Nadejda9Shadrina

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
98 рейтинг 1 подписчик 1 подписка 2 поста 0 в горячем

Что задумано, то не сделано

В экскурсии «Мечты, мачты и мосты» с Анной Мураговой мы узнали о том, каким задумывался наш город и убедились, что он никак не поддается планированию, так как ничего из задуманного толком не было осуществлено.

Получил свой облик после войны. Центр конец 40-х – начало 50-х и до конца 55 года.

Архитектура: все дома похожи, но каждый индивидуален, формировалась во времена Сталина. Это важно потому, что дома построены в стиле Сталинского ампира – имперский стиль, который возник во Франции в эпоху Наполеона. Все большие города выполнены в едином стиле, но наш всё же отличается. Сталинские высотки облицовывались натуральным камнем, так как это по статусу. В крупных городах, но не в столице облицовывали не под камень, а штукатуркой, поэтому они серы, массивны и тяжелы, давят.

Нам было не по статусу, но стиль сохранился, наши архитекторы его упростили: 1) здания не такие высокие; 2) камень и штукатурка под камень заменили обычной.

- У нас низ здания тёмно – красный, а верх жёлтый в то время, как в Барнауле здания зелёные. Это какая – то особенность города?

- Нет, это просто так исторически сложилось. Архитекторы посчитали, что так красивее. В конце концов, они все друг с другом знакомы были. У нас тоже есть зелёные здания, например, Вокзал, но это уже 60-е, года Сталинский ампир отцвел. Однако, черты всё же сохранены. У меня возник вопрос однажды, почему построили здание в стиле ампир тогда, когда он уже изжил себя. Оказалось, что это был типовой проект. Гораздо легче и дешевле сделать по типовому чертежу, чем всё перекраивать. Все же здания вокруг нас – авторские. Среди них нет ни одного типового проекта.

Эта площадь вообще не такая, какой задумывалась, а именно здания.

Главпочтамт и городская администрация: оба с башенками, только на одном настоящая, а на другом нет. На втором её долго не было. Строили их в середине 50-х, когда они только достраивались. А в августе 1955 года вышло постановление Никиты Хрущева «Об архитектурных излишествах» в народе. И весь сталинский ампир стал ненужным, тратным и преступным.  Главный архитектор города – Моисеенко, который достраивал здания, предполагал, что вся площадь будет в системе соподчиненных шпилей: чем важнее здание, тем выше шпиль. С боем отбил башенку на главпочтамте, но на городской администрации пришлось снести.

- Но сначала же это не было зданием городской администрации».

На нем была скульптуры собаки и ещё какая – то. В итоге их убрали. Заплатили, но всё равно убрали. Подобная история с башенками у нас по всему городу. Здание областной администрации должно было быть выше, причём по слухам, но здание должно было быть самым главным. По типу сталинских высоток. Конечная высота – 67 метров должна была быть. В народе его называют «Комод» и то, что мы видим – это основание. Городская администрация ниже областной. Изначально было зданием управления НКВД.

Герб Российской Федерации – гипсовый, но, если его отклеить, то обнаружится каменный Советского союза.

Памятник Пушкину – маленький, так как в человеческий рост. Здание Кузбассгипрошахт – не должно было быть.

Здание, в котором ресторан 7 пятниц, планировалось как дом с магазином. Долгое время находился магазин «Мелодия». Изначально магазин «Динамо». Строился для работников управления нквд. До этих домов (ресторан и напротив) в Кемерово не было зданий, где на первом этаже располагались бы коммерческие организации. Либо жилой, либо общественный. Как узнать, предполагался ли магазин? Можно заметить оп тому, что нет чётко обозначенного входа, а, например, в 1 уНиверсаме понятно, что предполагался, вход на углу.

Архитектор Суриков, местный, но учился в Ленинграде, приехал сюда, строил уже у нас, и построил коллонаду в Горсад.

- У мастеров ведь не было шансов на самореализацию, всё построено. А здесь пустырь – строй сколько душе угодно. Сами себе построили памятник.

