Okomindhouse

Okomindhouse

Маленький одесский клуб с большими амбициями
На Пикабу
поставил 7 плюсов и 0 минусов
109 рейтинг 0 подписчиков 9 подписок 3 поста 0 в горячем

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность Трансгуманизм, Сознание, Эволюция, Объективность, Перенос сознания, Длиннопост

Вступление


И снова о столь наболевшем. Много постов уже было написано, многое было сказано, многое было обдумано, но сам вопрос все еще остается открытым: возможно ли полноценно перенести человеческое сознание с одного носителя (т.е. мозга) на другой, более продвинутый носитель? Весь данный пост будет направлен на то, что бы предоставить альтернативную точку зрения на процесс переноса сознания и потенциал трансгуманизма для человечества. Будет много отступлений, но все это делается для того что бы максимально за один пост предоставить базу на основе который были сделаны итоговые выводы. Итак, приятного чтения.

Часть первая. Общее о переносе сознания


Что такое вообще этот ваш перенос сознания? Люди уже давно размышляют о том, возможно ли это. В свете все ускоряющейся кибернетизации, выхода Cyberpunk 2077(не реклама) и презентации мозгового чипа от Илона Маска (тоже не реклама), подобные размышления становятся все актуальнее. Возможно ли полноценно перенести сознание из мозга на новый носитель не потеряв «себя», не будет ли новая личность лишь клоном/копией, а оригинал навеки погрузится в забвение и небытие (аж мурашки по коже)? Если загуглить данный вопрос, то можно будет найти множество статей и постов, где люди в принципе сходятся в том, что перенос сознания возможен, но с условием что перенос будет осуществляться потихоньку, через постепенную замену минимально возможных частей самого мозга-оригинала, к примеру - нейронов. Самые же радикальные мыслители предлагают и вовсе заменять мозг на атомном уровне, ведь наш организм и так ежедневно/ежегодно проходит через обновления клеток, молекул и атомов в нем. Значит, если делать то же самое что делает наш организм ежедневно, с разницей лишь в том, что мы сами будем выбирать на что обновлять старые составные, то данный процесс не должен никак сказаться на целостности сознания и самого сакрального "я". Это значит что теоретическая база к переносу сознания с мозга на новые, более универсальные и функциональные носители уже готова, осталось лишь дело за малым, подождать пока технологии дойдут до нужного уровня. И все вроде как счастливы, отдельно взятая личность все еще является собой и при этом приобрела фактически новый мозг с расширенным функционалом и фактически бесконечными возможностями. В перспективе это означает потенциальное бессмертие сознания с постоянной заменой устаревших или износившихся частей на новые. Бессмертие достигнуто, аплодисменты, восторженные возгласы, низкий поклон, занавес.


Но, есть одно неприятное "но". Это не совсем очевидно и даже не интуитивно, но во всех этих рассуждениях можно найти довольно большую брешь, лежащую на самом очевидном месте. Она - наше сознание.

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность Трансгуманизм, Сознание, Эволюция, Объективность, Перенос сознания, Длиннопост

Часть вторая. Парадокс Тесея


Зайду немного издалека. Я сделаю несколько подобных отступлений, но обещаю, что все они в итоге сойдутся в одной точке. Итак, начну с парадокса Тесея. Суть вот в чем, есть условный корабль, на котором путешествовал Тесей. После смерти самого Тесея его корабль остался некой реликвией, символическим напоминанием о нем, если сильно не вникать. Но так как корабль, как и любой материальный объект, изнашивается со временем, его по ходу дела чинили. Там пару досок поменяли, тут пару досок поменяли, паруса на новые поменяли. И дошло до того что когда большая часть корабля была уже обновлена новыми материалами, среди философов возник спор, а тот же самый ли это корабль, или уже новый? Что определяет этот корабль как «корабль Тесея», присутствия на нем тех же самых досок по которым ходил Тесей или же причинно-следственная взаимосвязь с оригиналом? Решений данного парадокса есть много, в зависимости от того какой точки зрения или философского течения вы придерживаетесь. Однако я предлагаю посмотреть на данную проблему с точки зрения объективности и психологии. Суть данного парадокса в нахождении перехода одного объекта в другой, то есть где та самая граница, когда один объект становится другим при постепенной замене составляющих. Есть понятие А и понятие Б, и мы знаем что в итоге А станет таки Б, но как решить какой именно момент определяет этот самый переход. И здесь мы спустимся еще на один уровень ниже, этакий инцепшн, а к парадоксу вернемся чуть позже.

