Столярка-нестолярка. Стимпанк-кальян (точнее мунштук)
Привет, случайные прохожие, превед подписчеги, как вас немало-то, оказывается, как я вас ценю-то! Вы сейчас, наверное, думаете "что за хмырь в моей ленте?" ;). Ну, я немного писал про то, как столярить всякие штуки в максимально бомж-режиме. Давноооо писал, подзадержался с постами...
Но вот родил новый! И сегодня вашему вниманию очередная серия бомж-столярки про... нифига не про столярку :) Хотя капелька работы с деревом всё таки есть. Но герой выпуска
такой вот мунштук для кальяна в стимпанк-стиле. Есть у меня дружищще, дует кальяны как паровоз, уважает стимпанк, а у меня как раз руки чесались, к тому же ещё и его ДР подступал, так что решил скрафтить подарок. И хоть идея была ещё летом, но я феерически продолбался, как обычно, поэтому времени было впритык. Это наложило свой отпечаток.
Погнали. Идея есть, а проект перед началом работы в этот раз делать не стал, буду импровизировать. Для начала определяюсь с материалами: разумеется, нужны трубы и медь, это ведь стимпанк. Буду использовать стальные и латунные фитинги и запорную арматуру для внешнего вида. Но дым через такое пускать не очень желательно - может появиться металлический привкус, поэтому внутри пройдёт пародымоопровод из медной трубки (15 мм наружного диаметра).
Нарезать резьбу на стальных трубах уж очень не хотелось, так что буду выкручиваться сгонами и ниппелями на 1/2. Пару-тройку раз наведываюсь в строймаг, покупаю понемногу части, прикидываю, смотрю, что получается, додумываю, докупаю. В итоге собирается вот такая крякозябра. Давайте объясню по частям сразу, что и зачем.
1. Сосок-сосун. Чтобы не брать в рот стальной ниппель, отсюда будет выходить хвостик медной трубки (она вкуснее).
2. Этот сегмент я потом выкинул :)
3. Кран, шаровый. Чтобы перекрыть газ, очевидно же. Можно было бы поискать более аутентичный винтовой кран с ручкой-барашком, но такие, пожалуй, уже только б/у. Да что уж, у меня даже есть такой, но жутко грязный он, его чистить, смазывать, так что... Сначала подумывал сделать деревянную рукоять, но когда нашёл вот этот кран, он прям понравился, красная ручка, форма приятная, оставил как есть, только бирочку на него медную повесил.
4. Ниппель для переходы с внутренней резьбы крана на внутреннюю резьбу муфты 5. Можно было бы взять ниппель, который коротенький (бочонок), но я специально добавлял более длинные детали, чтобы получить больше пространства для декора.
5. Когда собрал макет полностью из труб 1/2 показалось как-то слишком однородно и узенько. Поэтому решил добавить вот эту часть на 1 дюйм. Две муфты переходных и ниппель.
6. Сгон. Потом ему немного подрезал резьбу, чтобы не торчала некрасиво. Тут ещё контрагайка, пришлось поставить, чтобы отрегулировать угол поворота дальнейшей (нижней) части, потому как если по резьбе закрутить до упора, как-то мне не нравилось взаимоположение.
7. Фильтр с отводом под 45. Просто джаст фо лулз, можно открутить пробку и дым будет в сторону выходить, ну или если подобрать по размеру охладитель, можно его внутрь засунуть. Или курить прямо отсюда (мушнтук на двоих!). Ещё достал из него сеточку-фильтр, пригодилась.
8. Тут будет деревянная ручка.
9. Штуцер, чтобы натянуть шланг.
Внутренняя медная трубка будет идти не сплошняком, а прерываться в местах фитингов, они латунные, вкус не испортят. Т.е. медь проходит в деталях 1, 4-6, 8-9.
Пока всё это выглядит не слишком, но, во-первых, покрашу всю сталь в маскировочный медный цвет, а во-вторых, добавлю всякие декоры-детальки. И вот тут лирическое отступление:
Под стимпанком я понимаю, прежде всего, различные механизмы. Пусть они и не работают в реальности (у нас ведь только стилизация), но хотя бы теоретически они должны быть таковыми. Однако, когда искал вдохновления в интернетах, частенько попадались какие-то невразумительные поделки, улепленные шестерёнками без всякой логики и залитые сверху типа состаренным цветом.Не надо так.
Короче стараюсь всем штукам придумывать объяснение, насколько возможно.