Им говорили построить здание и через него они себя реализовывали. Показывали, что им больше всего нравится в мировой архитектуре. Тот же Суриков показал нам, что ему очень нравятся арки. Арки, конечно, были Санкт – Петербургские. Выложены на потолке так же квадратиками, сам свод очень похожи. В Мариинске такая же ситуация, только там их ссылали. А Петербург – это своего рода модель Венеции: каналы, арки, самый красивый город. Венеция всегда была сплавом самых разных культур: европейская, восточная. Такая же разнообразная. Там арки для того, чтобы проплывать, поэтому их много и они высокие, оттуда в Питер, а потом к нам.

А вот, что у нас общего с романтичным Парижем? В 2012 году приезжал нидерландский архитектор Питер Вандерторн и сказал, что похож на Париж большим количеством бульваров: Весенняя, Кирова, Пионерский, Строителей и так далее.

После эсманизации, когда город перестраивали ввиду разрастания населения, узкие улочки расширили, от чего появилось большое количество бульваров.

До того, как появилась орбита – не было московского телевидения, вообще. Только местное часа на два, а московское появилось только в 1962 году. Это было только прямое вещание. Сначала первый канал появился, а через год второй.

Изначально орбита не стояла, а крутилась, следовала за спутником до 1990 – х годов. Орбита – самая крупная за Уралом и первая. Первая станция телевизионной связи за Уралом. Стоит как памятник архитектуры и истории.

- Раньше стояли сосны, чахлые – чахлые, и не росли, а сейчас начали. Может из – за того, что орбита излучение сильное давало, а потом перестала?

Скульптура девушки, всегда думала, что это русалка, стала ещё одной тайной, которую мы разгадали, когда подошли к следующей станции нашего путешествия – мачтам и мостам.

"Труженица Томь", называется экспозиция. Посвящена Томи.

Но стоило ответить на этот вопрос, как возник совершенно другой: откуда же появилось название «Томь»?

- Томь – это название местное, в смысле совсем местное. Местные племена Кеты здесь жили до того, как сюда пришли русские, казаки. Слово «Томь» в переводе с кетского означает «Тёмная река», а тёмная в сравнении с другой – светлой рекой Обью.

В том месте, где Томь впадает в Обь очень сильно заметно: у Оби песчаные берега и её воды кажутся светлыми, а у нас каменные берега и илистое дно.

Самой же долгожданной тайной, что нам довелось разгадать – это мосты. А как иначе, если именно эти подвесные дороги, будто уходящие в другой мир, как железная дорога в анимэ Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», объединяют множество городов?

- Через реку Томь идёт 3,5 моста, - просветила нас экскурсовод, но есть подвох – лишь через Томь, а есть и река Искитимка, секреты которой нам так же было суждено узнать.

Искитимок много по всей области и у всех одно название – Искитим. Вообще, у нас река правильно называется «Кура Искитим», что переводится как «Сухой Искитим», но по сути в некоторых картах, например на английском, для туристов, которые в Кемерово приезжают, написано «Река Искитимка». Название «Искитим очень распространено. Название дали племена Кыштымов. Казаки, когда пришли, спросили у кыштымов: «Вы кто? Вы откуда?» на что они ответили: «Мы из Кыштым». И место, где они обитали постепенно переименовалась в «Искистим», а в итоге – Искитим. Поэтому рек много. Это все те места, где жили кыштымы.

И тут мы подошли к главному вопросу: сколько же мостов через реку Искитим?

«Университетский, через Красноармейскую и два через Ленина: один прохожий узенький и один широкий проезжий. По Себиряков – Гвардейцев, горбатый. На самом деле я считала и получилось, что только по реке Искитим у нас 9 мостов. Река Искитим образуется в черте города Кемерово при слиянии двух рек- Куры Искитим и Большая Камышная, что в районе улицы Камышна. Количество мостов через притоки, Куру Искитим и Большую Камышную, если вместе считать, только в черте Кемерово – 30 мостов.