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность Трансгуманизм, Сознание, Эволюция, Объективность, Перенос сознания, Длиннопост

Часть третья. А что такое «понятие»?


Лингвисты бы лучше ответили на этот вопрос, конечно, но я тоже постараюсь. В контексте написанного выше, «понятие» это набор условных символов (букв) который мы ассоциативно подвязываем к условному предмету или явлению. То есть понятие «корабль Тесея» изначально было привязано к сумме материальных объектов, характеризующихся вместе «кораблем», с дополнительным условием в виде самого «Тесея» совершающим на этом корабле свои путешествия. В самой объективной реальности "понятий" нет, есть лишь материя и явления, информацию о которых мы получаем через органы восприятия, после чего кодируем ее. И под "кодируем" я имею ввиду то, что мы берем ограниченный отрезок информации(к примеру касание) и маркируем его, ужимая весь информационный поток в одно слово. Слово "холод", у каждого оно ассоциируется с индивидуальным опытом, отражающим более менее конкретные взаимодействия с окружающей средой. Кто то подумает о том, что у него руки мерзнут, кто то вспомнит как вчера ел мороженное и т.д., но у каждого данный заархивированный в буквы ярлык вызовет множество ассоциаций, некоторый объем информационного опыта. Для чего нам вообще нужны данные ухищрения для передачи информации? Дело в эффективности. Эволюционно сама концепция передачи информации между индивидами оказалась настолько успешной, что эволюционный отбор благоприятствовал ее развитию. Виды способные передавать информацию друг другу условными жестами\символами\мимикой в разы повышают свой уровень взаимодействия и кооперации, за счет чего вырастает и их адаптивность к окружающей среде, если очень упрощенно. Способность мимикой сообщить о своем состоянии, символами указать на опасность, жестами описать местонахождение еды, все это позволяет сэкономить большое количество ресурсов, и позволяет распределить их между иными потребностями. Кодированные информации повышает эффективность группы индивидов в их совместном взаимодействии с окружающей средой. В данных условиях кодирование и сжатие информации до условных обозначений, через миллионы лет отбора и культурно-наследственного наращивания базы, в итоге и зарождает то, что у нас сейчас является «языком». Но сам по себе язык не является чем-то врожденным, он приобретается по ходу обучения, передается от одного поколения другому «из рук в руки». Причем одни и те же обозначения или условные символы могут менять свое значение от поколения к поколению. То есть индивид, выстраивающий свой внутренний словарь, привязывает его к своему личному опыту, который в мелких деталях не может повторять опыт его предшественников, а значит каждое понятие он будет воспринимать немного по своему, исходя из своих личных и уникальных ассоциативных связей. Само по себе «понятие» это лишь абстрактная, индивидуально закодированная, оптимально, но не идеально подогнанная под общий стандарт взаимосвязь между внешним явлением и его субъективным восприятием. Любое явление в существующей вселенной мы способны обозначить «названием», однако восприятие этого названия будет у каждого немного, но свое. Думаю этого в принципе достаточно для того что бы решить Парадокс Тесея.

