Жрецы и жертвы

(продолжение мини-цикла, первая часть здесь)


Понятие жертвы - непростая штука. Оно на самом деле, конечно же, гораздо старше любой развитой религии - в сущности, следы практик жертвоприношений вообще есть тот самый первый маркер, по которому мы определяем, что у первобытных людей была религия как таковая. Но очевидно, что именно с возникновением организованных религий жертвоприношения вышли на качественно новый уровень, и стали центральной частью культовой практики на всю Античность.


Зачем же нужна жертва и кому именно она нужна?


Здесь тоже, как мне кажется, есть два основных подхода.


Во-первых, жертвы - это пища богов.


Давайте не забывать, что понятие независимого всемогущего божества - это очень, очень поздняя штука. По-хорошему говоря, первой религией, в полной мере заявившей бога абсолютом, который может иметь могущество без помощи и содействия людей, было христианство (ну, хотя, пожалуй, такие идеи были уже и в прото-христианском фарисейском иудаизме). До этого бог, даже очень могущественный, всё равно всегда существовал в пространстве, населённом иными силами, с которыми тем или иным образом мог состязаться; и человек здесь мог оказать своему божеству солидную помощь. Даже в зороастризме - монотеистической религии спасения в принципе-то - бог добра питался человеческими действиями, приобретая тем самым дополнительные возможности в борьбе с равносильным ему изначально богом зла. Что уж говорить о любых вариантах политеизма. Здесь "подкормить" своего бога совершенно определённо означало расширить его сферу влияния, дать ему дополнительные точки проявления, организовать тем самым себе самому его поддержку там, где раньше это было невозможно. Основав новую колонию, греки "приманивали" родного бога на запах жертвенного очага, создавали для него новый центр проявления - и утверждали тем самым над новой землёй свою власть.


И то, что бог принципиально крупнее и значимей, чем шаманский дух конкретного болота, качественно ситуации не меняло. Просто его теперь кормят больше людей; в сущности, это что-то типа самоподдерживающейся системы. Чем больше людей кормят потустороннее существо - тем оно сильнее; и вот оно начинает действовать через жрецов и организованный культ; и ещё больше людей начинают его кормить; и оно становится ещё сильнее... взболтать, повторить.


Но есть и второй аспект. На самом деле жертва - это ещё и важный способ подтвердить свою лояльность богу и свою эмоциональную связь с ним. Подарок богу, жест дружбы и почтения - или вассального повиновения, тут уж как у вас с ним сложилось. Есть масса примеров, где жертва просто доставляет богу удовольствие, радость - и тем самым жертвователь становится для него тоже в чём-то ценнее. В этом смысле понятие "жертва" может здорово расширяться. Жертвой может стать не просто какой-то сожжённый на алтаре предмет, а действие, поступок, работа - что угодно, что а) очевидно приятно божеству, б) ритуально посвящено тобою ему. В этом смысле какие-нибудь греческие врачи, бесплатно леча нищего, говорили "Жертвую этот труд Асклепию"; а жрицы Иштар жертвовали своей богине секс; а воины посвящали Аресу или Ирсиррам свои сражения и свою боевую ярость; etc etc etc.


Чем сильнее развивается культ, чем он становится сложнее - тем более второй тип жертвы вытесняет первый. Здесь можно видеть некоторую интеллектуализацию веры... а можно просто предположить, что как следует наеевшееся божество просто начинает нуждаться от своих верующих уже в более высоком уровне потребностей по Маслоу. "Пожалуй, я сыт; а теперь хочу полюбоваться танцами и поговорить о высоком!"


Что ещё важно понимать. Естественно, у практики жертвоприношения есть и аспект, обращённый не к божествам, а к людям. Жертва почти всегда окружена ритуалом. А ритуал объединяет, позволяет чувствовать причастность к большему и единство сообщества. Связанный с другими сожертвованием, ты уже принадлежишь неотъемлемо к некоторому обществу, которое совместно радует могущественного покровителя. Это отличный способ борьбы с тревожностью и чувством одиночества; даже будучи по какой-то причине вдали от дома, человек может принести жертву родному богу в урочный час, и тем самым ощутить незримую связь - бог вступит с тобой в контакт и передаст тебе привет от родных осин/олив/крокодилов. Совершая жертву самостоятельно, свидетельствуя чужую жертву или хотя бы просто зная, что где-то дымятся столетние алтари, человек осознаёт, что мир всё ещё связан договорами и заветами, и "всё служит Лучу". Именно поэтому лучший способ опрокинуть сложившуюся систему связей - это разрушить храмы и повергнуть жертвенники.


И вот здесь включается ещё одна, особая, роль жреца. Тот, кто часто пропускает бога сквозь себя - тот, естественно, лучше других знает его привычки и нужды, он как бы находится в постоянно возобновляющейся, хотя и перемежающейся повседневностью, эмпатической связи с божеством. Как следствие, именно он просто-напросто лучше всех знает, каковы именно потребности бога, какой именно жертвы он хочет, что ему нужно - пища, удовольствие или внимание, как лучше всего поступить, чтоб оказаться в созвучии с ним. В ритуале жрец выступает дирижёром, добиваясь того, чтоб ритуал стал наиболее гармоничен и целен, и жертва наиболее эффективно достигла своей цели, и ничего из потраченных сил и средств не пропало даром. Более того - с изобретением письменности и иных средств доставки информации жрец может буквально составить инструкцию, которая позволит правильно действовать даже тем, кто сам не слышит голоса божества.


И это - очень важная точка; здесь жречество вступает в некую новую и сложную фазу развития. Но об этом стоит поговорить отдельно.


Отсюда

Эзотерика и магия

2.1K постов4.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.