- Считается же, что чем больше река, тем больше мостов, а оказывается – наоборот, так как через большую реку сложнее строить и намного дороже. Еще с Искитимкой связана история тоже большого, грандиозного проекта. В конце 60-х начале 70-х годов начали активно благоустраивать территории города. Одним из пунктов благоустройства предполагалось запрудить, построить дамбу на реке Искитим, чтобы в районе парка Жукова получился пруд.

Как и в любом крупном городе США у нас есть и свои небоскребы единственные в городе в своём роде.

- Посмотрите на три 21-этажных жилых здания – Кемерово Сити. Их уникальность в том, что это самые высокие здания в городе Кемерово. Очень редко можно встретить жилые дома среди самых высоких. И они ещё долго буду оставаться самыми высокими потому, что в 2013 году, когда было землетрясение, губернатор постановил, что в Кемеровской области не должно быть зданий выше, чем в 16 этажей. К теме высотных зданий относится и площадь Карла Маркса напротив ТЦ «Лапландия», где сейчас располагается магазин «Магнит». На этой площади, когда начали реставрировать «Лапландию», начали превращать из СКК «Октябрьский» в «Лапландию» это здание выкупила алтайская компания «Алпи», одним из проектов которой была постройка на пустыре небоскрёба в 75 этажей.

Обратили мы внимание и на старую пристань, о которой мало кто знает. Была построена где – то в 1918 году из старого камня, песчаника.

- Как мы говорили 3,5 моста через реку Томь, на которой изначально с ними была большая проблема. Когда наш город только начинался как город здесь не было моста вообще, поэтому переправляться можно было либо зимой пешком, либо летом на лодке, пароме. Соответственно 2 раза в год: время ледохода и ледостава переправляться было нельзя, поэтому на одном берегу цены были дороже, чем на другом товары были на одном берегу, а переправлять на другой - дорого. Проблема была и в том, что людям, которые работали на правом берегу и на левом, тоже нужно было куда – то деваться и поэтому много оставались на постой во время ледохода и ледостава на правом берегу. Были бараки, но мало, не хватало. Поэтому многие жители сдавали свои дома, комнаты, чтобы рабочие люди, преимущественно шахтеры, жили в это время, межсезонье, в их домах. И вот какая ситуация происходила. В Кемерово, 20- е – 30-е годы, женщин было намного больше, чем мужчин. И была такая ситуация, что из-за разлива Томи, невозможности с одного берега на другой перейти, мужчины, которые обычно жили здесь, у которых была семья, переезжали туда, снимали у кого – то комнату, где женщина их пригрела, и уходили в ту семью. Томь была вот такой разлучницей. Постройка моста задумывалась еще в досоветское время, но так и не осуществило.

В 1936 году власти решили, что пора бы и построили мост на понтонах, то есть на якорях через пантоны, на которых располагался настел. Якоря от этих мостов до сих пор там остаются. В музее – заповеднике «Красная горка» есть якорь огромный. Корабли с такими якорями никак не могли ходить по реке. Вход на тот мост был платным и некоторые горожанам платили за вход, брали с собой белье и стирали в реке, так как находился на уровне воды. В 1950-е годы, в 1952 построили капитальный мост. Он так и назывался «Капитальный мост», потому что был надёжнее пантонного и вход на него был бесплатным. Первое время люди ходили на него гулять как по аллее.

В 70-е годы люди начали говорить о том, что мост надо перестраивать, когда никто к этому готов не был. Потом в 80-е годы построили второй, Кузбасский, мост на Терешковой, но он все равно не заменял износа этого моста. Новый мост – Кузнецкий – новый старый мост, строили 16 лет, с 1990 по 2006 год. Не могли найти денег. Для своего времени они был самым широким за Уралом по проезжей части. О канатных дорогах: все помнят в 80-е годы у нас поставили опоры и с другой стороны канатной дороги. Канатную дорогу так и не провели, так как не выгодно. В сосновом бору не разрешали сделать парк.

В итоге, в 2014 году, сделали особо охраняемые природные зоны. Предполагалось, что канатная дорога будет продолжением нашего парка – Горсада. Мачты так и стояли, убрали только несколько лет назад. Все понят мачты с «подвешенными космонавтами». Есть все же канатная дорога напротив КОКСОхимического завода за этими мостами. Там сохранилась деревянная мачта».