Часть четвертая. Парадокс Тесея с точки зрения объективности


«Корабль Тесея» это субъективное понятие, как в принципе и само слово «корабль». В объективной вселенной нет такого явления как «корабль», есть лишь сумма характеристик и форм, которую принимает материя, а уже сознание придает этой материи обозначение. Субъективное обозначение. Как говорилось ранее, решений парадокса есть много, ведь много людей с разным опытом через этот самый опыт смотрели на проблему и видели ее решение по-своему. Однако с точки зрения объективности, данная проблема не имеет какого либо смысла, состояние А изменилось на состояние Б, как некоторый факт. Менять же при этом обозначение объекта или оставить старое - дело сугубо субъективное и на саму материю не влияющее, лишь на восприятие данной материи. Как ты объект не назови, его структура, форма и характеристики от этого не изменятся. А значит объективное>абстрактное. С этим разобрались, но причем тут кибернетизация и перенос сознания? Еще одно маленькое отступление и мы уже дойдем до этого.

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность Трансгуманизм, Сознание, Эволюция, Объективность, Перенос сознания, Длиннопост

Часть пятая. Что мы знаем о себе и сознании?


Сухие факты. Все наше тело состоит из атомов. Из атомов строятся молекулы. Из молекул строятся клетки. Из клеток - ткани. Из тканей состоят органы. Человек составляет собой сумму всех его органов. Любая обработка информации осуществляется в нервной системе. В том числе и высшая нервная деятельность, обителем которой является мозг. Передача информации внутри мозга осуществляется электрическими импульсами и нейромедиаторами. За ассоциации и память отвечают связи между нейронами. Это, можно сказать, фундамент для дальнейших размышлений.


Сами по себе ни мозг, ни сознание, ни организм в принципе не являются до конца изученными. Однако наука на нынешнем этапе развития позволяет нам предположить наличие детерминизма, причинно-следственных связей между сознанием и поведением с одной стороны, и мозгом вместе с телом с другой стороны. Я не буду здесь утверждать прямо что души нет, бога нет и все такое, но скажу что в нынешних данных с которыми работают психологи, нейрофизиологии и биологи, оставляется все меньше и меньше места в нашей картине мира для такого понятия как "душа". Если с этим вы согласны, то и последующие выводы должны иметь смысл для вас.


Сознание и самосознание по своей природе ретроспективны. Мы можем полноценно и целостно воспринимать себя, но это нам позволяет делать совместная работа памяти и прогнозирования. Восприятие себя абстрактно и его материальная подоплека довольно условна. Что я имею ввиду? Давайте по порядку.


Эволюционно восприятие себя необходимо для выделения своего организма из окружающей среды. Это позволяет направить свою деятельность не просто на удовлетворения таких базовых потребностей как голод и продолжение рода, но и на собственное благополучие. Если ты можешь выделить себя из окружающей среды, то ты можешь использовать имеющийся у тебя объем информации для того что бы "сознательно" повысить уровень собственной эффективности и более точно адаптировать окружающую среду под себя. Но сознание присуще организму в целом, а не отдельным его частям. Когда человек хочет, к примеру, пить, то каждая клетка его организма не осознает этого желания. Да, у клеток может быть потребность в ресурсах, но они не могут осознать этого, ведь они не работают с информацией. Сознание это процесс комплексной обработки информации. Информация на информации на информации. Однако человек состоит из множества клеток, по отдельности каждая из которых не обладает сознанием, это свойство у них появляется лишь когда они объединяются в целостный орган. Чем они объединяются? Совместным сотрудничеством, обменом веществ, абстрактной совместной работой на благо организма. Ключевое слово здесь "абстрактной". Все единство человеческого организма "абстрактно". В человеческом организма, как и ни в каком либо ином организме, нет универсального связующего. С точки зрения нынешней науки, если "души" нет, то и нет того что бы как то связало все эти разрозненные клетки. Да, они связаны химически, у них у всех общая ДНК в ядре, все они работают совместно, но это все еще остаются разрозненные клетки, многоклеточные организмы, колонии клеток объединившиеся для достижения эволюционного успеха. И даже одноклеточные организмы нельзя назвать целостными, ведь они состоят из миллионов различных молекул, связанных между собой лишь химическими и физическими законами. То единство, целостность, к которой мы привыкли по причине не имения точных данных, ее попросту не существует. Тысячелетиями люди считали себя целостными существами, являясь при этом лишь сложно организованной колонией клеток, состоящей из молекул, атомов и т.д. Наше самосознание абстрактно, ровно как и его материальная подоплека столь же абстрактна.