Для начала - фишечка. Если вставить медную трубку в стальную, то между ними есть зазорчик миллиметра в полтора. Хочу сделать возможность задувать туда дым, чтобы он красиво выходил изо всяких щелей, случайных и специальных. В районе соска сделаю трубочку для задувания дыма во внутренний контур, потом будет ещё одна, для перевода дыма в обход крана, в стальной трубе, соответственно, сделаны отверстия для входа/выхода пара. А выпускное окошко делаю в детальке 6. Болгарином делаю пропилы, выбиваю остатки металла.
Ну и ещё несколько отверстий насверлил рядом.
А для пущего изящества закрываю окошко сеточкой, припаиваю её. Про пайку позже отдельно.
Дальше. Нахожу пару кусочков медного провода (на глазок что-то между 0,5 и 1 квадрата), беру дрель и наматываю такие спирали. Находиться они буду вот тут. А чтобы подводить ток по проводам не просто так, поставлю между ними трубчатый предохранитель (появится позже).
Теперь нужны различные таблички и полоски из меди. Покупать лист ради пары деталей глупо, так что я разогну трубку, её у меня метр, этого более чем достаточно. Прикидываю раскладку, отрезаю нужную длину, начинаю резать повдоль. Медь мягкая (я её ещё и отжог), можно резать просто обычными хорошими канцелярскими ножницами. Выглядит пошловато. Вставляешь своё лезвие внутрь трубы. Она робко раздвигает свои ножки. Двигаешься всё глубже и грубее.
Получаю кривоватый лист, который разрезаю на детальки. Детальки отбиваю молотком, чтобы убрать вмятины, шлифую на наждачке. Блестящще!
Из меди, в частности, хочу сделать несколько табличек. На ручку крана, например, поставлю название прибора, закреплю на болтики. А вот, уже!
Ну и обязательно нужен манометр, как же без манометра! Вырезаю кружок для днища, вырезаю полоску из которой сгибается бортик. Согнуть в ровный кружочек оказалось не так просто, пришлось искать оснастку подходящего диаметра, по которой можно обсутчать полоску в круг. Идеально подошла швабра деревянная (одна штука).
Для вторичного контура дыма пришлось купить маленькую трубку 6мм. Такие бывают в автомагазинах (для всяких гидро-систем), но дороже раза в полтора почему-то :-/ Из этой трубки сгибаю пару деталек.
Так же нарезаю 4 узких полоски, которыми хочу обрамить сеточку (которую припаял парой пунктов выше).
Теперь нужна деревянная рукоять. Ух, оказалась самая заморочная деталь всего проекта. Давненько у меня возле дома обрезали, если я правильно понял, бук. Я тогда забрал себе парочку веток. Сохли они больше полугода и... и ничерта не высохли в итоге :-/ Резать их чертовски тяжело, при этом от нагревания идёт обильный пар (на 90% безопаснее дыма!) и пахнет чем-то типа супа-пюре из шампиьонов О_о
Короче, отрезаю болванку.
Была у меня надежда обтокарить на самодельном станке из дрели. В интернетах подобных рецептов хватает, надеялся, получится несложно. Уот такую уот приблуду соорудил, дрель надёжно закреплена, в качестве задней бабки - здоровый брусок с толстым-толстым саморезом по центру. А для переднего упора взял перьевое сверло, которое чуть чуть заколотил в заготовку, чтобы не прокручивалось. Вместо резца - стамесочка востро точёная.
Полный швах :( Для мелких деталей, наверное, приблуда и подойдёт, но тяжёлую болванку нужно очень качественно отцентровать, что в такой поделке почти нереально. У меня заготовку било и колошматило, стамеска нифига не резала, а рвала древесину. Страшно, сука, что сорвётся и в морду полетит. Ну а на выходе - ободраная шляпа, а не токарка :(
У меня чертовски ограниченно время и улучшать технологию некогда. Рррррезко меняю планы и вместо точёной ручки придумываю резную. Станочек всё таки немного пригодился - с его помощью легко просверлил сквозное отверстие в ручке (всё с тем же запахом супа).
Деревяшка, как уже говорилось, сырая как windows vista. По хорошему - её бы избавить от коры и оставить в комнате на пару месяцев хотя бы. Ну да, почти так и сделаю.
Короче пихаю в духовку, ставлю градусов на 50, оставляю на ночь и прикидываю, насколько сильно она усохнет и треснет.
Треснула нормально так, с одной стороны полностью раскрылась. Но мне это и нужно (щас объясню)!
