный оттенок. Думаю, что вы понимаете, о чем я говорю. Я вырос в частном секторе на окраине города. Частенько к нам во двор стучались цыгане и просили каких-нибудь вещей и продуктов. Родители в это момент загоняли нас в дом, сами выносили что-нибудь для них. напротив нас тоже жили цыгане. Они не попрошайничали, зато изготавливали наркотики.


Частенько можно было видеть возле их дворе незнакомых людей разной национальности, но объединенных одной целью. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что отношения у нас были хорошие. Однако от предрассудков не сбежишь.


Когда вырос, так сложилось, что пришлось довольно часто переезжать. И где бы я ни был, предрассудки никуда от меня не девались, скорее даже подкреплялись московским метро и вокзальными площадями.


Пару лет назад я переехал за город, и по иронии судьбы соседями напротив снова оказались цыгане. Причем сразу несколько семей. "Ну зашибись", подумал я, но переезжать не стал. Несколько раз пересекался с ними, собственно, об этом и пойдет речь.


1. Однажды возвращаясь с работы, я встретил их бабушку и несколько внуков. Разговорились. Она уже знала, что я здесь живу. Не смотря на все мои внутренние установки, всегда стараюсь быть вежливым по отношению к собеседнику, даже в подобной ситуации. Разговор шел своим чередом. Когда она узнала, что я работаю в школе, посмотрела на меня с уважением и предложила бесплатно погадать. Я не отказался. Мы очень хорошо поговорили, абсолютно ничего не пропало, за исключением, пожалуй, этих самых предрассудков.


2. Несколько последних недель выдались дождливыми. Тропинка, по которой ходит вся наша улица, оказалась затоплена водой. Мои соседи напротив выложили затопленные места поддонами, чтобы всей улице было удобно ходить. Выложили просто так.


3. Ни разу я не видел, чтобы они вели себя именно так, как мы думаем о цыганах. Да, живут несколько семей вместе. Но мужчины работают, некоторые женщины тоже. Дети всегда ходят опрятные, при встрече здороваются, все вежливые и участливые. Нет шума, драк, склок, полиции и т.д. Не будет звучать громко если скажу, что это едва ли не самые приятные соседи за всю мою жизнь.


К чему я все это говорю. Мне не хотелось никого оскорбить, я считаю глупой мыслью относится к людям с предубеждением согласно лишь их национальной принадлежности и цвету кожи. Судить о человеке нужно лишь по поступкам. К сожалению, внутри нас всегда живут те или иные установки, которые порой оправдывают себя. Но не всегда. И я рад, что тоже могу ошибаться, когда речь идет о хороших людях.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!