Парадокс Тесея против Трансгуманизма/Перенос сознания и объективность Трансгуманизм, Сознание, Эволюция, Объективность, Перенос сознания, Длиннопост

Часть шестая. Так что там с переносом сознания?


А теперь и о переносе сознания. Если принять гипотезу о том, что сознание и личность человека не являются целостным объединением, лишь итогом работы множества клеток, которые в свою очередь состоят из столь же разрозненных молекул и атомов, то получается кое-что интересное. Перенос сознания в принципе не имеет смысла, так как сознания как целостного образования объективной вселенной попросту нет. Да, его все еще можно записывать, можно копировать, можно воссоздавать, однако именно «перенос» не является чем то осуществимым. Мы можем постепенно, по одному нейрону, заменять старые части мозга на новые, однако последствия данной замены на сознание будут столь же субъективными. Как и в парадоксе Тесея с объектом А и объектом Б, если вы ассоциируется себя с биологическими клетками, но не с микросхемами, то субъективно при модернизации вы «потеряете себя». Если вы ассоциируете себя со своей абстрактной личностью и воспоминаниями, то сохранив их на новом носителе субъективно вы ничего не потеряете. Но, как бы вы ни считали, состояния А изменилось на состояние Б. Это не убъет вас, не погрузит в забвение, ведь новые органы восприятия и новые микросхемы будут работать ничем не хуже органических аналогов, однако из за того что в человеке нет целостности, то и переносить в принципе нечего. Это все равно что дом из кубиков. Дом является «домом» ровно пока мы его так воспринимаем. Если мы перестанем его воспринимать, то это все еще останется материальное образование сложной формы. Если заменить один кубик в этом доме, то идея дома для субъективного наблюдателя все еще останется. А ведь кроме абстрактной целостности, приписываемой данному образование наблюдателем, больше нет ничего что его объединяло бы.


Лжецелостность удобна для восприятия, это практичнее чем каждый раз осознавая себя поднимать всю базу данных о том, что мы есть на самом деле, учитывая что до нашего времени ни у одного из живых организмов в принципе и не было необходимой для этого базы данных. Однако и отсутствие единства не является чем то плохим, это просто не то, как мы привыкли себя воспринимать. С тех пор как первые животные начали сознательно выделять себя из окружающей среды, они считали себя цельной структурой, они не осознавали ни органов, ни тканей, ни клеток и т.д. И лишь достижения науки последних нескольких столетий позволяют нам выделить гипотезу о том, что это не так. Сознание как целостная структура это лишь иллюзия связанная с комплексностью и многоструктурностью этого самого сознания.

Итоги


Гипотеза о ложной целостности является довольно редким гостем как на философских, так и научных дискуссиях, однако все новые и новые поступающие данные заставляют задуматься о том, не является ли это лишь одним из множества когнитивных искажений. Ведь если взглянуть на культуру через призму этой гипотезу, то многое начнет играть совсем другими красками.

Хочу сказать спасибо всем, кто дочитал до конца и еще большее спасибо тем, кто напишет свое мнение по данному вопросу в комментариях или же составит конструктивную критику. Буду рад любому обратному контакту.

Показать полностью 4

Мысли вслух или возможно ли сознанием дотянуться до объективности?

Мысли вслух или возможно ли сознанием дотянуться до объективности? Объективность, Мысли, Человек, Сознание, Философия, Наука, Эволюция, Психология, Истина, Смысл, Длиннопост

Новые мысли вслух и новая спорная тема. Способно ли человеческое сознание в принципе на объективность или все наше восприятие и мышление безпощадно зажато рамками субъективности? Что такое объективность? Можно ли вывести критерии объективности? Время на подумать, а пост продолжится через 3, 2, 1. Итак.