В руки ножик и, как ни странно, буквально минут 40 - и грубая форма готова, я думал это дольше. Ещё минут 15 ушло на шлифовку. Итого - чуть больше часа (потому что минут на 10 я точно наврал) и получается примерно вот так.
Теперь почему я не против трещины. У меня изначально была мысль расколоть ручку на две части и залить стыки эпоксидкой. И отверстие специально было просверлено где-то на 1.5 миллиметра меньше, чем наружный диаметр трубки.
Начинаю забивать в дерево металл и тут просто подарок - ручка не треснула в другом месте, так и осталась цельной, просто разошлась по трещине. Заливать смолу будет намного сподручнее, ура!
Заливаю смолой. Смола плохо прилипает к полиэтилену, к вазелину (как пишут в интернетах) и к солидолу (как выяснил я сам). Поэтому трубку обматываю плотно пищевой плёнкой в тыщу слоёв, смазываю солидолом и натягиваю сверху ручку. Края трещины заклеиваю скотчем и всем, чем придётся. В качестве смолы юзал обычный клей ЭДП, но всыпал в него ещё порошок люминофора, чтобы светилось в темноте (у китайцев брал, офигенная вещь).
Во всех источниках говорится, что смола очень текучая. В это плохо верится, когда она настолько густая, что скорее не заливается, а накладывается в форму. Но факт есть факт, смола ЧЕРТОВСКИ ТЕКУЧАЯ, заливается куда надо и не надо. Конечно, все мои жалкие потуги загерметить стыки на такой неровной форме - фиаско, хоть и не полное. Повторил заливку вторым слоем, в этот раз стало лучше.
Как хорошо, что в этот момент у меня появилась ленточная шлифмашинка, иначе счищать застывшую смолу было бы адом. А так - минут 10 работы и грубо сравниваю смолу с деревом. А потом ещё ручками долго, с понижением зерна, полирую её до гладкости. Саму деревяху покрываю морилкой, перемешанной с маслом для дерева, получается нечто типа старого дуба, живьем очень красиво, в руке тепло и приятно.
Ещё решил оформить смолой ту часть, где сосок, чтобы переход со стали на медь был плавный. Обклеиваю бумажку скотчем, сматываю из него конус, получаю вот такую форму.
Стальная часть снимается, внутрь конуса заливается смола, трубка ставится на место и всё это монолитно склеивается.
Внимательный читатель видит, что появился припаянный медный отвод. Значит пора поговорить о пайке.
Медь отлично паяется, это знает любой электронщик. Вот только легко это сделать, когда мы имеем тонкий провод. Большие детали, а тем более стальные болванки - совсем другое дело, паяльник их просто не может прогреть. Поэтому я использовал аж три разных девайса: паяльник, газовую горелку и точечную сварку из трансформатора от микроволновки (этого добра полно на ютубе, посмотрите, если не знаете).
Механизм таков: для начала детали залуживаю, причём довольно толстым слоем. Маленькие медные детальки хоть и долго, но получается прогреть паяльником.
А вот со стальными трубами мой 40ваттный малыш не справляется никак, так что использую газовую горелку. Делаю так - сначала разогреваю непосредственно стальную деталь, затем тыкаю в неё припоем, он быстро оплавлается, но в виде шарика. Тут же сую в пламя горелки старую плоскую отвёртку, разогреваю, получаю такой типа паяльник, которым размазываю припой как нужно.
Имеем: стальную болванку и медную детальку, всё покрыто припоем. В дело вступает вот эта вундервафля.
Детали прикладываются, прижимаются электродами. Трансформатор делает "ууууу" и кратковременно пропускает огромный ток через детали, буквально за пару-тройку секунд нагревая медь до свечения. Припой не то что плавится, он начинает испаряться, если передержать. Самое сложное в процессе - удержать детали на месте, пару раз приходилось перепаивать.
Таким способом паяются: сам манометр, а потом он же к корпусу, трубка для задувания дыма внутрь, трубка для обвода дыма вокруг крана, 3 медных таблички (чуть ниже про них), сеточка и медные пластины вокруг неё, провода и предохранитель между ними и, возможно, что-то ещё.