Так, пазл за пазлом, мы продолжаем воссоздавать картину истории нашего такого разнообразного города во всех смыслах этого слова. Экскурсия закончилась просмотром старых фотографий в гостинице «Томь», об истории которой нам любезно рассказал один из работников.


томь #кемерово #искитимка #мачты мечты и мосты #труженница томь

Что задумано, то не сделано Путешествия, Экскурсия, Кемерово, Томь, Мост, Мачта, Мечта, Длиннопост
Показать полностью 1

Милые крайности или как всё началось с самолёта 28.02.2019

Хоть день чувств ожидается лишь завтра, а разговоры о них настигли нас уже сегодня. Вот оно, свойство любви – даже в мыслях настигает тогда, когда не ждёшь.

- Человек пользуется любовью как прилагательным, существительным, глаголом, что отличает человека от Бога. – поделился своими мыслями Сер-Йога – Почему говорят: «Любовь неразделённая»? Потому что она неделима.

И вправду, а как можно её разделить? Она ведь не имеет ни веса, не длины, ни глубины… Её источник не иссякаем, как, например, озеро и пересохнуть он не может.

Часто на вопрос: «Почему вы расстались?», отвечают: "От него не было отдачи". А что вообще такое отдача? Всю жизнь мы сталкиваемся и живём с крайностями и отдача – это одна из них. Когда же наступает момент, когда мы начинаем в ней нуждаться? Думаю, что это зависит от степени близости с человеком. Нам не нужна отдача от всего мира, если в нас есть любовь, но всегда будем её ждать от того, с кем хотим провести жизнь. А иначе в этом случае мы стреляем в холостую.

Так всегда и бывает: Сер-Йога не устаёт делиться жизненной мудростью, а мы только и удивляемся, как он ограничивается лишь написанием картин и не берётся за книги.

Как в вопросах истинной крайности мы не могли не затронуть вопрос о знаниях, разуме и о том, что же из них важнее? Кто же победит в этой борьбе?

А победителя и вовсе нет!

- Любовь и знания – рождены из одного источника в разные стороны. Обе важны для человека. Они основа, первообразы. – Расставил точки над i художник.

Человек всё время пытается выбрать один из полюсов, крайность, не понимая, что оба они важны. Ведь, чувства делают нас живыми. А знания помогают выжить. Эта вечная борьба вечна и бессмысленна. Нужно просто находить компромисс.

Так разговоры о любви привели нас к самому чувственному концерту.

Вы когда-нибудь были в Индии? Я была вместе с гостями сегодняшнего вечера.

В руках виртуоза любой музыкальный инструмент превращается в нечто большее, настоящей нитью Ариадны, что проводит в самые сокрытые, даже от нас самих, уголки подсознания. Так и ситар провёл нас в настоящую Индию.

- Это ситар, индийский инструмент, - начал свой экскурс Степан Христанов, - весит 3-4 кг. Основа сделана из тыквы. Есть целые участки, где их выращивают, срезают, обрабатывают и сушат. Поэтому получается полая форма с таким звуком. Он очень твёрд и хрупок. Гриф сделан из дерева. Сколько струн, столько и кальков. 18 струн, 12 из которых – резонирующие.  Настройка идёт для каждого произведения отдельно. Впервые услышал 15 лет назад и подумал: «Здорово звучит. Возможно, однажды, возьмусь играть на нём». Со временем уже забыл об этом, но мысль засела где-то глубоко. Потом поехал в Индию, отдыхать, позагорать, как и все, и познакомился там с учителем и понял, что хочу научиться языку, игре на ситаре, культуре. Индия стала для меня настоящим институтом жизни.

Столики с расписными восточными узорами коврики, экзотические инструменты и мелодии, полумрак…и вот я уже не в комнатке «Кота да Винчи», а на побережье реки, где горит костёр, и на диванах уже не сидят гости, а танцуют у костров девушки в золоте, татуировках из хны и в сари. Это не было музыкой транса, а звуками неведомого мира, целой вселенной древней культуры, знаний, понимания сущности жизни.