На все эти вопросы и на многие другие скорее всего не будет полноценного ответа в этом посте, ведь это тема на целую книгу. Но вкратце начертить образ ответа, некоторое направление в котором его стоит искать- задача посильная для условно небольшого объема текста. Для начала, что же такое субъективность и объективность? Субъективность можно выразить как информацию, воспринимаемую или обрабатываемую сознанием через призму уже имеющегося опыта. И тогда мы сразу упираемся в тупик, ведь получается что любой процесс восприятия и мышления проводимый сознанием априори является субъективным и об объективности тут не может быть и речи. Как бы да, но, есть парочка но. Все упирается в количество имеющейся информации. Имей одно сознание весь объем информации о нашей вселенной, его можно было бы назвать объективным, однако на данном этапе это маловероятно. Тогда, если мы не можем единолично обладать всем объемом информации нам нужно искать обходные пути, то есть рационализировать уже имеющуюся информацию. И в этом нам могут помочь критерии объективности. Об этом следующий дальше.


Критерии объективности

Для начала сделаем некоторую оговорку. Работа с объективностью означает работу с информацией, а любая информация поступает к нам из окружающей среды через органы восприятия. А значит мы должны предположить что наши органы дают максимально точное отражение окружающей реальности насколько они в принципе на это способны(то есть такие варианты как то что вся жизнь это сон/то что какая либо часть личного опыта это иллюзия или галлюцинация/то что мы все находимся в симуляции и т.д., мы пока что не рассматриваем, сейчас нас интересует лишь тот опыт с которым мы можем непосредственно столкнуться и взаимодействовать).

Принятие этого допущение в принципе дает нам какую-никакую, но отправную точку для дальнейших умозаключений, фундамент. Влияние субъективности на воспринимаемую и обрабатываемую информацию все еще очень велико, но с чего то ведь надо начинать. Собственно:

Критерий 1: причинно-следственные связи или детерминизм. У каждой ситуации есть причина, которая привела к ней, и следствие, которое было ее продолжением.

Критерий 2: новое знание должно не противоречить уже имеющейся картине мире. Если произошло обратное, значит либо в картине, либо в новом знании есть ошибки которые нужно исправить.

Критерий 3: утверждение можно считать объективным или по крайней мере стремящимся к объективности когда на основании него можно делать прогнозы с высоким статистическим показателем точности.

Критерий 4: чем больше информации известно, тем более полным является представление о каждом отдельно взятом объекте.

Список критериев в дальнейшем будет дополняться. Думаю стоит упомянуть что сам список основан отчасти на методологии научного знания и возможно что то из формальной логики тоже тут есть, но это не точно. В общем, в дальше каждый критерий рассмотрим по отдельности.


Первый критерий.

Причинно-следственные связи(детерминизм).

На самом деле об этом много не напишешь, этими тремя словами и так все сказано, но все же. Принимая на свое вооружение данный критерий мы соглашаемся с тем что всё в мире в принципе объяснимо и имеет свое логическое обоснование. К любой загадке должен быть ключ в виде пояснения, ничего не случается само по себе и так далее. Случайностей априори не существует, любая кажущаяся "случайность" это лишь нехватка информации, необходимой для правильного понимания связей и прогнозирования. Свобода воли? Хахах. Вряд ли, очень вряд ли. Но об этом уже потом. Можно конечно верить в то, что мир непознаваем и познать его невозможно. Можно предположить что случаются события у которых нет причины, нет объяснения. Но насколько такие убеждения продуктивны и помогают познанию окружающего нас мира? Тут не говорится о том что данное убеждение абсолютно неправильное, делать такое заключение слишком рано, пока наука продолжает развиваться. Однако суть науки именно в том что бы находить причины и взаимосвязи, и на данный момент это вполне работает. Наука стремится к объективности.