На любой стимпанк-махине должна быть табличка, это финальный штрих и изюминка. Я их типа припаял абзацем выше, а теперь пришла пора сделать О_о
Писать на меди, конечно, никто не будет, нужны объемные буквы, которые не сотрутся за долгие года. Наверное, можно нарисовать их гравёром, но у меня нет ни его, ни прямых рук для этого. Гугление дало мне простой рецепт - травление меди в перекиси водорода. План был таков - печатаю красивым шрифтом буквы по размеру, вырезаю, клею на пластину слой толстого скотча, потом бумажку, потом ещё скотч, и вырезаю буквы по трафарету. Щщщазз, бумага комкается, скотч комкается, вместо ровного трафарета - комок.
Не понимаю, почему я вообще занялся такой дичью, ведь про травление меди обычно рассказывают электронщики, которые используют его для изготовления печатных плат, в частности методом ЛУТ. А ЛУТ - это то, что мне нужно. Суть технологии - лазерным принтером на глянцевой фотобумаге печатается негатив макета. Ох и не просто убедить в фотосалоне сделать именно так. Да-да, я понимаю, что держаться не будет, мне это и нужно! Печатаю с запасом и два варианта - когда вытравливать буду буквы и когда всё остальное.
Трафарет прикладывается к меди, гладится утюгом, в итоге рисунок переносится на медь. Получается маска, под которой травление проходить не будет, обратную сторону просто закрываю скотчем.
Дорисовываю огрехи маркером, делаю раствор, закидываю. Аж пузырики от реакции!
Результат превосходный, до последнего не верил!
Но есть одно но - буквы выделяются, только пока они изрисованы маркером. А в чистом виде медь на фоне меди - это не особо заметно. Нужно добавить контраста.
Интернет подсказывает, что можно добавить патину на медь в парах нашатыря. Заманчиво, недорого, вонюче. Беру банку, под крышку - крючок, подвешиваю заготовки (всё так же оставляя маску на буквах), в банку - нашатырь. Процесс очень быстрый, минут за 10-20 получаю такую вот зеленушку.
А сейчас АТТЕНШН! Если будете делать что-то подобное, то патинировать нужно ПОСЛЕ ПРИПАЙКИ. Я такой радостный достаю деталь из нашатыря, полирую, прикладываю, включаю точечную сварку... Кабздец, эта зелень моментально чернеет! Причем припекается так, что только наждачкой оттирать :) Простите, был шокирован, фоток нет.
Но в целом, эффект достигнут. Если поработать наждачкой, то чернота снимается, но не везде, а остаётся как раз по контурам травления. Контрастность есть!
Тут всё уже собрано и покрашено. Ах да, краска. Краска - это пиздец, простите. Казалось бы, идешь в магазин, выбираешь баллончик с надписью "медь", красишь. Вот только производители то ли ссут взять в руки настоящую медь (м ожет это их криптонит) и сравнить цвет, то ли просто тонкие тролли. Чтобы вы понимали:
Поговорим о краске "латунь" фирмы Kudo. На фото вы видите крышечку от баллона, которая, кстати, точно соответствует образцу выкраса в каталоге. Снизу - два фитинга из настоящей латуни, не похоже, но близко. А на крышке лежит кусок трубки, покрашенный этой краской. Нет, монитор не перевирает цвет, всё действительно настолько идентично, что аж глазам больно. Лажа, короче.
В магазинах была ещё баллоны фирмы Decorix, но с этим добром я уже тоже имел дело, цвет "бронза" у них выглядит примерно как "латунь" у Kudo :)
Короче, рецепт такой. Берём типа "латунь", красим обильно. Сверху - тонкий осторожный слой типа "золота". Если недоборщить с золотом - будет стрёмный коричневый металлик. Если переборщить - получится золото, тут хрен подкопаешься.
В общем малярный скотч окутывает всё, что не надо, а всё остальное красится, сохнет, собирается.
И пора заканчивать этот рваный рассказ. Где-то там я наверняка пропустил этапы, лучше спросите в комментах, отвечу детально. Кстати, некоторые картинки не влезли в пост - в комментах кину фото пропущенных этапов.
Даже сделать красивые фото девайса уже было лень. Мне понравился, хозяину понравился, а потом новогодняя кутерьма замотала нас. Курить через него занятно и по-мужицки. Тяжёлый, но в руке лежит приятно. Можно удобно держаться за ручку и за вентиль крана. Продувочная система работает не так феерично, как хотелось бы, но дым через сетку выходит вполне себе так. Люминофор в ручке светится яркой полосой, вот только для этого его нужно зарядить, а обычно кальян жил в тусовочной полутьме :)
Спасибо, что читали! Как всегда - ваши комменты мне ценнее лайков ;)