- В Индии так заведено: научился ходить, говорить и тут же идёшь учиться музыке. Она была и до сих пор является светским дворцовым искусством, для власти, махараджи. Классика для низших была недоступна. Мой учитель до 14 лет обучался вокалу и только потом принялся за ситар.

Вот так. А называют страной третьего мира. Знаете, а в таких ситуациях стоит задуматься, какие же странны и впрямь являются странами третьего мира.

Да, материально Индия несколько бедная страна, но тем не менее она на первых местах по численности населения и площади занимаемой территории. Да, возможно многого они не знают, но нужно ли это? Индусы живут так, как и их предки тысячи лет назад, придерживаются тех же правил и традиций и не вымерли, а что Европейские страны? Ведь те, кто утратили традиционный строй неустанно гибнут как нации. Кто хочет ехать в Европу? Да этих людей можно по пальцам сосчитать. Однако же, кого не спроси, а многие хотят в Индию, арабские страны. А почему? Да потому что там жизнь. Люди там живут. Живут имея основу под ногами, ибо верны своим традициям, связям с предками. Говорят, что индусы и арабы знают толк в жизни… Его знают все, просто не хотят использовать и принимать, как нечто само собой разумеющееся. Не нужно ехать куда-либо за жизнью, за спокойствием. Его нужно обрести здесь и сейчас, в самом себе.

- Что значат для вас слова «дом» и «мир»?

- Дом там, где я. Мир там, где дом.

- И что, никакой тоски?

На второй год проживания в Индии появилась тоска по русскому языку, берёзкам, борщу, по родным. Но это естественная тоска по месту, где родился. А с другой стороны, какая может быть тоска, если ты в ладу с самим с собой?

Действительно, какая тогда тоска? Ведь по сути мы – это всё, что у нас гарантировано есть. Который раз убеждаюсь. Что, если в человеке чего-либо нет, то он этого ищет в ком-то или в чём-то. Когда в нас нет любви, мы начинаем ожидать её от других. Когда нет гармонии с собой, то возвращаемся домой, хотя, он прав. Дом там, где мы. Но, как же жить среди, всё-таки другого, народа, культуры?

- Началось всё с самолёта. Начал жить так. Как ведёт поток, а отсюда и йога с музыкой.  Сначала просто интересовался, но когда понял, что нашёл свою тему, то можно и углубиться. Было такое, что ехал в Индию и чем противиться некоторым вещам, которые мне не нравятся, то не воевал, а расслаблялся и принимал. От этого легче. Не нужно противостоять чужим обычаям, поэтому в Индии я был индусом, в Испании – испанцем. Это всё собственная перестройка головы.

Общаяясь с человеком, я не заметила обычных искорок, бегающего озорного взгляда, а нечто другое. В его взоре была жизнь, время, что застыло на мгновении счастья и спокойствия.  Есть люди со взглядом глубоким, но бурным, словно воды океана, но не у него. Странный, но в глубоком, как земля взгляде, где мысли словно корни и листва.

В этот вечер в нашем мире воцарилась гармония и порядок. Для меня так и останется загадкой то, что человек смог влиться в совершенно другую культуру, взять за основу и показать себя.

Не может не застать удивление при виде человека, варьирующего 18-струнным инструментом. Это обстоятельство объяснило для меня абсолютно всё и стало некоторой метафорой. Вообще я понимаю что-либо в основном через метафоры.

Он босиком, а значит открыт для мира, не боится. Играет на ситаре, инструменте с такой твёрдой, но хрупкой основой, прочным деревянным грифом и 18-ю трудно и индивидуально настраиваемых струн, значит, что он в ладу с твёрдым разумом, сильным, но хрупким сердцем и так тонко организованной душой.

Это натолкнуло меня на мысль о том, что у каждого человека есть своя вторая половинка, через которую он проявляют свою любовь. Это инструмент, который является его воплощением, проводником, помогающим понимать мир вещей через нечто высокое и бездонное. Его собеседник, друг, соратник. И не всегда мы находим это в месте, где родились.  Мы чувствуем себя дома там, где соприкасаемся с двумя мирами.