Второй критерий объективности.

Целостность картины мира, новое знание не должно противоречить уже имеющейся картине. Если есть конфликт, значит есть ошибка в знании либо в картине.

Итак, о всем по порядку. Условно говоря, информация в нашем мозге хранится абстрактными понятиями, ярлыками обозначающими собой сумму данных получаемых от органов восприятия. Сумма всех этих понятий и ярлыков является общей картиной мира, отображающей всю информацию, которую мозг воспринял, проанализировал и сохранил. Однако каждое понятие должно быть целостным, то есть его характеристики не должны быть взаимоисключающими. К примеру чашка может быть либо синяя, либо красная, либо сине-красная. Но в один и тот же промежуток времени она не может быть и полностью синей и полностью красной. Подобная мысль будет противоречием и вызовет конфликт в сознании, так как не сможет адекватно уложиться в общую картину мира и окружения. Заходя чуть на перед, можно даже предположить что этот механизм был специально развит эволюцией дабы устранять взаимоисключающие представления и тем самым оттачивать именно целостность и единость представления об окружающей среде. Наш мозг эволюционно не любит белые пятна и противоречия. Причем же тут объективность. Как уже говорилось, все наше восприятие строится на той информации, которую мы воспринимаем, а значит стремление к объективности подразумевает проработку и решение тех образов и понятий, которые вызывают конфликт или же являются противоречащими уже сложившейся картине. По большей степени все опять таки упирается в объем имеющейся информации, как показателе достоверности и безпристрастности, однако даже при нехватке информации не стоит принебрегать данным критерием.


Третий критерий объективности.

Утверждение можно считать объективным или по крайней мере стремящимся к объективности когда на основании него можно делать прогнозы с высоким статистическим показателем точности.

При описании данного критерия столкнулся с некоторой дилеммой. При описании его теоретической части все выглядит чисто и красиво, но на практике все упирается в интерпретацию прогноза и статистики. Предположим есть два убеждения. Первое это то, что солнце это звезда, вокруг которой крутится наша планета. Второе это то что солнце это светящийся диск, который на своей колеснице по небу провозит некий бог, после чего вечером увозит его на покой до следующего дня. Так вот проблема в том что оба этих объяснения, будь то астрономия или дисциплинированность условного бога, указывают на то, что завтра солнце взойдет вновь, и для лица третьего, не имеющего информационного фундамента, оба объяснения будут равноценны. Так что, все не так просто. Если взять другой пример, лунное затмение, то астрономия по данному критерию берет очевидную победу над теологическим объяснением, ведь божественным знамением можно лишь объяснить лунное затмение, но никак не предсказать его. Сам по себе критерий отображает понимание механизмов окружающих явлений, ведь чем лучше мы понимаем то, как работает окружающий нас мир, тем более точные прогнозы мы можем делать по тому, каким будет его дальнейшее состояния исходя из известных нам переменных. Но вся шаткость данного критерия именно в интерпретации. Он очень тесно связан с нашей картиной мира и имеющимся у нас объемом информации. Делая прогнозы довольно просто ступить на дорогу заблуждений, принимая желаемое и привычное за действительное. И разобраться с этим можно лишь поиском причин и раскопками до самой сути. Если в суждении еще остаётся место для фантазии, значит еще не все механизмы работы явления были найдены. Исходя из этого, можно плавно перейти к последнему критерию, некоторому итогу данной серии размышлений. Объем имеющейся информации. Об этом дальше.


Четвертый критерий объективности.

Объем данных и механизмы работы окружающей среды.

