Исход из Египта: открытый вопрос
История Исхода израильского народа из Египта является, пожалуй, одной из самых известных библейских историй. Всем известна история о том, как Моисей пытался договориться с фараоном о том, чтобы тот отпустил еврейский народ из Египта (о чем так вдохновенно пел Луи Армстронг в песне "Let my people go"), как фараон не соглашался, за что весь Египет получил десять казней, что в итоге привело к тому, что у еврейского народа появился праздник Пасхи, а сами израильтяне вышли из Египта.
Старина Луи не был евреем, но ему очень приятно, что вам нравится его песня
Подробно об этой истории мы говорить не будем, потому что вам она хорошо известна. Однако здесь нас интересует вот какой вопрос: насколько историчным было это событие? На первый взгляд ответ очевиден - ну как в самом деле могли быть все эти казни с лягушками, кровавой Мэри рекой, огнем, градом и прочими невероятными вещами? А море, которое расступилось перед целым народом - как это вообще возможно? Однако ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд, потому что согласно библейскому повествованию, именно это событие послужило началу еврейского народа именно как народа.
В книге Бытие сказано, что все началось с того, что сыновья патриарха Иакова продали своего брата Иосифа в Египет в качестве раба. Иосиф не сидел сложа руки, и за определенное время построил карьеру от простого слуги до правой руки фараона, спас Египет от голода, примирился с братьями и переселил всю свою семью в Египет.
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жён сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят (Быт. 46:26-27)
Однако уже во времена Исхода (это примерно спустя 400 лет), согласно библейскому тексту, из Египта вышло около 600 тыс. только мужчин, а вместе с женщинами и детьми собиралось порядка 2 млн человек. Именно они и являлись израильским народом.
Все вышеперечисленное наводит на целый ряд вопросов и проблем, связанным с важнейшим событием в истории еврейского народа. В данном тексте мы рассмотрим лишь два, однако эти два вопроса являются ключевыми в вопросе об Исходе.
Если бы из Египта действительно вышла колонна израильтян в количестве 2 млн человек, то они растянулись бы примерно на 350 км
1. Сколько евреев вышло из Египта?
Согласно книги Исход, из Египта вышло 600 тыс. боеспособных мужчин со своими семьями. Крупнейшей армией того времени была армия хеттов, которые смогли выставить в битве при Кадеше (XIII век до н.э.) около 35 тыс. человек. К слову, в том сражении Египет выставил порядка 20 тыс. человек. Учитывая размеры войск, израильтяне могли бы без особого труда овладеть не только Египтом, но и всем известным тогда миром. Кроме того, передвижение столь огромного скопления людей не остались бы незамеченными для археологов, однако по пути странствия израильского народа не было найдено ни крупных захоронений, ни столь огромных мест остановок. Даже сегодня на территории современного Израиля проживает около 10 млн человек, а на месте проживания израильского народа в земле Гесем, которая находилась в дельте Нила (совр. вади Тумилат) сейчас проживает примерно 20 тыс. человек.
Предлагалось множество решений данной проблемы. Самой разумной из всех, на наш взгляд, является мысль о том, что еврейское слово eleh, которое переведено как "тысяча" может означать и воинский отряд. Таким образом мы имеем дело не с 600 тыс. человек, а с 600 отрядами. Если учесть то обстоятельство, что Моисей был знаком с военной организацией египетского войска, а по свидетельствам Иосифа Флавия, даже был командующим египетской армией, то мы можем вполне предположить, что он организовал народ в походную колонну по отрядам. Можно предположить, что в качестве отряда использовалась семья. В таком случае, во главе отряда стоял боеспособный мужчина, что означает (тем более, если в отряде было в среднем больше одного мужчины, который мог держать в руке меч), что из Египта могло выйти по самым максимальным оценкам около 5-6 тыс. человек. Такая цифра получается еще и потому, что согласно Исх. 12:38, к евреям примкнуло "много иноплеменников".
"Если бы я знал, что мы будем ходить по пустыне 40 лет, то взял бы больше солнцезащитного крема"
2. Когда произошел Исход?
Это фундаментальный вопрос, ответить на который чрезвычайно важно (а еще и чрезвычайно сложно). Дело в том, что у нас есть две примерные даты, каждая из которых вызывает целый ряд вопросов. Рассмотрим их по отдельности.
Библейская хронология
Отправной точкой здесь является строительство храма Соломона, причем здесь Соломон? о котором сказано следующее:
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3 Цар. 6:1)
Соломон начал строить храм спустя 480 лет после Исхода. Здесь будет немного математики. Известно, что Соломон строил храм 7 лет. Строительство было завершено в 966 году до н.э. Складываем 966 и 7, что в сумме дает нам 973 год - именно тогда началось воздвижение храма. Прибавляем еще 480 и получаем 1453 год до н.э. Это условная дата Исхода, согласно библейской хронологии. Согласно Исх. 12:40, еврейский народ жил в Египте 430 лет. Если мы сложим 1453 и 430 то получим условный 1883 год до н.э. Примерно в это же время на территорию Египта постепенно переселяются так называемые гиксосы, которые спустя полтора столетия возьмут власть в Египте в свои руки.
Казалось бы, все настолько просто, что можно выделить чуть ли не точный год переселения. Однако ряд проблем все же возникает.
1. Не совсем понятно, является ли срок в 480 лет буквальным числом или символическим, которое означает время жизни двенадцати поколений (40х12=480), что для израильского народа является в каком-то смысле сакральным.