У Степана это ситар, который он обрёл в Индии. Когда человек любит и может выражать любовь, то ему никто не нужен.

Мы ошибочно думаем, что нам нужен человек, чтобы любить или когда мы любим. Нам он нужен, чтобы вернут себя. Когда мы не любим сами, когда этого нет в нас самих в душе, сердце, то начинаем ошибочно любить телом и от этого только теряем гармонию.

Степан нашёл гармонию с собой, своего спутника в мире вещей и обрёл намного больше в мире мысли, души и сердца.

Музыка Индии - это импровизация, вольный полёт мысли, ритм сердца и чуткость души.

- В Индии между индусами и мусульманами вражда до сих пор, но тем не менее они охотно учатся друг у друга, - просветил нас Степан, говоря, что в игре на ситаре мусульмане куда больше преуспели.

Одних это удивит, мол, как так? Они враждуют, но учатся друг у друга. Но ведь искусство – это особая территория, где подчиняются совершенно другим заповедям.

Будучи журналистом, даже в душе, я сделала для себя небывалое открытие. Человек, который преуспел в каком – либо деле, всегда является или заядлым атеистом, или верующим. А иначе говоря – человеком страстным. Его дело становится его религией, в которую он направляет свою энергию. Как журналист, который начинает с писательства, с познания своего мира, чтобы понять другой, так и вера сначала порождается в Бога, а потом перерастает в дело.

В религиозном аспекте религия – это твоё дело, где прежние границы не имеют значения, ибо есть свои. Индусы и мусульмане учатся у друг у друга потому, что искусство их объединяет, делает единым особым народом со своим языком, с которым Степан нас и познакомил.

Он привнёс немного Индии, что так необходимо каждому из нас. Традиционная музыка, какой бы культуры она ни была, всегда найдёт отклик в памяти. Это музыка чувств, которые есть и у каждого, и, которых так не хватает.

Мы сидим друг перед другом, смотрим в глаза. В его – вековое дерево, уходящее вглубь корнями и ввысь листовой, а в моих…для меня это до сих пор загадка. Атмосфера не напряжена, но настолько ощутима и нежна, что невольно начинаешь верить в перерождение, даже будучи живым.

- Скажите что-нибудь на хинди, - не могла не попросить я.

Как же можно прочувствовать культуру, не слыша языка?

- Tum bahut sundar he, - произнёс он так мягко и естественно, будто родился, говоря на этом языке.

Ощущение лёгкости и приземлённости усилилось. Желание оказаться у храмов Индии стало едва ли преодолимым. Мысль, что где-то есть народ, который сохранил свои традиции, всё больше привлекала.

Его взгляд не менялся, однако приобрёл некую лукавость, будто искушая пойти за ним.

- И что это значит? – только и смогла прошептать я, ибо голос мой срывался от робости.

- Ты очень красивая, - произнёс ситарист тем же тоном, так что до меня даже не сразу дошёл смысл им сказанного.

- Я? – только и смогла ответить на комплимент.

Да, весьма глупо и по-детски, что не сразу смогла воспринять комплимент.

Между нами ощущалась заметная разница: в отличие от него меня будто сковывала некая суровость. Я даже позавидовала, что он может вот так легко быть расслабленным. Это обезоруживало и обескураживало.

- А можете написать на хинди, транскрипцию и перевод? –попросила, протягивая тетрадь.

Признаюсь, для меня было это в диковину и мне хотелось всеми силами запечатлеть это и сохранить, как некий артефакт, свидетельствующий об ином мире, которого, возможно, я никогда не увижу.

«तुम बहुत सुन्दर हो

Tum bahut sundar he

Ты очень красивая» - было написано на листе, что навсегда сохранилось как величайшее сокровище.

Да, каждый может написать и перевести в интернете, но это было написано человеком, побывавшим в Индии, впитавшим его дух и написал он это, вложив эту энергию.


https://vk.com/khajuraho
Милые крайности или как всё началось с самолёта 28.02.2019 Культура, Ситар, Искусство, Индия, Длиннопост, Путешествия, Вокруг света
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!