Пожалуй самый важный критерий, сама информация как таковая и ее количество. Как говорилось раньше, все мышление строиться на информации, для того что бы мозг что либо анализировал ему нужен фундамент, исходный материал. Мыслящая единица, которой никогда не говорили что материя может принимать жидкое состояние, не сможет сама представить океан. Значит нужна как минимум фундаментальная информация, но одного фундамента мало. Раз мы ранее приняли то убеждение что все в мире объяснимо и имеет причинно-следственные связи, то логично предположить что пока эти самые причинно-следственные связи мы не выявим в каждом предмете или ситуации, наше представление о ней не будет объективным. Лишь зная все характеристики условного предмета, безошибочно зная его реакцию на весь возможный спектр внешних стимулов, можно сказать что знание о данном предмете достигло объективности. Данное утверждение верно не только для предметов, но и для явлений, для ситуаций, для сложных систем в целом. Познать систему можно лишь познав всю сумму ее элементов. Лишь зная каждый отдельный механизм и его особенности, можно целостно судить о всей системе. Это и есть знание, максимально приближенное к объективному, настолько насколько это в принципе позволяет человеческое сознание.


Итак, хочется подвести итоги всему сказанному ранее. Что такое объективность? Объективность это соответствие внешних явлений и предметов их образам, которые складываются в нашем сознании. Для того что бы это соответствие сохранялось(или появилось) органы восприятия должны адекватно передавать информацию нам в мозг, где она будет отфильтрована и систематизирована. Систематизацию информации лучше не только доверять подсознанию, но и проводить сознательно, пользуясь названными ранее критериями. То есть, соблюдение причинно-следственных связей, целостности картины мира, возможность прогнозирования и полный(максимально возможный) объем информации. Тогда можно сказать что стрелочка с "субъективности" начинает поворачиваться к "объективности". Исходя из всего вышесказанного, есть ли у человеческого сознания шансы на достижение объективности? Чисто теоретически – да. А значит есть и цель к которой можно стремиться. Для начала и то неплохо.

Если кому то вдруг по какой то причине понравился этот пост или настолько не понравился что он желает аргументированно объяснить, насколько сильно все вышеописанное- чушь, буду рад в комментариях поболтать об этом. А для тех кто хочет поболтать не только об этом, но и о всяких научных и философских штуках у меня есть инста(@oko_mindhouse) и группа в телеграмме(T.me/okomindhouse). Там, по вполне понятным мне причинам, все еще никого нет, но именно Вы можете быть первыми!

Показать полностью 1

Мысли вслух или возможные трудности, с которыми столкнется человечество в эволюционной гонке

Мысли вслух или возможные трудности, с которыми столкнется человечество в эволюционной гонке Мысли, Эволюция, Сознание, Психология, Философия, Кризис, Будущее, Длиннопост

Данный пост это попытка собрать воедино то, с какими трудностями человечество сталкивается уже сейчас или может столкнуться в дальнейшем, продолжая свое развитие по эволюционной лестнице и двигая колесо прогресса. Список вещей, которыми мы можем запороть свою цивилизацию уложившись до 2100 года. Итак:

1. Экология и климат

Начнем с очевидного, но достаточно важного. Человеческая деятельность определенно влияет на окружение, и с каждым годом нас меньше не становится. Ну, знаете, заводы, машины, пластик, все эти штуки. Есть страны, которые всерьез занимаются этим вопросом, но есть и такие, что нещадно тянут статистику вниз. Отличный способ завершить историю цивилизации в 2100- оставить вопрос экологии на нынешнем уровне.

2. Политика

Политическая конкуренция между нациями, между народами, между странами. Конкуренция присуща почти всем видам в принципе, и не сказать что это что то уж совсем плохое, она стимулирует развитие, спасает от застоя. Часто именно конкуренция и является двигателем прогресса, мотивацией к развитию, совершенствованию. Однако когда вопрос касается не двух соседних племен, а целой планеты, когда камни и палки сменяются ракетами и бомбами, то ставки очень высоки. И, к сожалению, как показывает практика, мы еще не нашли способа урегулирования конфликта без войн. Нестабильная политика- довольно опасная штука.

