«Американские ученые доказали...» и другие способы сделать так, чтобы тексту доверяли
Читая тексты в интернете люди часто сталкиваются с дилеммой: верить или нет в то, что написано. Иногда тексты подвергаются критической оценке, а некоторым текстам люди верят сразу и без сомнений. Знаете ли вы автора текста? О чем этот текст? Как он написан? Все это, и многое другое определяет восприятие текстов и их убедительность. Проблемой убедительности коммуникации занимались такие психологи, как Г. Лассуэл, К. Ховланд, Дж. Келли и другие. Все они разрабатывали модели убеждающей коммуникации, выявляли факторы, которые влияют на убеждение и рассматривали сам процесс убеждения. Сегодня мы посмотрим на процесс убеждения с точки зрения человека, который читает текст.
Представьте, что перед вами текст про путешествия, в котором автор описывает прекрасный отдых в каком-нибудь райском месте с морем, солнцем и пальмами. Вы можете начать внимательно читать текст, где подробно описаны характеристики места или вскользь взглянуть на первый абзац, затем оценить насколько длинный пост и как выглядит автор этого поста на фотографии. В зависимости от выбранной вами стратегии, вы будете использовать центральный или периферийный путь анализа информации. Что это значит? Это значит, что вы будете опираться или на аргументы или на факторы, которые не связаны с содержанием информации, но тоже играют немаловажную роль в тексте. Авторы вероятностной модели обработки информации информации Р. Петти и Дж. Качоппо утверждали, что человек в каждом отдельном случае использует только один из путей анализа информации. Центральный путь заставляет нас искать дополнительную информацию и основывать свои выводы на аргументах. Периферийный путь ведет нас только к внешней оценке информации, быстрой и не очень точной, без глубокого погружения в тематику. Поэтому, когда вы видите в тексте «Американские ученые доказали…», это можно расценивать как попытку автора запустить у вас периферийный путь обработки информации, потому что факт уже подкрепляется информацией, в которую мы привыкли верить и анализировать факт так тщательно уже не обязательно.
Поэтому, для того, чтобы написать текст, которому будут доверять, нужно не только занять аргументированную позицию, привести понятные примеры и подробно все описать, нужно также прикрепить красивую картинку, разбить информацию на пункты или структурировать ее другим образом. Это позволит охватить аудиторию с разными путями обработки информации и убедить всех.
Кстати, периферийный путь обработки информации люди применяют чаще, чем центральный, так как мозг просто ленится выполнять дополнительную работу)
Я немного рассказала вам о доверии к текстам, а теперь хочу узнать ваше мнение о некоторых текстах и характеристиках, которые обеспечивают доверие этим текстам. Поэтому я предлагаю вам пройти опрос https://oprosso.net/p/5hXRAZZd6EjjRRWgv
В качестве вознаграждения за прохождение опроса вы можете принять участие в розыгрыше 5 сертификатов Ozon на сумму на 2000 рублей и 1000 рублей, для этого нужно будет пройти опрос до конца и указать ваш e-mail в соответствующем вопросе. Результаты розыгрыша придут вам на почту 16 декабря 2023. Участие в розыгрыше полностью добровольное, а сам розыгрыш я организую для того, чтобы поблагодарить вас за время, которое вы потратили на прохождение опроса. Если вы переживаете за утечку данных вашей почты, вы можете воспользоваться сервисом временных почт, главное, чтобы такая почта просуществовала до 16 декабря (пример сервиса временных почт: tempail.com)
Где можно дополнительно почитать про убеждающую коммуникацию:
Д. Майерс. Социальная психология. Книгу очень легко найти, в ней есть глава 7 «Убеждение»
Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. Социальная психология. Глава 5 «Установки и изменение установок»
Любой учебник по социальной психологии или убеждающей коммуникации.