2. Вполне реально представить историю Иосифа во время правления гиксосов, которые также были семитами. Однако согласно библейской хронологии, Иосиф жил в Египте во времена правления XII династии, когда правил фараон Сенусерт I, самого могущественного фараона данной династии. И в данном случае крайне маловероятно, чтобы столь высокую должность как советник фараона занимал представитель семитского народа.
3. Если принять дату Исхода как 1453 год до н.э., то здесь мы также сталкиваемся с определенной трудностью. В этот период Египтом правил Тутмос III, который провел несколько военных кампаний для завоевания Ханаана. Во время его правления Палестина была полностью зависима от Египта, что очень сильно осложняет Исход именно в эту область. Да и Исход вообще.
4. Отсутствие внебиблейских свидетельств об Исходе. А еще полное несоответствие археологическим данным как в Египте, так и в Ханаане. Поэтому большинство ученых (хотя и не все) поддерживают другую точку зрения.
Научная гипотеза
Сегодня большинство историков придерживаются мнения, что Исход из Египта если и был, то скорее всего произошел в XIII веке до н.э. На это указывают, прежде всего, археологические данные. Во-первых, это стелла Мернептаха, датируемая 1207 г. до н.э., которая описывает итоги карательного похода фараона против ханаанских племен. Ее важность заключается в том, что именно на ней впервые упоминается Израиль как самостоятельный народ, проживающий на территории Ханаана. Вот интересующий нас текст:
Цари низвергнуты со словами: "Пощады!"
Никто не поднимает головы среди Девяти Стрел.
Техену обездолена, Хатти умиротворена,
Ханаан разграблен, погрязший во зле.
Аскалон захвачен, покорен Гезер.
Иеноам будто и не был прежде.
Израиль опустошен, и не осталось его семени;
Хурру стал вдовой для Египта.
Все земли объединились и умиротворены.
Всех, кто бунтовал, он усмирил
Можно предположить, что если бы Израиль был в Ханаане еще в XV веке до н.э., то у нас были бы более ранние свидетельства о его пребывании там. Хотя это довольно спорное утверждение.
Во-вторых, в книге Исход о пребывании евреев в египетском рабстве сказано следующее:
И поставили над ним (т.е. над еврейским народом) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов (Исх. 1:11)Выражение "города для запасов" не могли означать места, где хранится зерно. По всей видимости это некое устойчивое выражение для описания особо значимых городов, в которых хранилось достаточное количество продовольствия, соответствующее положению города. В частности, это касается города Пер-Раамсес (или Раамсес в книге Исход). Известно, что он перестраивался именно в XIII веке под руководством фараона Раамсеса II, который и дал городу свое имя.
В-третьих, археологические исследования ханаанских городов говорят о том, что многие из них подверглись разрушению в XIII - XII вв. до н.э. Таким образом, все эти данные привели к тому, что сегодня большинство ученых склоняется к тому, чтобы датировать "условный" Исход примерно 1250 г. до н.э.
Однако и у научной гипотезы есть свои ограничения:
1. Слишком условная дата. Безусловно, 1250 г. до н.э. дата отнюдь не точная, но по крайней мере она основана на объективных научных данных. Однако она полностью расходится с единственным письменным источником, описывающим Исход из Египта, а именно библейскими данными. Это противоречие до сих пор никак не решено .
2. Датировка Исхода XIII в. до н.э., как уже было сказано выше, основана на археологических данных. Однако и здесь кроется проблема. На территории Палестины проводилось (и проводиться сейчас) огромное количество раскопок, что, безусловно, идет на пользу науке. Между тем, разные археологи, исследую одни и те же исторические объекты, приходили к совершенно разным выводам. Возьмем, к примеру, Иерихон, который согласно книге Иисуса Навина, был первым среди ханаанских городов, разрушенным израильским народом после Исхода. Археологическая экспедиция Карла Ватцингера (1907-1909) выделила восемь слоев городских сооружений. Касательно сооружений среднего и позднего бронзового века (период Исхода), на основании своих исследований Ватцингер сделал выводы, что Иерихон не был заселен в период с 1550 по 1200 гг. до н.э., что вообще выносит событие Исхода либо раньше библейской версии, либо позже научной. Затем, Джон Гарстанг (экспедиция 1930-1936 гг.) пришел к выводу, что Иерихон был разрушен примерно в 1400 г. до н.э. Кэтрин Кэньон (раскопки велись с 1952 по 1958 гг.) датировала разрушение Иерихона 1550 г. до н.э. Датировка разрушения других ханаанских городов также варьируется от 1500 до 1200 гг. до н.э.
3. Если принимать датировку Исхода как 1250 г. до н.э., то необходимо учитывать, что это время правления Раамсеса II, одного из самых могущественных фараонов за всю историю Египта. Нам известно, что Палестина была одним из важнейших направлений его внешней политике. Именно там он столкнулся с войском хеттов в битве при Кадеше (1274 г. до н.э.). При нем Египет достиг своего расцвета. Довольно сложно представить, что при таком порядке вещей был возможен Исход из Египта целого семитского народа, тем более, что это никак не было отражено в египетских источниках.
Евреи хоть и вышли из Египта, но доставили массу хлопот современным историкам
Если резюмировать все, что было написано, то можно сказать следующее. Как бы мы не относились к историчности Исхода, на основании письменных данных и археологических находок, по всей видимости, можно сделать вывод, что Исход евреев из Египта все же был. Как он происходил - это уже совсем другой вопрос, ответ на который мы вряд ли сможем узнать наверняка. Однако некоторые данные мы все же можем вычленить из имеющихся у нас источников, тем более, что они дают большое поле для исторического исследования, так как оставляют для нас вопросы, на которые мы до сих пор не можем дать однозначные ответы.