3. Искусственный интеллект

Много фильмов снято об этом, много книг написано, но все же, каковы перспективы? Совладаем ли мы с собственным творением? Еще не успев до конца изучить собственное сознание, собственную нервную систему, многие уже стремятся создать нечто более совершенное. Не успев разобраться с собственным смыслом бытия, полуслепо чертить образ следующей ступени развития. Сможем ли мы объяснить принципиально новому организму, в чем смысл жизни, сможем ли мы объяснить ему, кто мы такие в принципе и что есть "он". И самое главное, получится ли у нас не утратить свою актуальность перед лицом нашего собственного творения и ценность на весах эволюции?

4. Кибернизация

Этот пункт отчасти схож с прошлым. Что есть человек? Если заменять части человеческого тела по одной, то в какой момент существо перестанет быть человеком и станет машиной? Кто то может сказать, дык, когда мозг заменят на механический(варианты с сердцем и душой тут по этическим причинам не рассматриваются), однако что если и мозг заменять по частям? Почувствует ли существо что оно в какой то момент уже не человек или продолжит воспринимать себя по старому? Не потеряем ли мы сами себя в бездумной погоне за улучшениями своего собственного тела? Чем слаще плод, тем он опасней. И пусть эволюционная гонка и продолжится, но в какой то момент уже без нас.

5. Генные модификации

В принципе все то же самое что и в прошлом пункте, но вместо механических имплантов редактирование генов до неузнаваемости. Может ли это привести к бесконтрольному хаосу? Кто знает.

6. Конец психологии

Большинство из нас привыкло к тому что человеческое сознание это что то мистическое и необъяснимое. И даже для тех, кто считает что у всего есть свое объяснение, на практике нет понимания того, как там все на самом деле устроено. В чем смысл жизни, почему одни вещи приносят нам удовольствие, а другие расстраивают, почему в этой ситуации мы поступаем так, а в другой иначе. И прямо сейчас психологи и биологи постепенно собирают все эти пазлы воедино. Пока что это кажется чем то далеким, отстранённым, если ввести в поиск слово "сознание", то поисковик выдаст десятки определений, одно краше другого. Однако, сможет ли человечество принять себя, когда белых пятен в изучении мозга не останется. Когда каждый будет знать, почему ему нравится именно эта музыка, а не другая, когда каждый будет понимать причину и следствие своих решений и даже мыслей. Не обесценится ли сама суть удовольствия, когда каждый будет знать как оно работает и для чего оно нужно было изначально. Сейчас это кажется чем то далеким, но еще двести лет назад не было фактически никакого понимания об устройс

тве мозга. Наука бежит вперед, успеет ли наша культура адаптироваться вслед да ней?

Данный пост не является чем то пессимистичным(по крайней мере он таким не задумывался), а скорее мысли вслух о том, как в принципе может любой цивилизации быть тяжело на таком же этапе развития, на котором сейчас находимся и мы. Задумываясь об этом, не кажется уже и таким удивительным что мы все еще не нашли следов иной жизни во вселенной, ведь что бы выйти в космос нужно столько всего преодолеть. Не стоит думать что если развитие вида дошло до письменности, то дальнейший путь будет как по маслу. Подводные камни всегда рядом и с ними нужно считаться. С другой стороны, раз мы дошли туда, где находимся сейчас, значит мы уже преодолели немалую часть кризисов и проблем, что грозили нам раньше. Довольно мотивирующий факт на пороге новых преодолений.

P.S.: если кому то вдруг стало интересно и хочется поболтать о чем то таком(эволюция, психология, биология, философия, объективность, хах), то у меня тут есть уютный телеграм канал(в котором пока никого нет, но именно Ты можешь быть первым!)
T.me/okomindhouse
И в истаграмме тоже пару постов об объективности у меня есть. Может кому интересно будет
@oko_mindhouse, или тип того. Вот.
P.P.S: по хорошему еще бы пункт про болезни и эпидемии добавить, но это у всех и так на слуху сейчас. В общем, да, аккуртанее там, и не болейте. Всем здоровья.
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!